Исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, во исполнение решения четвертого Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР Верховный Совет СССР постановляет:
1. Провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 года, референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.
2. Включить в бюллетень для тайного голосования следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум, и варианты ответов голосующих:
"Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности".
"Да" или "Нет".
3. Определить результаты голосования по Союзу ССР в целом с учетом итогов голосования по каждой республике в отдельности.
4. Установить, что в соответствии со статьями 17 и 18 Закона СССР "О всенародном голосовании (референдуме СССР)" полномочия Центральной комиссии референдума СССР, проводимого 17 марта 1991 года, осуществляет Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР.
5. Высшим органам государственной власти республик, местным Советам народных депутатов, их исполнительным и распорядительным органам обеспечить в строгом соответствии с законодательством о референдуме СССР гарантии свободного волеизъявления граждан по вопросу, выносимому на референдум, исключить возможность оказания на граждан любого неправомерного воздействия, препятствующего осуществлению ими права на участие в референдуме.
6. Высшим органам государственной власти республик:
до 26 января 1991 года решить вопросы организации центральных республиканских комиссий референдума СССР. Предоставить право центральным республиканским комиссиям референдума СССР определять в пределах соответствующих республик границы округов для проведения голосования на референдуме СССР;
до 2 февраля 1991 года решить вопрос об образовании окружных комиссий по проведению референдума СССР;
не позднее 11 февраля 1991 года обеспечить организацию участков и участковых комиссий референдума.
Рекомендовать высшим органам государственной власти республик, местным Советам народных депутатов, руководствуясь конституционным принципом равноправия граждан СССР, обеспечить формирование соответствующих комиссий референдума СССР с учетом национального представительства голосующих.
7. Министерству иностранных дел СССР организовать проведение референдума для советских граждан, проживающих в зарубежных странах, где для этого имеются необходимые условия.
Министерству обороны СССР, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР организовать проведение референдума СССР в воинских частях.
Предложения по этим вопросам внести на рассмотрение Центральной комиссии референдума СССР до 21 января 1991 года.
8. Правительству СССР по представлению Центральной комиссии референдума СССР решить вопросы материального и финансового обеспечения проведения референдума СССР, обслуживания его предприятиями и организациями транспорта и связи.
9. Рекомендовать общественным объединениям, средствам массовой информации, их редакционным коллегиям обеспечить в доступных для широких слоев населения формах всестороннее и объективное разъяснение существа вопроса, выносимого на референдум, порядка голосования, а также исторической важности решения, принимаемого гражданами в результате голосования.
10. В соответствии со статьей 29 Закона СССР "О всенародном голосовании (референдуме СССР)" решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем нового референдума СССР.
Председатель
Верховного Совета СССР
А.ЛУКЬЯНОВ
Данное Постановление Верховного Совета СССР N 1910-1 от 16 января 1991 «об организации и мерах по обеспечению проведения Референдума СССР по вопросу о сохранении СССР» издано с нарушением, а значит не имеет юридической силы, так как в нём указан вопрос (Пункт 2. Включить в бюллетень для тайного голосования следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум, и варианты ответов голосующих:
"Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности".
"Да" или "Нет".)
А данный вопрос не мог быть вынесен на референдум, согласно Закона СССР о всенародном голосовании (Референдуме СССР) N 1869-1 от 27.12.1990г.,
Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум СССР
На референдум СССР выносятся предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором и Конституцией СССР к ведению Союза ССР.
Предметом референдума могут быть:
1) принятие нового закона СССР;
2) изменение либо отмена закона СССР или его отдельных положений;
3) принятие решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов;
4) выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении Союза ССР.
Референдум СССР проводится на всей территории СССР.
В необходимых случаях референдум СССР может проводиться на отдельной территории.
На референдум СССР не выносятся вопросы: о границах Союза ССР, границах республик; об изменении статуса и территориальной целостности республик, автономных областей и автономных округов; обеспечении обороны и безопасности государства; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР.
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
27 декабря 1990 года N 1869-1
Дата: 2019-02-25, просмотров: 257.