План:
1. Понятие мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
3. Понятие философии и ее функции.
Методические указания
При изучении первого вопроса необходимо проанализировать определение мировоззрения и уяснить его духовно-практическую природу. Мировоззрение - не просто знание по проблеме “человек - мир”, но совокупность принципов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека. Мировоззрение имеет сложную структуру: это и мироощущение, и мировосприятие и миропонимание.
Рассмотрение второго вопроса можно начать с определения мифа, религии и философии. Затем провести их сравнительный анализ, выделив общее и особенное. Общим будет являться то, что и миф, и религия, и философия - определенные типы мировоззрения. Обратите внимание и на их особенности: миф проявляется как обобщение в конкретно-чувственной форме; религия определяется верой в сверхчувственное, а философия - стремится к логической обоснованности своего знания.
При подготовке к третьему вопросу важно учитывать основные подходы к определению философии. Философию можно определять и как особый тип мировоззрения (например, философия - теория мировоззрения), и как определенное знание (философия - учение о бытии вообще).
Завершается тема анализом основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, критической, методологической и интерактивной.
Рекомендуемая литература:
Основная:
[7, с. 17-29]; [11, с. 5-16]; [13, с. 14-26].
Дополнительная:
[20, с. 1-6].
Электронные ресурсы:
[7, с. 9-35]; [8, с. 1-15].
ТЕМА 2. Философия Древнего Востока
П л а н:
1. Упанишады. Древнеиндийская философия: основные школы.
2. Древнекитайская философия: основные школы.
3. Проблема человека в философии и культур Древнего Востока.
Методические указания
По первому вопросу покажите, что Упанишады - философская часть, завершающая Веды (“знание”, “ведение”) - древнейший литературный памятник Индии.
Обратите внимание на основные школы: веданта, минанса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака. К школам (даршанам) относят буддизм и джайнизм.
По второму вопросу выясните содержание и особенности древнекитайских философских школ: конфуцианства, моизма, легизма, даосизма, натурфилософов и школы имен.
При подготовке третьего вопроса выясните роль и место “первочеловека” в ведических и китайских мифах. Рассмотрите соотношение восточной деспотии и личностной индивидуальности.
Рекомендуемая литература:
Основная:
[3, с. 36-47]; [6, с. 5-35]; [7, с. 32-40].
Дополнительная:
[25, с. 36-44].
Электронные ресурсы
[4]; [5].
ТЕМА 3. Античная философия
П л а н:
1. Космоцентрический характер древне-греческой философии.
2. Становление античной диалектики.
3. Учение о бытии Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля.
Методические указания
Выяснение первого вопроса следует начать с установления специфики греческой философии, особенно в начальный период ее развития. Этой спецификой является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Второй вопрос посвящен становлению учения о взаимосвязи с развитии. Выделите диалектику Гераклита, согласно которой все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей.
В третьем вопросе рассмотрите различные трактовки бытия: идеалистическую (Парменид, Платон), атомистическую (Демокрит) и бытие как реальный индивидуум (неделимое) - Аристотель.
Рекомендуемая литература:
Основная:
[7, с.45-67]; [8, с. 6-9]; [13, с. 30-42].
Дополнительная:
[25, c. 48-58].
Электронные ресурсы:
[4, с. 11-28]; [7, с. 36-53]; [8, с.23-53].
ТЕМА 4. Средневековая философия
П л а н:
1. Теоцентризм средневековой философии. Природа и человек как творение бога.
2. Философия Ф. Аквинского.
3. Проблема человека, разума и воли в средневековой философии и культуре.
Методические указания
По первому вопросу подчеркните, что средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющий все сущее, для них является не природа, а Бог.
По второму вопросу покажите Фому Аквинского как систематизатора схоластики и основателя томизма. Он стремился дать философское обоснование католическому вероучению, примирить веру со знанием.
По третьему вопросу выясните двойственность положения человека и перенос в этике центра тяжести из разума в волю.
Рекомендуемая литература:
Основная:
[6, с. 325-413]; [7, с.68-92]; [11, с. 82-110]; [13, с. 42-62].
Дополнительная:
[25, c. 60-84] [20, с. 8-9].
Электронные ресурсы:
[6, с. 36-53]; [7, с. 28-42]; [8, с.53-71].
Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.