Для исследования слуха у детей раннего возраста с использованием безусловно-рефлекторных методов разработан поведенческий скрининг.
Для детей с фактором риска по тугоухости и глухоте предлагается проводить исследование слуха с помощью аудиотестеров. Метод основан на регистрации безусловно-рефлекторных реакций, наиболее информативными и легко регистрируемыми из которых являются:
-мигание
-реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро)
-замирание или «застывание» ребенка
-движение конечностей, разведение рук и ног в стороны
-поворот головы к источнику звука или от него
-гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз)
-сосательные движения
-пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дрожью всего тела
-изменение ритма дыхания
-широкой открывание глаз
подобные исследования можно проводить даже у новорожденных лучше в стадии легкого сна, использую шум интенсивностью 90 дБ УЗД. Реакция считается положительной, если ребенок 3 рапза отвечает на звук одной или несколькими из указанных реакций.
Перед началом исследования слуха у ребенка в возрасте 4-6мес необходимо понаблюдать за ним для уточнения особенностей поведения.
Детям стрше 9-10мес можно предъявить как шумовые сигналы, так и тональные посылки частотой 500, 2000 и 4000 гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. Реакция поворот головы в сторону звука.
Табл 6
преимущества условно-безусловных методик:
1)приборы, используемые для провеения поведенческой аудиометрии, дешевы и не требуют подключения к сети
2)длительность исследования минимальн (до 5мин)
3)тестируется частотно-специфическая поведенческая реакция на звуки
недостакти условно-безусловных методик:
1) высокий процент ложноположительных и ложноотрицательных результатов
2) субъективность оценки возможных поведенческий реакций
3) необходимость специальной подготовки персонала
для исследования слуха детей с 1го года жзни применяются методы связанные с элементами игры.
Используется также интерес к телефону.
В 3-6 лет используется выработка двигательной реакции при ирвой подкреплении — игровая аудиометрия.
слух у детей еще исследуют с помощью условно-двигательной реакции, подкрепляемой различным электроигрушками, а также при момощи записанных на магнитную пленку голосов животных или специально подобранных слов.
Слайд23
при возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работы.
Причины:
1.в большинстве случаев поведение ребенка, у которого подозревается снижение слуха, отличается от поведения сверстников, что обусловлено снижением и другими причинами, поэтому важно выявить отличия для дифференциальной диагностики.
2.очень важно раннее начало коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха, благодаря чему дети даже со значительным снижением слуха уже к 3м годам пользуются речью, хотя и в разной степени.
Слайд24
Выделяются четыре уровня слуха:
первый уровень-слух в пределах возрастной нормы. Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5м. Расстояние, с которого ребенок воспринимает все стимулы, постоянно и зависит от его возраста: чем младше, там более с близкого расстояния воспринимается сигнал. Дети старше 3х месяцев способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади.
Второй уровень состояния слуха-тугоухость. ребенок так же реагирует на все предъявленные ему стимулы, расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно: оно изменяется у одного и того же ребенка в пределах 0,5-5м. При этом на максимальных расстояниях воспринимаются звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источники звука, но лишь когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1м.
Третий уровень состояния слуха-значительная тугоухость. Ребенок воспринима неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Их число сокращается за счет звучаний с наиболее выраженными высокими частотами. Расстояние, с которого ребенок регирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1-0,3м при восприятии высокочастотных стимулов до 2,5-5м при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать звучания которые ощущаются им на расстоянии не менее 1м.
Четвертый уровень состояния слуха-глухота. Глухой ребенок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (низкочастотные). Расстояние до источника звука может быть и большим:2,5-5м. Звучание голоса глухи дети не воспринимают, на тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 500-1000 Гц при интенсивности 70-100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии. Некоторые глухие вообще не реагируют на предъявляемые слуховые стимулы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.