Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут быть классифицированы по различным признакам. В самом общем случае их можно разделить на факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами) и внешние факторы (влияние окружающей среды), включая:
o законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческих решений;
o четкую формулировку цели: для чего принимаются управленческие решения, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
o объем и ценность располагаемой информации; для успешного принятия управленческого решения главным является не столько объем информации, сколько ее ценность (релевантность) и своевременность в сочетании с уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров, принимающих и реализующих управленческое решение;
o время разработки управленческих решений; как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени при неординарных обстоятельствах (дефицит ресурсов, активность конкурентов, колебания рыночной конъюнктуры, экономическая нестабильность, политическая неопределенность и т.д.);
o имеющийся кадровый потенциал;
o организационные структуры управления;
o методы и методики разработки и реализации управленческих решений;
o доступность технологий осуществления управленческой деятельности;
o субъективность оценки варианта выбора решения; как правило, чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее его оценка;
o исходное состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);
o систему мониторинга и оценки уровня качества и эффективности управленческих решений.
Таким образом, качественные управленческие решения, с одной стороны, должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, качество управленческих решений существенным образом зависит от множества субъективных факторов - логики оценки ситуаций и разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определенного уровня культуры управления, технологии принятия и механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т.п.
При этом даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они будут не своевременны, либо не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, подлежащей управленческому изменению.
Рассмотрим важнейшие факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.
На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.
1. Категория решаемой проблемы:
o стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам. Главную роль должны играть умения и навыки;
o типовые проблемы - решаются на базе множества определенных, наперед заданных правил, в ходе решения необходимо из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, который позволяет добиться успеха;
o эвристические проблемы, при решении которых следует либо где-то найти, либо сформулировать самим правила их решения с последующим их использованием.
2. Условия использования:
o квазистабильные, или благоприятные условия, - перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он пребывает в обычной спокойной обстановке;
o экстремальные, т.е. условия, когда от специалиста требуется показать все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;
o кризисные, т.е. когда возникают непредвиденные ситуации, ведущие или могущие привести к срыву обычных показателей деятельности (приводящие к авариям, катастрофам и аналогичным явлениям).
3. Достаточность исходной информации:
o при недостаточности исходной информации требуется найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;
o достаточный объем исходной информации;
o при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявить только необходимую информацию и использовать только ее.
4. Достоверность исходной информации:
o явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;
o псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют получать правильное решение исходной задачи;
o полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.
5. Масштаб проблемы:
o глобальные - от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;
o локальные - от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;
o микролокальные - от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.
6. Техническое оснащение:
o отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;
o имеется в недостаточном объеме для устойчивого и качественного принятия решения;
o имеется в достатке.
Универсальные факторы могут быть дополнены другими в зависимости от поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения. К их числу можно отнести:
o последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на что-либо);
o воздействие на организацию (последствия принятия решения);
o срочность проблемы и ограничения во времени;
o степень использования способностей и времени руководителя;
o внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);
o степень поддержки решения проблемы извне;
o жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).
На качество управленческих решений оказывает влияние и множество субъективных факторов. При этом спектр их воздействия достаточно широк. Рассмотрим основные из них.
Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
Подготовка, принятие и реализация управленческого решения являются процессами сложными и многоэтапными. На этапе подготовки управленческого решения осуществляется изучение особенностей ситуации, сбор, обработка полученной информации, определяются проблемы, требующие своего решения.
На этапе принятия решения происходит разработка и оценка различных вариантов решений. Определяется система действий, происходит выявление варианта решения; делается выбор и происходит принятие наилучшего в конкретных условиях решения.
На этапе практической реализации решения выявляется система мер, необходимых для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения намеченного, вносятся необходимые коррективы и делается оценка результата, полученного от выполнения решения.
Упорядочение процесса подготовки, принятия и реализации решения в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникающих проблем в четкой последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.
Любой процесс принятия решения должен начинаться с ясного анализа необходимости принятия данного решения. Этот этап включает в себя также выявление и анализ проблемной ситуации. Это способствует как определению направления в поисках альтернатив (стратегии), так и исключению альтернатив, лежащих за пределами постоянной цели. Стратегические варианты решения проблем излагаются в сценарии. Сценарии – это вербально-аналитическое описание существующего и прогнозируемого состояния объекта. Способы задания целей разные – от простого перечня до построения дерева целей. Цели при этом должны иметь конкретные формулировки и характеристики.
Процесс соотнесения альтернатив с критериями – попытка помочь лицу, принимающему решение, сосредоточиться на ключевых источниках информации.
Определение риска требует тщательного рассмотрения каждой из альтернатив и трудностей, которые они включают в себя. Существуют специальные методы расчета риска, основанные на математических теориях. При определении риска рассматриваются два параметра – вероятность и серьезность. Альтернатива, связанная с серьезным, но очень маловероятным риском, может оказаться надежнее, чем связанная с малыми, но неизбежными потерями.
Реализация решений включает: 1)
определение этапов и сроков исполнителей; 2)
обеспечение работ по выполнению; 3)
выполнение и оценку решения.
Практически на всех этапах подготовки, принятия и реализации решения идет сбор информации, построения моделей, выбор оценочных критериев. Организация, мотивация, контроль как функции управления должны применяться на всех этапах процесса. В практике достаточно четкое последовательное разделение на этапы существует редко, поскольку в той или иной мере они осуществляются параллельно.
Обосновать и решить проблему с первого раза удается редко. Изменение в допустимых пределах ранее сформулированных целей дает возможность существенно повысить эффективность решения проблемы путем использования более допустимых средств ее достижения. Это требует возможность возврата с любого этапа процесса подготовки, принятия и реализации решения к предыдущим этапам, т.е. процесс должен быть итеративным (обладать контурами обратной связи).
Дата: 2019-02-18, просмотров: 385.