Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии документы должны храниться в ящике, шкафу, сейфе, в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения исправляют выявленные ошибки в установленном порядке.
Натуральная и документальная проверка выполняется путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера и определяет фактическое наличие имущества. Все эти процедуры осуществляются при обязательном участии материально-ответственного лица.
Сведения о фактическом наличие имущества и реальности учтённых финансовых обязательствах записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составлены не менее чем в двух экземплярах. Описи заполняются чётко, ясно, без помарок и подчисток. Наименование проверяемых ценностей, их количество указывается в единицах, принятых в учёте. Пустые строки в описях должны прочёркиваться.
Таксировочный этап. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цены, таксировки (кол-во*цена) и подсчёте итогов, за подписями лиц производивших проверку. Опись подписывают все члены комиссии и материально ответственное лицо. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку об отсутствии претензий к членам комиссии.
Инвентаризация расчётов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учёта.
Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.
Краткое описание: Мероприятия по подготовке и проведению инвентаризации
1. Составляется план обязательной инвентаризации на год.
2. Не менее чем за 10 дней до наступления срока инвентаризации готовится приказ о проведении инвентаризации, которым назначается комиссия из представителей администрации и материально ответственных лиц.
Внимание! Состав комиссии из года в год должен частично меняться
3. С даты проведения инвентаризации прекращаются все хозяйственные операции (особенно на складе).
4. Бухгалтер распечатывает сличительные ведомости (не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета») по объектам и подразделениям, подлежащим инвентаризации (не менее 2 экземпляров)
5. Подготовленные сличительные ведомости раздаются по всем материально ответственным лицам для заполнения строки «фактически имеется в наличии» с указанием сроков заполнения.
6. Бухгалтер вносит полученные сведения в инвентаризационную опись, где проводится сличение фактического положения дел со сведениями, полученными по бухгалтерским документам.
7. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, в результате стихийных бедствий, порчу при хранении, а также по халатности виновных лиц.
Составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов.
8. Проводится заседание инвентаризационной комиссии, на котором обсуждаются результаты проведения инвентаризации и утверждается заключительный акт об инвентаризации.
9. На основании утвержденного и подписанного членами комиссии акта делаются бухгалтерские проводки по списанию выявленных недостач на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если принято решение о взыскании с виновных лиц, то делается соответствующая запись в личной карточке работника при удержании из зарплаты по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда" или открывается счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» при погашении частями.
10. Результаты каждой инвентаризации подшиваются в папку «Инвентаризация» и хранятся не менее 5 лет.
2.3. Документальное оформление результатов инвентаризации
Сравнительно-аналитический этап. Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие ценностей с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записываются в сличительную ведомость. В ней указывается фактическое наличие средств по данным организации, учетные данные о наличии средств и результаты сравнения (излишек, недостаток).
Заключительный этап . Результаты инвентаризации отражаются в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности. Согласно Положению по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ выявленные в ходе инвентаризации расхождения отражаются в следующем порядке: излишек приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, недостача относится на материально-ответственное лицо.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности её проведения с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц, обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
(в ред. Постановления Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26)
Номер формы | Наименование формы | Формат |
ИНВ-1 | Инвентаризационная опись основных средств | 2А4 |
ИНВ-1а | Инвентаризационная опись нематериальных активов | 2А4 |
ИНВ-2 | Инвентаризационный ярлык | Б5 |
ИНВ-3 | Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей | 2А4 |
ИНВ-4 | Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей отгруженных | А4 |
ИНВ-5 | Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | 2А4 |
ИНВ-6 | Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей, находящихся в пути | 2А4 |
ИНВ-8 | Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них | 2А4 |
ИНВ-8а | Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях | 2А4 |
ИНВ-9 | Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них | 2А4 |
ИНВ-10 | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств | А4 |
ИНВ-11 | Акт инвентаризации расходов будущих периодов | А4 |
ИНВ-15 | Акт инвентаризации наличных денежных средств | А5 |
ИНВ-16 | Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности | 2А4 |
ИНВ-17 | Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | А4 |
Прило- жение к форме ИНВ-17 | Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | А4 |
ИНВ-18 | Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств | А4 |
ИНВ-19 | Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно - материальных ценностей | 2А4 |
ИНВ-22 | Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации | А4 |
ИНВ-23 | Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации | 2А4 |
ИНВ-24 | Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей | 2А4 |
ИНВ-25 | Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций | 2А4 |
ИНВ-26 | Отменена с 1 января 2001 года. - Постановление Госкомстата |
Бланки форм документов можно скачать в формате электронных таблиц Excel в справочно-правовой системе КонсультантПлюс. Отдельные формы представлены в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 317.