Коммуникативное поведение. Психофизиологические и педагогические аспекты становления коммуникативного поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми; интерактивная – организация взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);  перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Общение осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному – от латинского слова «устный, словесный») и неречевому (невербальному).

Коммуникативное поведение направлено на взаимодействие между людьми. Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Как и любое поведение оно основывается на использовании сенсорных систем для установления таких контактов. Информация поступает сразу по нескольким сенсорным каналам и формирует у человека сложный образ коммуниканта – человека, вступившего в общение. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: к одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого -сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность.

Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам практически одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание.

Модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической – другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут за человека, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

При коммуникативном взаимодействии особое значение имеют зрительные контакты (взгляды), которые обычно предшествуют речевому общению. Так, одежда, поза, мимика коммуниканта дают представление о возрасте, индивидуальных особенностях, эмоциональном настрое человека.

У детей в раннем онтогенезе зрительные контакты важны для установления отношений с окружающими. Зрительный контакт «лицо в лицо» младенца с матерью обеспечивает ему понимание мимики, помогает развитию артикуляции и подражанию речи говорящего. Появление в поле зрения ребенка взрослого человека и зрительный контакт с ним запускает «комплекс оживления», свидетельствующий о коммуникативной настройке ребенка.

Не менее важны в становлении коммуникативного поведения и акустические сигналы. Начальным элементом акустической связи является звук как физическое явление. Следующим элементом выступает слух, который включает рецепторную (принимающую) и анализирующую (интегрирующую) системы мозга. Далее вовлекаются структуры мозга, которые обеспечивают процессы, связанные с интерпретацией акустического сообщения и организацией ответного сигнала. В результате формируется поведенческая реакция в виде движения.

Считается, что ребенок реагирует на звуки речи с рождения. Данные нейрофизиологических исследований показали, что воздействие речевых стимулов изменяет биоэлектрическую активность в лобных областях коры, тогда как другие звуковые стимулы (например, звук погремушки) – в области задних отделов коры.

Важную роль в коммуникативных взаимодействиях играет также тактильная чувствительность с участием кожных рецепторов. Тактильная чувствительность обеспечивает восприятие внешних сигналов в широком диапазон интенсивности – от легкого прикосновения до давления (тактильные рецепторы еще называют рецепторами «касанияегкого прикосновения до давления (тактильные рецепторы еще называют рецепторами "азон интенсивности - от ецепторов. ть в лобны»). Особое значение имеют тактильные коммуникации у новорожденных и детей младшего возраста. Самые первые тактильные взаимодействия матери и ребенка возникают с началом грудного кормления. Среди стимулов разных модальностей тактильные и слуховые чаще вызывают положительные эмоции, чем, например, зрительные.

На ранних этапах онтогенеза коммуникации осуществляются благодаря контактным рецепторам (тактильным, вкусовым); по мере развития к ним присоединяются дистантные рецепторы (зрительные, слуховые). Это обеспечивает более адекватное реагирование на коммуникативные сигналы.

На становление коммуникативного поведения существенно влияют сенсорное обеспечение и его дефицит. В то же время ранние коммуникации обеспечивают сенсорное развитие ребенка и формирование определенного опыта взаимодействий. Дефицит сенсорной стимуляции в раннем постнатальном онтогенезе приводит к задержке сенсорного развития и, как следствие, к нарушению становления коммуникативного поведения. Опыт общения на ранних этапах развития ребенка важен также для формирования группового коммуникативного поведения в его дальнейшей жизни.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 313.