Тема1. Возникновение культуры мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функции философии

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX-XX вв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности явились) важными факторами построения современной картины мира.

2. Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis — знание). В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимодействии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.                                                         

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria — опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio — разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека

3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция (греч. ахл'а — ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения пи встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать л сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор

 8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вернадского и др.

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностическую и т. д. Вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

 

 Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); теорию познания (гносеологию); проблемы теории по­ знания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры.

           

        

 

 

Литература

1. Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов./ Вып. 1. А., 1993.

2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

3. Философия. /под ред. Лавриненко В.Н., Ратников В.Н./ М.,1998.

4. Философия. /под ред. Кохановского В.П./ Ростов-на-Дону.

5. Философская энциклопедия. М.,1962.

6. Философия: Учебник. / под ред. В.Д. Губина,Т.Ю. Сидориной и др./ М.,1997.

7. Философия. Учебник. /под ред. В.Д.Губина и др./ М.,2001.

 

Рахимшикова М.К.

Ф.7.03-10

КТП лекционных занятий

 по дисциплине «Философия» на 2018-2019 учебный год

Ф.7.03-11

КТП практических занятий

 по дисциплине «Философия» на 2018 -2019 учебный год

Ф.7.03-11

КТП практических занятий

 по дисциплине «Философия» на 2018 -2019 учебный год

Тема1. Возникновение культуры мышления

1.Философия как любовь к мудрости.

2.Культура мышления.

                           Вводная лекция

 

   (Культура мышления. Художественная рефлексия. Философия как любовь к мудрости. Диалогичность философии и ее эвристические возможности. Философский тип мышления как критика и сомнение. Критическое отношение к прошлому как условие духовной модернизации и изменения в национальном сознании современного Казахстана. Личностный характер философских проблем.

   Философия и мировоззрение. Научная, философская, религиозная картины мира. Соотношение мифологии, религии и философии. Роль мифов в общественном развитии. Философия как особый тип знания и особый тип духовной деятельности.)

 

     Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разу­меется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

       Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, яв­ляют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наря­ду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающий мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

      Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схвачен­ное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че­ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склон­ность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифаго­ру, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, кото­рые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство, особенно позитивистского толка. Для человека как разумного су­щества бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спра­шивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

        Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

    «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существую­щее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство» .

    Философия – результат человеческого мышления. Она особая сфера культуры мышления. Культура мышления — свод правил, которыми руководствуется человек при своих размышлениях. Различаются люди с высокой и низкой культурой мышления. Для того чтобы описать значение культуры мышления можно провести параллель между культурой мышления и этическими нормами принятыми в обществе.

     Философскую культуру мы тоже можем сравнить с «плавательным движением», которому должен научиться человек. «Плавательный стиль» будет индивидуальным, главное – человек должен «плыть», он должен ощущать ответственность за собственную жизнь, он должен понимать значимость усилий, которых требует жизнь для своего постоянного осмысления и воспроизводства.

       Можно выделить три стадии становления личности посредством философии.

       Первая стадия – идентификация. Человек адаптируется к социуму, усваивает «копии» «препарированного» в учебных целях знания, проходит тренинг (на репродуктивной основе) технологически-исполнительских возможностей на среднем социально приемлемом уровне.

         Вторая стадия – индивидуализация. Она характеризуется гуманизацией педагогического воздействия, режимом свободного развития в плане самоутверждения.

        Образовательный процесс, построенный на хорошей философской основе, открывает возможность для перехода личности на третью стадию становления – персонификацию. Личность воспринимается как носитель специфической духовности, связанной с трансцендентальными усилиями человека.

        Теперь перейдем к рассмотрению вопроса рефлексии. РЕФЛЕКСИЯ - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии рефлексия  является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на самосознание. 

         Мировоззрение – это совокупность взглядов личности или общества на мир в целом или место человека в этом мире.

          У любого человека существует потребность в мировоззрении, поскольку оно отвечает на самые фундаментальные вопросы человеческой жизни: Что такое мир? Что такое человек? В чем смысл человеческой жизни и смерти? К чему следует стремиться в жизни? Что самое важное, ценное? В чем смысл истории? и т.п.

          Животному мировоззрение в принципе не нужно, поскольку его поведение запрограммировано генетически и подчинено биологическим потребностям. У человека нет такой жизненной программы, поэтому он должен сам, на свой страх и риск пытаться постичь жизнь в целом, проектировать свою жизнь. Мировоззрение и дает систему жизненных ориентиров. Если человек утрачивает такую систему, он теряет смысл жизни, развиваются ноогенные неврозы (например, «воскресный невроз», когда человеку плохо из-за того, что у него появилось свободное время). Даже при внешнем благополучии такой человек будет страдать и, в некоторых случаях, будет пытаться лишить себя жизни. В жизни общества также необходимо иметь какое-то мировоззрение, цельный взгляд на мир. Без мировоззренческих ориентиров общество может заблудиться, запутаться и попасть в социальный тупик.

        Вопросы Канта В 18 веке немецкий философ Иммануил Кант сформулировал четыре главных, по его мнению, мировоззренческих вопроса:

         Что я могу знать?

         Что я должен делать?

          На что я могу надеяться?

          Что такое человек?

        Виды мировоззрения

        Существует несколько основных видов мировоззрения, каждый из которых строит свою картину мира.

       Обыденное мировоззрение есть у каждого человека. Оно еще называется по другому: «обыденная концептуальная схема». Для него характерна связь с практической жизнью человека, с его жизненным опытом. Однако оно неизбежно ограничено, фрагментарно, зачастую непродуманно и противоречиво. К мировоззренческим вопросам обычный человек обращается только в некоторые моменты своей жизни, нередко сопряженные с какими-то тяжелыми событиями. Поэтому издревле находились люди, которые специально занимались вопросами мировоззрения и делились результатами своей деятельности с другими людьми. Это были жрецы, мыслители, философы.

          Мифологическое мировоззрение исторически является самым древним. Для него характерно осмысление мира при помощи средств художественной фантазии. Мифология одушевляет природу, олицетворяет, обожествляет природные стихии. Достаточно вспомнить греческих богов – Зевса, Посейдона, Геру и др.

           Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественного, сверхматериального и сверхмирового Бога, создателя мира. Согласно религии, Бог есть нечто совсем иное, чем мир. Он сам открывается человеку. Божественное откровение изложено в священных книгах, которые содержат истины, которые, с точки зрения верующих, нельзя оспаривать. Религиозная вера дает опору в жизни. До сих пор большинство людей на Земле удовлетворяют свою мировоззренческую потребность посредством религии. Недостатком религиозного мировоззрения, также как и мифологического является догматизм, недостаточная рациональность. Это обнаруживается при столкновении друг с другом нескольких религий. Тогда невольно возникает вопрос: кто же прав в этом споре, как действительно устроен мир и человек?      

          Научное мировоззрение в последние два века пыталось решить эти проблемы. Однако, несмотря на впечатляющие успехи науки, сделать это не удалось. Дело в том, что наука может изучать такую реальность, которая предстоит человеку в виде фактов, доступных чувственному восприятию, наблюдению и эксперименту. Но можно ли наблюдать смысл жизни? Можно ли увидеть, пощупать, понюхать, например, добро, измерить его каким-либо прибором? Сам мир в целом не доступен чувственному восприятию. Получается, что существует какая-то особая сверхчувственная реальность, о которой наука ничего не может сказать. А именно с ней и связано мировоззрение. Кроме того, любая наука носит частный характер, изучает только фрагмент реальности, и даже вся их совокупность не обладает необходимой цельностью. Нельзя забывать и то, что любая наука не завершена. То, что она считает истиной сегодня, может завтра быть отвергнуто как ложное. Научное мировоззрение как объединение всех научных истин оказывается не вполне надежным для решения мировоззренческих проблем.

          Философское мировоззрение основано на разуме, способности постигать сверхчувственное. Философия универсальна. Это означает, что предметом философии является универсум (мир в целом), сущностная структура мира (основные формы реальности) и место человека в этом мире. Сущностная структура мира - это такие реалии как, например: вещность, изменчивость, пространство и время, порядок и хаос, смысловые отношения тождества и различия, идеальное, развитие, душа, познание, ценности, человечность, личность, свобода, общество, история, культура, жизнь и др. Философ пытается сделать мир прозрачным для мысли, ищет абсолютную истину. Поэтому он  размышляет и над тем как идет познание, он познает свое познание, т.е. рефлексирует над ним. Рефлексия – это обращенность на себя.

           Самое главное в философии - смысл и сущность жизни человека. Я бы хотела передать вам данную проблему через поэтическое наследие А.С.Пушкина. А. С Пушкин так выразил проблему смысла жизни:

    Дар напрасный, дар случайный,

    Жизнь, зачем ты мне дана?

    Иль зачем судьбою тайной

    Ты на казнь осуждена?

 

    Кто меня враждебной властью

    Из ничтожества воззвал,

    Душу мне наполнил страстью,

    Ум сомненьем взволновал?..

 

     Цели нет передо мною:

     Сердце пусто, празден ум,

     И томит меня тоскою

     Однозвучный жизни шум

 

Высшая ценность на земле – это человек и его жизнь. Человек живет один раз. Самое главное призвание философии – правильное планирование своего будущего. По этому поводу Мирза Галиб пишет

 Весь мир проверь своею мыслью строгою

 Проверь свои поступки и дела.

 Смотри, чтоб жизнь, как нищенка убогая,

 Бесцельно и никчемно не прошла.

 

   Философия – эта наука, которая ищет, и находить ответы на главные вопросы человеческого бытия. Назначение философии отражается в стремлении к духовной целостности человеческого существования (мнение В.С.Соловьева). Философия как феномен культуры и как особая сфера духовной деятельности предназначена для обеспечения его совершенствования.

Функции философии

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX-XX вв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности явились) важными факторами построения современной картины мира.

2. Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis — знание). В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимодействии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.                                                         

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria — опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio — разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека

3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция (греч. ахл'а — ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения пи встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать л сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор

 8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вернадского и др.

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностическую и т. д. Вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

 

 Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); теорию познания (гносеологию); проблемы теории по­ знания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры.

           

        

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 8045.