Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии – управленческий учет. Зачастую само понятие контроллинга ассоциируется с понятием управленческого учета, но это не совсем верно: основная задача управленческого учета – предоставление релевантной информации для принятия управленческих решений; функции контроллинга шире, они включают в себя не только управленческий учет, но и планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Типовая система бухгалтерского учета ориентирована прежде всего на внешнюю отчетность, а система управленческого учета предназначена для решения внутренних задач управления предприятием и является его ноу-хау. Параллельные информационные системы , как правило, нерентабельны и не всегда информативны из-за сбоев в повторном учете, поэтому возникает потребность в интегрированной системе учета.
В менеджменте учет представляет собой сбор, регистрацию и обобщение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленческих решений. По оценке западных бухгалтеров, именно на постановку и ведение управленческого учета тратиться до 90% времени и ресурсов, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть.
Для того чтобы управлять, надо контролировать различные компоненты бизнеса: труд, ценообразование, рентабельность, распределение ответственности и др. Тенденция управленческого учета – охват всех сторон бизнеса.
Отличительным признаком управленческого учета, который необходимо учитывать при создании информационной системы (ИС), является интегрированность. Можно выделить вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Горизонтальная интеграция предполагает сопоставимость данных в учетных блоках.
Вертикальная интеграция охватывает цикл принятия управленческих решений: план – организация выполнения плана – учет – контроль – анализ – регулирование. Естественно, учетный компонент – лишь одна из сторон этой интеграции.
Так как узловым моментом в интеграции является сопоставление затрат и доходов, то наиболее важными становятся операции управления доходами, управление расходами и управление результатами через влияние как на доходы, так и на расходы. Такой подход влечет разделение по центрам ответственности: а также регламентацию и анализ взаимодействия структурных подразделений, внутрифирменный анализ рентабельности и других показателей. Вертикальная интеграция является непосредственным отражением концепции контроллинга и должна быть отражена в архитектуре информационной системы.
1. Система управленческого учета предполагает выбор системы показателей, на основании которых происходит оценка результатов деятельности и текущего состояния, а также планирование направлений развития. Можно выделить пять основных шагов построения взаимосвязанных оценочных показателей для предприятия в целом и его подразделений.
2. Выбор основного показателя, который удовлетворял бы цели руководства. В качестве такого показателя могут выступать операционная прибыль, чистая прибыль, рентабельность инвестиций, продаж или другие показатели. Характерно, что комплексная оценка деятельности не сводится к оценке одного показателя. В этом случае могут быть использованы обобщенные показатели.
3. Фиксация методов исчисления составляющих показателей. В частности, при оценке прибыли могут быть использованы различные схемы отнесения затрат на прямые и косвенные издержки.
4. Определение временного момента расчета показателя.
5. Выработка стандартов требований к подразделениям. В частности, классификация подразделений на профит-центры, сервис-центры и центры затрат определяет различие в системе оценок этих подразделений.
6. Определение периодичности отчетов и справочных сводок.
На большинстве российских предприятий система управленческого учета встроена в систему обычного финансового учета, но надо отметить, что эти два вида учета отличаются друг от друга.
Коренное отличие управленческого учета от финансового состоит в том, что финансовый учет ориентируется на внешних пользователей
информации (прежде всего на налоговую инспекцию), а управленческий нацелен на внутренних пользователей (в первую очередь, на руководителей предприятия и его подразделений).
Отличия финансового учета от управленческого представлены в таблице7.3.
Таблица 7.3 - Различия между финансовым и управленческим
учетом
Области сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
1 | 2 | 3 |
Основные потребители | Внешние пользователи | Внутренние пользователи |
информации | информации (банки, | информации руководитель |
налоговая инспекция и т. д.) | предприятия, | |
руководители | ||
подразделений, | ||
сотрудники) | ||
Цели учета | Информирование внешних | Обеспечение |
пользователей (банков, | информационной | |
деловых партнеров и т. д.) | поддержки принятия | |
о финансовом состоянии | управленческих решений | |
предприятия, расчет | ||
налоговых платежей | ||
Обязательность | Требуется по | Применяется по решению |
законодательству | руководства предприятия | |
Свобода выбора систем | Система двойной записи. | Ограничений по выбору |
бухгалтерского учета | Обязательное соответствие | систем учета не |
нормативным актам | существует | |
Теоретическая база | Нормативные акты | Экономическая теория, |
теории принятия решений | ||
Используемые | Денежные единицы | Денежные или |
измерители | натуральные единицы | |
Основной объект анализа | Предприятие в целом | Центры ответственности |
внутри предприятия, виды | ||
продукции, проекты | ||
Частота составления | Периодически в | По мере необходимости, в |
отчетности | соответствии с | соответствии с |
требованиями | потребностями | |
законодательства | руководства предприятия | |
Степень надежности | Требует объективности. | Зависит от целей |
Ориентирован на контроль | планирования. | |
прошлого | Ориентирован на прогноз | |
будущего | ||
Главное требование к | Точность | Релевантность |
информации |
Таким образом, основная задача управленческого учета – служить информационной опорой для принятия управленческих решений.
С целью обеспечения информационной поддержки контроллинга в управленческом учете применяются особые методы учета затрат.
Для того чтобы выбрать оптимальный для применения метод затрат, необходимо оценить каждый из существующих методов с точки зрения решения задач контроллинга.
Анализ существующих методов учета затрат показывает, что наиболее подходящими для целей контроллинга являются системы учета по плановой себестоимости (стандарт-костинг) в сочетании с различными вариантами учета по усеченной себестоимости, поскольку именно эти системы обеспечивают максимум информации для принятия управленческих решений.
Контрольные вопросы по теме:
1. Назовите преимущества и недостатки создания системы контроллига на предприятии.
2. Перечислите основные требования, предъявляемые к созданию службы контроллинга на предприятии.
3. Каков рациональный состав службы контроллинга?
4. Каково назначение управленческого учета в системе контроллинга?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 292.