По участию членов «БОЕВОГО БРАТСТВА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По участию членов «БОЕВОГО БРАТСТВА»

в подготовке и проведении

«УРОКА МУЖЕСТВА»

в общеобразовательных организациях и молодежных средах

Содержание · Общие положения мероприятия «УРОК МУЖЕСТВА» · ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ «УРОКА МУЖЕСТВА» · Подготовка «УРОКА МУЖЕСТВА» · Порядок и методика проведения «УРОКА МУЖЕСТВА» · Информационное обеспечение «УРОКА МУЖЕСТВА» · Приложения : информация о спецоперации советских войск в Афганистане (1979 – 1989 гг.); о взаимосвязи ратных подвигов наших соотечественников в Великой Отечественной и афганской войне, современных событиях в Сирии; о патриотической деятельности Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Разработчики - составители: 

Шорохов Геннадий Михайлович ,

Заместитель Председателя

Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Сидоров Владимир Николаевич , руководитель учебно-методического отдела Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

г. Москва – 2018

Методические рекомендации по участию членов «БОЕВОГО БРАТСТВА»

в подготовке и проведении «УРОКА МУЖЕСТВА»

в общеобразовательных учреждениях и молодежных средах

 


Общие положения мероприятия «УРОК МУЖЕСТВА»

· «УРОК МУЖЕСТВА» является одной из распространенных форм военно-патриотического воспитания молодежи, которая направлена на формирование личности каждого молодого человека как гражданина и патриота России с присущими такой личности ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

· Существует множество методов проведения «УРОКОВ МУЖЕСТВА», приуроченных к дням воинской славы и памятным датам России (см. приложение №5, Федеральный закон № 32 от 13.03.1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»). Уроки мужества могут быть массовыми (для нескольких классов) или групповыми (для одного класса, отдельной группы молодых людей); интерактивными (встречи, беседы, с включением в разговор участников уроков); наглядными (выставки, тематические стенды, использование фото-, видео-материалов), творческими (с включением в сценарий поэтических или песенных композиций).

· Содержание «УРОКА МУЖЕСТВА» должно содержать как информационные, так и эмоциональные составляющие, а также  быть понятным, доступным и запоминающимся, с учетом возрастных особенностей молодых людей.

· В 2019 году все уроки мужества, проводимые под эгидой «БОЕВОГО БРАТСТВА», посвящаются 30-летию завершения выполнения боевых задач 40-й армией в Республике Афганистан.

- В феврале 2019 года рекомендуется провести 2 серии уроков мужества, посвященных, соответственно, 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана (15 февраля) и Дню защитников Отечества (23 февраля).

- В марте - мае 2019 года рекомендуется провести уроки мужества, посвященные 75-летию снятия блокады Ленинграда, освобождения всей Правобережной Украины, Одессы, Крыма, Севастополя и великой Победе в Великой Отечественной войне.


- В июне – октябре 2019 года рекомендуется провести уроки мужества, посвященные 75-й годовщине решающих побед Советской Армии в Великой Отечественной войне.

· Место проведения и участники уроков мужества: образовательные организации (учащиеся школ, колледжей, ВУЗов); детские патриотические лагеря (участники летних лагерей); патриотические клубы (воспитанники клубов), другие молодежные среды.

 

2. ЦЕЛИ «УРОКА МУЖЕСТВА»:

· воспитание подрастающего поколения в духе лучших отечественных традиций на основе героического прошлого и настоящего России;

· осознание молодыми людьми готовности нашего народа к беспримерным подвигам в грозные годы войны, лихолетья, военных локальных конфликтов;

· формирование у детей и молодёжи потребности обращаться к урокам прошлого, использовать опыт старших поколений;

· развитие у юношей и девушек способности к преодолению вызовов истории и современности, формирование у них глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством. 

 

3. ЗАДАЧИ «УРОКА МУЖЕСТВА»:

· Информирование участников «УРОКА МУЖЕСТВА», в соответствии с темой урока, расширение и углубление их личных представлений о военных событиях в мире, их сущности, всемирно-историческом значении и роли в них России;

· Приведение эмоционально наполненных примеров из повседневных воинских будней, рассказ о ратных и трудовых подвигах, самоотверженности и героизме простых российских людей;

· Прояснение понимания молодыми людьми величия вклада народов Российской Федерации в сохранение и развитие мировой цивилизации;

· Донесение до молодежи необходимости правильного понимания нашего исторического наследия, объективного «прочтения» причин и результатов современных военно-политических кризисов, важности личного участия в защите исторической памяти России;

· Выявление и вовлечение потенциальных участников в реализацию патриотических проектов молодежного крыла «БОЕВОГО БРАТСТВА».

 


ПОДГОТОВКА «УРОКА МУЖЕСТВА».

Известно, что успешность и эффективность патриотических мероприятий, в том числе и уроков мужества, во многом зависит от предварительной подготовительной работы. Региональным и местным отделениям «БОЕВОГО БРАТСТВА» в процессе подготовки урока мужества рекомендуется:

А). Назначить ответственное лицо (ответственных лиц) за проведение уроков мужества в образовательных учреждениях и молодежных средах, а также окончательно определиться с их тематикой.

Б). Обратиться к руководству образовательных учреждений (официально или неформально, в зависимости от уже имеющихся связей) с предложением о проведении уроков мужества.

По каждому образовательной или молодежной организации согласовать дату, место и время проведения. Необходимо определиться, будет ли урок мужества массовым (для нескольких классов) или групповым (для одного класса, отдельной группы молодых людей) мероприятием; пройдут уроки в классных комнатах или в школьных музеях, уголках воинской (боевой) славы. Следует узнать, есть ли у образовательной или молодежной организации свой сценарий урока мужества и, при наличии сценария, уточнить узловые моменты, которые определяют порядок и роль участия в уроке мужества ветеранов «БОЕВОГО БРАТСТВА». При необходимости предложить разработанный нами порядок (сценарий) урока мужества (см. ниже, пункт 5).

В). Определить круг ветеранов «БОЕВОГО БРАТСТВА», привлекаемых к проведению уроков мужества в качестве выступающих (спикеров).


Г). Провести с привлекаемыми ветеранами соответствующую беседу. Согласовать возможность их участия именно в установленный день и форме одежды, донести сведения о месте и времени проведения мероприятия, его участниках. Предоставить контактную информацию об организаторах урока мужества (номер мобильного телефона, ФИО).

Особое внимание предлагается уделить содержательной части урока. Нужно обеспечить привлекаемых ветеранов информацией по обсуждаемой на уроке теме (приложения 1-5). Попросить ветеранов вспомнить, или сделать это вместе, конкретные примеры, интересные случаи из их военной жизни. Всегда следует помнить об эмоциональном наполнении приводимых примеров, так как зачастую молодые люди реагируют на эмоции больше, чем на содержание.

Д). Пригласить к соучастию в уроках мужества представителей органов власти и общественности, активистов молодежного крыла «БОЕВОГО БРАТСТВА».

Е). Утвердить на заседании Совета график проведения уроков мужества (рекомендуемая форма – см. приложение 6) и мониторить его выполнение.

Ж). Принять меры по информационному обеспечению проводимых мероприятий (подготовить и распространить пресс-релиз, обеспечить фото-фиксацию урока мужества, взять интервью у организаторов и активных участников, подготовить и направить в установленном порядке итоговые информационные материалы в медиа-службу «БОЕВОГО БРАТСТВА»).

Ветеранам «БОЕВОГО БРАТСТВА», которые участвуют в уроках мужества в качестве выступающих (спикеров), при подготовке рекомендуется:

а). Связаться с организаторами уроков мужества в каждой образовательной или молодежной организации. Если возможно, следует даже посетить соответствующие организации, встретиться с организаторами урока мужества. Ознакомиться с местом проведения и сценарием урока (при наличии), уточнить возраст и особенности участников, роль других участников урока мужества (при их приглашении), обсудить другие организационные, содержательные и эмоциональные моменты;


 

б). Проработать полученную тематическую информацию, определив для себя ключевые точки, интересные для упоминания в своей речи;

в). Дополнить информацию своими собственными комментариями и личными воспоминаниями. Никакой необходимости в донесении до участников урока мужества всей предоставленной информации нет. Вероятнее всего, что уместные личные искренние и эмоциональные воспоминания могут оказаться намного важнее для слушателей;

г). Определиться с использованием в процессе урока личного фотоархива (при наличии), согласовать с организаторами урока возможность использования экспонатов школьных музеев или композиций патриотических уголков (при проведении урока на их базе);

д). По возможности и необходимости, набросать план своего выступления. В этом плане важно предусмотреть не более 2-3 смысловых модулей. Каждый модуль содержит одно законченное сообщение, то есть раскрывает важную, с точки зрения выступающего, мысль или важный смысловой посыл, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО дополняются личным опытом, примерами из собственной жизни или жизни своих боевых товарищей.

 

е). Было бы неплохо каждому спикеру провести репетицию своего выступления (например, дома, перед зеркалом).



ПРИЛОЖЕНИЯ №№ 1-6

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Краткая информация о спецоперации советских войск в Афганистане (1979 – 1989 гг.)

Советский Союз  ввёл  ограниченный военный  контингент  в Афганистан 25 декабря 1979 года, на основании просьбы правительства Афганистана об оказании военной и экономической помощи в борьбе с антиправительственной оппозицией и в соответствии с Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 05 декабря 1978 года.

Чтобы понять глубинный смысл тех далеких событий, необходимо принять во внимание, какая обстановка сложилась в этой среднеазиатской стране в 1979 году. Все началось в апреле 1978 года, когда к власти в Кабуле (столица Афганистана) в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия Афганистана во главе с известным писателем Нуром Мухаммедом Тараки. В то время такое развитие событий посчитали большим просчетом США, так как Тараки и его соратники своим главным союзником видели Советский Союз, руководство которого стремилось к тому, чтобы всячески поддержать молодое правительство афганской республики. В течение всего 1978 году сюда направлялись значительные денежные средства, ехали военные и экономические советники. Однако были и противники сотрудничества с Советским Союзом, которые в течение 1979 года организовали вначале открытый мятеж против правительства Тараки, а затем и государственный переворот, за которым, как выяснилось позже, стояли США.

К власти пришел Амин, что  резко изменило как положение дел внутри Афганистана, так и его положение на международной арене. При этом, судя по не так давно опубликованным воспоминаниям известного американского общественного деятеля Збигнева Бжезинского, в этом перевороте Соединенные Штаты играли самую непосредственную роль, имея своей единственной целью погрузить СССР в «свою вьетнамскую войну».

Таким образом, основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в крайне важном стратегическом положении этой страны, а также в том, что после переворота Амина советское правительство было вынуждено вмешаться во внутренние дела этого государства, чтобы не получить на своей границе очаг напряженности.

27 декабря 1979 года начался ввод на территорию Афганистана 40-й армии, который был в основном завершен к середине января 1980 года. Именно 40-я армия оказывала помощь Правительству Афганистана в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции (моджахедов, душманов), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и консервативного исламского мира. Кроме ведения боевых действий и охраны объектов советско-афганского сотрудничества, военнослужащие 40-й армии участвовали в строительстве дорог, жилья, школ, больниц и мечетей.

По различным оценкам через афганские события «прошло» от 630 до 750 тысяч офицеров, прапорщиков и солдат, представляющих все нации и народности Советского Союза. Каждый третий воин-интернационалист был удостоен высоких государственных наград, 92 из них стали Героями Советского Союза и Российской Федерации.

Для наших военных афганская война началась в 1979 году, 25 декабря, когда в Афганистане появились первые солдаты. Она длилась почти десять лет и стала началом борьбы с такими широко распространенными сегодня явлениями, как международный терроризм и исламский экстремизм.


 

Вывод советского военного ограниченного контингента начался в мае 1988 года. А окончательная дата завершения афганской спецоперации – окончания афганской войны - наступила в 1989 году, 15 февраля.

15 февраля - День окончания войны в Афганистане, День памяти воинов-интернационалистов, который отмечался и продолжает отмечается на государственном уровне практически во всех республиках бывшего Советского Союза. Всего в Афганистане погибло и пропало без вести 14 427 человек, более 53 тысяч человек получили ранения, контузии и различные травмы.

Всероссийская общественная организация ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» хранит память о всех наших военнослужащих, павших в Афганистане, проявляет заботу о членах их семей, оказывает социальную помощь все участникам афганских событий.

В заключение отдельно стоит отметить тот факт, в ходе афганской войны потери несли и жители Афганистана. Но нам, участникам войны, их потомкам важно знать и всегда помнить, что основные потери среди мирного афганского населения случились именно после того, как ушли наши войска.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

При проведении уроков мужества, посвященные решающим победам Красной Армии в Великой Отечественной войне необходимо воспользоваться материалом, широко распространенным в сети интернет.

При этом очень важно, чтобы в ходе урока наш спикер находил параллели в отваге и мужестве, которые были проявлены нашими соотечественниками в ходе Великой Отечественной и афганской войне. Необходимо настойчиво продвигать тезис о том, что сегодня продолжателями правого дела участников Великой Отечественной войны являются и солдаты, и офицеры 40-й армии, а также и гражданские специалисты, которые привлекались к строительству социальных объектов в Афганистане. Именно они составляют важнейшее звено исторической эстафеты воинской доблести русского, в широком смысле слова, человека. Именно «афганцы» являются важным звеном военно-патриотического воспитания молодежи, которое связывает участников Великой Отечественной войны, афганских событий более чем тридцатилетней давности и современных сирийских событий. Следует заострить внимание участников уроков мужества на том, что афганские события во многом пересекаются с современными событиями в Сирии, особенно в части защиты российских границ и интересов, ведения борьбы с международным терроризмом и гуманитарной помощи гражданскому населению.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Краткая информация о патриотической деятельности Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО».

 

3.1. «БОЕВОЕ БРАТСТВО» существует более 20 лет (Учредительный съезд организации состоялся декабре 1997 года).

3.2. Патриотическое воспитание молодежи – является одним из 5-ти основных направлений деятельности «БОЕВОГО БРАТСТВА». Свою работу с молодежью организация строит на основе проектов патриотического воспитания и собственных целевых программ.

· Для детей младшего школьного возраста проводим Конкурс детского патриотического рисунка (Проект «Что такое подвиг?», информацию см. ниже).

· Для учащихся средних классов – Конкурс патриотического сочинения (Проект «Память сильнее времени», информацию см. ниже).

· Для подростков (14 – 16 лет) и молодежи (18 – 24 года) ежегодно проводим патриотические лагеря и сборы. До 2015 года наши лагеря базировались преимущественно в Крыму (палаточный лагерь на озере Донузлав), последние три года – в Коврове, на базе Владимирского отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА». Ежегодно в патриотических лагерях «БОЕВОГО БРАТСТВА» принимает участие более 800 молодых людей. В образовательных программах лагерей участвуют известные общественные деятели страны, герои Советского Союза и Российской Федерации, военные эксперты, публицисты, политологи, экономисты, эксперты в сфере публичных технологий и электронных СМИ.

· Эта же категория подростков и молодежи (14 – 24 года) включена в проект «Город-Герой Москва», который реализуется молодежным крылом «БОЕВОГО БРАТСТВА». В течение двух последних лет состоялось около 10-ти молодежных слетов в формате школ патриотизма.

В рамках этого проекта молодежное крыло «БОЕВОГО БРАТСТВА» проводит:

- спортивно-патриотические соревнования и учения. К примеру, в весенне-летний период на территории Западного округа Москвы и Новой Москвы традиционно проходит турнир по мини-футболу на кубок героев «БОЕВОГО БРАТСТВА», в котором ежегодно участвует более 1000 юношей и девушек;

- многочисленные мастер-классы и семинары по развитию социальной активности молодых людей и их лидерских способностей, работе в команде. В результате реализации этого направления в конце 2017 года стартовал пилотный проект «Скажем экстремизму НЕТ», для студентов московских ВУЗов;

- тренинги строительства и развития молодежных общественных организаций;

- подготовку, защиту и дальнейшую реализацию молодежных патриотических проектов. Так, например, именно на таком слете представителями молодежной палаты Ново-Переделкино был инициирован в 2016 году проект «Эко-район». Теперь ежегодно, в весенне-летний период молодежное крыло «БОЕВОГО БРАТСТВА» проводит мероприятия по благоустройству парковых территорий и зон отдыха у водоемов Новой Москвы. В проекте уже приняло участие более 1000 человек.

В целом, «БОЕВОЕ БРАТСТВО» ежегодно по всей России проводится более 10000 патриотических, военно-мемориальных, военно-спортивных мероприятий, главные участники которых – дети, подростки и молодежь.

3.3. Сегодня в «БОЕВОМ БРАТСТВЕ» утверждено 5 основных проектов патриотического воспитания молодежи, в реализации которых с 2018 года участвуют все региональные отделения организации:

- Конкурс «Что такое Подвиг?»

- «Память сильнее времени»

- «Тропа БОЕВОГО БРАТСТВА»

- «Патриотическое граффити»

- «Уроки мужества»

В Российской Федерации немало делается для увековечивания памяти событий и имен участников Афганской войны. Где в России (в Москве, других регионах – назвать их) установлены известные Вам памятники воинам- интернационалистам?

Что Вы знаете о Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»? Как «БОЕВОЕ БРАТСТВО» готовится к 30-й годовщине завершения выполнения 40-й армией боевых задач в Республике Афганистан? Вы хотели бы принять участие в памятно-мемориальных мероприятиях, посвященных данной памятной дате?

ПРИЛОЖЕНИЕ №5. ОКАЗАНИЕ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ АФГАНИСТАНА (25.12.1979г. – 15.02.1989 г.)

Проект (автор Скрипка А.М.)

Отношения между СССР и Афганистаном строились на принципах мирного существования и доверия. 27 марта 1919 года правительство РСФСР первым в мире официально признало независимость Афганистана. Через два года между РСФСР и Афганистаном был заключен Договор о дружбе. Он дал возможность в ходе Великой Отечественной войны не беспокоиться о значительном участке нашей границы. Сотрудничество наших стран вышло на очередной этап в 1970-е годы, когда тысячи советских специалистов для возведения гражданских и военных объектов отправились в Афганистан. Военно-техническое сотрудничество тоже вышло на новый уровень. Все это основывалось на долгосрочных договорах и взаимных обязательствах.

Апрельская 1978 года революция в Афганистане, установление в стране социалистического строя не были восприняты большинством в стране, так как была осуществлена под коммунистическими лозунгами, не учитывала отсталость страны, отсутствие необходимой социальной и экономической базы. Это создало условия для активизации антиправительственных сил. В Пакистане в 1978 году официально открывается первый лагерь по подготовке исламистов-боевиков для вооруженных отрядов сил оппозиции.

В декабре 1978 года в Москве между Советским Союзом и Афганистаном был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Опираясь на Договор в 1979 г., афганское руководство, почувствовав угрозу свержения, неоднократно обращалось к советскому правительству с просьбой оказать военную и экономическую помощь в борьбе с антиправительственной оппозицией и ввести в Афганистан ограниченный контингент советских войск.

12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск в Афганистан для оказания военной помощи в сохранении порядка и обеспечения безопасности населения страны

Суть важных обстоятельств, объясняющих причины ввода войск:

Первое. Нарастание реальных угроз для СССР, которые советское руководство пыталось устранить. Пограничные заставы по линии границы с Афганистаном, а затем и с более обширным охватом, подвергались регулярным провокациям и нападениям. Особый всплеск нападений афганских бандформирований был в 1978-1979 г.г. Они пытались осуществить переход через границу СССР с целью организации диверсий против действующей власти. С середины 1978 г. их «вылазки» начали курироваться правительством США. Сначала для определения слабых мест в советско-афганских и советско-иранских приграничных зонах и чтобы рассорить соседствующие друг с другом народы.

Второе. Советские политики всерьез опасались прямой интервенции американцев в Афганистан для частичного восполнения потери Ирана и своего влияния на Востоке. Возникла реальная угроза получить у самых границ еще одно недружественное исламское государство с американскими военными базами.


 

Третье. Афганское руководство около 20 раз обращается к СССР с просьбой военной помощи для защиты законной власти. Ввод войск был продиктован, в том числе и стратегической, политической и военной необходимостью.

Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г.  Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. - апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. - декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА.

4-й этап: январь 1987 г. - 15 февраля 1989 г. Участие советских войск в оказании помощи афганскому руководству в проведении политики национального примирения, поддержка боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Введенные в Афганистан советские войска, по согласованию с правительством страны и совместно с частями и подразделениями афганской армии, службы безопасности,- выполняли целый комплекс разнообразных задач. Ими были взяты под охрану все основные автомагистрали, аэродромы, объекты советско-афганского сотрудничества и другие сооружения. Советские подразделения обеспечивали проводку автомобильных колонн с разнообразными грузами и создавали условия для мирного развития страны. Путем размещения советских гарнизонов всячески поддерживались и укреплялись органы государственной власти в 21-м провинциальном и во многих уездных и волостных центрах Афганистана.

В тоже время в районах, которые контролировали правительственные войска при поддержке ограниченного контингента советских войск, СССР осуществлял реализацию гражданских проектов. При помощи советских специалистов было создано свыше 270 народнохозяйственных объектов.

Советские специалисты оказывали помощь мирному афганскому населению. Строители, возводившие школы и больницы, инженеры, учителя и врачи, лечившие военнослужащих и местное население, помогали афганскому народу в строительстве новой жизни. Все это сказывалось на укреплении морально-политического духа этого народа.

Личный состав 40 армии в течение этих лет выполнял многоплановые задачи, которые в большинстве своем возникли по ходу происходящих событий на территории Афганистана:

- уничтожал первые проявления нарождающегося терроризма в лице исламского движения талибов и террористической организации «Аль-Каида»;

- отслеживал и уничтожал наркопродукты и базы по их переработке.

Первоначально численность войск, введенная на территорию Афганистана, составляла 75 тыс. человек. В последующие годы, до 1986 г. включительно, боевой состав уточнялся. Максимальная численность советских войск в ДРА была в 1985 г 108,8 тыс. человек (военнослужащих - 106 тыс.), в том числе в боевых войсках - 73,6 тыс. человек . Войска в Афганистане получили наименование «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане» (сокращенно – ОКСВА). Срок пребывания военнослужащих в составе ОКСВА был установлен 2 года – для офицеров и 1,5 года для сержантов и солдат. Всего в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошли военную службу около 750 тыс. военнослужащих.

Советским войскам противостоял сильный противник, насчитывавший на территории страны до 180 тыс. человек, сведенных в более чем 4,5 тыс. отрядов.

14 апреля 1988 г. в Женеве министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана при участии СССР и США в качестве гарантов был подписан пакет документов, позволявший в принципе положить конец кровопролитию на афганской земле. В соответствии с этими договоренностями советская сторона взяла на себя обязательства вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 года.

 Вывод ограниченного контингента советских войск под руководством командующего 40-й армией генерал-лейтенанта Героя Советского Союза Б.В. Громова и командиров соединений и частей осуществлен блестяще. 140-тысячный контингент без потерь вышел из Афганистана в обозначенные сроки.

В условиях сложной военной ситуации, ведения боевых действий, при отсутствии фронта и тыла советские военнослужащие самоотверженно выполняли свой воинский долг. 200 тысяч из них удостоены государственных наград, 92 удостоены звания Героя Советского Союза и России. Все, кто с достоинством и честью выполнил воинский и гражданский долг, заслужили всенародное уважение.

По состоянию на 15 февраля 1989 г. утраты советских войск в Афганистане составили:

- общие безвозвратные людские потери убитыми, умершими от ран и болезней, погибших в катастрофах, в результате происшествий и несчастных случаев вместе с пограничными и внутренними войсками составили 14 453 человек. Пропали без вести, и попало в плен 417 военнослужащих, 119 из них были освобождены.

Почти десять лет личный состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане мужественно и стойко защищал национальные интересы Родины за ее пределами. Были достигнуты очень важные цели: обезопасить свои южные границы; помешать проникновению, зарождающемуся радикальному исламу в наши республики; предотвратить усиление американской военно-экономической деятельности в ближневосточном регионе, планов наращивания США своего присутствия у границ СССР; срыв угрозы выхода Афганистана из советской сферы влияния.

Спецоперация советских войск в Афганистане стала последним военно-политическом столкновением двух сверхдержав - США и СССР. Она стала началом борьбы с такими явлениями, как международный терроризм, экстремизм и наркотерроризм, которые сейчас захлестнули мир.

Выполнение задач советскими войсками на территории Афганистана связано с защитой государственных геополитических интересов страны за рубежом, с сохранением мира в этом взрывоопасном азиатском регионе.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Форма графика проведения уроков мужества в региональном, местном отделении «БОЕВОГО БРАТСТВА»

№ п/п Наименование образовательной / молодежной организации Дата, время проведения Место проведения ФИО, контакты спикеров ФИО, контакты организаторов
1 2 3 4 5 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по участию членов «БОЕВОГО БРАТСТВА»

в подготовке и проведении

«УРОКА МУЖЕСТВА»

в общеобразовательных организациях и молодежных средах

Содержание · Общие положения мероприятия «УРОК МУЖЕСТВА» · ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ «УРОКА МУЖЕСТВА» · Подготовка «УРОКА МУЖЕСТВА» · Порядок и методика проведения «УРОКА МУЖЕСТВА» · Информационное обеспечение «УРОКА МУЖЕСТВА» · Приложения : информация о спецоперации советских войск в Афганистане (1979 – 1989 гг.); о взаимосвязи ратных подвигов наших соотечественников в Великой Отечественной и афганской войне, современных событиях в Сирии; о патриотической деятельности Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Дата: 2019-02-25, просмотров: 349.