Созревание условных рефлексов у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В онтогенезе большие изменения претерпевает рефлекторная деятельность - она усложняется, появляются ее новые формы - условные рефлексы. Благодаря совершенствованию рефлекторной деятельности значительно расширяются возможности организма к адаптации в окружающем мире. Первые двигательные рефлексы наблюдаются внутриутробно на 7,5 неделе. Первоначально они имеют локальный характер. Например, раздражение ладони вызывает сгибание пальцев руки (10,5 нед.). Позднее (за счет формирования в ЦНС способности к иррадиации возбуждения) они приобретают генерализованный характер, что сохраняется и после рождения. Например, у плодов на 12—16-й неделях раздражение кожи вызывает беспорядочную двигательную активность с участием большей части мышц. К концу внутриутробного развития часть безусловных рефлексов приобретает специализированный, негенерализованный характер (например, сосательный рефлекс). Таким образом, для внутриутробного развития характерно три стадии формирования рефлекторной деятельности: стадия локального рефлекса, стадия генерализации и стадия специализации. Рефлекторная деятельность плода в основном обеспечивается механизмами ствола мозга. Однако нельзя считать, что передний и промежуточный мозг находятся в бездеятельном состоянии. К моменту рождения организм имеет достаточно большой арсенал безусловных рефлексов, включая сухожильные, проприоцептивные, вестибулярные, лабиринтные, позно-тонические. Эти и ряд других рефлексов используются педиатрами для исследования функций центральной нервной системы новорожденных.

В связи с развитием функций мозга, особенно его передних отделов, происходит усложнение и смена форм рефлекторной деятельности. В течение первого года после рождения появляются и развиваются условные рефлексы первой сигнальной системы. В конце первого года начинается развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

Согласно наблюдениям учеников И.П. Павлова, в том числе Н.И. Красногорского, первые положительные натуральные условные рефлексы у новорожденных можно выработать на 7-й день: они возникают на базе пищевых безусловных рефлексов и проявляются в реакции на время кормления и на положение ребенка за несколько минут до кормления (условный сосательный рефлекс, условнорефлекторное повышение уровня в крови лейкоцитов, условнорефлекторное повышение уровня общего обмена). С 1 месяца появляется возможность вырабатывать (на базе таких безусловных рефлексов, как сосательный или мигательный) искусственные рефлексы, причем с 2 месяцев — на все раздражители 1 -и сигнальной системы. Во всех случаях основу образования условного рефлекса составляет ориентировочный рефлекс. В 3—4 месяца появляется способность вырабатывать условный рефлекс на комплекс последовательных раздражителей, т.е. динамический стереотип. Поэтому для этих детей особое значение приобретает режим дня. К 9—1.0 мес. возрастает значение сигналов внешнего мира: в этот период для ребенка важен не только режим дня, но и окружающая обстановка, лица людей. По мере роста ребенка в условных рефлексах все большее место занимает эмоциональный компонент. У новорожденных и грудных детей первоначально условный рефлекс формируется с трудом, при этом отмечаются небольшая сила, инертность процессов возбуждения и торможения, их неуравновешенность и широкая иррадиация. Например, у 15-дневного ребенка защитный мигательный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний; у 1,5-месячного ребенка—после 40 сочетаний. На протяжении всей жизни происходит выработка условных натуральных и искусственных условных рефлексов (умений и навыков). Их фонд возрастает (особенно быстрыми темпами — в первые 2 года), при этом важное значение имеет так называемый положительный или отрицательный перенос навыка. В первом случае речь идет о том, что имеющиеся в фонде ребенка условные рефлексы способствуют выработке новых, а во втором случае — наоборот, они препятствуют этому (явление интерференции). На примере выработки двигательных условных рефлексов (навыков и умений) у детей разного возраста хорошо видно, что упрочение рефлекса требует его достаточно частого воспроизведения и подкрепления.

Становление у детей любого двигательного (оперантного) рефлекса происходит в три стадии. В первой стадии ответы носят слабый и неустойчивый характер, а само движение сопровождается выраженным вегетативным компонентом. Во второй стадии ответы становятся сильными и стабильными; однако при этом еще сохраняется вегетативный компонент. В третьей стадии ответная сильная и стабильная реакция протекает без вегетативного компонента. С возрастом выработка двигательного рефлекса происходит экономно, без первых двух стадий. Все сказанное в полной мере относится и к классическому (сенсорному, или вегетативному) рефлексу.

В процессе выработки динамического стереотипа также прослеживается стадийность процесса. На 1-й стадии выражено явление иррадиации возбуждения и генерализация движений — ответ неточен, неэкономен и включает ряд ненужных двигательных компонентов. На 2-й стадии имеет место концентрация возбуждения, что проявляется в точности двигательного ответа, его экономичности; однако при этом еще отсутствует элемент автоматизации, то есть необходимо постоянное внимание для правильного выполнения движения. На 3-й стадии возникает точное, экономное, координированное с вегетативным обеспечением стереотипное движение , имеющее все признаки автоматизма. С возрастом скорость прохождения первых двух стадий существенно возрастает. Этому способствует развитие двигательного анализатора, механизмов координации, а также высокая осознанность необходимости выработки данного умения или навыка.

П.К.Анохиным и его учениками разработана теория, согласно которой в основе развития функций ЦНС лежит последовательное образование динамичных функциональных систем, обеспечивающих необходимые на данном этапе онтогенеза полезные для организма приспособительные результаты (поддержание внутренних констант организма, приспособление к внешней среде, результаты социальной деятельности человека). Функциональные системы образуются на каждом этапе онтогенеза в соответствии с условиями существования организма и его потребностями (системогенез). Когда в связи с изменением условий результат деятельности функциональной системы утрачивает свое полезное значение, система перестает функционировать и распадается. Имеет место гетерохронное развитие функциональных систем.

Возникновение неврозов связано с перенапряжением нервных процессов (возбуждения или внутреннего торможения) в ЦНС. Неврозы широко распространены и легче возникают у детей со слабым или холерическим типом ВНД.

Внешние причины развития этих состояний – неправильное воспитание6 вседозволенное, запретное или разнонаправленное. Любой вариант неправильного воспитания ребенка в конечном итоге приводит к неудовлетворению каких либо его биологических или социальных потребностей, что становится внутренней причиной неврозов и проявляется в неадекватном поведении, сопровождающемся вегетативными дисфункциями (потеря аппетита, нарушения сна, деятельности сердечно-сосудистой системы и секреторных желез, появление мнимых болей и др.).

По клиническим проявлениям выделяют неврастению (астенический невроз), неврозы навязчивых состояний и истерию (истерический невроз).

Особенно часто невротические расстройства проявляются у детей в возрасте от2 до 3,5 лет и в период полового созревания. Поэтому эти критические периоды требуют осторожного и внимательного отношения со стороны взрослых, а неадекватное отношение к детям и подросткам может провоцировать развитие психического заболевания.

Развитию неврозов в первую очередь подвержены холерики и меланхолики. Следует помнить, что воспитание ребенка-холерика должно сопровождаться минимальным подкреплением, то есть за любую его успешную деятельность следует меньше хвалить и больше нагружать, давая новое задание, ставя новые цели и вырабатывая умение достигать их. Кроме того, необходимо постоянно учить его терпеть, ждать, сдерживать свои эмоции.

Воспитание меланхоликов, наоборот должно сопровождаться максимальным подкреплением. Его следует больше хвалить, поддерживать, внушая ему уверенность в себе и своих силах.

Большую роль в профилактике неврозов играют закаливание, занятия спортом, выработка трудовых навыков, соблюдение режимов труда и отдыха.

Дифференциальная психофизиология изучает естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Соотношение силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов определяет типологию высшей нервной деятельности (ВНД) индивида. Тип как совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма и среды, проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма и прежде всего самой нервной системы.

Классификация Н.И. Красногорского, в которой количество предлагаемых типов ВНД человека осталось как и у собак, четыре, но представления о нервных процессах (возбуждении и торможении) и их взаимодействиях заменены на взаимоотношения, можно сказать, анатомического типа между «корой» и «подкоркой»:

· Центральный тип ВНД характеризовался большой величиной безусловных и условных рефлексов в результате сильной «корковой и подкорковой деятельности».

· Корковый типом ВНД — преобладает деятельность коры, в связи с чем условные рефлексы протекают относительно более интенсивно по сравнению с безусловными рефлексами.

· Подкорковый тип ВНД характеризуйся более «сильной подкоркой», поэтому безусловные рефлексы протекают более интенсивно, чем условные, т.е. протекание условных и безусловных рефлексов здесь обратно тому, что наблюдается у предыдущего типа.

· Слабый тип ВНД характеризуется «слабой» корой и подкоркой.

Другой ученик И.П. Павлова — А.Г. Иванов-Смоленский предложил классифицировать типы ВНД детей по скорости образования положительных и отрицательных условных рефлексов:

· у детей с лабильным типом ВНД легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы;

· дети с инертным типом ВНД;

· дети с возбудимым типом ВНД;

· дети с тормозным типом ВНД.

Концепция свойств нервной системы сыграла решающую роль в развитии исследований индивидуально-психологических особенностей поведения, несмотря на существенные различия в теоретических и методологических основах для его анализа, разработанных разными авторами. В лаборатории И.П.Павлова было замечено, что поведение собак в естественной обстановке и во время выработки условных рефлексов различное. Некоторые животные очень подвижны, возбудимы и любопытны, другие медлительны и трусливы. Между этими крайними типами имеется ряд промежуточных. На основании свойств нервных процессов И.П.Павлову удалось разделить животных на определенные группы, причем эта классификация совпала с классификацией типов людей (темпераментов), данной еще Гиппократом.

В условнорефлекторной деятельности сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условных рефлексов, сила процесса торможения находит отражение в скорости и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения.

    Для определения уравновешенности нервных процессов сравниваются силы процессов возбуждения и торможения у данного животного. Если оба процесса взаимно компенсируют друг друга, то они уравновешены, а если нет, то, например, при выработке дифференцировок может наблюдаться срыв тормозного процесса, если он оказывается слабым. Если же доминирует тормозный процесс в силу недостаточности возбуждения, то в трудных условиях дифференцировка сохраняется, но резко уменьшается величина реакции на положительный условный сигнал.

 Подвижность нервных процессов оценивается в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозный), то есть возможность и скорость замены возбуждения торможением и наоборот. Часто для определения подвижности нервных процессов применяется переделка динамического стереотипа. Если переход от положительной реакции к тормозной и от тормозной к положительной осуществляется быстро, то это свидетельствует о высокой подвижности нервных процессов.

Комбинация этих параметров центрального возбуждения и торможения образует следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 364.