Общая структура выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Независимо от выбранной темы при оформлении выпускной квалификационной работы рекомендуется придерживаться следующей структуры:

 

1. Титульный лист (Приложение Г)

2. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы (Приложение А)

3. Реферат (Приложение Е)

4. Содержание (Приложение Д)

5. Введение

6. Основная часть

7.1. Для ВКР по профилю «Менеджмент организации»

 1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы

 2. Анализ изучаемой проблемы на основе привлекаемого эмпирического материала Разработка предложений, мероприятий, проекта по решению изучаемой проблемы, оценка его эффективности

7.2. Для ВКР по профилю «Финансовый менеджмент»

1. Теоретические и методологические основы управления финансами. Особенности организации их управления в различных организациях (предприятиях малого бизнеса), в различных отраслях.

 2. Анализ практики управления финансовыми ресурсами на примере выбранного объекта. Разработка предложений, мероприятий, проекта по решению изучаемой проблемы, оценка его эффективности

8. Заключение

9. Список использованных источников и литературы

10. Приложения

 

В готовую выпускную квалификационную работу не подшиваются, а вкладываются отдельно следующие документы:

1.Отзыв руководителя (Приложение Б)

2. Рекомендательное письмо с базы практики о возможности внедрения результатов

исследования автора ВКР (Приложение В)

Для повышения качества выпускной квалификационной работы может быть предложены экономическая оценка предложенных в работе мероприятий, правовое и компьютерное

обеспечение результатов выпускной квалификационной работы.

Желательно, чтобы выпускная квалификационная работа выполнялись по заказам от производства, научных и учебных учреждений, в том числе кафедр, отделов и служб ВУЗов, это будет оцениваться более высокими баллами.

Обязательно должен просчитываться ожидаемый экономический (или обосновываться социальный) эффект от разработки и внедрения результатов выпускной квалификационной работы на производстве.

Реферат

 

Реферат - краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения и определяет актуальность ВКР. Он должен содержать точное указание темы и организации заказчика, на примере которой выполняется выпускная квалификационная работа, данные об авторе и научном руководителе выпускной квалификационной работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций и таблиц, количестве используемых источников и имеющихся приложений.  Реферат пишется по необходимости в зависимости от темы ВКР и не является обязательным.

В реферате следует отразить цель выпускной квалификационной работы, объект исследования, новизну, полученные результаты и их практическую значимость, сведения об апробации работы, область применения. Объем реферата не должен превышать одной страницы. Структура написания реферата представлена в Приложении Е.

 

Введение

 

Введение представляет собой четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальности и новизны, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования. Во введении формулируются цели и задачи, строятся гипотезы, описывается использование методов, которые применяются в исследовании. Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием выпускной квалификационной работы и сжатую характеристику самого исследования.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы выпускной квалификационной работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, или с учетом интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. В связи с этим, приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с по­следующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Объект это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.  

Далее во введении формулируются цель и задачи выпускной квалификационной работы.

       Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе выполнения выпускной квалификационной работы. Сформулированная цель проекта определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В выпускной квалификационной работы задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.  

Во введении также следует охарактеризовать методы исследования, т.е. способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Например, при исследовании, возможно, использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, анкетирование, интервьюирование и т.д.

При наличии публикаций студента-дипломника по теме исследования, они приводятся в завершении этого раздела. В целом, объём раздела «Введение» должен занимать 2-3 страницы.

Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы обычно состоит из разделов, при этом каждый раздел – в среднем из двух-трех параграфов. Формулировка разделов и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание выпускной квалификационной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия выпускной квалификационной работы в целом и отдельных разделов или параграфов.  

Первую, теоретико-методологическую, часть выпускной квалификационной работы, целесообразно начать с характеристики предмета исследования. В ней раскрывается сущность, роль и функции анализируемого явления, его место в системе менеджмента и взаимосвязь с другими явлениями и процессами. В теоретическом разделе должна быть четко сформулирована анализируемая проблема и также выявлены особенности изучаемых явлений и процессов в России и за рубежом. Обязательным элементом теоретического раздела является обзор и критический анализ монографической и периодической литературы. Вместе с тем, теоретический раздел не должен представлять компиляцию изученного материала или иметь чисто описательный характер. Автору необходимо самостоятельно четко выделить основные характеристики исследуемого явления и критически проанализировать сложившиеся подходы к его изучению, обосновать в итоге собственные приемы, инструменты или последовательность анализа. Первый раздел заканчивается постановкой (формулировкой) проблемы.

ВКР бакалавров разных профилей имеют особенности, призванные более четко показать уровень освоения профессиональных компетенций.

Существенные различия между ВКР различных профилей начинаются во втором разделе. Рекомендуемая структура второго раздела ВКР бакалавра профиля «Менеджмент организации» описана в пункте 2.4.1, а профиля «Финансовый менеджмент» в пункте 2.4.2.

 

2.4.1. Второй раздел  ВКР профиля «Менеджмент организации»

 

Во втором разделе, анализируется состояние и возможности решения проблемы на примере  предприятии (организации, фирмы, компании) при помощи методов управления организацией и разрабатываются мероприятия по решению выявленных проблем.

Первый параграф, посвящен общей характеристики объекта исследования. Информационной базой для этого выступают материалы, собранные во время прохождения преддипломной практики: устав, годовые отчеты за последние три года, финансовые отчеты и др.

Во втором параграфе второго раздела ВКР бакалавра, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования с выявлением проблемных зон

хозяйствования.

В третьем параграфе второго раздела проводится анализ и оценка предмета исследования на примере объекта.  

В данном подпункте приведена примерная структура второго раздела ВКР профиля «Менеджмент организации». По согласованию с руководителем выпускник может расширить перечень освещаемых в разделе вопросов, сохранив заданный уровень полноты решаемых вопросов.

 

2.4.2  Второй раздел ВКР профиля «Финансовый менеджмент»

 

Здесь выпускнику необходимо создать или разработать модель или механизм эффективного управления финансами предприятия (организации, компании, фирмы).

Первый параграф носит описательно-аналитический характер и включает общую характеристику объекта исследования и его организационную структуру управления. 

Второй параграф содержит глубокий и всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации, фирмы, компании) с расчетом коэффициентов характеризующих финансовое положение и состояние объекта исследования. Для расчетов потребуются документы финансовой отчетности, копии которых желательно привести в Приложении.

Третий параграф содержит оценку практики управления финансовой деятельностью предприятий (организации, фирмы) в целом, с определением существующих проблем, решение которых потребует разработки модели или механизма эффективного управления финансами.

При необходимости большие таблицы могут быть вынесены в приложения.

 

В целом при написании содержательной части ВКР необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Каждый раздел должен содержать краткое резюме, т.е. обобщение изложенного  материала и логический переход к следующему разделу.

2. При написании выпускной квалификационной работы недопустимо использование устаревших статистических данных и нормативных материалов. При анализе явлений в динамике последние данные ряда должны относиться как минимум к году, предшествующему защите.

3. При компоновке разделов необходимо соблюдать соответствие текстовой части, табличного и графического материалов, как с точки зрения объемов, так и с точки зрения необходимых комментариев. Ни одна таблица (рисунок, диаграмма) не может быть приведена в выпускной квалификационной работе, если в тексте на нее не сделана ссылка, показывающая, какую именно позицию автора или какой вывод иллюстрирует данный материал.

4. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

Заключение

В разделе выпускной квалификационной работы - «Заключение» в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, выводы, отражающие пути совершенствования и дальнейшие перспективы работы над проблемой.

Выводы должны быть краткими, четкими, обобщающими. Объем заключения должен составлять 2-3 страницы.

Рекомендуемый объем ВКР без учета списка использованных источников и литературы и приложений 50-55 страниц.

Приложения

В приложения следует относить вспомогательный материал, который загромождает текст в основной части ВКР.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, заполненные формы отчетности и других документов.

Все необходимые требования по оформлению выпускной квалификационной работы, которые следует строго соблюдать, представлены в следующей части данных методических указаний.

3 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

3.1 Общие требования к оформлению

Выпускная квалификационная работа должна быть грамотно написана, правильно оформлена и сброшюрована в твердой обложке. Поскольку ВКР является текстовым документом, ее следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 – 95.

ВКР выполняется на листах формата А 4 (297х210 мм) в компьютерном наборе.

Текст ВКР должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта «Times New Roman» № 14, абзацный отступ 1,25 см. 

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм.

Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы в целом – 50-55 страниц печатного текста.

Указанный объем относится к текстовой части работы. Список использованных источников и приложения к работе выносятся за пределы этого объема.

В общую нумерацию страниц не включаются:

1) задание.

2) реферат

Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц без проставления номера страницы. Номер страницы проставляется с раздела ВВЕДЕНИЕ (по нумерации это 3 или 4 страница в зависимости от количества страниц содержания 1 или 2).

Законченная ВКР брошюруется в следующем порядке:

1) титульный лист;

2) задание на выполнение ВКР;

3) содержание;

4) введение;

5) основная часть;

6) заключение;

7) список использованных источников;

8) приложения.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце.

Оформление основного текста

 

3.2.1 Рубрикация разделов текста

 

Основную часть ВКР следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

 
Каждый раздел выпускной квалификационной работы  следует начинать с новой страницы.

Все разделы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание. Заголовки разделов, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами (можно использовать жирный шрифт) не подчеркивая. Переносы слов и сокращения в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом 8 мм (1 пропущенная строка). Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется.

Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Перед названием раздела основной части слово «Глава» не пишется.

 

Например:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

 

Подразделы должны иметь заголовки, которые записываются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Например:

1.1 Сущность и понятия бизнес-планирования

Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 8 мм. Расстояние между подразделом и текстом – 15 мм.

 
Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно их перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере. Другие обозначения при перечислении не допускаются (Например, , , )

Пример:

а) ------------------------

б) -------------------------

1) --------------------

2) --------------------

 в)---------------------------

           

3.2.2 Стилистические особенности 

 

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

В выпускной квалификационной работе должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

В тексте ВКР не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования.

В тексте ВКР, за исключением формул, таблиц и рисунков не допускается:

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр;

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

-  применять без числовых значений математические знаки; например > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равно), £ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

- применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

При необходимости применения сокращений слов, терминов, наименований, условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять при первом упоминании в тексте и включать в перечень сокращений и условных обозначений.

 

3.2.3 Представление отдельных видов текстового материала

 

3.2.3.1 Единицы физических величин

В ВКР следует применять единицы физических величин, их наименования в соответствии с ГОСТ 8.417-2002. Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению. Применение в одной работе разных систем обозначений физических величин не допускается. Единица физической величины одного и того же параметра в пределах выпускной квалификационной работы должна быть постоянной.

Буквенные обозначения единиц физических величин должны печататься прямым шрифтом. В обозначении единиц физических величин точку как знак сокращения не ставят. Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах. Между последней цифрой числа и обозначением единицы следует оставлять пробел, равный минимальному расстоянию между словами. Исключения составляют обозначения в виде знака, поднятого над строкой. Например: 20о.

Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения. Например: 1,50; 1,75; 2,00 мм.

Если в тексте приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона. Например: от 10 до 100 кг.

При указании значений величин с предельными отклонениями следует заключить их в скобки и обозначение единицы помещать после скобок или после числового значения величины и после ее предельного отклонения. Например: (100 ± 0,1) кг; 50 г ± 1 г.        

Буквенные обозначения единиц, входящих в произведение следует отделять точками на средней линии, как знаками умножения.

Например: Н × м, Па × с.

 
В буквенных обозначениях отношений единиц в качестве знака деления должна применяться только одна черта: косая или горизонтальная. При применении косой черты обозначения единиц в числителе и знаменателе следует помещать в строку, произведение обозначенных единиц в знаменателе следует заключать в скобки. Например: м/с; Вт/ (м × К).

При указании производной единицы, состоящей из двух или более единиц, не допускается комбинировать буквенные обозначения и наименования единиц, т.е. для одних единиц приводить обозначения, а для других – наименование. Например: 80 км/ч; 80 километров в час (правильно); 80 км/час; 80 км в час (неправильно).

 

3.2.3.2 Числительные

Количественные числительные.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: пять станков, на трех образцах.

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 5 л, 24 кг. После сокращения «л», «кг» точка не ставится.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например: до пятидесяти рублей (род.п.), к шестидесяти рублям (дат.п.)

В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными. Например, имеется пятьдесят (им.п.) рублей (род.п.); получить пятьдесять  (вин.п.) рублей (род.п.).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 20 страницах (не на 20-ти страницах).

Порядковые числительные. 

Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: третий, тридцать, четвертый, двухсотый.

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами. Например: 15-тонный грузовик, 30-процентный раствор.

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют: а) одну букву, если они оканчиваются на две гласные; на «и» и на согласную букву; б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную букву. Например: вторая – 2-я (не: 2-ая), пятнадцатый – 15-й (не 15-ый), тридцатых – 30-х (не: 30-ых), десятого класса (не: 10-го класса).

Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: в таблице 4, на рисунке 2.

Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий (веков), кварталов падежных окончаний не имеют. Например: ХХ век, Ш квартал.

 

3.2.3.3 Сокращения

Правила сокращения слов и словосочетаний устанавливаются государственными стандартами. Один из них – ГОСТ 7.12-93.

К общепринятым сокращениям, не требующим специальных разъяснений, которые можно использовать в ВКР относятся следующие:

т.е. – то есть,

и т.д. – и так далее,

и т.п. – и тому подобное,             

и др. – и другие,

и пр. – и прочие (после перечислений).

в. - век

вв. – века                            

г. – год                                

гг. - годы (при обозначении веков, годов и т.д.)

                                                            

Укажем еще ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), проф. (профессор), доц. (доцент), им. (имени). Если в работе используются общепринятые сокращения, их не включают в «Перечень сокращений и условных обозначений».

Не допускается сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «формула», «уравнение», «рисунок».

Собственную систему сокращений целесообразно вводить для терминов, которые многократно (более трех раз) встречаются в тексте. Сокращение вводится при первом упоминании в тексте и указывается в круглых скобках после полного наименования. Например: … основные производственные фонды (ОПФ). В дальнейшем сокращение употребляется в тексте без расшифровки.

-
В научных текстах и формулах очень распространены буквенные обозначения. Стандартные буквенные обозначения приведены в ГОСТ 2.321-84. При использовании в выпускной квалификационной работе собственной системы буквенных обозначений следует придерживаться правила, согласно которому каждой букве соответствует одна величина, и наоборот, каждая величина представляется одной буквой. Иными словами, в выпускной квалификационной работе не должно быть многозначных и синонимических буквенных обозначений.

Все введенные автором ВКР сокращения и буквенные обозначения обязательно должны быть приведены в перечне сокращений и условных обозначений.

 

3.2.3.4 Цитирование

Цитирование литературных источников, т.е. дословное приведение выдержек из какого-либо произведения или научного труда широко применяется в ВКР для подкрепления мыслей авторитетным высказыванием. Цитируются обычно труды классиков, отдельные выдержки из нормативных материалов, социальной литературы, периодических изданий.

Академический этикет требует воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, в который был в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1) Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дал в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2) Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов и предложений допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

3) Допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ или изложение мыслей других авторов своими словами. При этом следует быть предельно точным и корректным при оценке излагаемого.

4) Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным.

5) Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

6) При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов в списке использованных источников.

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят многоточие.

Изменение падежа слов в цитате допускается в тех случаях, когда цитируются отдельные слова и словосочетания.

Если внутри цитаты есть слова (словосочетания) в свою очередь, заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки – обычно елочки « », внутренние лапки “ ”).

Использованные в выпускной квалификационной работе  статистические материалы в их первоначальном виде, а также цифровые материалы, опубликованные в периодической печати и специальных изданиях, оформляются так же, как и литературные цитаты.

Оформление таблиц и иллюстраций

 

В тексте выпускной квалификационной работы принято приводить иллюстрированные материалы, подтверждающие те или иные положения автора или иллюстрирующие методику расчетов. К ним относятся формулы, таблицы, графики, схемы, фотографии и рисунки.

3.3.1 Формулы и уравнения

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 2.321-84).

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строки пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Например:

                          r = m/V ,                                              (1)

 

где r – плотность образца, кг/м3;

 
    m – масса образца, кг;

    V – объем образца, м3.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак « Х ». В тексте операцию умножения обозначать точкой.

Формулы могут быть выполнены машинописным способом или чертежным шрифтом высотой не менее 2,5 мм. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, приведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Для экономии листа несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Например: формула (В. 1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит их номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Например: формула (3. 1).

Следует знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Общее правило здесь таково: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Порядок изложения в ВКР математических уравнений такой же, как и формул.

 

3.3.2 Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.            

 
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) значения, которое вводится в текст словами: « таблица позволяет сделать вывод, что …», « из таблицы видно, что …» и т.п. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении. Допускается располагать таблицу вдоль длинной стороны листа.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Название следует помещать над таблицей и оформлять по следующей схеме.

 

Таблица                 -     

                     (номер)         (название таблицы)

 

Например:

         Таблица 1 – Капитальные затраты    на оборудование

 

На рисунке 1 представлены основные структурные элементы таблицы.

         
Заголовки
 


  Головка
        

 

 

     
Подзаголовки

       
       
  Строки

         

                 

                      Боковик                Графы

 

Рисунок 1 – Основные структурные элементы таблицы

 

 
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Высота строк таблицы должна быт не менее 8 мм.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головки и боковик. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

При переносе таблицы на следующую страницу повторить нумерацию граф и написать слева слово «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Причем, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ее ограничивающую не проводят.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы выражены в одной и той же единице физической величины, то их обозначение необходимо помещать над таблице справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.

Например:

 

Таблица 1 – Капитальные затраты                  в рублях

 

     
     

 

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах физических величин, но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения единиц физических величин.

 
Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.32-84, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте и приведены в перечне сокращений и условных обозначений. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Цифры в графах таблицы должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например: Таблица 6.2

 Не допускается нумеровать таблицу в пределах подразделов! Например: Таблица 3.1.2

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.

На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте документа. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблице, а следует давать в виде вывода (текста, располагая цифровые данные в виде колонок).

 

3.3.3 Иллюстрации

К иллюстрациям относятся фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, графики.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД и СПДС.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрацией, и располагают симметрично относительно текста с прописной буквы.

Подпись под иллюстрацией следует оформлять по следующей схеме:

 

               Рисунок - ________

                               (номер)           (название рисунка)

Например:

                 Рисунок 2.1 – Технологическая схема

 

При необходимости перед названием рисунка помещают пояснительные данные (подрисуночный текст). Если в работе имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должно быть указаны номера позиций. Этих составных частей, которые располагают в возрастающем порядке и поясняют в подрисуночном тексте.

 
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 3.1. Не допускается нумерация рисунков в пределах подраздела. Например: Рисунок 3.1.1.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Рисунок А 3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 1.2 » при нумерации в пределах раздела.

 

3.3.4 Примечания

Примечания приводят в ВКР, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или иллюстраций. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и само примечание печатается с прописной буквы, с абзацного отступа.

Например:

                                    

     Примечание – Данные взяты…    

                             (текст примечания)

Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют арабскими цифрами.

Например:

 Примечания

1)

2)

Примечания к таблице помещают в конце таблиц под линией, обозначающей окончание таблицы.

 

3.3.5 Примеры

Примеры могут быть приведены в тех случаях, когда они поясняют текст или способствуют более краткому его изложению.

Примеры размещают, нумеруют и оформляют так же, как и примечания.

 

3.3.6 Сноски

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в ВКР, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, символа, числа, предложения к которому дается пояснение и выполняют арабскими цифрами.

 
Например: «… печатающее устройство2 …».

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками: * . Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены и отделяют от текста короткой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице над линией, обозначающей окончание таблицы. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

 

3.3.7 Ссылки

При ссылке на источник информации после напоминания о нем в тексте проставляется его порядковый номер по списку использованных источников, выделенный двумя квадратными скобками. Например: [5]. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указывают и страницу, на которой помещается используемый источник. Например: [14, с.85].

Ссылаться следует на источник в целом. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данной работы. Оформлять ссылки на использованные источники в виде сносок не допускается!

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение.

Ссылки в тексте на порядковый номер формул и уравнений дают в круглых скобках. Например: в формуле (1), по уравнению (3).

Ссылки на разделы, таблицы, иллюстрации указывают их порядковым номером. При этом сокращать слова «раздел», «таблица», «рисунок» не допускается.

Например: в разделе 4, в соответствии с рисунком 5.1, таблица 2.3.

В тексте работы должны быть ссылки на все приложения. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается. Например: в приложении А.


Требования и правила составления списка использованных источников

 

При выполнении выпускной квалификационной работы  рекомендуется использовать не менее 25 литературных источников. Список использованных источников является частью ВКР, помещается сразу после заключения и показывает степень изученности рассмотренных вопросов. В список включаются литературные источники, которые были изучены и не использованы при работе над выпускной квалификационной работы и соответственно на которые в работе сделаны ссылки.

 
Существуют различные способы группировки литературы в списке использованных источников. В выпускной квалификационной работе  рекомендуется использовать алфавитную группировку.

При алфавитной группировке описания книг и статей располагаются в алфавитном порядке фамилии авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан) независимо от порядка их упоминания в тексте работы. Работы одного и того же автора располагаются или в алфавитном порядке их названий, или в хронологии их издания.

Библиографическое описание литературных источников составляют, как правило, на языке текста издания. Общие требования и правила составления библиографического описания приведены в ГОСТ 7.1-2003.

Примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Книга одного автора

Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник / В.А. Горемыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 944 с.

Книга двух авторов

Горохов Н.Ю. Бизнес – планирование и инвестиционный анализ / Н.Ю.Горохов, В.В. Малев. – М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 2011. – 208 с.

Книга трех авторов

Орлов Ю.М. Психологические основы воспитания / Ю.М. Орлов, М.Д. Творогова, Н.И.Косарева. – М.: Педагогика, 2011. – 60 с.

Книга более трех авторов

Экономика предприятия /Л.Я. Аврамков, В.В. Адамчук, О.В.Антонова, Л.В.Бобков.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 742 с.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 180.