Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей потребителем  является:

 

- только гражданин (юридическое лицо, приобретающее имущество для своих нужд, не является лицом, права которого защищаются данным законодательством);

- гражданин, который приобретает товар, работы, услуги для личного, домашнего, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых, домашних, семейных) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

На другом полюсе отношений находится продавец (исполнитель) либо изготовитель товара, но не всякий, а только

- тот продавец (исполнитель),  для которого продажа товаров в розницу, оказание услуг потребителям является предметом его предпринимательской деятельности;

- тот изготовитель, который производит товары, предназначенные для реализации потребителям.

Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом (исполнителем) выступает организация либо индивидуальный предприниматель.

Основные права потребителей:

1. Право на безопасность.

Это требование должно выполняться в течение всего срока службы товара, установленного, а если такой срок не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

2. Право на информацию:

- Об изготовителе и продавце;

- О самих товарах;

- О месте изготовления продуктов питания;

- О режиме работы продавца.

Такая информация должна быть на русском языке.

Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре, а также изготовителе повлекло:

- Приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;

- Невозможность использования приобретённого товара по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

3. Право на качественный товар.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца либо изготовителя товара:

- Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- Соразмерного уменьшения покупной цены;

- Замены на товар аналогичной марки;

- Замены на товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

- Расторжения договора купли-продажи.

4. Право потребовать от организации розничной торговли заключения договора купли-продажи. Условия договора должны быть одинаковы для всех потребителей.

5. Право на обмен товара (в течение 14 дней со дня покупки).

 

Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей:

1. Уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента от цены товара. Данная неустойка является штрафной, т.к. убытки, причиненные потребителю нарушением его прав, подлежат возмещению сверх неустойки.

2. Лицо, нарушившее права потребителя, несет ответственность независимо от вины.

3. Суд вправе вынести решение о взыскании с нарушителя в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

4. Потребителю предоставляется право предъявлять иски, связанные с нарушением их прав по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.

5. Потребителю компенсируется моральный ущерб, правда его необходимо доказать в суде.

Защита прав потребителя и продавца при продаже товаров

1. Наука покупать.

2. Как расшифровать штрих – код.

3. Как узнать, что вы едите.

4. Как защитить себя.

5. Как не дать себя обмануть.

6. Куда пожаловаться?

 

ПАМЯТКА:

Отправляясь в магазин, помните:

1. Вы имеете право задавать продавцу любые вопросы о заинтересовавшем вас товаре. Если продавец не владеет нужной информацией, лучше срезу развернуться и уйти из этого магазина.

2. Продавец обязан выдать вам товарный чек или другой документ, удостоверяющий факт покупки. Не выбрасывайте чек и не оставляйте его в магазине! Чек это ваша возможность защитить свой права.

3. Продавец не имеет права без вашего согласия предоставлять дополнительные платные услуги.

4. Помните, что на каждый товар устанавливается гарантийный срок. Если в сопроводительных документах гарантийный срок не указан, то согласно закону гарантия устанавливается на 6 месяцев.

5. Если до конца гарантийного срока в приобретенном товаре обнаружились недостатки, вы можете требовать:

- Бесплатного устранения недостатков;

- Уменьшения покупной цены;

- Замены на товар аналогичной марки

- Расторжения договора купли-продажи.

6. В случае, когда приобретённый вами товар потребовал ремонта, замены или уценки,                                                                                    продавец (или изготовитель) обязан осуществить транспортировку крупных и тяжёлых товаров своими силами и за свой счёт.

Разделы штрих – кода:

1. Код страны.

2. Код изготовителя.

3. Наименование товара.

4. Потребительские свойства.

5. Размер, масса.

6. Ингредиенты.

7. Цвет.

8. Контрольная цифра.

* - знак товара, изготовленного по лицензии.

 

Например: 4 0 0 0 5 0 8 0 8 2 5 0 4

                 

         1       2  3 4 5 6 7 8 *

 

 

Коды некоторых стран:

00-09 США, Канада                                     64 Финляндия

30-37 Франция                                              690 Китай

40-44 Германия                                             70 Норвегия

460-461 Россия, СЕН                                    72 Израиль

471 Тайвань                                                   73 Швеция

49 Япония                                       789 Бразилия

50 Англия                                       80-83 Италия

52 Греция                                       84 Испания

54 Бельгия                                     86 Югославия

56 Португалия                               869 Турция

57 Дания                                        90-91 Австрия

590 Польша

599 Финляндия

 

Подлинность штриха можно проверить самостоятельно (студенты по образцу выполняют данное задание):

1. Сложить все цифры, стоящие на чётных местах.

2. Полученную сумму умножить на 3. Результат назовём Х.

3. Сложить все цифры, стоящие на нечётных местах (без контрольной цифры).

4. Прибавьте к этой сумме число Х.

5. От полученной суммы, назовём её YX – оставим только Z .

6. Выполним простое арифметическое действие: 10-Z.

7. Если результат соответствует контрольной цифре в штрихе – коде значит, перед вами не подделка.

Пример. Проверим штрих – код кофе «Якобс»: 4000508082504 (контрольная цифра 4):

0+0+0+0+2+0=2

2х3=6

4+0+5+8+8+5=30

30+6=36

От 30 оставляем 6.

10-6=4

Результат соответствует контрольной цифре.

 

Во многих продуктах содержатся пищевые добавки. Они обозначаются буквой Е с индексом трёхзначным числом.

Что обозначают индексы пищевых добавок:

Е100-Е182 – красители.

Е200 и далее – консерванты.

Е300 и далее – антиокислители (предохраняют продукты от порчи).

Е400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию).

Е500 и далее – эмульгаторы (поддерживают определённую структуру).

Е600 и далее – усилители вкуса и аромата.

Е700-800 – запасные индексы.

Е900 и далее – антифламинги, противопенные вещества (понижают пенообразование например, при разливе соков).

Е1000 и далее – газирующие авенты, подсластители, крахмалы.

Пищевые добавки, запрещенные на территории России:

Е121 – краситель цитрусовый красный.

Е123 – краситель Амарант.

Е240 – краситель Формальдегид

Е924а – улучшитель муки и хлеба.

Е924б – улучшитель муки и хлеба.

Как защитить свои права.

Если в течение гарантийного срока вам отказывают в бесплатном ремонте, замене или уценке товаров, подавайте в обидевшее вас предприятие письменную претензию.

Претензию надо составлять правильно.

1. Составляйте претензию в двух экземплярах: копия потребуется, если затем вам придётся обращаться в суд или прокуратуру.

2. Сформулируйте свои требования полно и точно.

3. Претензию надо подавать руководителю предприятия (или администратору) под подпись. Если у вас отказываются принять претензию, отправляйте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если реакции не последовало, обращайтесь в суд.

Исковое заявление можно подавать по месту нахождения ответчика, по месту вашего проживания или по месту причинённого вреда.

Правила составления и форма искового заявления вывешены в зданиях судов.

Помните: иск о защите прав потребителя освобождён от уплаты государственной пошлины.

К исковому заявлению приложите: копии искового заявления по числу ответчиков; копии всех документов, на которые сделана ссылка в исковом заявлении.

Исковое заявление с приложениями необходимо послать в суд заказным письмом с уведомлении о вручении.

Если в течение 7 дней суд не вынес мотивированное определение об отказе в возбуждении дела значит, дело находится в производстве и должно быть в течение 20-30 дней рассмотрено судом.

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ.

 

Скидки.

Довольно часто покупателей вводят в заблуждение рекламными объявлениями. Указываются заниженная цена, завышенные скидки. Вы приходите в магазин, а там совсем другие цены. На ваш недоумённый вопрос продавец пожимает плечами: мол, были скидки, да все закончились, т.к. их срок действия истёк.

Ответ.

Это серьёзное нарушение закона «О защите прав потребителя». Пока висит рекламное объявление, пока «крутится» ролик на телевидении или радио, продавец обязан буквально соблюдать все оговоренные рекламные условия.

 

Обувь.

Вы купили ботинки, а они вам «жмут». Можете ли вы обменять их в подобном случае?

Ответ.

Обувь входит в число тех товаров, которые согласно закону «О защите прав потребителя», могут быть заменены даже в том случае, если у покупателей нет претензий к её качеству. «Жмут» - вполне достаточная причина для обмена. Замены можно потребовать не позднее 14 дней после дня покупки, и в случае, если вы не успели прогуляться в новых туфлях по улице.

Если на обувь установлен гарантийный срок в 1-2 месяца, значит вам предлагают обувь низкого качества, или у продавца нет прямой связи с производителем.

Помните: гарантийный срок ношения сезонной обуви начинается не с момента покупки, а с начала сезона.

 

Недвижимость.

Вы решили купить жильё в новом доме, для чего хотите заключить договор с фирмой - строительницей. Но фирма предлагает вам только инвестирование на условиях совместного финансирования. Ваши действия?

Ответ.

Если вы решили покупать жильё в новом доме, лучше не заключать с фирмой, в которую вы обратились, договор о совместном финансировании. Такой шаг ведет к тому, что вы, подписав подобный договор, юридически оказываетесь в положении партнера, инвестора. Т.е. предпринимателя. Отсюда следует, что вы как партнер рискуете своими деньгами в той же мере, в какой рискует любой предприниматель.

Лучше остаться покупателем, т.е. потребителем. При этом вы сохраните все права, данные вам законом «О защите прав потребителя» и Гражданским кодексом РФ. В том числе использовать такую законную норму, как гарантийный срок. Гарантийный срок на ваше новое жилище должен быть оговорен в договоре купли-продажи. Если же в вашем договоре нет такого пункта, обратитесь к законодательству. Гражданский кодекс РФ (ст.447, п.п.1,2) и закон «О защите прав потребителя» (ст.12) устанавливают гарантийный срок при покупке недвижимость 2 года со дня передачи недвижимости владельцу.

 

Банковские вклады.

Вы решили стать вкладчикам банка, но боитесь за свои сбережения. Какими правами обладает вкладчик банка?

Ответ.

Под действие закона «О защите прав потребителя» также попадают отношения гражданина и банка. Одновременно эти отношения регламентируются главой 44 («Банковский вклад») Гражданского кодекса РФ, а также специальным законодательством. При этом вкладчик, как потребитель банковских услуг, при заключении договора банковского вклада приобретает те же права, как и при заключении договора на любую другую услугу, а именно: право на предоставление полной информации об услуге; право на возмещение морального вреда в случае, если условия договора не соблюдены; право на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

 

КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ?

Дата: 2019-02-25, просмотров: 501.