1. Психофизиологическое созревание. Критерии созревания: морфологические критерии созревания, функциональные критерии созревания.
2. Темп созревания. Акселерация и ретардация. Критические и сензитивные периоды. Психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста.
3. Психофизиология дошкольного возраста. Особенности функционального состояния мозга младших школьников. Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте.
4. Функциональное состояние мозга подростков. Под- ростковый возраст как критический этап развития Психофизиология школьных трудностей. Понятие «школьные трудности». Причины 10 школьных трудностей.
5. Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет и механизмы школьных трудностей.
Тема 7. Психофизиология бессознательного
План:
1. Механизмы наступления сна.
2. Стадии сна. Нейронные структуры, ответственные за развитие стадий сна.
3. Соотношение сна и сновидений.
4. Сон в онто- и филогенезе.
5. Потребность в сне и депривация сна.
6. Функциональное значение сна
Тема 8. Прикладная психофизиология.
План:
1. Обзор направлений прикладной психофизиологии.
2. Педагогическая психофизиология.
3. Социальная психофизиология.
4. Экологическая психофизиология.
Самостоятельная работа
На современном этапе развития общества самостоятельная работа является необходимым компонентом подготовки бакалавров и магистров в рамках европейской интеграции высшей системы образования.
По целевому назначению определяют следующие виды самостоятельной работы студентов:
1. Изучение нового материала: чтение и конспектирование литературных источников информации; просмотр видеозаписей; прослушивание лекций магнитных записей; другие виды занятий.
2. Углубленное изучение материала: подготовка к контрольным, практических, лабораторных работ, коллоквиумов, семинаров; выполнение типовых задач; другие виды занятий.
3. Изучение материала с использованием элементов творчества: проведение лабораторных работ с элементами творчества; решения нестандартных задач; выполнение расчетно-графических работ и курсовых проектов; участие в деловых играх и в разборе проблемных ситуаций; составление рефератов, докладов, информации по заданной теме; другие виды занятий.
4. Совершенствование теоретических знаний и практических навыков в условиях производства: учебные практикумы, работа на филиалах кафедр; все виды практик; дипломное проектирование; другие виды занятий.
Учебный материал дисциплины, предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который прорабатывался при проведении аудиторных учебных занятий.
Контроль самостоятельной работы студентов включает:
1. ответ на контрольные или тестовые вопросы;
2. проверку конспекта;
3. проверку рефератов;
4. проверку решенных задач;
5. проверку расчетов;
6. проверку выполненных графических упражнений и задач;
7. проверку выполненных индивидуальных заданий.
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Количество часов
Методические рекомендации по организации и стимулированию самостоятельной работы студентов
Преподаватель проводит консультации по методике и форме выполнения УСРС, рекомендует источники литературы и план изложения темы.
Студент должен:
· ознакомиться с перечнем вопросов, подлежащих изучению;
· изучить научную литературу по теме;
· изучить литературный и художественный материал;
· написать эссе или кратко зареферировать материал по предложенному плану или выполнить работу в соответствие с рабочей программой;
· представить выполненную работу.
Управляемая самостоятельная работа студентов по теме Психофизиология памяти и научения
Форма: Лекция.
Цель: Изучение нейрохимических коррелят мозгового обеспечения разнообразных функций.
Задачи:
- проанализировать представления о месте нейрохимических процессов в понимании фундаментальных закономерностей работы мозга человека.
Задание:
1. Рассмотреть механизм типичных заболеваний, связанных с нарушением синаптической передачи (столбняк, ботулизм, миастения, болезнь Паркинсона).
2. Место нейротрансмиттеров в регуляции синтеза гормонов, механизмах памяти, поведенческих реакциях.
Формы контроля: рефераты с выставление оценки, коллоквиум.
Управляемая самостоятельная работа студентов по теме Возрастная психофизиология
Форма: Семинарское занятие.
Цель: Изучение закономерностей психофизиологического развития растущего организма.
Задачи:
ознакомиться с основными методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях;
рассмотреть физиологические аспекты выделения критических периодов развития в пренатальном и постнатальном онтогенезе;
ознакомиться с нейрофизиологическими концепциями формирования и функционирования сенсорных систем, когнитивной сферы, сна, бодрствования, эмоций и условных рефлексов.
Задание: Проанализировать вышеупомянутые теоретические представления и разработать практические рекомендации для психологов при решении задач и проведении психологических исследований, учитывающими возрастные психофизиологические особенности.
Формы контроля: Разработанные варианты рекомендаций.
Управляемая самостоятельная работа студентов «Нарушения высших корковых функций прилокальныхпоражениях мозга»
Форма: Лабораторное занятие.
Цель: развитие навыков анализа клинческой картины функциональных или органических нарушений в работе центральной нервной системы человека. Формирование представлений об этиологии, патогенезе, прогнозе тех или иных нейропсихологических синдромов.
Задачи:
1. Анализ конкретных диагностических случаев, представленных в книге Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу»;
2.Освоение навыков оценки компенсаторных возможностей пациентов с функциональными или органическими нарушениями в работе центральной нервной системы (на примере клинических описаний, представленных в книге О.Сакса).
Форма контроля: проверка эссе.
Управляемая самостоятельная работа студентов «Историческая динамика представлений о мозговой организации психических процессов человека»
Форма: Лабораторное занятие.
Цель: Рассмотреть историческую динамику представлений о мозговой локализации психических процессов, обозначить современные представления о мозговой локализации высших психических функций человека.
Задачи:
Проследить динамику психоморфологических направлений (Гиппократ, Кротон, Немезий, Р.Декарт, Т.Виллис);
Ознакомиться с «антилокализационными» концепциями 18-начало 19 века: А. Галлер, экспериментальными исследованиями П.Флуранса;
Ознакомиться с положениями о высокодифференцированном строении коры головного мозга: анатомические находки П.Брока, К.Вернике, идеи Р.Вирхова, экспериментальные исследования Г.Фрича и Ф.Гитцига, Р.Мунка, В.А.Беца;
Проанализировать работы русских советских физиологов (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн);
Усвоить принцип «поэтапной локализации функции», «функциональной многозначности мозговых структур» И.Н. Филимонова, принцип динамического системного строения функций И.П. Павлова, А.А. Ухтомского.
Задание:
Проанализировать упомянутые теоретические и экспериментальные модели с целью оформления таблицы исторической динамики представлений о мозговой локализации психических функций (задание для самостоятельной работы).
Формы контроля: Оформление таблицы исторической динамики представлений
Управляемая самостоятельная работа студентов «Основные нейропсихологические синдромы и методы их дифференциальной диагностики»
Форма: Лабораторное занятие.
Цель: Анализ ключевых диагностических признаков нейропсихологического синдрома, подбор эффективного диагностического инструментария для выявления синдрома при обследовании.
Задачи: Ознакомление с основными методами дифференциальной нейропсихологической диагностики; Освоение синдромного нейропсихологического анализа.
Задание: Анализ литературы, содержащий описание нейропсихологических синдромов у взрослых больных с локальными поражениями мозга. По итогам аналитической работы заполняется таблица (см. ниже), в которой должны быть отражены качественные характеристики выполнения больными из той или иной синдромальной группы нейропсихологических проб.
Форма контроля: Проверка заполненнойтаблицы.
СИНДРОМЫ |
| |||||||||
Номера полей (по Бродману) | Двигательных функций | Кожно-кинестетических функций | Слухо-моторных координаций | Зрительных функций | Мнестических процессов | Речевых функций. Импрессивная речь | Речевых функций. Экспрессивная речь | Интеллектуальной деятельности | ||
Синдром поражения затылочных отделов мозга: зрительные агнозии | ||||||||||
Синдром поражения теменных отделов мозга: тактильные агнозии | ||||||||||
Синдром поражения затылочно-теменных отделов мозга: Конструктивная апрактогнозия Семантическая афазия | ||||||||||
Синдром поражения височных долей мозга: Акустическая агнозия Сенсорная афазия Акустико-мнестическая афазия | ||||||||||
Синдром поражения постцентральной зоны мозга: Кинестетическая апраксия Кинестческая моторная афазия | ||||||||||
Синдром поражения премотрной зоны мозга: Расстройство двигательных функций Кинетическая мотрная афазия | ||||||||||
Синдром поражения лобных долей мозга: Нарушение произвольных движений и действий Нарушение мнестической деятельности Нарушение зрительного восприятия Динамическая афазия |
Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка индивидуальных заданий (докладов, рефератов и т.д.).
Индивидуальные задания
Индивидуальные задания курса "Психофизиология" разрабатываются с целью формирования навыков и умений студентов работать самостоятельно над учебным материалом курса, применять дополнительные литературные источники и использовать информационные технологии (интернет-ресурсы) для углубления знаний.
Вариант 1.
Дайте определение понятия «функция», предложенное П. К. Анохиным.
Вариант 2
Назовите две главные концепции, описывающие соотношение мозга и психики, назовите несколько представителей.
Вариант 3
Назовите основные характеристики высшей психической функции.
Вариант 4
Приведите правило «различного влияния очага» Л.С. Выготского.
Вариант 5.
Назовите основные мозговые структуры, входящие в состав первого функционального блока мозга. Каково функциональное значение этого блока мозга?
Вариант 6
Назовите основные мозговые структуры, входящие в состав второго функционального блока мозга. Каково функциональное значение этого блока мозга?
Вариант 7
Назовите основные мозговые структуры, входящие в состав третьего функционального блока мозга. Каково функциональное значение этого блока мозга?
Вариант 8
Какое функциональное значение имеют первичные и вторичные поля центральных отделов анализаторных систем?
Вариант 9
Симультанная агнозия: какая зона мозга страдает (локализация, номера полей), в чем суть нарушения?
Конструктивная апрактогнозия-какая зона мозга страдает (локализация, номера полей), в чем суть нарушения?
Вариант 10
Лицевая агнозия-какая зона мозга страдает (локализация, номера полей), в чем суть нарушения?
Какие нарушения психических функций входят в синдром поражения нижнетеменной области? Дайте описания основного дефекта при тактильной предметной агнозии.
Вариант 11
Нарушения каких психических функций наблюдается при поражении затылочно-теменных отделов?
Зрительная предметная агнозия: какой участок мозга страдает (локализация, номера полей), в чем суть нарушения?
Вариант 12
Дайте описание нарушений, возникающих при синдроме поражения верхнетеменной области? В чем суть нарушения?
Семантическая афазия: какая зона мозга страдают (локализация, номер поля)? В чем суть нарушения?
Вариант 13
Кинестетическая апраксия-какая зоны мозга страдает (доля, номера полей), в чем суть нарушения?
Динамическая афазия - какие отделы мозга страдают, в чем суть нарушения?
Вариант 14
Сенсорная афазия - какие зоны мозга страдают, в чем суть нарушения?
Дайте краткое описание основного нарушения двигательных функций при поражении премоторной зоны мозга.
Вариант 15
Акустико-мнестическая афазия-какая зона мозга страдает (локализация, номера полей), в чем суть нарушения?
Каким образом страдают произвольные движения и действия при поражении лобных отделов мозга?
Вариант 16
Кинестетическая моторная афазия-какая зона мозга страдает, в чем суть нарушения?
Каким образом страдают произвольные движения и действия при поражении лобных отделов мозга?
Примерные темы рефератов
1. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.
2. Проблема соотношения активности и реактивности в психофизиологии.
3. Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека.
4. Сон и измененные состояния сознания.
5. Стресс и его роль в жизни человека.
6. Детекторная концепция восприятия.
7. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания.
8. Естественнонаучный подход к изучению памяти.
9. Взаимодействие полушарий мозга в познавательной деятельности человека.
10. Физиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека.
11. Функциональные состояния в контексте эргономики и психофизиологии: сравнительный анализ.
12. Концепция трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия).
13. Функциональная асимметрия и «расщепленный мозг».
14. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.
15. Психофизиологический подход к интеллекту.
16. Теория нейронной эффективности.
17. Биологические предпосылки общих и специальных способностей.
18. Использование вызванных потенциалов в изучении когнитивных функций человека.
19. Векторная психофизиология и ее применение в изучении восприятия и памяти.
20. Физиологические теории памяти.
21. Проблема «транспорта» памяти.
22. Перенос центров речи и его условия.
23. Электрофизиологические методы в изучении речевой деятельности человека.
24. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия.
25. Мозговая система внимания.
26. Вызванные потенциалы в исследовании внимания.
27. Сознание как уровень бодрствования: кома и измененные состояния сознания.
28. Психофизиологические основы сознания.
29. Сознание и межполушарная асимметрия.
30. Функциональная организация произвольного движения.
31. Электрофизиологические методы изучения движения.
32. Уровни организации движения по Бернштейну.
33. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?
34. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы.
35. Что изучает системная психофизиология?
36. В чем заключается значение компьютерной метафоры для психофизиологии?
37. Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?
38. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?
39. Как различаются пневмография и спирография?
40. Что дает оценка состояния периферических сосудов?
41. Как интерпретируют показатели детектора лжи?
42. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования?
43. Какие показатели используются для диагностики функциональных состояний?
44. В чем состоят особенности психофизиологического подхода к определению функциональных состояний?
45. Охарактеризуйте значение комплексного подхода в изучении функциональных состояний.
46. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования?
47. Почему пятая стадия сна называется парадоксальной?
48. В чем состоят различия между быстрым и медленным сном?
49. В чем своеобразие психоэмоционального стресса?
50. Какие гормональные механизмы обеспечивают реакцию на стрессогенное воздействие?
51. За счет каких механизмов на второй стадии общего адаптационного синдрома возрастают защитные силы организма?
52. Как действует искусственная обратная связь?
53. Какие физиологические механизмы лежат в основе потребностей?
54. Какую роль играют «петли» обратной связи в регуляции действия глюкозорецепторов?
55. Что отличает потребность как состояние от мотивации?
56. Почему при мотивационном возбуждении наблюдаются изменения во всех системах организма?
57. Какие структуры мозга играют решающую роль в обеспечении мотивационного состояния?
58. Что такое предпусковая интеграция?
59. Какие структуры мозга обеспечивают эмоциональные реакции?
60. Какую роль играет ретикулярная формация в возникновении эмоций?
61. За что критиковали теорию Джеймса-Ланге?
62. Как связаны эмоции и информация?
63. Какие методы наиболее эффективны для диагностики эмоционального состояния?
64. Какие виды кодирования имеют место в ЦНС при приеме и передаче сигнала?
65. Почему вызванные потенциалы можно рассматривать как корреляты перцептивного акта?
66. Как различаются нейроны-детекторы по своим функциям?
67. Какую роль выполняют в обеспечении восприятия левое и правое полушария мозга?
68. Какие функции выполняют нейроны новизны?
69. Как различаются генерализованная и локальная активация?
70. Как отражается в параметрах вызванных потенциалов «установка на стимул» и «установка на ответ»?
71. Какую функцию выполняют фронтальные доли мозга в обеспечении внимания?
72. Чем отличается привыкание от сенсиситизации?
73. Каковы основные этапы формирования энграмм памяти?
74. Какие центры входят в систему регуляции памяти?
75. В чем заключается гипотеза Г. Линча и М. Бодри?
76. Как связан объем кратковременной памяти и параметры электроэнцефалограммы?
77. Какие физиологические механизмы лежат в основе артикуляции?
78. Чем различаются функции центра Брока и центра Вернике?
79. Чем объясняется эффект правого уха?
80. Какой компонент вызванных потенциалов отражает семантическое рассогласование?
81. Какие методы психофизиологии используются для изучения мышления?
82. Как отражается мыслительная деятельность в параметрах дистантной синхронизации и когерентности?
83. Как отражается в параметрах вызванных потенциалов принятие решения?
84. Что подразумевается под понятием «нейронная эффективность»?
85. Чем различаются статический и динамический образ тела?
86. Какие структуры мозга играют решающую роль в организации произвольного движения?
87. Как различаются функции пирамидной и экстрапирамидной систем?
88. Что дают для понимания мозговых механизмов организации движения потенциалы мозга, связанные с движением?
89. Какие структурные образования мозга контролируют состояние сознания?
90. Почему фокус сознание ассоциируется со «светлым пятном»?
91. В чем состоит содержание сознания как психофизиологического феномена?
92. Какие условия способствуют осознанию слабого раздражителя?
92.
Вопросы для зачета по учебной дисциплине «Психофизиология»
1. Абсолютный порог чувствительности и его содержание.
2. Амнезия: сущность и типы.
3. Биологическая память и ее виды.
4. Виды научения.
5. Виды обратной связи в психофизиологии.
6. Виды психотропных средств и их краткая характеристика.
7. Виды сна и их краткая характеристика.
8. Влияние психотропных средств на головной мозг.
9. Влияние тревожности на процесс обучения.
10. Внимание и его виды.
11. Возрастная психофизиология: предмет, задачи, сущность.
12. Г.В.Лейбниц о соотношении души и тела.
13. Голубое пятно и черная субстанция: расположение и роль в регуляции психики.
14. Дифференциальная психофизиология: предмет, задачи, сущность.
15. Европейская традиция решения психофизиологических проблем и ее составляющая.
16. И.М.Сеченов о соотношении психического и нервного.
17. Индивидуальность и её структура по К.К.Платонову.
18. Классификация эмоциональных явлений по критерию длительности.
19. Когнитивная психофизиология: предмет, задачи, сущность.
20. Мотивация, обстановочная афферентация и память.
21. Мышление и его виды.
22. Наркомания, особенности воздействия на нервную систему.
23. Нейродепрессанты и их краткая характеристика.
24. Нейропсихология: сущность и особенности.
25. Общая схема межполушарного взаимодействия.
26. Общая характеристика функциональной системы П.К.Анохина.
27. Оперантное поведение: сущность и методы формирования.
28. Основные принципы современных представлений о регуляции движений.
29. Основные стадии сна и их особенности.
30. Основные теории о механизмах сознания.
31. Основные функции речи.
32. Психофизиология: сущность и значение.
33. Особенности корреляции между физиологическими и психическими явлениями.
34. Особенности психических проявлений при доминировании левого полушария.
35. Параметры темперамента по В.Д.Недобылицину.
36. Поведение и адаптация: психофизиологическая сущность и значение.
37. Поведенческие критерии сознания человека.
38. Подходы к изучению проблем мышления в психофизиологии.
39. Потребность в привязанности и её формы.
40. Профессиональная пригодность и методы её диагностики.
41. Профессиональный отбор: сущность и значение.
42. Психофизиология, как научная дисциплина: предмет, задачи, сущность.
43. Пути преодоления стресса.
44. Работоспособность: сущность и практическое значение.
45. Речевые зоны коры головного мозга и их функция.
46. Ритмы мозга и их частотные показатели.
47. Современные методы решения психофизиологических проблем.
48. Сознание человека: сущность и значение.
49. Соотношение индивида, индивидуальности и личности по В.С.Мерлину.
50. Социальная психофизиология: предмет и направления.
51. Стадии развития стресса и их психофизиологическая характеристика.
52. Структура темперамента по Б.М.Теплову.
53. Структуры мозга связанные с пространственной и временной организацией памяти.
54. Сущность потребностно-информационной теории эмоций.
55. Сущность эффекта плацебо.
56. Типы интеллекта по Г.Айзенку.
57. Уровни в структуре индивидуальности по В.С.Мерлину.
58. Факторы, влияющие на созревание центральной нервной системы.
59. Физиологическая психофизиология: предмет, задачи, сущность.
60. Формы измененного состояния сознания.
61. Функции сенсорных систем.
62. Память человека: характеристика и особенности.
63. Цитоархитектонические поля: сущность и значение.
64. Эволюционные стадии развития психики человека.
65. Экологическая психофизиология: предмет, задачи, сущность.
66. Особенности психических проявлений при поражении правого полушария.
67. Этапы научения путем рассуждений.
68. Этапы процесса мышления.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности.- М.: Академия, 2010.
2. Психофизиология [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов Данилова Н.Н. Москва: Аспект Пресс,2012. – 368 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104536
Дополнительная
1. Горбачевская Н.Л. Нейрофизиологические исследования наследственных психических заболеваний у детей [Электронный ресурс] // Сборник международной конференции «Современные методы психологии». URL: http://psyjournals.ru/modern_psychological_methods/issue/30697.shtml (дата обращения: 08.11.2016)
2. Чернавский А. Ф. Психофизиологические предпосылки проявления страха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - Выпуск № 45.- том 19.: http://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-predposylki-proyavleniya-straha#ixzz4PNbrjfR4
Информационные ресурсы
3. Психофизиология: Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]Безденежных Б.Н. Москва: Евразийский открытый институт, 2011. – 207 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru /index.php?page=book& id=90716
4. Психофизиология: Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / сост. Р.В. Козьяков Москва: Директ-Медиа, 2013. – 163 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru /index.php?page=book&id=210951
5. Жданова С.Ю., Баталин А. А. Познание индивидуальности в условиях виртуальной реальности в связи с особенностями социального интеллекта // Вестник психофизиологии. – 2015. - №2. – С.9-13.
6. Николаева Е.И. Теоретические и практические основания эмоционального интеллекта // Вестник психофизиологии. – 2015. - №2. – С.13-19.
7. Мотайленко М.Д. Общий и невербальный интеллект, темпераментальные характеристики и уровень невротизации у подростков из неблагополучных семей// Вестник психофизиологии. – 2015. - №2. – С. 62-69.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.