а) прирост сбережений на единицу прироста располагаемого дохода;
б) отношение совокупного сбережения к совокупному доходу;
в) кривая, характеризующая величину сбережений при данном уровне дохода;
г) изменение сбережений, вызванное изменением дохода.
25. Если предельная склонность к сбережениям 0,4, то предельная склонность к потреблению равна:
а) (1 - 0,4); б) (0,4 – 1); г) (0,4 х 0,6); д) 0,4.
26. В точке, где график потребления пересекает биссектрису:
а) средняя склонность к потреблению = 0;
б) предельная склонность к потреблению = 1;
в) доход = сбережениям;
г) сбережения = 0;
27. Рецессионный разрыв образуется, если:
а) плановые инвестиции превышают сбережения при потенциальном ЧНП;
б) график совокупных расходов лежит ниже биссектрисы при потенциальном ЧНП;
в) график совокупных расходов пересекает биссектрису при любом ЧНП;
г) график совокупных расходов лежит выше биссектрисы при потенциальном ЧНП.
Годы Доход Потребление
1991 200 205
1992 225 225
1993 250 245
1994 275 265
1995 300 285
Предельная склонность к потреблению равна(дать расчет):
а) 0,25; б) 0,75; в) 0,2; г) 0,8;
29. Эффект мультипликатора означает, что:
а) потребление в несколько раз больше сбережений;
б) небольшое изменение в потребительском спросе вызовет значительно большее изменение в инвестициях;
в) небольшое увеличение в инвестициях может вызвать гораздо более значительное изменение в национальном доходе;
г) небольшое увеличение предельной склонности к потреблению может вызвать в несколько раз большее применение равновесного национального дохода.
30. Кривая потребления выражает отношения:
а) потребления к уровню чистого дохода;
б) сбережений к уровню чистого дохода;
в) чистого дохода к национальному доходу;
г) потребления к сбережению.
31. По Кейнсу, сбережения и инвестиции в основном осуществляются:
а) одними и теми же людьми, по одним и тем же мотивам;
б) разными группами людей по одинаковым мотивам;
в) разными группами людей по разным мотивам;
г) одинаковыми группами людей по разным мотивам.
32. Кривая потребления показывает, что:
а) предельная склонность к потреблению увеличивается в пропорции к ЧНП;
б) домовладельцы тратят больше при снижении процентной ставки;
в) потребление зависит, в основном, от уровня промышленных инвестиций;
г) при более высоких уровнях дохода средняя склонность к потреблению снижается.
33. По Кейнсу:
а) потребление растет, а сбережения уменьшаются при росте чистого дохода;
б) сбережения пропорционально зависят от доходности инвестиций;
в) сбережения пропорционально зависят от уровня личного дохода;
г) сбережения обратно пропорциональны процентной ставке.
34. Что из нижеследующего верно:
а) средняя склонность к потреблению + средняя склонность к сбережению = 1;
б) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к сбережению = 1;
в) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к потреблению = 1;
г) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к сбережению = 1;
д) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к потреблению = 1.
35.Решить задачу:
Допустим, что фактический объем выпуска составляет 100 единиц. Планируемое потребление домашних хозяйств при этом уровне доходов равно 70, а планируемые инвестиции составляют 45. В какой ситуации оказалась экономика? Как изменится уровень товарных запасов?
36. Решить задачу:
Равновесный уровень выпуска 1 000 ден. ед. Функция потребления имеет вид: С = 0,75 у. Определить:
а) размер фактических инвестиций при уровне выпуска 1 200 ден. ед.;
б) размер сверхплановых товарно-материальных запасов.
37. Решить задачу:
Предположим, что функция сбережений имеет вид: S=(–100)+0,2у. Сбережения составляют 250 ден. ед. Каким будет в этом случае равновесный уровень национального дохода?
Модуль 3.Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция
Семинар 3.1 Циклический характер развития экономики (2 часа).
Программная аннотация темы:
Цикличность экономического развития, экономический цикли его фазы.Теории экономического цикла. Потенциальный ВВП, относительное отклонение фактического ВВП от потенциального. Экзогенные и эндогенные факторы экономических циклов. Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева.
Основные вопросы:
1. Понятие экономического цикла и его фазы. Основные теории циклов.
2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике.
3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях.
Методические рекомендации:
Рассмотрение 1-го вопросаследует начать с выяснения сущности экономического цикла и его основных фаз. Далее дается характеристика каждой фазы цикла. Охарактеризовав сущность, виды и фазы цикла, следует рассмотреть основные теории цикла: экстернальные, интернальные, монетарные, а также теории недопотребления и перенакопления.
Во 2-м вопросе обратите внимание на следующие причины циклов. «Внешние» теории, объясняют возникновение экономических колебаний с внешними по отношению к хозяйственной системе факторами – научными и техническими открытиями, политическими событиями, изменениями цен на нефть и т.д.
Внутренние» теории связывают причину циклов с процессами, присущими самой экономической системе, например, с недостаточностью потребляемого дохода по сравнению с произведенным.
Синтез «внешних» и «внутренних» теорий, которые опираются на кейнсианскую концепцию.
Монетарные теории объясняют деловой цикл расширением и сжатием денежной массы в обращении.
Отдельно необходимо выделить причины долгосрочных циклов (длинных волн) Н.Д.Кондратьева.
В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла значительно модифицируется. На этом акцентируется все внимание при подготовке ответа на 3-й вопрос. При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что на современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых особую роль играют: монополистическая структура рынка, государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, процессы глобализации экономики.
Особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с трансформационным кризисом в российской экономике, раскрыть причины долговременного спада. В виде сообщения необходимо рассмотреть вопрос о причинах и последствиях мирового экономического кризиса 2008 года.
Вопросы для обсуждения:
1. Является ли циклическое развитие национальной экономики объективной закономерностью или же оно обусловлено субъективными причинами? Свяжите ваш ответ с дискуссией классиков и кейнсианцев по данному вопросу.
2. Каково видение причин циклических колебаний коньюнктуры в кейнсианской экономической теории?
3. Каковы основные разновидности экономических циклов? Какие факторы предопределяют периодичность этих колебаний? Связаны ли между собой различные виды циклов?
4. Назовите не менее 10 индикаторов экономической коньюнктуры. Какие из них, на ваш взгляд, являются опережающими, а какие – совпадающими и запаздывающими?
5. Приведите не менее 5 проциклических и 5 контрциклических индикаторов коньюнктуры с обоснованием причин их изменения в определенном направлении.
6. Какие отрасли и сферы экономики и почему более подвержены циклическим колебаниям, а какие – менее подвержены им?
7. Каков механизм выхода из рецессии? Достигается ли такой выход исключительно за счет действия стихийного механизма рынка или же он предполагает задействование механизма сознательного государственного регулирования экономики?
8. В чем состоит позитивная роль кризисов?
9. Назовите 3-4 основные причины экономического кризиса в нашей стране и объясните, почему именно их вы считаете главными?
10. Охарактеризуйте методы антициклического регулирования национальной экономики. Какую роль играет временной лаг в антициклическом регулировании развития экономики?
11. Правомерно ли рассматривать экономический кризис 90-х годов ХХ в. В России как циклический кризис?
Темы сообщений (рефератов):
1.Методы государственного регулирования экономического цикла: теоретические основы и реальная практика.
2. Причины и последствия для российской экономики мирового кризиса 2008 года.
Семинар 3.2 Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственное регулирование занятости (2 часа).
Программная аннотация темы:
Понятие безработицы. Основные показатели безработицы и их характеристика. Виды безработицы. Причины безработицы. Взгляды экономических школ на причины безработицы.
Социально-экономические последствия безработицы. Проблемы безработицы в России. Роль государства в решении проблемы безработицы. Биржи труда и частные посреднические фирмы. Региональный рынок труда: факторы, определяющие его специфику.
Основные вопросы:
1.Сущность, измерение и основные виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы.
2. Взгляды экономических школ на причины безработицы.
3. Социально – экономические последствия безработицы.
4. Государственная политика в области занятости.
Методические рекомендации:
Рассмотрение 1-го вопросаследует начать с выяснения сущности категорий, необходимых для анализа основной проблемы: проблемы занятости. Необходимо показать отличие трудоспособного населения от экономически активного населения или совокупной рабочей силы. Далее перейти к методике расчета основного показателя, характеризующего состояние рынка труда – уровня безработицы. Показать различие в расчетах фактического и официального уровня безработицы, уровень и динамику безработицы в российской экономике.
Анализ видов безработицы предполагает выделение добровольной безработицы, к ней относятся фрикционная и структурная и вынужденной безработицы - циклической. Необходимо обратить внимание на причины возникновения каждого из видов безработицы. Далее перейти к понятию естественного уровня безработицы и факторов, определяющих его величину.
На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих причины безработицы. Эта проблема является предметом исследования 2-го вопроса семинарского занятия. Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская концепции безработицы. Необходимо показать, на каких постулатах держится неоклассическая концепция, авторы которой доказывают добровольный характер безработицы. Теоретические выводы обязательно должны быть подкреплены графической иллюстрацией.
В кейнсианской концепции занятости доказывается, что безработица носит вынужденный характер. Объем занятости по Кейнсу зависит не от работников, а от предпринимателей, так как спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Кроме того, необходимо показать, что занятость в соответствии с кейнсианской концепцией в значительной степени зависит от инвестиций. Выяснив все составляющие кейнсианской концепции, логичны будут два вывода: а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также гибкость заработной платы не являются условием полной занятости; б) для повышения уровня занятости необходимо активное вмешательство государства.
Рассмотрение этого вопроса невозможно без выяснения основных факторов, вызвавших сокращение занятости в российской экономике при переходе к рыночным отношениям: спад производства, рост естественного уровня безработицы, усиление миграционных процессов и т.д.
Рассматривая социально-экономические последствия безработицы (3-й вопрос), в первую очередь следует обратить внимание на закон А.Оукена, раскрывающий зависимость динамики общественного продукта от увеличения или сокращения безработицы на 1% от ее естественного уровня. Анализируя фактический материал из периодических экономических изданий, необходимо показать влияние безработицы на изменение уровня доходов, демографическую ситуацию, изменение морально-психологического климата в обществе.
Безработица – это серьезная макроэкономическая проблема, поэтому государство должно принимать меры для борьбы с ней. Для разных видов безработицы, поскольку они связаны с разными причинами, используются разные меры. Эти меры рассматриваются в 4-м вопросе семинарского занятия. Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости. Изучив Закон РФ «О занятости» и работу Городской службы занятости, необходимо дать характеристику пассивных и активных мероприятий, проводимой этой службой. Далее рассматриваются специфические меры для борьбы с фрикционной, структурной и циклической безработицей.
Вопросы для обсуждения:
1. Проведите разграничение циклической и структурной безработицы с раскрытием конкретных форм проявления последней.
2. Охарактеризуйте негативны и позитивные последствия фрикционной безработицы.
3. Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?
4. Раскройте содержание понятия «полная занятость» и перечислите факторы, определяющие ее количественные параметры.
5. Каковы причины роста естественного уровня безработицы в мире в последние десятилетия?
6. Как, по оценке классиков, достигается баланс спроса и предложения рабочей силы и полная занятость населения?
7. Используя классическую концепцию занятости, объясните дефицит рабочей силы в планово-регулируемой экономике.
8. В чем суть возражений Дж.Кейнса против представлений о сокращении реальной заработной платы как главном способе ликвидации безработицы.
9. Чем отличаются классическое и кейнсианское объяснения причин безработицы?
10. Используя известные вам концепции безработицы, докажите их применимость для объяснения тенденции к сокращению занятости населения нашей страны в период перехода к рыночной экономике.
11. В чем заключается правило А.Оукена? Докажите важность его использования в экономической политике.
12. Охарактеризуйте проявление эффекта гистерезиса на рынке труда. Какие факторы тормозят возвращение национальной экономики на уровень полной занятости?
13. Можно ли согласиться с утверждением, что безработица является сугубо негативным явлением в экономике? Аргументируйте свой ответ.
14. В 70-е годы Швеция разработала несколько новых стратегий для рынка труда, влияющих на увольнения:
а) предприятия, которые при спаде производства, вместо того чтобы увольнять работников, организовали для них обучение по месту работы, получали государственные субсидии;
б) все работники должны были получать уведомление об увольнении по крайней мере за месяц (на некоторых предприятиях их уведомляли за 2-3 месяца);
в) уволенные работники должны были пользоваться приоритетным правом при появлении у прежнего работодателя новых рабочих мест.
Какие вероятные последствия могут иметь эти стратегии, вместе взятые, для заработной платы и безработицы в долгосрочном периоде?
Темы сообщений (рефератов):
1.Безработица в России: риски и экономические последствия.
2. Региональные проблемы безработицы.
Напишите эссе на тему:
«Увеличение размера пособий по безработице увеличивает среднюю продолжительность безработицы. Следовательно, политика увеличения размера пособий по безработице нежелательна с социальной точки зрения»
Семинар 3.3 Инфляция и антиинфляционная политика государства (2 часа).
Программная аннотация темы:
Природа инфляции. Основные виды инфляции. Причины инфляции. Спрос, издержки и инфляционные ожидания как факторы инфляции. Инфляционная спираль. Основные расчетные показатели инфляции, рекомендуемые различными экономическими школами. Сущность и причины инфляции в переходной экономике. Гиперинфляция в условиях спада в России.
Экономические последствия инфляции. Сеньораж. "Стагфляционная ловушка". Социальные последствия инфляции. Инфляционный налог. Особенности инфляции в России. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная стратегия и тактика. Мировой опыт борьбы с инфляцией. Особенности антиинфляционной политики в России.
Основные вопросы:
1. Сущность, измерение и классификация инфляции.
2. Причины инфляции.
3. Социально-экономические последствия инфляции.
4. Антиинфляционная политика государства.
Методические рекомендации:
При изучении этой темы следует прежде всего уяснить сущность инфляции (1-й вопрос семинарского занятия). Формально инфляция представляет собой денежное явление: обесценение денег, разбухание денежной массы. Инфляция сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих функций. Это вызывает устойчивое неравновесие рынка. Начавшись, она может постепенно усиливаться и, зародившись на денежном рынке, проникнуть в другие сферы экономики.
Важный вопрос – измерение и оценка инфляции. Здесь следует обратить внимание на различного рода индексы, с помощью которых рассчитываются темпы инфляции. Характер инфляции во многом зависит от степени равномерности и глубины этого процесса. Для выявления особенностей инфляции применяют различные критерии. По темпам роста цен инфляция подразделяется на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; по степени сбалансированности – сбалансированную и несбалансированную; по предсказуемости – ожидаемую и неожидаемую; по форме проявления – открытую и подавленную.
Инфляция представляет собой многофакторное явление. Эти факторы необходимо рассмотреть во 2-м вопросе. Рост общего уровня цен может быть вызван не только денежными, но и не денежными факторами. В соответствии с этим необходимо разграничивать монетарные и немонетарные причины инфляции. Изучив литературу по данной проблеме, следует отразить дискуссию среди отечественных и зарубежных экономистов о природе российской инфляции.
Далее следует уяснить последствия инфляции (3-й вопрос семинара): перераспределение доходов в обществе; скрытую государственную конфискацию денежных средств у населения; ускоренную материализацию денежных средств; снижение реальных доходов населения; свертывание общественного производства. При этом важно понять сущность разворачивающихся стагфляционных процессов.
Поскольку инфляция, как и безработица, является серьезной макроэкономической проблемой, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Государственные антиинфляционные мероприятия рассматриваются в 4-м вопросе семинарского занятия. При подготовке этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции.
Чтобы антиинфляционная политика была результативной, необходимо знать причины инфляции. В предыдущем вопросе было выяснено, что рост денежной массы сверх потребностей товарооборота может быть вызван как монетарными, так и немонетарными факторами. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на уменьшение денежной эмиссии, повышение учетной ставки, повышение нормы обязательных резервов, Сокращение государственных расходов, совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Особое внимание необходимо обратить на те меры, которое предпринимало и предпринимает российское правительство для сдерживания инфляционных процессов.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскройте содержание понятия «инфляция» («дефляция») с обоснованием факторов ее возникновения на тех или иных этапах развития общества.
2. В чем состоит полезность ползучей инфляции для национальной экономики в трактовке кейнсианцев?
3. Как соотносятся темпы роста денежной массы и темпы роста цен на различных стадиях галопирующей инфляции?
4. Охарактеризуйте факт утраты деньгами своих функций в условиях гиперинфляции.
5. Раскройте механизм раскручивания инфляции спроса и перечислите не менее пяти факторов, которые могут вызывать данный процесс.
6. Всегда ли при повышении совокупного спроса неизбежной становится инфляция спроса?
7. Раскройте механизм раскручивания инфляции издержек и перечислите не менее пяти факторов, которые могут вызывать данный процесс.
8. Охарактеризуйте механизм раскручивания спирали «заработная плата – издержки производства – цены».
9. Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количественной теории денег.
10. Охарактеризуйте монополизм государства как фактор инфляционного роста цен с обоснованием механизма раскручивания налоговой инфляции.
11. Каков вклад инфляционных ожиданий в развитие инфляции спроса и инфляции предложения?
12. Каково влияние удорожания нефти на развитие импортированной инфляции и динамику внутренних цен стран - эксортеров нефти?
13. Какова связь между диспропорциями советской экономики и темпами инфляции в современной России?
14. Проранжируйте ведущие инфляционные факторы, действовавшие в российской экономике на протяжении последних 15 лет.
15. Назовите основные инструменты Центрального банка России и другие мероприятия государства, позволившие значительно снизить темпы инфляции в стране в последние годы.
Темы сообщений (рефератов):
1. Проблема выбора между инфляцией и безработицей в современной экономике.
2. Проблемы инфляции в современной России.
Пример итогового теста по модулю:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 360.