Функции и задачи контроллинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

1. Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.

Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.

2. Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений.

3. Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.

В отличие от контроли и ревизии контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.

Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.

В обобщенном варианте основные функции и задачи контроллинга можно представить следующим образом.

Учет:

− сбор и обработка информации;

− разработка и ведение системы внутреннего учета;

− унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

Планирование:

− информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

− формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;

− установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

− координация процесса обмена информацией;

− координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

− проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

− составление сводного плана предприятия.

Контроль и регулирование:

− определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;

− сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;

− определение допустимых границ отклонений величин;

− анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

Информационно-аналитическое обеспечение:

− разработка архитектуры информационной системы;

− стандартизация информационных носителей и каналов;

− предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;

− сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;

− разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;

− обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

 

Специальные функции:

− сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;

− сравнение с конкурентами;

− обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;

− проведение калькуляции для особых заказов;

− расчеты эффективности инвестиционных проектов.

 

Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:

− экономического состояния организации;

− понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;

− размера организации (численность, объем производства);

− уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое контроллинг?

2. Пути обеспечения успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе.

3. Что означает понятие «философия доходности»?

4. Что включает в себя цикл контроллинга?

5. Какова основная цель контроллинга?

6. Каковы функции контроллинга?

7. Каковы основные задачи контроллинга в области учета?

8. Что включает в себя информационно-аналитическое обеспечение?

9. От чего зависит объем реализуемых на предприятии функций контроллинга?

Какие функции контроллинга относятся к специальным?

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.