Предупреждение своевременного влияния, локализация и устранение биологического загрязнения достигается комплексными мерами, связанными с противоэпидемической защитой населения. В число мер входит санитарная охрана территории, введение в необходимых случаях карантина, постоянный эпеднадзор за циркуляцией вирусов, экологоэпедиологические наблюдения, контроль за очагами опасных вирусных инфекций. По официальным данным карантинной службы бывшего СССР в результате экспертизы 1 млн. импортных растительных грузов было обнаружено около 600 видов потенциальных возбудителей болезней (вирусов, бактерий) и более 1000 видов различных насекомых (в основном вредители).
Закон РФ об охране окружающей среды 1991 г. требует строгого соблюдения предельно-допустимых нормативов концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ. Законом запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем без разработки мер предотвращения неконтролируемого размножения.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Природные ресурсы это важнейшие компоненты, окружающие человечество естественной среды, используемые для создания материальных и культурных потребностей общества. К ним относятся: солнечный свет, растения, животные, полезные ископаемые и все то, что не создано человеком, но без чего он не может существовать ни как живое существо, ни как производитель материальных и духовных ценностей. Природные ресурсы подразделяются на две группы: неисчерпаемые и исчерпаемые (они в свою очередь делятся на возобновляемые и невозобновляемые).
Исчерпаемые ресурсы – это ресурсы, количество которых неуклонно снижается по мере их добычи и изъятия из природной среды.
Невозобновляемые ресурсы – это ресурсы, которые совершенно невосстанавливаются или восстанавливаются медленнее, чем используются человеком (природные ископаемые).
землепользователей, рекомендации по эффективному их использованию и охране земли.
Водный кадастр – это свод сведений о водах региона или бассейна, содержащие данные о реках, озерах, прудах, болотах, морях, ледниках, включающих так же сведения о качестве и использовании Возобновляемые ресурсы – это ресурсы способные к восстановлению через размножение (животные и растения) или другие природные циклы за сроки соизмеримые их потребления.
Природные ресурсы можно классифицировать и по другим признакам:
1. По использованию делятся на : а) производственные; б)рекреационные; в) эстетические; г) научные и так далее.
2. По заменимости на: а) заменимые; б) незаменимые.
При осуществлении хозяйственной деятельности важно иметь информацию о ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасы из расчета на душу населения.
КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Кадастр – это свод, сведение.
Тщательный учет имеющихся природных ресурсов, есть непременный признак процветающего государства.
Свод экономических, экологических и организационных показателей характеризующих количество и качество природных ресурсов, состав и категории пользователей называется кадастром природного ресурса.
Единых кадастровых ресурсов не существует. Они представлены по видам природного ресурса, периодически кадастры обновляются.
Данные кадастровые оценки применяют при планировании использования природного ресурса для оценки степени рациональности использования, при определении потребностей платежей за ресурс и т.д.
Земельный кадастр включает сведения о природном и хозяйственном использовании земли их состоянии, учет их количества. Данные регистрации вод и водопользователя. Он состоит из трех разделов: поверхностные, подземные воды и использование вод.
Лесной кадастр – это свод данных о лесах, качественном составе, запасах древесины и ежегодном ее приросте, степень вовлечения лесов в эксплуатацию.
Источником сведений для составления выполнения кадастров служит сеть наблюдательных постов, режимных станций, а так же специальных экспедиций. Разработка и внедрение таких кадастров позволяет создать в нашей стране базу для решения проблем ресурсосберегающих технологий и рационального использования природных ресурсов. В последнее время встал вопрос о необходимости размещения промышленных отходов по составу и степени токсичности, а так же загрязнении окружающей среды. Речь идет о создании реестра отходов, при этом объектом регистрации должны служить все опасные и потенциально-опасные вещества, как производимое в России, так и ввозимое из-за рубежа.
КРАСНАЯ КНИГА ЖИВОТНЫХ И РАСТАНИЙ.
Красные книги - это официальные документы, содержащие систематизированные сведения о животных и растениях мира, отдельных регионов или стран. Состояние, которых вызывает опасение за их будущее. Международный союз природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году постоянно работает над Красной книгой. Виды, включенные в неё, подразделяются на пять категорий:
1.Исчезающие виды, т.е. находящиеся под серьезной угрозой исчезновения их спасения не возможно без специальных мер охраны и восстановления. ( Эти виды описаны на красных страницах).
2.Редкие виды, не находящиеся под прямой угрозой вымирания, но сохранившиеся в небольшом количестве и на ограниченной территории. Имеется опасность исчезновения (белые страницы).
3.Виды, находящиеся под угрозой уничтожения. Их численность быстро падает (желтые страницы).
4. Неопределенные виды. Очевидно, находящиеся под угрозой исчезновения, но достоверных фактов о состоянии популяции нет (серые страницы).
5.Восстанавливающиеся виды (зеленые страницы).
Занесение в Красную книгу того или иного вида животных или растений есть признание факта, что этот вид действительно нуждается в постоянной работе, более того каждая страна, на территории которой находится вид, занесенный в Красную книгу несет моральную ответственность перед всем человечеством за сбережение этого природного сокровища.
Первое издание Красной книги СССР вышло в 1978году. Второе в 1984году. В1996году было принято правительственное постановление Красной книги Российской Федерации.
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Для построения гармоничных отношений природы и человечества, человеку необходимо предварительно решить три важнейшие задачи: 1-ая состоит в формировании нового типа социального экономического мышления, которое должно базироваться на новых моральных критериях общественного развития исключающих утилитарный подход к природе;2-ая состоит в обеспечении широкой гласности и оповещении социально экономических проблем, сопровождающих развитие человеческой цивилизации;3-ья построение такого механизма природопользования, который обеспечивал бы наиболее полное согласование индивидуальных, коллективных и государственных интересов в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Рациональное природопользование – это система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий, что бы обеспечить наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранение здоровья людей. ( Н. Реймерс)
Рациональное природопользование это эффективное хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природного ресурсного потенциала и к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушение естественного круговорота веществ.
НОРМИРОВАЕИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Возрастающее воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его негативные последствия остро поставили вопрос о регулировании качества той среды в которой живет и разносторонне проявляет себя человек.
Качеством ОПС надлежащего уровня считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ энергии и информации между природой и человеком, и беспрепятственном воспроизведении и обеспечивает жизнь. Оно поддерживается, прежде всего, самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных веществ. Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую среду, при этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид загрязнения ОПС.
Нормативы качества ОПС подразделяются на три группы:
1. Санитарногигиенические;
2. Экологические (производственно-хозяйственные);
3. Комплексные, сочетающие в себе признаки 1-ой и 2-ои групп.
К санитарногигиеническим показателям относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ физических воздействий.
Целью создания таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека – это наиболее разработанная часть нормативов ОПС.
Вторую группу образуют экологические нормативы. Возглавляют данную группу нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия. Главная цель вспомогательных норм и правил состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии деятельности организационных структур и правом регулирования экологических отношений.
ОРГАНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ.
На государственном уровне управление осуществляется резидентом, федеральным собранием, правительством РФ, и специально уполномоченными на то органами. Главными государственными органами являются: министерство природных ресурсов РФ, государственный комитет по охране окружающей среды, федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ( Росгидромет), министерство РФ по делам гражданской обороны и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Госкомэкология РФ являлась до мая 2000 года центральным органом Федеральной исполнительной власти в области ОПС, имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях и областях страны. Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационно- и воспитательные функции, руководил заповедным фондом, участвовал в Международном экологическом сотрудничестве.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в-первую очередь атмосферы и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станции.
На МЧС России возложена важнейшая задача- это ликвидация последствий экологических катастроф не зависимо от причины их вызвавшей.
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии решает Госатомнадзор России. Контроль за недрами Госгортехнадзор.
Указом президента РФ от 17.05.2000 года и соответствующего постановлению РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов Россию особенностью преобразований структурно-природоохранных органов является переход на 3-х звенную систему управления:
1. Федеральный уровень управления.
2. Управление по федеральным округам.
3. Управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).
МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА.
Согласно закону РФ «О гидрометеорологической службе» (1998 г ) мониторинг ОПС- это долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС её загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а так же оценка и прогноз состояния природной среды и её загрязнения.
Различают несколько видов мониторинга, по территориальному признаку выделяют: локальный, региональный, глобальный (биосферный) мониторинги.
По используемым методам: наземный, авиационный и космический.
По методам исследования: химический, биологически, физический и др.
Локальные мониторинги обычно ведут к применительно к отдельным объектам (лесным, водным, горным), которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии к хозяйствованию при которой концентрация загрязняющих веществ не выходит за допустимые пределы.
Региональный мониторинг- это слежение за процессами и явлениями в пределах значительных по площади районах, которые обычно отличаются от соседних по природным условиям ( ландшафтные комплексы, рекреационные территории вокруг городов и т.д.).
Глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности изменение климата, состояние озонового экрана.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Понятие экологическая экспертиза при осуществлении различных проектов особенно крупномасштабных важно предусмотреть всевозможные негативные воздействия планируемые хозяйственной деятельности на природные экосистемы, элементы техносферы и естественно здоровье человека, поэтому почти одновременно оценка риска отдельных инженерных систем и сооружений формировалась процедура получившая название « оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) или экологическая экспертиза.
Объектами экологической экспертизы определены: 1)объекты и технико-экономические строения эксплуатации хозяйственных сооружений, а так же действующие предприятия и комплексы. 2)нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологии, материалов, а так же работ и оборудования. 3)проекты нормативных и административных факторов, а так же действующих законодательством.
При этом определены 15 наиболее опасных видов хозяйственной деятельности:
1. атомная промышленность;
2. энергетика;
3. металлургия;
4. нефтехимия;
5. нефте - и газо - переработка;
6. химическая промышленность;
7. добыча полезных ископаемых;
8. транспортировка нефти и газа, и продуктов их переработки;
9. производство целлюлозы и бумаги;
10. производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов;
11. взрывчатых веществ и ракетного топлива;
12. транспортировка, хранение, утилизация, захоронение различных видов отходов;
13. животноводческие фермы и птицефабрики;
14. мелиоративные системы;
15. крупные склады для хранения нефтяных и химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.
Виды экологической экспертизы: государственная, ведомственная, научная, общественная.
Государственная экологическая экспертиза: самостоятельный вид экологического контроля, которое государство оставляет за собой, кроме того оно может рассматриваться, как составная конкретная часть экологического прогнозирования оценки воздействия того или иного вида хозяйственной деятельности на ОПС. Перечень объектов, которые подлежат экологической экспертизе установлен в ст.11 законодательством РФ « Об экологической экспертизе» (проекты комплексных, федеральных программ и т.д.).
Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства при этом не должны входить в противоречие с государственной экологической экспертизой.
Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, ВУЗов или отдельных групп ученых.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений проводится не государственными структурами.
Экологическая экспертиза включает 5 стадии:
1. назначение экспертизы и подбор членов комиссии;
2. сбор, обобщение и оценка информации;
3. формирование предварительного заключения и ознакомления с ним общественности;
4. предоставление заключения (после устранения поступивших замечаний) на утверждение руководству компетентного органа власти;
5. разрешение возникших споров в судебном порядке.
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА-ЭТО ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ.
Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в законе РФ «Об охране ОПС» выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС.
Это право раскрывается, как сложный эколого-правовой комплекс, который включает 3 аспекта экологических прав человека: 1. на здоровую среду; 2. на благоприятную для жизни среду; 3. на активное участие в охране ОПС.
ЛИЦЕНЗИЯ, ДОГОВОР И ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Лицензия (разрешение)-это документ выданный специально уполномоченными на то органами (министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (1год) природного ресурса (земель, вод, недр), а так же на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.
Лицензия на комплексное природопользование включает следующую информацию:
1. Перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расходов и изъятия.
2. Нормативные планы за охрану природных ресурсов.
3. Перечень, нормативы и лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов.
4. Нормативы платы за выбросы или сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
5. Экологические требования и ограничения при которых разрешается хозяйственная деятельность.
Выдачи лицензий предшествует установление лимитов на природопользование представляющих собой установленные предприятием природопользователя на определенный срок, объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов.
Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами. Ответственность сторон и механизм возмещения возможного вреда причиненного природной среде.
ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
В 1991 году принцип платности использования ресурсов был запрещен в законе «,Об охране окружающей природной среды» ст.20 с целью: 1. рациональное и комплексное использование природных ресурсов. 2. улучшение охраны ОПС. 3.выравниване социальных экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов. 4. финансовые интересы государства.
Согласно закону РФ плата за природные ресурсы взимается:
1. за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитах.
2. за сверх лимитное и нерациональное использование природных ресурсов.
3. за их воспроизводство и охрану.
При этом право определения и нормативов платы за использованием природных ресурсов предоставлено правительством РФ. Плата за право использования природных ресурсов является налогом за природопользование и включена в налоговую систему.
ПЛАТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Реализует принципы платности природопользования экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов из управления в сфере природопользования, прежде чем установить предприятием платежи местные, региональные органы власти устанавливают для них лимиты выбросов (сбросов). В соответствии с нормативными правовыми документами нормативы платы зависят от размера загрязнения и подразделяются на 3 вида:
1. В размерах, не превышающих нормативы ПДВ, ПДС загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;
2. В пределах установленных лимитов, выбросов, сбросов и размещении отбросов;
3. За сверхлимитное загрязнение ОПС.
В случае аварийного загрязнения значительно превышающее негативное воздействие правительства, работающего в штатном режиме, органы охраны природы и прокуратура могут предъявить соответствующие иски виновным.
Определение платежей за загрязнение ОПС выполняется по каждому загрязняющему ингредиенту, а затем результаты суммируются.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.