В соответствии с учебным планом на изучение данной темы отводится 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий и 4 часа самостоятельной работы. При подготовке к семинару студенты используют конспекты лекций, учебную и научную литературу. Обсуждаются три проблемы: 1) ограниченность природных ресурсов; 2) международный экологический кризис; 3) продовольственная проблема в мировой экономике. Предлагается подготовить доклады по темам близким к указанным, но учитывающим, например, специфику отдельных стран, макроэкономическую политику правительств стран и регионов, направленную на урегулирование данных проблем. Приветствуется обсуждение материала, отражающего специфику Пермского края по изучаемым вопросам.
Тема 6. Международное перемещение факторов производства
Учебный план отводит на изучение данной темы 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий, 4 часа самостоятельной работы. Следует учесть, что эта тема достаточно большая по объему, поэтому время семинарских занятий нужно использовать с максимальной отдачей. Студенты пользуются конспектами лекций, учебной и научной литературой, приведенной в списке литературы основной и дополнительной. Для самостоятельного изучения студентам предлагается несколько проблем, которые подробно в лекциях не рассмотрены: 1) особенности и роль вывоза иностранного предпринимательского и ссудного капитала; 2) российские транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике; 3) российские свободные экономические зоны и их роль в экономике страны; 4) особенности российской миграции рабочей силы в ХХ в.; 5) «утечка мозгов» как фактор конкурентоспособности стран; 6) миграция рабочей силы в современной российской экономике. Эти проблемы излагаются в форме докладов, в их обсуждении принимает участие вся студенческая группа.
Тема 7. Современная валютная система
На изучение данной темы в соответствии с учебным планом отведено 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий, 4 часа самостоятельной работы. Студенты пользуются конспектами лекций, учебной и научной литературой. Для активизации интереса студентов к изучаемым проблемам предлагается самостоятельно найти и обобщить материал по таким вопросам, как: 1) виды и особенности валютных систем в мировой экономике; 2) европейская валютная система: ее проблемы и перспективы; 3) расчетные валюты в мировой практике. На семинарах эти проблемы излагаются в виде докладов, обсуждаются всей группой.
Тема 8. Содержание и формы международной экономической интеграции
Учебным планом отведено 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий, 4 часа самостоятельной работы. При подготовке к семинарским занятиям студенты активно используют конспекты лекций, учебную и научную литературу. Для самостоятельного изучения предлагаются такие темы: 1) сравнительный анализ европейской и североамериканской интеграции; 2) участие России в современных мировых интеграционных группировках. Кроме того, один из двух семинаров может быть проведен в форме круглого стола по проблемам европейской интеграции в целом. Вся группа должна принять участие в работе круглого стола. Для этого заранее, в начале семестра каждый студент получает индивидуальное задание разработать самостоятельно один небольшой вопрос по тематике ЕС. Иногда несколько студентов привлекаются для выступления по одному большому вопросу. Темы выступлений охватывают историю создания ЕС, исторический путь, пройденный ЕС. Особое внимание следует уделить различным видам макроэкономической политики, проводимой ЕС. Нельзя обойти стороной и проблему взаимоотношений ЕС и России, перспективы их развития. В том случае, если студенческая группа большая, можно предложить к обсуждению вопросы о значении вступления в европейскую интеграцию для отдельных стран.
В конце семинара следует предупредить группу о том, что к следующему занятию они должны подготовиться к контрольной работе.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 196.