МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л. К. Прокопенко
Макроэкономика
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям
Что такое валовой внутренний продукт (ВВП)?
а) сумма всех произведенных товаров и услуг;
б) сумма всех реализованных товаров и услуг;
в) сумма всех готовых товаров и услуг;
г) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг.
Валовой внутренний продукт измеряется:
а) в основных ценах;
б) в ценах производителя;
в) в рыночных ценах;
г) в экспортных ценах.
Номинальный ВНП представляет собой стоимость товаров и услуг, измеренную:
а) в текущих ценах;
б) в реальных ценах;
в) в ценах базисного периода;
г) в ценах предшествующего периода.
Дефлятор ВВП:
а) равен отношению номинального ВНП к реальному ВНП;
б) равен отношению реального ВНП к номинальному ВНП;
в) уменьшается при ускорении инфляции;
Какой из указанных ниже доходов или расходов не учитывается при подсчете ВВП данного года?
а) арендная плата за сдачу квартиры;
б) покупка облигаций автомобильной компании;
в) покупка государством бомбардировщика;
г) заработная плата прислуги.
Располагаемый доход - это:
а) личный доход минус индивидуальные налоги;
б) сумма, включающая заработную плату, жалованье, ренту и доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход;
в) зарплата и жалованье, доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход;
г) нет правильного ответа.
12. Для определения величины национального дохода надо:
а) вычесть из величины ВНП сумму косвенных налогов;
б) уменьшить величину ВВП на сумму износа используемых основных фондов;
в) вычесть из величины ВВП сумму амортизационных отчислений за данный период, сумму косвенных налогов и объем государственных субсидий;
г) прибавить к ВВП сумму государственных социальных трансфертных платежей.
Гражданин России временно работает в США, в американской частной фирме. Его доходы включаются:
а) в валовой национальный продукт России и валовой внутренний продукт США;
б) в ВВП России и ВВП США;
в) в ВНП России и ВНП США;
г) в ВНП США и ВВП США.
Из перечисленного включается в состав ВНП:
а) покупка новых ценных бумаг;
б) стоимость нового учебника в книжном магазине;
в) денежная сумма, полученная студентом от родителей;
г) все ответы верны.
Чтобы перейти от валового национального продукта (ВНП) к чистому национальному продукту (ЧНП), необходимо:
а) прибавить чистые инвестиционные расходы;
б) вычесть из ВНП чистые инвестиции;
в) добавить к ВНП величину амортизации;
г) вычесть износ основных фондов.
Из указанных ниже видов доходов или расходов учитывается при подсчете ВНП данного года?
а) пенсия бывшего фабричного рабочего;
б) работа маляра по окраске дома;
в) деньги, полученные от продажи собственного автомобиля;
г) ежемесячные денежные переводы, получаемые студентом из дома.
Личный доход это:
а) стоимость произведенных за год товаров и услуг;
б) доход, полученный домохозяйствами в течение данного года;
в) весь доход, предназначенный для личных расходов, после уплаты налогов;
г) ВВП минус амортизация.
Потенциальный ВВП измеряется:
а) объемом производства, соответствующим уровню потенциальных потребностей населения и всех хозяйствующих субъектов страны;
б) объемом продукции, который может быть произведен в стране в условиях полной занятости населения (при уровне естественной безработицы);
в) максимальным объемом продукции, который может быть произведен в данных экономических условиях и при данных факторах производства;
г) нет правильного ответа.
Если расходы на потребление равны 60, валовые инвестиции 20, государственные закупки товаров и услуг 30, импорт 20, экспорт 10, амортизация 10, то валовой национальный продукт и чистый национальный продукт равны соответственно:
а) 110 и 100;
б) 100 и 90;
в) 100 и 110;
г) 120 и 110.
Вопросы для обсуждения.
1.Используя собственное толкование эффекта импортных закупок, объясните причины роста российского ВВП в период после девальвации рубля в августе 1998 года и замедления его позитивной динамики в связи с укреплением обменного курса рубля по отношению к доллару и евро в отдельные периоды развития национальной экономики.
2. Какое влияние на объем реальных инвестиций в нашей стране оказывает чрезмерно низкая и чрезмерно высокая инфляция?
3. В чем состоит суть разногласий классиков и кейнсианцев по поводу кривой совокупного предложения? Какие практические выводы можно сделать по результатам данной дискуссии?
4. Какое влияние окажут следующие факторы на равновесный уровень цен и на равновесный реальный объем национального производства:
а) увеличение совокупного спроса на классическом отрезке кривой совокупного предложения;
б) одинаковое увеличение как совокупного спроса, так и совокупного предложения;
в) уменьшение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения;
г) увеличение совокупного спроса и уменьшение совокупного предложения;
д) уменьшение совокупного спроса на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения?
5. Раскройте противоречивые последствия либерализации цен на топливо и сырье для российской и мировой экономики.
Семинар 2.2 Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия (2 часа).
Программная аннотация темы:
Основные положения классической школы о равновесии в экономике. Рыночный механизм установления равновесия: сбережения и инвестиции. Роль процентной ставки. Эластичность цен и заработной платы.
Критика теории потенциального равновесия классической школы в теории Д.М. Кейнса. Основные положения кейнсианской теории равновесия.
Основные вопросы:
1. Классическая модель макроэкономического равновесия:
а) классическая теория занятости и объема выпуска;
б) закон Cэя;
в) уравнение количественной теории денег.
2. Критика кейнсианцами классической модели макроравновесия.
3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
Методические рекомендации:
При рассмотрении классической модели равновесия национальной экономики следует обратить внимание на ее общие положения: государственное невмешательство в функционирование рыночной экономики и деление экономики на два сектора – реальный и денежный, которые не связаны между собой (принцип дихотомии). После этого рассмотреть основные составляющие этой модели: а) объяснить, каким образом обеспечивается функционирование национальной экономики на потенциале (связать рынок труда и рынок товаров и услуг через гибкость заработной и производственную функцию); б) показать, как используя закон Cэя, классики объясняют сбалансированное соотношение сбережений и инвестиций, регулируемое только процентной ставкой; в) объяснить, как используя уравнение количественной теории денег, классики делают вывод о нейтральности денег по отношению к реальным экономическим процессам, в результате чего делается вывод, что государственная политика стимулирования выпуска и занятости является неэффективной.
При подготовке ответа на 2-й вопрос необходимо обратить внимание на два основных момента. Во-первых, обосновать, почему кейнсианцы считают несостоятельными утверждения классиков о том, что сбережения равны инвестициям и что фирмы будут инвестировать больше, если домашние хозяйства повысят уровень сбережений. Во-вторых, обосновать отсутствие прямой связи между сокращением объемов выпуска и снижением цен и заработной платы.
Рассмотрение кейнсианской модели макроэкономического равновесия (3-й вопрос)основано на опровержении основных положений классической модели. Необходимо обосновать следующие положения: а) денежный и реальный сектор тесно взаимосвязаны; б) на рынках товаров и рабочей силы действует несовершенная конкуренция; в) цены являются жесткими. Жесткость цен приводит к тому, что равновесие на рынках устанавливается, но не на уровне полной занятости ресурсов. В условиях неполной занятости основной проблемой становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, как у классиков, поэтому главным рынком становится товарный рынок. Рассмотрение и обоснование данных теоретических положений позволит перейти к графической иллюстрации кейнсианской кривой совокупного предложения.
Вопросы для обсуждения.
1. Какое теоретическое значение имеет закон Cэя для классической модели макроэкономического равновесия?
2. Какие рыночные структуры используются в классической модели равновесия?
3. Что является регулятором обеспечения равенства между инвестициями и сбережениями в классической модели?
4. Как вы понимаете принцип нейтральности денег, о котором говорили классики?
5. Дайте объяснение классической дихотомии. В чем ее смысл?
6. В чем заключается основной недостаток классической школы?
7. В чем принципиальное отличие кейнсианской модели экономического равновесия от классической?
8. В чем заключаются исходные принципы кейнсианской модели макроэкономического равновесия? Сравните их с классическими принципами.
9. какую роль играют деньги в кейнсианской модели макроэкономического равновесия?
Семинар 2.3Совокупные расходы. Модель равновесия доходов–расходов (2 часа).
Программная аннотация темы:
Конечное потребление и сбережение, факторы на них влияющие. Основные теории потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению и к сбережению. Основной психологический закон.
Инвестиции, факторы на них влияющие. Виды инвестиций и их источники. Основные теории инвестиций. Проблема инвестиций в современной России. Кейнсианский мультипликатор автономных расходов и механизм его действия. Модель равновесия доходов-расходов («кейнсианский крест»). Инфляционный и рецессионный разрывы. Модель инвестиции – сбережения (I-S). Парадокс бережливости.
Основные вопросы:
1. Взаимосвязь потребления и сбережений. Основные теории потребления.
2. Инвестиции, их основные формы и направления. Факторы, влияющие на инвестиции. Источники инвестиций. Основные модели инвестиций.
3. Модель равновесия доходов-расходов («кейнсианский крест»). Рецессионный и инфляционный разрывы. Кейнсианский мультипликатор автономных расходов в модели равновесия Д. Кейнса.
Методические рекомендации:
В 1-м вопросе необходимо уяснить, что по Кейнсу количество произведенных товаров и услуг зависит от уровня совокупных расходов. Основным компонентом совокупных расходов являются потребительские расходы домашних хозяйств, величина которых зависит от располагаемого дохода. Поскольку часть располагаемого дохода уходит на сбережения, то возникает необходимость выяснения взаимосвязи потребления м сбережений, какие факторы оказывают влияние на их величину.
При рассмотрении кейнсианских показателей склонности к потреблению и сбережениям необходимо уяснить их в динамике и сформулировать кейнсианский психологический закон склонности к сбережениям.
Поскольку потребительские расходы зависят не только от величины располагаемого дохода, то возникает необходимость рассмотрения понятия автономного потребления, факторов, его определяющих и как вывод – выведения кейнсинской функции потребления.
Далее следует рассмотреть модели потребления: кейнсианскую, неоклассическую, модель жизненного цикла (Модильяни) и модель перманентного дохода (Фридмена).
Основное различие первых двух моделей: Кейнс рассматривает потребление как функцию текущего дохода, а классики – как функцию сбережения. Модель жизненного цикла и перманентного дохода целесообразно вынести на обсуждение в виде сообщений.
При рассмотрении 2-го вопроса следует рассмотреть валовые и чистые инвестиции; автономные и индуцированные; реальные и финансовые. К основным направлениям инвестирования можно отнести: вложения в основной капитал, в увеличение товарно-материальных запасов и резервов, в строительство жилья. Следует также уяснить кейнсианскую, неоклассическую модели инвестиций, а также теорию инвестиций Тобина.
При подготовке ответа на 3-й вопрос прежде всего следует уяснить структуру совокупных расходов: AD=C+I+G+Xn, а также отличие планируемых расходов от фактических.
Модель равновесия доходов-расходов Д. Кейнса («кейнсианский крест») абстрагируется от изменения уровня цен, это модель короткого периода. Следует рассмотреть неравновесные состояния модели.Уровень производимого общественного продукта может не совпадать с равновесным уровнем национального продукта в условиях полной занятости (потенциальный национальный продукт). Возникающие разрывы между потенциальным уровнем национального производства и его реальным уровнем – результат избытка спроса или депрессивного состояния экономики. Для их характеристики вводятся понятия инфляционного и рецессивного разрывов. Их появление – следствие отклонений величин реальных инвестиций и сбережений в национальной экономике.
Колебания равновесного уровня выпуска необходимо уяснить с учётом действия кейнсианского простого мультипликатора автономных расходов, особое внимание надо обратить на наличие условий, при которых возможно проявление мультипликативного эффекта изменения инвестиционных расходов.
Кейнсианский мультипликатор инвестиций можно проиллюстрировать таблицей и показать его воздействие на объём ВВП.
При ознакомлении с кейнсианской моделью «изъятия – инвестиции» следует обратить внимание на парадокс бережливости и выяснить сущность возникающего экономического противоречия.
Вопросы для обсуждения:
1.В чем заключаются исходные принципы кейнсианской модели? Сравните их с классическими принципами.
2. Каково функциональное назначение различных компонентов личного располагаемого дохода? Какой из них является более изменчивым?
3. Чем отличаются функции потребления Дж.Кейнса и С.Кузнеца? Объясните существование автономных потребительских расходов в трактовке Дж.Кейнса. Какие факторы определяют их размер в той или иной стране? В чем состояла практическая значимость исследований потребления С.Кузнеца?
4. Раскройте суть перманентного дохода. Каковы основные факторы, определяющие размер потребления в современной трактовке?
5. Согласны ли вы с основным психологическим законом Дж.Кейнса? Какие факторы могут повлиять на конкретные формы его реализации в той или иной национальной экономике?
6. В чем, на ваш взгляд, состоит практическая значимость выявления параметров функции потребления в той или иной стране на том или ином этапе ее развития?
7. Как повлияют на графики функций потребления и сбережения следующие факторы:
а) угроза ядерной войны;
б) сообщение о сокращении выплат по программам социального обеспечения;
в) ожидаемое сокращение общего уровня цен;
г) снижение реальной ставки процента за кредит.
8. Как вы считаете, какие факторы воздействовали на динамику предельной склонности к сбережению в России за последние 10-15 лет (информацию об изменении сбережений взять в Российском статистическом ежегоднике)?
9. Почему в трактовке кейнсианцев увеличение сбережений не гарантирует наращивания инвестиций?
10. В чем состоит суть парадокса бережливости? Проявляется ли он в современной российской экономике?
11. Что важнее для современной России – стимулирование сбережений или разработка мер по их трансформации в инвестиции?
12. Какие факторы препятствуют в российской экономике трансформации сбережений домохозяйств в инвестиции фирм?
13. В чем состоит суть эффекта мультипликатора в трактовке Дж.Кейнса? Проявляется ли данный эффект в условиях полной занятости?
14. В чем состоит опасность высокого значения мультипликатора для экономики страны?
15. Что представляет собой модель равновесия, основанная на методе изъятий и инъекций?
Темы сообщений (рефератов):
1. Основные положения теории жизненного цикла Модильяни.
2.Современные формы сбережений и их влияние на национальную экономику.
3. Проблема роста инвестиций в современной России.
Напишите эссе на тему:
1. При оценке экономической ситуации в стране эксперты пришли к выводу, что уровень сбережений устойчиво и значительно превышает инвестиционные намерения предпринимательского сектора. Какие меры могут быть приняты правительством, чтобы предотвратить возможные негативные последствия сложившейся ситуации?
Пример итогового теста по модулю:
Сбережения - это:
а) все накопленное имущество домохозяйств и сбережения населения;
б) реальные кассовые остатки всех рыночных субъектов;
в) часть дохода, вложенная в ценные бумаги;
г) часть дохода домохозяйств, неизрасходованная в данном периоде времени.
Инвестиции - это:
а) часть дохода, не израсходованная в текущем периоде;
б) вложения во все виды производственных и непроизводственных ресурсов;
в) приобретение недвижимости;
г) приобретение товаров длительного пользования, а также валюты и золота.
Чистые инвестиции - это:
а) затраты непроизводственного характера;
б) истраченные населением деньги;
в) валовые инвестиции минус налоги;
г) валовые инвестиции минус амортизация.
Годы Доход Потребление
1991 200 205
1992 225 225
1993 250 245
1994 275 265
1995 300 285
Предельная склонность к потреблению равна(дать расчет):
а) 0,25; б) 0,75; в) 0,2; г) 0,8;
29. Эффект мультипликатора означает, что:
а) потребление в несколько раз больше сбережений;
б) небольшое изменение в потребительском спросе вызовет значительно большее изменение в инвестициях;
в) небольшое увеличение в инвестициях может вызвать гораздо более значительное изменение в национальном доходе;
г) небольшое увеличение предельной склонности к потреблению может вызвать в несколько раз большее применение равновесного национального дохода.
30. Кривая потребления выражает отношения:
а) потребления к уровню чистого дохода;
б) сбережений к уровню чистого дохода;
в) чистого дохода к национальному доходу;
г) потребления к сбережению.
31. По Кейнсу, сбережения и инвестиции в основном осуществляются:
а) одними и теми же людьми, по одним и тем же мотивам;
б) разными группами людей по одинаковым мотивам;
в) разными группами людей по разным мотивам;
г) одинаковыми группами людей по разным мотивам.
32. Кривая потребления показывает, что:
а) предельная склонность к потреблению увеличивается в пропорции к ЧНП;
б) домовладельцы тратят больше при снижении процентной ставки;
в) потребление зависит, в основном, от уровня промышленных инвестиций;
г) при более высоких уровнях дохода средняя склонность к потреблению снижается.
33. По Кейнсу:
а) потребление растет, а сбережения уменьшаются при росте чистого дохода;
б) сбережения пропорционально зависят от доходности инвестиций;
в) сбережения пропорционально зависят от уровня личного дохода;
г) сбережения обратно пропорциональны процентной ставке.
34. Что из нижеследующего верно:
а) средняя склонность к потреблению + средняя склонность к сбережению = 1;
б) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к сбережению = 1;
в) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к потреблению = 1;
г) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к сбережению = 1;
д) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к потреблению = 1.
35.Решить задачу:
Допустим, что фактический объем выпуска составляет 100 единиц. Планируемое потребление домашних хозяйств при этом уровне доходов равно 70, а планируемые инвестиции составляют 45. В какой ситуации оказалась экономика? Как изменится уровень товарных запасов?
36. Решить задачу:
Равновесный уровень выпуска 1 000 ден. ед. Функция потребления имеет вид: С = 0,75 у. Определить:
а) размер фактических инвестиций при уровне выпуска 1 200 ден. ед.;
б) размер сверхплановых товарно-материальных запасов.
37. Решить задачу:
Предположим, что функция сбережений имеет вид: S=(–100)+0,2у. Сбережения составляют 250 ден. ед. Каким будет в этом случае равновесный уровень национального дохода?
Модуль 3.Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция
Семинар 3.1 Циклический характер развития экономики (2 часа).
Программная аннотация темы:
Цикличность экономического развития, экономический цикли его фазы.Теории экономического цикла. Потенциальный ВВП, относительное отклонение фактического ВВП от потенциального. Экзогенные и эндогенные факторы экономических циклов. Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева.
Основные вопросы:
1. Понятие экономического цикла и его фазы. Основные теории циклов.
2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике.
3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях.
Методические рекомендации:
Рассмотрение 1-го вопросаследует начать с выяснения сущности экономического цикла и его основных фаз. Далее дается характеристика каждой фазы цикла. Охарактеризовав сущность, виды и фазы цикла, следует рассмотреть основные теории цикла: экстернальные, интернальные, монетарные, а также теории недопотребления и перенакопления.
Во 2-м вопросе обратите внимание на следующие причины циклов. «Внешние» теории, объясняют возникновение экономических колебаний с внешними по отношению к хозяйственной системе факторами – научными и техническими открытиями, политическими событиями, изменениями цен на нефть и т.д.
Внутренние» теории связывают причину циклов с процессами, присущими самой экономической системе, например, с недостаточностью потребляемого дохода по сравнению с произведенным.
Синтез «внешних» и «внутренних» теорий, которые опираются на кейнсианскую концепцию.
Монетарные теории объясняют деловой цикл расширением и сжатием денежной массы в обращении.
Отдельно необходимо выделить причины долгосрочных циклов (длинных волн) Н.Д.Кондратьева.
В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла значительно модифицируется. На этом акцентируется все внимание при подготовке ответа на 3-й вопрос. При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что на современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых особую роль играют: монополистическая структура рынка, государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, процессы глобализации экономики.
Особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с трансформационным кризисом в российской экономике, раскрыть причины долговременного спада. В виде сообщения необходимо рассмотреть вопрос о причинах и последствиях мирового экономического кризиса 2008 года.
Вопросы для обсуждения:
1. Является ли циклическое развитие национальной экономики объективной закономерностью или же оно обусловлено субъективными причинами? Свяжите ваш ответ с дискуссией классиков и кейнсианцев по данному вопросу.
2. Каково видение причин циклических колебаний коньюнктуры в кейнсианской экономической теории?
3. Каковы основные разновидности экономических циклов? Какие факторы предопределяют периодичность этих колебаний? Связаны ли между собой различные виды циклов?
4. Назовите не менее 10 индикаторов экономической коньюнктуры. Какие из них, на ваш взгляд, являются опережающими, а какие – совпадающими и запаздывающими?
5. Приведите не менее 5 проциклических и 5 контрциклических индикаторов коньюнктуры с обоснованием причин их изменения в определенном направлении.
6. Какие отрасли и сферы экономики и почему более подвержены циклическим колебаниям, а какие – менее подвержены им?
7. Каков механизм выхода из рецессии? Достигается ли такой выход исключительно за счет действия стихийного механизма рынка или же он предполагает задействование механизма сознательного государственного регулирования экономики?
8. В чем состоит позитивная роль кризисов?
9. Назовите 3-4 основные причины экономического кризиса в нашей стране и объясните, почему именно их вы считаете главными?
10. Охарактеризуйте методы антициклического регулирования национальной экономики. Какую роль играет временной лаг в антициклическом регулировании развития экономики?
11. Правомерно ли рассматривать экономический кризис 90-х годов ХХ в. В России как циклический кризис?
Темы сообщений (рефератов):
1.Методы государственного регулирования экономического цикла: теоретические основы и реальная практика.
2. Причины и последствия для российской экономики мирового кризиса 2008 года.
Семинар 3.2 Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственное регулирование занятости (2 часа).
Программная аннотация темы:
Понятие безработицы. Основные показатели безработицы и их характеристика. Виды безработицы. Причины безработицы. Взгляды экономических школ на причины безработицы.
Социально-экономические последствия безработицы. Проблемы безработицы в России. Роль государства в решении проблемы безработицы. Биржи труда и частные посреднические фирмы. Региональный рынок труда: факторы, определяющие его специфику.
Основные вопросы:
1.Сущность, измерение и основные виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы.
2. Взгляды экономических школ на причины безработицы.
3. Социально – экономические последствия безработицы.
4. Государственная политика в области занятости.
Методические рекомендации:
Рассмотрение 1-го вопросаследует начать с выяснения сущности категорий, необходимых для анализа основной проблемы: проблемы занятости. Необходимо показать отличие трудоспособного населения от экономически активного населения или совокупной рабочей силы. Далее перейти к методике расчета основного показателя, характеризующего состояние рынка труда – уровня безработицы. Показать различие в расчетах фактического и официального уровня безработицы, уровень и динамику безработицы в российской экономике.
Анализ видов безработицы предполагает выделение добровольной безработицы, к ней относятся фрикционная и структурная и вынужденной безработицы - циклической. Необходимо обратить внимание на причины возникновения каждого из видов безработицы. Далее перейти к понятию естественного уровня безработицы и факторов, определяющих его величину.
На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих причины безработицы. Эта проблема является предметом исследования 2-го вопроса семинарского занятия. Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская концепции безработицы. Необходимо показать, на каких постулатах держится неоклассическая концепция, авторы которой доказывают добровольный характер безработицы. Теоретические выводы обязательно должны быть подкреплены графической иллюстрацией.
В кейнсианской концепции занятости доказывается, что безработица носит вынужденный характер. Объем занятости по Кейнсу зависит не от работников, а от предпринимателей, так как спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Кроме того, необходимо показать, что занятость в соответствии с кейнсианской концепцией в значительной степени зависит от инвестиций. Выяснив все составляющие кейнсианской концепции, логичны будут два вывода: а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также гибкость заработной платы не являются условием полной занятости; б) для повышения уровня занятости необходимо активное вмешательство государства.
Рассмотрение этого вопроса невозможно без выяснения основных факторов, вызвавших сокращение занятости в российской экономике при переходе к рыночным отношениям: спад производства, рост естественного уровня безработицы, усиление миграционных процессов и т.д.
Рассматривая социально-экономические последствия безработицы (3-й вопрос), в первую очередь следует обратить внимание на закон А.Оукена, раскрывающий зависимость динамики общественного продукта от увеличения или сокращения безработицы на 1% от ее естественного уровня. Анализируя фактический материал из периодических экономических изданий, необходимо показать влияние безработицы на изменение уровня доходов, демографическую ситуацию, изменение морально-психологического климата в обществе.
Безработица – это серьезная макроэкономическая проблема, поэтому государство должно принимать меры для борьбы с ней. Для разных видов безработицы, поскольку они связаны с разными причинами, используются разные меры. Эти меры рассматриваются в 4-м вопросе семинарского занятия. Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости. Изучив Закон РФ «О занятости» и работу Городской службы занятости, необходимо дать характеристику пассивных и активных мероприятий, проводимой этой службой. Далее рассматриваются специфические меры для борьбы с фрикционной, структурной и циклической безработицей.
Вопросы для обсуждения:
1. Проведите разграничение циклической и структурной безработицы с раскрытием конкретных форм проявления последней.
2. Охарактеризуйте негативны и позитивные последствия фрикционной безработицы.
3. Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?
4. Раскройте содержание понятия «полная занятость» и перечислите факторы, определяющие ее количественные параметры.
5. Каковы причины роста естественного уровня безработицы в мире в последние десятилетия?
6. Как, по оценке классиков, достигается баланс спроса и предложения рабочей силы и полная занятость населения?
7. Используя классическую концепцию занятости, объясните дефицит рабочей силы в планово-регулируемой экономике.
8. В чем суть возражений Дж.Кейнса против представлений о сокращении реальной заработной платы как главном способе ликвидации безработицы.
9. Чем отличаются классическое и кейнсианское объяснения причин безработицы?
10. Используя известные вам концепции безработицы, докажите их применимость для объяснения тенденции к сокращению занятости населения нашей страны в период перехода к рыночной экономике.
11. В чем заключается правило А.Оукена? Докажите важность его использования в экономической политике.
12. Охарактеризуйте проявление эффекта гистерезиса на рынке труда. Какие факторы тормозят возвращение национальной экономики на уровень полной занятости?
13. Можно ли согласиться с утверждением, что безработица является сугубо негативным явлением в экономике? Аргументируйте свой ответ.
14. В 70-е годы Швеция разработала несколько новых стратегий для рынка труда, влияющих на увольнения:
а) предприятия, которые при спаде производства, вместо того чтобы увольнять работников, организовали для них обучение по месту работы, получали государственные субсидии;
б) все работники должны были получать уведомление об увольнении по крайней мере за месяц (на некоторых предприятиях их уведомляли за 2-3 месяца);
в) уволенные работники должны были пользоваться приоритетным правом при появлении у прежнего работодателя новых рабочих мест.
Какие вероятные последствия могут иметь эти стратегии, вместе взятые, для заработной платы и безработицы в долгосрочном периоде?
Темы сообщений (рефератов):
1.Безработица в России: риски и экономические последствия.
2. Региональные проблемы безработицы.
Напишите эссе на тему:
«Увеличение размера пособий по безработице увеличивает среднюю продолжительность безработицы. Следовательно, политика увеличения размера пособий по безработице нежелательна с социальной точки зрения»
Семинар 3.3 Инфляция и антиинфляционная политика государства (2 часа).
Программная аннотация темы:
Природа инфляции. Основные виды инфляции. Причины инфляции. Спрос, издержки и инфляционные ожидания как факторы инфляции. Инфляционная спираль. Основные расчетные показатели инфляции, рекомендуемые различными экономическими школами. Сущность и причины инфляции в переходной экономике. Гиперинфляция в условиях спада в России.
Экономические последствия инфляции. Сеньораж. "Стагфляционная ловушка". Социальные последствия инфляции. Инфляционный налог. Особенности инфляции в России. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная стратегия и тактика. Мировой опыт борьбы с инфляцией. Особенности антиинфляционной политики в России.
Основные вопросы:
1. Сущность, измерение и классификация инфляции.
2. Причины инфляции.
3. Социально-экономические последствия инфляции.
4. Антиинфляционная политика государства.
Методические рекомендации:
При изучении этой темы следует прежде всего уяснить сущность инфляции (1-й вопрос семинарского занятия). Формально инфляция представляет собой денежное явление: обесценение денег, разбухание денежной массы. Инфляция сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих функций. Это вызывает устойчивое неравновесие рынка. Начавшись, она может постепенно усиливаться и, зародившись на денежном рынке, проникнуть в другие сферы экономики.
Важный вопрос – измерение и оценка инфляции. Здесь следует обратить внимание на различного рода индексы, с помощью которых рассчитываются темпы инфляции. Характер инфляции во многом зависит от степени равномерности и глубины этого процесса. Для выявления особенностей инфляции применяют различные критерии. По темпам роста цен инфляция подразделяется на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; по степени сбалансированности – сбалансированную и несбалансированную; по предсказуемости – ожидаемую и неожидаемую; по форме проявления – открытую и подавленную.
Инфляция представляет собой многофакторное явление. Эти факторы необходимо рассмотреть во 2-м вопросе. Рост общего уровня цен может быть вызван не только денежными, но и не денежными факторами. В соответствии с этим необходимо разграничивать монетарные и немонетарные причины инфляции. Изучив литературу по данной проблеме, следует отразить дискуссию среди отечественных и зарубежных экономистов о природе российской инфляции.
Далее следует уяснить последствия инфляции (3-й вопрос семинара): перераспределение доходов в обществе; скрытую государственную конфискацию денежных средств у населения; ускоренную материализацию денежных средств; снижение реальных доходов населения; свертывание общественного производства. При этом важно понять сущность разворачивающихся стагфляционных процессов.
Поскольку инфляция, как и безработица, является серьезной макроэкономической проблемой, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Государственные антиинфляционные мероприятия рассматриваются в 4-м вопросе семинарского занятия. При подготовке этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции.
Чтобы антиинфляционная политика была результативной, необходимо знать причины инфляции. В предыдущем вопросе было выяснено, что рост денежной массы сверх потребностей товарооборота может быть вызван как монетарными, так и немонетарными факторами. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на уменьшение денежной эмиссии, повышение учетной ставки, повышение нормы обязательных резервов, Сокращение государственных расходов, совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Особое внимание необходимо обратить на те меры, которое предпринимало и предпринимает российское правительство для сдерживания инфляционных процессов.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскройте содержание понятия «инфляция» («дефляция») с обоснованием факторов ее возникновения на тех или иных этапах развития общества.
2. В чем состоит полезность ползучей инфляции для национальной экономики в трактовке кейнсианцев?
3. Как соотносятся темпы роста денежной массы и темпы роста цен на различных стадиях галопирующей инфляции?
4. Охарактеризуйте факт утраты деньгами своих функций в условиях гиперинфляции.
5. Раскройте механизм раскручивания инфляции спроса и перечислите не менее пяти факторов, которые могут вызывать данный процесс.
6. Всегда ли при повышении совокупного спроса неизбежной становится инфляция спроса?
7. Раскройте механизм раскручивания инфляции издержек и перечислите не менее пяти факторов, которые могут вызывать данный процесс.
8. Охарактеризуйте механизм раскручивания спирали «заработная плата – издержки производства – цены».
9. Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количественной теории денег.
10. Охарактеризуйте монополизм государства как фактор инфляционного роста цен с обоснованием механизма раскручивания налоговой инфляции.
11. Каков вклад инфляционных ожиданий в развитие инфляции спроса и инфляции предложения?
12. Каково влияние удорожания нефти на развитие импортированной инфляции и динамику внутренних цен стран - эксортеров нефти?
13. Какова связь между диспропорциями советской экономики и темпами инфляции в современной России?
14. Проранжируйте ведущие инфляционные факторы, действовавшие в российской экономике на протяжении последних 15 лет.
15. Назовите основные инструменты Центрального банка России и другие мероприятия государства, позволившие значительно снизить темпы инфляции в стране в последние годы.
Темы сообщений (рефератов):
1. Проблема выбора между инфляцией и безработицей в современной экономике.
2. Проблемы инфляции в современной России.
Пример итогового теста по модулю:
Планы семинарских занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л. К. Прокопенко
Макроэкономика
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям
Модуль 1.Введение в макроэкономический анализ
Семинар 1.1 Предмет и методологические принципы макроэкономики
(2 часа)
Программная аннотация темы:
Национальная экономика: понятие, особенности. Макроэкономический анализ expost и exante. Агрегирование. Основные агенты (субъекты) макроэкономических отношений: домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница. Макроэкономические рынки. Кругооборот продукта, расходов и доходов в двухсекторной, трехсекторной и четырехсекторной моделях экономики. Макроэкономические модели и их показатели.
Основные вопросы:
1. Понятие макроэкономики и ее цели.
2. Макроэкономические модели и их показатели.
Методические рекомендации.
При подготовке к 1-му вопросу семинарского занятию следует дать определение предмета макроэкономика, четко определить характерные отличия макроэкономики от микроэкономики, охарактеризовать особенности макроэкономического анализа (особое внимание обратить на метод агрегирования), перечислить инструменты и модели макроэкономики. Необходимо четко определить основные макроэкономические цели. Необходимо рассмотреть такие понятия, как «национальная экономика», «экономическая модель».
Не всякая национальная экономика является эффективной. Надлежит понять сущность экономической эффективности национальной экономики, привести конкретные примеры государств с эффективной и неэффективной экономикой.
Ответ на 2-ой вопрос предполагает классификацию моделей; анализ экзогенных и эндогенных переменных, их взаимосвязь; рассмотрение потоков и запасов (примеры); абсолютных и относительных показателей.
Вопросы для обсуждения:
1.Проведите различие между объектами макро- и микроэкономического анализа.
2. Докажите необходимость микроэкономических проблем при анализе вопросов макроэкономики и, наоборот, макроэкономических проблем в ходе исследовании экономических проблем микроэкономики.
3. Какие Вам известны макроэкономические субъекты? Охарактеризуйте их цели и виды экономической активности каждого из выделенных Вами субъектов макроэкономики.
4. Назовите 5-7 актуальных для современной России проблем, исследуемых в макроэкономике.
5. Докажите необходимость изучаемых макроэкономической проблем:
а) премьер-министром;
б) банкиром;
в) предпринимателем;
г) менеджером;
д) студентом экономического и неэкономических факультетов;
ж) избирателем;
к) безработным.
6. Перечислите основные макроэкономические цели и попытайтесь разместить их по степени важности для современной России.
7. Ваше понимание содержания понятия «экономическая свобода». Что побуждает правительства рассматривать экономическую свободу в качестве одной из важнейших целей проводимой ими макроэкономической политики?
Темы сообщений (рефератов):
1. Вклад отечественных экономистов в развитие макроэкономической теории.
2. Валовое национальное счкстье.
Семинар 1.2 Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели (2 часа).
Программная аннотация темы:
Система национальных счетов и межотраслевой баланс народного хозяйства. Национальное богатство: содержание, формы, состав, функции в процессе производства. Отраслевая и секторная структуры национальной экономики. Теневая экономика и искажение реальных показателей экономической деятельности.
Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), валовой национальный продукт. Методы их исчисления. Номинальные и реальные переменные. Личный доход и личный располагаемый доход.
Динамика основных макроэкономических показателей в современной экономике России. Ведущие факторы макроэкономической нестабильности.
Основные вопросы:
1. Понятие системы национальных счетов (СНС). Система национальных счетов как отражение кругооборота продуктов, доходов и расходов.
2. Основные показатели СНС: ВНП и ВВП.
3. Методы расчета ВВП.
4. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.
Методические рекомендации.
При подготовке ответа на 1-й вопрос необходимо кратко показать историю разработки Системы национальных счетов (СНС), роль СНСпри сопоставлении результатов функционирования экономик различных стран. Давая характеристику основным видам CНC, покажите, что теоретической основой CНC является кругооборот продуктов, доходов и расходов. Необходимо особое внимание обратить на ту методику расчета основных макроэкономических показателей, которая использовалась в советской экономике (Баланс народного хозяйства - БНХ) и объяснить объективную необходимость перехода от БНХ к СНС. Далее возникает необходимость сравнения двух методик: CНCи БНХ, выяснения преимуществ и недостатков каждой из них.
Ответ на 2-й вопрос требует четкого уяснения двух основных показателей CНC: валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП), их общих черт и различий. Поскольку количественно ВВП отличается от ВНП на величину чистого факторного дохода (ЧФД), то необходимо дать определение этому показателю. Следует обратить внимание на одну из основных проблем, возникающую при расчете ВВП и ВНП: проблему повторного счета, поэтому следует выяснить, что не включается в стоимость ВВП и ВНП при их расчете.
Также требуется углубление знаний по проблеме теневой экономики. При этом необходимо использовать конкретные примеры экономической активности теневой сферы в национальном хозяйстве России.
При подготовке ответа на 3-й вопрос следует остановиться на трех способах расчета ВВП: а) по добавленной стоимости или производственный метод; б) по потоку расходов и в) по потоку доходов.
Рассматривая производственный метод необходимо дать определение добавленной стоимости и обратить внимание на то, что это самый «чистый» метод расчета ВВП.
При рассмотрении расчета ВВП по потоку расходов дается характеристика расходов всех экономических субъектов. Следует обратить внимание на различие между валовыми и чистыми частными внутренними инвестициями.
Метод расчета ВВП по потоку доходов предполагает выделение и характеристику нескольких промежуточных показателей: национального дохода (НД), чистого национального продукта (ЧНП) и валового национального продукта (ВНП).
Также в данном вопросе следует рассмотреть такие показатели, как личный доход (ЛД) и личный располагаемый доход (ЛРД) домашних хозяйств.
При ответе на 4-й вопрос изначально дается определение номинального ВВП, но поскольку этот показатель не дает возможности проводить сравнительный анализ результатов функционирования экономики, т.к. не учитывает инфляционного изменения цен, то возникает необходимость расчета реального ВВП. Рассмотрение методик расчета этих показателей дает возможность выйти на формулы индексов цен: индекс Пааше или дефлятор ВВП; индекс Ласпейраса или индекс потребительских цен и индекс Фишера и дать сравнительную характеристику этих индексов.
Вопросы для обсуждения:
1.Какова роль американского экономиста русского происхождения Саймона (Семена) Кузнеца в развитии макроэкономической теории?
2. Какую роль играет CНC?
3. Какие факторы влияют на соотношение ВВП и ВНП в той или иной стране?
4. Какие обстоятельства не позволяют рассматривать ВВП в качестве идеального измерителя экономического благосостояния общества?
5. Каково количественное соотношение между:
а) валовым и чистым национальным продуктом;
б) чистым национальным продуктом и национальным доходом;
в) личным и личным располагаемым доходом домашних хозяйств;
г) национальным доходом и личным доходом?
6. Каковы наиболее типичные причины расширения масштабов теневой экономики в той или иной стране?
7. Прокомментируйте утверждение перуанского экономиста Эрнандо де Сото, занимающегося изучением теневой экономики: неформальная экономика может служить последним прибежищем свободной конкуренции, в котором действует пусть и неформальный, но эффективный механизм согласования интересов.
8. Может ли реальный ВВП расти (сокращаться) быстрее, чем номинальный ВВП?
9. Каковы недостатки индекса потребительских цен и преимущества дефлятора при измерении темпов инфляции в стране?
Темы сообщений (рефератов):
1. История разработки системы национальных счетов.
2. Сравнительный анализ «потребительских корзин» России и зарубежных стран.
3. Масштабы теневой экономики в российской экономике.
Напишите эссе на тему:
1.Какие показатели позволяют судить об уровне экономического развития той или иной национальной экономики? Сопоставьте уровень развития нескольких национальных экономик.
Пример итогового теста по модулю:
1. Предметом исследования макроэкономики является:
а) уровень безработицы в стране;
б) установление относительных цен на рынке факторов производства;
в) определение оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции;
г) нет правильного ответа.
2. Основными субъектами в макроэкономике являются:
а) Центральный банк;
б) домохозяйства;
в) отрасль;
г) рынок товаров и услуг.
3. Макроэкономическая модель создается для:
а) отражения идеального функционирования экономики;
б) точного отражения процессов, протекающих в экономике;
в) выявление принципиальных экономических связей;
г) анализа влияния эндогенных переменных на экзогенные.
4. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
5. В модели кругооборота доходов и расходов в национальном хозяйстве:
а) фигурирует производительный класс, бесплодный класс и класс собственников;
б) все общественное производство делится на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления;
в) основным звеном является государство;
г) движение доходов и расходов опосредуется рынком ресурсов и рынком благ.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 321.