Новые формы итоговой аттестации выпускников основной и средней школы по истории – ОГЭ и ЕГЭ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Преемственность ОГЭ с ЕГЭ по истории прослеживается как в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и видов познавательной деятельности, так и в структуре экзаменационной работы в целом и в формах отдельных заданий. Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям

 

Другие формы учебных занятий по истории и обществознанию помимо уроков.

 

Формы учебных занятий– формы организации обучения конкретному предмету в школьных условиях. В методике обучения истории существуют противоположные мнения:

 

1) урок является основной формой

 

2) одной из них, наряду с лекциями, семинарами, практическими занятиями, экскурсиями и т.д.

 

Интерактивные учебные занятия– учебные занятия, которые строятся на субъект-субъектных отношениях и межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса в процессе работы над общей учебной темой (учитель – учащиеся).

 

Лабораторное занятие– форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам.

 

Семинарское занятие– форма учебного занятия, на которой учащиеся представляют результаты самостоятельной работы с источниками, участвуют в обсуждении проблематики занятия.

 

Практическое занятие– форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого.

 

Дискуссия– обсуждение какого-либо спорного вопроса; форма учебного занятия по истории, которое проводится с целью выявить и обсудить различные точки зрения по дискуссионным вопросам истории и существующие в исторической науке и обществе подходы к их решению. В ходе открытого совместного обсуждения участники дискуссии, если и не приходят к единой оценке и тем более к общему подходу в решении проблемы, то, по крайней мере, достигают определенного взаимопонимания и даже компромисса по некоторым общим и частным вопросам ее исследования. Путем взаимной критики точек зрения и предлагаемых методов решения проблемы участники дискуссии начинают лучше понимать причины многообразия исторических интерпретаций и трудности решения дискуссионных вопросов и в связи с этим могут точнее оценитьгипотезы и методы, предлагаемые для их решения. Плодотворные дискуссии ориентируются не на противопоставление точек зрения, а на достижение согласия по самой постановке проблемы, ее оценке и возможности ее решения. Такое согласие необходимо для совместного исследования проблемы, обмена информацией и результатами научного поиска (М.В.Кларин).

 

 

Дебаты– обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями; форма учебного занятия и внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла (история, обшествознание), основная цель которого научить школьников четко формулировать свои взгляды, приводить аргументы в защиту собственных высказываний и контраргументы, ослабляющие позиции оппонентов. Таким образом, дебаты являются закрытой формой обсуждения, не допускающей готовности и возможности их участников согласиться с аргументами другой стороны, изменить свои взгляды, занять компромиссную позицию. Дебаты – «явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд – и опровержений» (М.В.Кларин).

 

Диспут– публичный спор на научную или общественно важную тему, прения после доклада, лекции; форма учебного занятия и внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла (история,обществознание) в старшей школе, имеющая целью выявить противоположные точки зрения на предмет диспута. В отличие от дискуссии – это «закрытая» форма обсуждения, так как ее педагогической задачей является формирование у участников диспута идеологически заданного отношения к фактам общественной жизни, разоблачение иных мнений, как правило, чуждых и враждебных по отношению к доминирующим в диспуте взглядам и позициям.

 

26. Дополнительное историческое образование и сетевое взаимодействие и сотрудничество.

 

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

 

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

 

- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

 

- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

 

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий(антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

 

Основными механизмамиразвития дополнительного образования детей являются:

 

- формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

 

- межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

 

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

 

Цель сетевого взаимодействия – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

 

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

 

- анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

 

- повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

 

- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

 

- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

 

- расширение возможностей для профессионального диалога педагогов

 

- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

 

- совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

 

Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское

 

Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам,дни партнерского взаимодействия.

 

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети.(размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

 

Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

 

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

 

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

 

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ), кадровыхресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

 

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др); добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

 

Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие - и проигрывает свои возможные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

 

Условияорганизации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

 

- материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

 

- психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

 

- разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

 

- грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

 

- привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

 

- отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

 

- готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

 

- наличие опытных квалифицированных кадров;

 

- выработка единой цели партнеров;

 

- активность сторон сетевого взаимодействия;

 

- мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

 

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

 

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

 

- оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

 

- получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ);

 

- расширение круга общения участников образовательного процесса;

 

- привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

 

- расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

 

- повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

 

- повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

 

- возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

 

- построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

 

- возможность организации рабочих мест для подростков;

 

- привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

 

- рост доверия родителей к учреждению;

 

- рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

 

- формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.