Показатели экономической эффективности инвестиций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатели эффективности инвестиций можно классифицировать по следующим признакам:

- по виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности инвестиций:

- по методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов;

- статические, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные;

- динамические, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к эквивалентной основе посредством их дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных денежных потоков [6. С.283].

Статические методы называют еще методами, основанными на учетных оценках, а динамические методы - методами, основанными на дисконтированных оценках. К группе статических относятся методы:

- срока окупаемости инвестиций (Payback Period, PP);

- коэффициента эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return, ARR).

К динамическим методам относятся:

- чистый дисконтированный доход, чистая текущая стоимость (Net Present Value, NPV);

- индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI);

- внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, IRR);

- модифицированная внутренняя норма рентабельности (Modified Internal Rate of Return, MIRR);

- дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP).

Наиболее распространенным статическим показателем оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости (Payback Period, PP).

Под сроком окупаемости понимается период времени с момента начала реализации проекта до момента эксплуатации объекта, когда доходы от эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям (капитальные затраты и эксплуатационные расходы).

Экономический смысл показателя заключается в определении срока, за который инвестор может вернуть вложенный капитал.

Метод расчета периода (срока) окупаемости инвестиций (Payback Period, PP) предлагает вычисление периода, за который кумулятивная сумма денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций. Формула расчета периода окупаемости имеет вид:

 

,                                        (1.1)

 

где PP – период окупаемости;

I0 – первоначальные (совокупные) инвестиции;

CF – годичная сумма денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

Критерий срока окупаемости показывает как долго финансовые ресурсы будут «омертвлены» в проекте. Таким образом, при прочих равных условиях, чем короче срок окупаемости, тем ликвиднее проект.

Метод определения бухгалтерской рентабельности инвестиций (Return on Investments, ROI) ориентирован на оценку инвестиций на основе не денежных поступлений, а бухгалтерского показателя прибыли. Формула расчета бухгалтерской рентабельности имеет вид:

 

,                                                 (1.2)

 

где Е – величина прибыли;

Н – величина налога на прибыль;

Cn – стоимость приобретенных активов;

Ck – остаточная стоимость активов.

Применение показателя ROI основано на сопоставлении его расчетного уровня со стандартными для фирмы уровнями рентабельности. Достоинства этого метода, обусловленные его эмпирическим происхождением, не устраняют его главного недостатка – использование учетных, а не фактических данных. Специфика бухгалтерского учета, связанная, в данном случае, с использованием концепции начисления, может существенно исказить реальные денежные потоки, являющиеся основой инвестиционной оценки.

Методы оценки, основанные на дисконтировании. Основополагающей идеей дисконтирования является положение об изменении стоимости денег во времени. В экономической теории это положение укладывается в рамки феномена, получившего название «временное предпочтение». Временные предпочтения находят свое количественное выражение в коэффициенте дисконтирования, который выражается в виде формулы:

 

,                                              (1.3)

 

где at – коэффициент дисконтирования при постоянной норме дисконта;

k – норма дисконта;

t – шаг расчета (период).

Оценка эффективности инвестиций, основанная на дисконтировании, самым непосредственным образом зависит от уровня нормы дисконта. Поэтому выбор ее величины чрезвычайно важен для конечного результата, определяющего целесообразность того или иного проекта. Величина нормы дисконта может быть определена различными способами, при этом необходимо учитывать следующие факторы: уровень процентной ставки, уровень инфляции, уровень риска, уровень альтернативной доходности и вмененных издержек.

В условиях совершенного финансового рынка в качестве нормы дисконта должна быть принята ставка, равная стоимости ссуды или стоимости капитала. Проблема ставки дисконтирования, которая считается проблемой интеграции времени и риска в принятии решений, без сомнения одна из самых нетривиальных в инвестиционном анализе и к настоящему времени не существует абсолютно приемлемой методики ее определения.

Наиболее употребляемыми методами оценки инвестиций, основанными на дисконтировании, выступают:

- метод чистой приведенной (текущей) стоимости;

- метод рентабельности (индекс рентабельности);

- метод внутренней нормы доходности.

Чистая приведенная стоимость (Net Present Value, NPV) представляет собой разницу между дисконтированными величинами сумм денежных поступлений от инвестиций и сумм всех денежных затрат на инвестиции.

 

,                                (1.4)

 

где CFt – денежные поступления за период t;

k – норма дисконта;

I0 – единовременные (первоначальные) инвестиции.

Если NPV инвестиционного проекта положительна, значит дисконтированная величина эффекта от его реализации положительна (стоимость фирмы возросла) и проект считается приемлемым. Если величина NPV отрицательна, значит проект при выбранной норме дисконта убыточен. Если NPV=0, требуются дополнительные расчеты для определения результата (если полученное значение не является приемлемым).

Метод расчета рентабельности инвестиций (Profitability Index, PI) позволяет определить эффективность инвестиционных затрат, или относительный прирост стоимости капитала. Расчет показателя рентабельности производится по формуле:

 

                                (1.5)

 

В общем случае этот метод выступает наглядным инструментом ранжирования проектов, однако в случае отрицательных денежных поступлений в нескольких периодах он перестает быть таковым.

Метод внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) представляет собой уровень окупаемости средств, направленных на инвестирование и выражается как ставка дисконтирования, при которой сумма дисконтированных значений денежных поступлений от проекта равна его стоимости. Формализовано процедура определения

IRR сводится к решению уравнения относительно k:

 

,                                           (1.6)

 

где k – IRR.

Интерпретация метода IRR осуществляется путем сравнения полученной нормы дисконта с нормативным (приемлемым) коэффициентом рентабельности на предприятии, который называют барьерной ставкой (Hurdle Rate).

Таким образом, в процессе оценки эффективности инвестиций норма дисконта выступает двояко: с одной стороны играет непосредственно дисконтирующую роль, то есть приводит будущие денежные потоки к настоящему времени; с другой - служит критерием внутренней рентабельности, т.е. определяет приемлемость проектов.

Таким образом, для принятия инвестиционного решения необходимо произвести расчеты по специальной методике. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов служат основой для всесторонней оценки инвестиционных проектов. Эти методы можно объединить в две группы – простые и сложные, т.е. основанные на дисконтировании. Условием принятия инвестиционного решения является положительное значение NPV. Если NPV < 0, то проект следует отвергнуть, а при NPV = 0 проект ни прибыльный, ни убыточный. Индекс рентабельности характеризует доход на единицу затрат. Если    РI>1, то проект следует принять; РI<1, то проект следует отвергнуть; РI=1, то проект ни прибыльный, ни убыточный. Еще одним важным показателем является внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR). Если IRR больше цены источника средств для данного проекта, то проект следует принять, если меньше – отвергнуть, а если IRR равен цене источника средств данного проекта, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Все рассмотренные методы оценки эффективности инвестиций имеют свои достоинства и недостатки. Каждый из критериев несет свойственную ему информацию о проектах, характеризующую различные их (проектов) стороны. Аналитическая база, сформированная в результате комплексной оценки, позволяет принимать инвестиционные решения, наиболее полно отвечающие стратегическим и тактическим целям предприятия [13. С.128].

Таким образом, инвестиционное планирование является основой управления инвестиционной деятельностью предприятия. На современном этапе планирование — это, в первую очередь, процесс выработки и принятия решений, которые дают возможность обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем.

Объемы и темпы инвестиционной деятельности свидетельствуют о несовершенстве механизма управления инвестициями. Поэтому необходимо рассмотреть его функции и выявить возможности улучшения их выполнения.

Инвестиционный процесс всегда связан с риском, и чем более длинный проект и сроки его окупаемости, тем он рискованней. В связи с этим при принятии решения необходимо учитывать фактор времени.

Инвестиционный проект представляет собой экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами. Значимость проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из рынков.

В основе принятия решений инвестиционного характера лежит оценка экономической эффективности инвестиций. Рыночная экономика требует учета влияния на эффективность инвестиционной деятельности факторов внешней среды и фактора времени, которые не находят полной оценки в расчете указанных показателей.

Эффективность инвестиционного проекта - категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный инвестиционный проект, целям и интересам его участников.


9 Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования

 

В условиях проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на формирование благоприятной экономической и социальной среды, ключевое место по праву отводится инвестиционной политике. Акцентируя внимание на проблематике инвестиционного обеспечения устойчивого роста российской экономики можно сделать вывод о том, что муниципальные образования выступают фокусы территориального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локализующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы [23, с. 5].

Опираясь на проведенную терминологическую систематизацию, при которой выделяются различные понятийно-концептуальные подходы на основе базового понятия «инвестиции», можно сделать вывод о наличии и использовании в литературе общего понятия «управление инвестициями» безотносительно субъекта управления.

Между тем, учитывая закономерности развития муниципальной экономики, специфику функционирования органов местного самоуправления, автор раскрывает содержание сложного по конструкции понятия «управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления» следующим образом: это научно-обоснованная целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и иных источников с целью обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.

При этом под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования в настоящей работе понимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию на подведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания производств и видов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципального образования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, в итоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Исходя из данной концептуальной установки для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией для привлечения и удержания инвестиций, усиление влияния инвестиций на улучшение условий жизнедеятельности населения и конкурентного положения и финансовых результатов хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Особый характер субъекта управления – органы местного самоуправления и особый характер объекта управления – инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиций, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления, к которым относятся:

- необходимость ориентации управления инвестиционными процессами на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

- способность к самоорганизации, которая в наибольшей степени присуща инвестиционной деятельности в крупных и крупнейших городах;

- особое место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями в государстве, заключающееся в одновременном равенстве органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и установлении органами местного самоуправления как носителей публично-властных отношений общеобязательных правил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и контроле за их соблюдением [24, с. 129].

Эти особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:

- экономические методы (регулирующие методы, методы прямого участия);

- административные методы;

- морально-политические методы.

Содержание управления инвестициями органами местного самоуправления определяется принципами – коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:

- комплексность социально-экономического развития муниципального образования, которая означает, что управление инвестициями со стороны органов местного самоуправления должно быть ориентировано, прежде всего, на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, и это должно находить отражение в стратегии развития;

- единоначалие в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управления инвестиционными процессами;

- наличие первого должностного лица в структуре органа местного самоуправления, ответственного за весь блок вопросов, связанных с развитием и управлением инвестициями и способного определять приоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципального образования;

- согласованность муниципальных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в пространстве муниципального образования как между собой, так и с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами по вопросам организации местного самоуправления и управления инвестиционными процессами;

- резонансность мероприятий по управлению инвестициями, который предполагает, что приоритетными представляются точечные инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельность воздействия, находящие резонанс в самоорганизующееся системе, каковой и является по существу муниципальное образование. Важен не столько масштаб проводимых органами местного самоуправления мероприятий, а сколько многократно усиленный самой системой социально-экономический эффект от них;

- учет вектора саморазвития экономики муниципального образования, означающий, что действия органов местного самоуправления по управлению инвестиционными процессами должны поддерживать процессы самоорганизации и саморазвития экономики муниципального образования, за исключением случаев, когда они не отвечают стратегии социально-экономического развития муниципального образования [25, с. 81].

Зависимость принципов и методов управления инвестициями от особенностей управления инвестиционными процессами в пространстве муниципального образования представлена на рисунке 1.

Предложенные состав принципов и методов управления являются теоретической основой оценки реального состояния управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления на подведомственных им территориях и выбора направлений его совершенствования.

Не менее важное место в изучении инвестиционных процессов занимает выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению (рисунок 2). Протекание инвестиционных процессов на территории муниципального образования и управление ими органами местного самоуправления происходят под влиянием совокупности разнонаправленных и разнокачественных факторов и условий. При этом помимо общих подходов и факторов, определяющих инвестиционный климат, существуют и специфические особенности территории, отрасли, вида экономической деятельности, что позволяет утверждать, что каждый инвестиционный проект обладает собственным инвестиционным климатом, учитывающим особенности и специфику данного проекта [26, с. 13].

Таким образом, рассмотрев основные принципы, методы, факторы и особенности инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, можно говорить о том, что инвестиционная деятельность – это система, обладающая всеми соответствующими признаками. И, как любая система, инвестиционная деятельность нуждается в управлении.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

 

Рисунок 1 – Особенности управления инвестиционными процессами

 

Следует отметить, что прозрачность деятельности – это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, потому что структура этой деятельности такова, что любое действие в ней оставляет явный след. Именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти. С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик для него риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру [27, с. 36].

 

Рисунок 2 – Факторы, определяющие инвестиционный климат МО

 

Управление в масштабах муниципального образования – это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Муниципальное образование станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие муниципальных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам – все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью муниципального образования [28, с. 27].

Проанализировав теоретические основы изучения инвестиционной привлекательности муниципального образования, можно заключить, что инвестиционная деятельность – это система со всеми присущими ей признаками. Как и все системы инвестиционные процессы нуждаются в управлении. Управление в масштабах муниципального образования – это, прежде всего, управление тенденциями, которое предполагает, в первую очередь, создание нормативной базы и механизмов, воздействующих на инвестиционные процессы с целью получения наибольшего результата на территории определенного муниципального образования. Таким механизмом может служить


1.1 Теоретические основы привлечения инвестиций в муниципальные образования

 

В обстоятельствах современной глобализации, развития рынка, растущей конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социально-экономических задач с федерального уровня на региональный, протекает массовая реорганизация и структурная перестройка экономики не только регионов, но и муниципалитетов. Стало бесспорным, что ответственность за решение социально-экономических проблем территории должны брать на себя не только центральные власти, но и региональные, муниципальные.

Динамика и эффект развития экономики любой территории во многом зависят от величины инвестиций, направленных на расширение существующих производственных мощностей, их реконструкцию на современном научно-техническом уровне, развитие социальной инфраструктуры.

В настоящее время существует множество понятий термина инвестиции. Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под термином инвестиции понимают: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В то же время многие авторы дают другую трактовку термину «инвестиции», например, В.Б. Зотов дает следующее толкование [18]: «Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта».

Со второй половины 90-х годов прошлого столетия инвестиционный климат как экономическая категория стал предметом пристального внимания не только ученых, аналитиков и экспертов, но и хозяйствующих субъектов, политиков, предпринимателей. [15] В сферу анализа и оценки инвестиционного климата был вовлечен обширный понятийный аппарат. При этом многие термины и категории различными авторами трактуются по-разному.

Если в течение восемнадцати лет (инвестиционные рейтинги российских регионов агентство «Эксперт» проводит с 1995 г.) ученые и аналитики не определились с соотношением категорий «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность», то как воспринимать другие категории, определяющие инвестиционный климат, такие как «инвестиционный потенциал», «инвестиционный риск», «инвестиционная активность», рейтинги которых публикуются.

Многие современные ученые рассматривают инвестиционную привлекательность как совокупность различных экономических, социальных, правовых и других условий, факторов или процессов, определяющих эффективность инвестиционной деятельности на территории данного региона.

На сегодняшний день, привлечение инвестиций решает многие проблемы социально-экономической и политической сфер не только федерального и регионального уровней, но в первую очередь и местного уровня. Инвестиции – это дополнительные средства и возможности предотвращения и решения проблем экономических кризисов, социальных взрывов, производства и воспроизводства промышленности и иных отраслей. Основные задачи экономической сферы общества можно решить способом привлечения инвестиций. Именно поэтому проблема инвестиционной привлекательности становится ключевой при рассмотрении данного вопроса.

При рассмотрении вопроса инвестиционной привлекательности необходимо учитывать ее количественные и качественные характеристики – инвестиционный потенциал и инвестиционный риск соответственно.

Под инвестиционным потенциалом понимают совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала. [16, с 145]

Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала территории признаются следующие факторы:

- ресурсно-сырьевой потенциал

- производственный потенциал

- потребительский потенциал

- инфраструктурный потенциал

- интеллектуальный потенциал

- институциональный потенциал

- инновационный потенциал

- трудовой потенциал

- финансовый потенциал

Каждый инвестор заинтересован в получении прибыли (дохода), именно поэтому его интересует инвестиционная привлекательность территории. В российской практике зачастую регионы с высоким инвестиционным потенциалом имеют высокие инвестиционные риски. Поэтому инвесторы, как правило, инвестируют более узкую, отдельную отрасль экономики, производства, незавершенное строительство. Инвестируя какую либо добывающую промышленность на территории с высоким инвестиционным риском, инвестор может потерять то, что вложил или же наоборот получить сверхприбыль.

Инвестиционный риск также характеризуется платежеспособностью и кредитоспособностью населения. Мы - население, проживая в достаточно инвестиционно-привлекательном регионе с высокими инвестиционными рисками, не готовы вкладывать свои средства.

Между тем следует учитывать тот факт, что на инвестиционную привлекательность муниципального образования влияет государственная и региональная инвестиционная политика.

Инвестор, подбирая район для инвестирования своими средствами, руководствуется явными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, связь которых и характеризует инвестиционную привлекательность местности.

Одна из задач, стоящих перед современным сообществом, содержится в создании достаточных и подходящих критериев для интенсификации экономического подъема, увеличения качества жизни населения. Достижение поставленной цели вероятно путем привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.

Одним из важнейших критерий для привлечения инвестиций и дальнейшего экономического подъема страны считается создание благоприятного инвестиционного климата. В своей работе Подшиваленко Г.П. говорит о том, что: «Одним из наиболее общих критериев принятия решения об инвестировании является оценка инвестиционного климата на макроуровне и инвестиционной привлекательности объекта инвестирования» [25, с.7-10.].

Инвестиционный климат – весьма сложное и многогранное понятие, точки зрения некоторых отечественных экономистов касательно инвестиционного климата представлены в Таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Представления о понятии «инвестиционный климат» в работах российских экономистов

Автор/коллектив авторов Трактовка понятия «Инвестиционный климат»
Грязнова А.Г и др Инвестиционный климат – это «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала» [17, с. 359].
Максимов И.Б Под инвестиционным климатом обычно понимается совокупность политических, социально-экономических, социальных, культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов вкладывать свои средства в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, предприятия) [10, с.132].
Максимова В.Ф. Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом [13, с 69]
Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. Инвестиционный климат в общем виде может быть представлен как совокупность нормативно-правовых, социальных, экономических и экологических условий, определяющих тип и динамику воспроизводственного процесса в регионе, обеспечивающих надежность возврата и эффективность вкладываемых средств [8].
Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Под инвестиционным климатом в рыночной экономике понимается совокупность политических, экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих в данный момент государству (региону) и привлекающих либо отталкивающих потенциальных инвесторов [11].
Ткаченко И.Ю., Малых Н.И. Инвестиционный климат – комплекс факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы хозяйствующих субъектов к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции [6].

 

Представленные экономисты внесли существенный вклад в развитие вопросов установления сущности понятия «инвестиционный климат», тем не менее, каждый из них понимает под данным термином совокупность политических, социально-культурных, финансово-экономических, правовых, географических факторов, которые влияют на привлекательность или непривлекательность территории.

Для исследования инвестиционного климата на уровне страны, региона, города, отрасли наиболее важным является рассмотрение не субъективных характеристик, а объективных понятий, каковым и является «инвестиционный климат», поэтому необходимо выяснить из каких составных элементов он состоит (рис.1.1).

 

Рисунок 1.1 Виды инвестиционного климата

 

Понятию «инвестиционная привлекательность», как экономической категории, также даются различные трактовки, некоторые из них приведены в Таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 - Представления о понятии «инвестиционная привлекательность» в работах российских экономистов

Автор/коллектив авторов Трактовка понятия «Инвестиционная привлекательность»
Максимов В.Ф. Инвестиционная привлекательность (или непривлекательность) – субъективная оценка инвестором страны, региона или предприятия по поводу принятия решения о вложении своих средств в, соответственно, страну, регион или предприятие. Субъективная оценка складывается на основе анализа объективных характеристик предполагаемого объекта инвестирования, главной и практически всеохватывающей характеристикой данного объекта является инвестиционный климат [13, с. 14].
Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. Под инвестиционной привлекательностью принято понимать интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [8, с. 382]
Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Инвестиционная привлекательность – это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [5, с. 35]
Чиненов М.В. и др. Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков [7, с. 30]
Теплова Т.В. Инвестиционная привлекательность – характеристика актива, учитывающая удовлетворение интереса конкретного инвестора по соотношению «риск - отдача на вложенный капитал - горизонт владения активом» [6, с. 31].

 

Анализируя представленные определения, можно увидеть, что авторы под термином «инвестиционная привлекательность» понимают субъективную оценку объективных характеристик, признаков, свойств и факторов предполагаемого объекта инвестирования.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, понятие «инвестиционная привлекательность» более точно отражает сущность инвестиций, т.к «инвестиционный климат» может в целом иметь высокую оценку и быть благоприятным, но при этом быть непривлекательным для конкретного инвестора по его субъективным причинам, например, не соответствие его инвестиционной стратегии («Инвестиционная стратегия – система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения» [9]) в рамках рассматриваемого периода времени.

Возможности привлечения инвестиций во многом зависят от инвестиционной привлекательности, сложившейся в стране, регионе, муниципальном образовании или отдельной отрасли экономики, реализуемых инвестиционных проектов. На макроуровне инвестиционная привлекательность формируется под воздействием политических, экономических и социальных факторов. Для иностранных инвесторов при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций.

На микроуровне инвестиционная привлекательность проявляет себя через двусторонние отношения инвестора (физического или юридического лица) и хозяйствующих субъектов – поставщиков, клиентов, банков, небанковских финансовых структур. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционной привлекательности в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов инвестора с новой для него средой.

Очень важным, на наш взгляд, является рассмотрение инвестиционной привлекательности на микроуровне, так как в настоящее время происходит разрыв единого инвестиционного пространства, идет непрерывное усиление конкуренции за приток иностранных инвестиций, возрастание дифференциации регионов и входящих в них муниципальных образований. Регионы России характеризуются высокой степенью неоднородности экономики, а, следовательно, существуют различии в инвестиционном климате.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 286.