Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
1. Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.
Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.
2. Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений.
3. Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.
В отличие от контроли и ревизии контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.
Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.
В обобщенном варианте основные функции и задачи контроллинга можно представить следующим образом.
Учет:
− сбор и обработка информации;
− разработка и ведение системы внутреннего учета;
− унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
Планирование:
− информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
− формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;
− установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
− координация процесса обмена информацией;
− координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
− проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
− составление сводного плана предприятия.
Контроль и регулирование:
− определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
− сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
− определение допустимых границ отклонений величин;
− анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
Информационно-аналитическое обеспечение:
− разработка архитектуры информационной системы;
− стандартизация информационных носителей и каналов;
− предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
− сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
− разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
− обеспечение экономичности функционирования информационной системы.
Специальные функции:
− сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;
− сравнение с конкурентами;
− обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
− проведение калькуляции для особых заказов;
− расчеты эффективности инвестиционных проектов.
Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:
− экономического состояния организации;
− понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
− размера организации (численность, объем производства);
− уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое контроллинг?
2. Пути обеспечения успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе.
3. Что означает понятие «философия доходности»?
4. Что включает в себя цикл контроллинга?
5. Какова основная цель контроллинга?
6. Каковы функции контроллинга?
7. Каковы основные задачи контроллинга в области учета?
8. Что включает в себя информационно-аналитическое обеспечение?
9. От чего зависит объем реализуемых на предприятии функций контроллинга?
Какие функции контроллинга относятся к специальным?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.