Завершается физическое развитие детей и их психическое формирование, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез. Резко изменяется внешний облик ребенка, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью нервной системы, эндокринной системы в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные заболевания различных органов (вегето-сосудистая дистония, дискинезии желчевыводящих путей и т.д.), эндокринные заболевания. Нередко могут обостриться туберкулез, хронические заболевания. Известно, что в старшем школьном возрасте большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.
Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка-все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накопления фактов и наблюдений, которые кристаллизируются потом в новую неповторимую личность.
Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями.
Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой - как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.
Только преобладание положительных эмоций над отрицательными ( бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом, Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А.С.Макаренко писал: « Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы».
Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Маленького человека (а прежде, разумеется, самих себя) надо приучать к экономному, сдержанному проявлению чувств. Если вы при ребенке неистово, неумеренно тискаете и целуете его младшего братишку, если в виде приветствия развязно хлопаете по спине пожилого человека, если вы, горя радушием, силком заставляете есть и пить за столом, вы тем самым преподаете своему сыну или дочери большой и впечатляющий урок вульгарного « оформления » хороших побуждений и чувств.
Ребенку свойственно рваться в будущее, верить в свою удачливость, даже... в бессмертие. И нельзя отравлять его веру, Поэтому в семье должно жить ощущение светлой перспективы, не омрачаемое страхом завтрашнего дня.
Как же преодолеть развитие отрицательных эмоций, которые все-таки возникают?
Первый путь - умение владеть собой, подавлять начавшееся раздражение, обиду, строптивость и т.д. И тут для здорового ребенка все решает пример родителей, принятые в семье нормы поведения. Только в спокойной обстановке можно воспитать спокойствие и уравновешенность.
Второй путь - более глубокий и совершенный, в перспективе открывающий дорогу к подлинному душевному благородству и мудрости. Внушайте ребенку, что он обязан оставаться верным своему «Я», своим собственным представлением о добре и зле. Он должен твердо усвоить, что чья-то чужая нечестность, подлость, грубость не дают человеку никакого морального права подличать или ловчить в ответ. Если ребенок усвоит для себя законы великодушия, отрицательные реакции на чье-то поведение гораздо легче будет переходить в более сильные и общие положительные переживания. А это начало пути, приводящего человека к осознанной нравственной высоте.
9. Группы здоровья
1 группа - благоприятный анамнез, дети редко болеющие, острота зрения не < 0,9 , гипертрофия миндалин 1ст., увеличение щитовидной железы 1ст. Кариес санирован, осанка правильная с небольшими отклонениями.
2 группа - практически здоровые дети, с отягощенным анамнезом, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно болеющие, здоровые дети с риском возникновения хронической патологии. ( компенсация ). ( пищевая аллергия, бородавки, рецидивирующий бронхит, дискинезия ЖВП, ВСД - компенсированная, зрение + 2 - 3,...)
3 группа - дети с хроническими заболеваниями, врожденной патологией с редкими нетяжелыми обострениями, без выраженных нарушений общего состояния и самочувствия. ( локализовання экзема, псориаз, хр. пневмония, бронхиальная астма, хр. гастрит ).
4 группа - больные дети в состоянии субкомпенсации, с частыми, но нетяжелыми обострениями с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний, с функциональными отклонениями измененных других систем .( распрастр. экзема, доброкач. опухоли, хр. пневмония с бронхоэктазами, бр. астма, пороки сердца с нарушением кровообращения 1ст. гипертоническая болезнь, лейкоз (ремиссия).
5 группа – инвалидность.
10.Группы риска:
1 группа – риск развития патологии ЦНС
2 группа – риск ВУИ
3 группа – риск ТНЭ - трофических нарушений и эндокринопатий (гипотрофия, паратрофия, задержка роста…)
4 группа – риск ВПР - врожденных пороков развития (всех систем) и наследственных заболеваний (ФКУ, муковисцедоз…)
5группа – социальный риск
Контрольные вопросы:
1. Как называется период от момента рождения по 28 день жизни?
2. Какой период называется периодом «первого упрямства»?
3. Как называется период, длящийся от момента зачатия до родов?
4. Какой период называется ясельным (малышковым)?
5. Сроки периода младшего школьного возраста.
6. Сколько существует групп здоровья?
7. В каком периоде встречается чаще вегето-сосудистая дистония?
8. В каком периоде происходит первое вытяжение?
9. Какова длительность антенатального периода?
10. Каковы сроки периода грудного возраста?
11. В каком периоде встречаются чаще нарушение осанки, патология зрения, заболевания пищеварительной системы?
12. Как называется период от начала родовой деятельности до момента перевязки пуповины?
13. К какой группе здоровья относятся практически здоровые дети, но с отягощенным анамнезом, часто и длительно болеющие?
ПМ 01.
МДК 01.01.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.