Юридическая ответственность за экологическое правонарушение является одной из форм государственного принуждения, ее задача обеспечить реализацию экологических интересов, в принудительном порядке. Для этого необходимы межрайонные природоохранные прокуратуры, будь то загрязнения природной среды, незаконная вырубка леса или нарушение законодательства в континентальном шельфе.
Экологические правонарушения не относятся к категории общественно опасных. Их называют экологическими проступками, если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность, причиняют ощутимый вред окружающей среде и здоровью человека их относят к категории экологических преступлений.
Согласно закону РФ об охране окружающей природной среды (раздел 13) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.
Дисциплинарное наказание - предупреждение, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы.
При этом следует учитывать два важных момента:
· Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, использования которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.
· Не допустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила вне рабочее время.
Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие. Мера административного взыскания - денежный штраф. Кроме того, применяются предупреждения и общественные порицания, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.
Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Госкомэкологии Роскомзема.
По закону РФ 1991 г. подвергаются штрафу полагаемому в административном порядке:
От однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.
Должностные лица от трех кратного до 20 кратного минимальной месячной оплаты труда.
За экологическое правонарушения наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.д.).
Применения мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется уголовным кодексом. Единственным основанием (наказания) назначения уголовного наказания является приговор суда. К тяжким экологическим преступлениям относятся умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, менее тяжким считается загрязнения водоемов и атмосферы, незаконная вырубка леса и охота.
Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы, по возмещению вреда несут материальную ответственность.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ.
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.), именно экологические на сегодняшний день являются самыми актуальными.
Ряд её проблем, конечно, возможно и нужно решать в пределах отдельно взятого государства или региона, но в целом экологическая безопасность жителей Земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Для этого требуется единое понимание проблемы экологического кризиса планеты, и совместные, скоординированные действия всех стран и народов по его преодолению.
Объектами междуеародно-правовой охраны ОПС (В.В.Петров 1995г) признаются природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государственных международных организаций) возникают и развиваются экологические отношения. Среди международных объектов охраны ОПС выделяются 2 категории: не входящие и входящие. Первые- это воздушный бассейн, ближний космос, мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Указанные объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права, те природные объекты, которые не вошли в категорию международных охраняемых объектов могут при необходимости выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны ОПС рационального природопользования экологической безопасности.
Международно-правовые объекты природы входящие в юрисдикцию конкретных государств это объекты на их территории, которые включены в число мирового природного наследия, занесены в международную «Красную книгу» исчезающих видов и редких животных и растений, международные реки, моря, озёра.
Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны ОС были сформулированы в декларации Стокгольмской конференции ООН 1972г «По проблемам окружающей среды»:
1. государство в праве использовать собственные ресурсы в соответствии со своей эмоциональной политикой в подходе к проблемам ОС, однако, на них лежит ответственность за то, что бы их деятельность не причиняла ущерба ОС других государств или регионов, лежащих за пределами национальных территорий.
2. природные условия Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауны и особенно характерные образцы естественных экосистем должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений, путем тщательного планирования деятельности человека, и управлению ею по мере необходимости.
3. не возобновляемые ресурсы должны разрабатываться таким образом, что бы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и что бы выгоды от их разработки в международных пространствах получало всё человечество.
Принципы международного взаимодействия в области охраны ОС дополнили всемирные хартии природы, которая была одобрена генеральной ассамблеей ООН и провозглашена резолюцией от 28 октября 1988 года:
1. биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способностью к восстановлению.
2. производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам о сохранении их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения.
3. ресурсы многократного пользования, включая воды, используются повторно или рециклируются.
4. невозобновляемые ресурсы, однократного пользования, эксплуатируются в меру с учетом запасов возможности рациональной переработки совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.
5. должны приниматься особые меры с целью не допущения сброса радиоактивных и токсичных отходов.
6. необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести не поправимый ущерб природе.
7. районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии их природным потенциалом и требованием, поддержания благосостояния, проживающего в этом районе населения.
К настоящему времени сложились 2 вида эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Имеются следующие разновидности материальной ответственности:
· репарация- это возмещение экологического ущерба в денежном выражении;
· реституция- это возврат в натуре, не правомерно изъятого имущества;
· субституция- это замена не правомерно-униичтоженного или поврежденного;
· ресторация- восстановление государством нарушителя прежнего состояния какого-либо природного объекта, которое подверглось загрязнению по его вине.
СТРАТЕГИЯ ООН В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
При решении глобальных экологических проблем особую роль должен играть, такой международный орган, как ООН. Эта организация призвана разработать стратегию в области экологии и охраны природы и стать при этом координатором её исполнения.
В июне 1992 года в городе Рио-де-Жанейро проходила на уровне глав государств и правительств конференция ООН по ОС и развитию, ставшая переломным этапом в международном экологическом движении. На этой конференции провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на «рельсы устойчивого развития».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.