3 июля в Москве состоялась встреча президентов Б. Ельцина и М. Снегура, на которой была достигнута договоренность о принятии мер по прекращению боевых действий в Приднестровском регионе. Однако руководители Молдовы, подписывая это соглашение, не торопились отдавать такой приказ. Об этом свидетельствует очередная наглая провокация, совершенная 6 июля в Дубоссарах, когда артиллерийскому обстрелу подверглись не позиции гвардейцев, а сугубо мирные строения – горисполком, гостиница, жилые дома. Прямое попадание крупнокалиберного снаряда в здание горисполкома, где в это время находились руководители предприятий, учреждений, депутаты, унесло жизни десяти человек.
Итоги войны 1992 г. оказались трагическими. Только в Приднестровье официально зарегистрированы более 500 погибших – жителей левобережья и иностранных граждан, оказывавших помощь в отражении молдавской агрессии, а также 899 раненых, из которых 185 стали инвалидами. Официальные данные человеческих потерь со стороны Молдовы остались неопубликованными. Однако по неумолимым законам войны наступающая сторона теряет в 3–5 раз больше личного состава, чем обороняющаяся. Данные разведки говорят о том, что потери Молдовы составили около 3500 человек убитыми, примерно 9 тыс. ранеными; почти 200 человек пропали без вести.
21 июля 1992 г. в Москве президенты Б. Ельцин и М. Снегур подписали двустороннее Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. (Несмотря на присутствие И. Смирнова, он был лишен права подписывать этот документ). 1 августа войска стали отходить с линии фронта в пункты постоянной дислокации. Формально война была закончена. Начался ввод Миротворческих сил по линии разделения войск.
Миротворческая операция по разделению конфликтующих сторон в Приднестровье осуществлялась на основе вышеупомянутого межгосударственного Соглашения от 21 июля 1992 г. Существенно важно, что при подписании этого документа участвовал и И.Н. Смирнов, несмотря на его «непризнанный» президентский статус.
Для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и военной техники из Бендер был создан особый политический орган – Объединенная контрольная комиссия (ОКК), в которую вошли представители от трех сторон, участвующих в урегулировании конфликта. В подчинение комиссии передавались воинские контингенты, представляющие эти стороны. В своей работе ОКК использовала группы военного наблюдения.
В соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова контингент Миротворческих сил составили представители от российской, молдавской и приднестровской сторон. Структура миротворческих сил была абсолютно нетипичной для международной операции такого рода – обычно вооруженные формирования самих конфликтующих сторон не включаются в Миротворческие силы. Первоначально в их состав вошли от России пять батальонов (2 тыс. человек), от Молдовы – три батальона (1200 человек), от Приднестровья – два батальона (800 человек). Для обеспечения работы ОКК и визуального контроля за Зоной безопасности в состав российского военного контингента была введена вертолетная эскадрилья, насчитывавшая десять вертолетов. Однако с 1994 г. Россия в одностороннем порядке начала ограничивать свое участие в миротворческой операции.
Тема: ПМР в 1992 – 1995 гг.
1. Формирование экономической системы после окончания войны.
2. Политическая система ПМР. Референдумы в ПМР. Принятие конституции 1995 г.
3. Культурное развитие в ПМР.
Создание банковской системы и финансовых структур. Для нормального функционирования экономики на начальном этапе становления республики необходимо было создать финансовые учреждения и, прежде всего, свой банк, который мог бы самостоятельно осуществлять операции с банками за пределами Приднестровья. В декабре 1992 г. постановлением Верховного Совета был образован Приднестровский республиканский банк (ПРБ), получивший юридический статус центрального банка, а также правовая база для организации и регулирования банковской деятельности в ПМР.
С 1991 г. начали формироваться соответствующие банковские, финансовые и налоговые структуры, что позволило приступить к планированию бюджета республики. За короткий срок был разработан проект первого государственного бюджета ПМР на девять месяцев 1991 г. и утвержден сессией Верховного Совета. Первым учреждением финансовой структуры стало Управление экономики и финансов. Однако полноценное функционирование финансовой системы предполагало собственную денежную единицу. Ее создание осуществлялось в несколько этапов.
В июле 1993 г. Верховный Совет ПМР постановил считать средствами платежа советские банковские билеты с наклеенной на них специальной маркой с изображением А. Суворова. Спустя год, в августе 1994 г., в качестве единого платежного средства в республике была введена собственная денежная единица – приднестровский рубль.
Благодаря деятельности органов государственной власти в ПМР произошло становление современной финансовой системы, которая включала весь спектр финансовых отношений и элементов, характерных для аналогичных систем стран с рыночной экономикой. Создание собственной финансовой системы позволило обеспечить реальный экономический суверенитет ПМР.
Основой экономики Приднестровской республики является промышленность. В 90-е годы на ее отрасли приходилась половина внутреннего валового продукта. В экспорте республики абсолютно преобладали промышленные товары. Создавая основную часть прибыли, промышленные предприятия играли существенную роль в формировании доходной части республиканского и местных бюджетов, что определило особенности развития социальной сферы и уровень доходов значительной части населения.
Анализ развития промышленного производства в последнее десятилетие ХХ в. свидетельствует о наличии определенных негативных тенденций, которые проявлялись в снижении общих объемов производства, сокращении численности работающих, в потере части внутреннего и внешнего рынков.
Существенные изменения произошли и в межотраслевых пропорциях промышленного производства. Резко снизилась доля традиционных для республики отраслей – пищевой, легкой и машиностроительной промышленности, что явилось следствием, главным образом, падения спроса на конечную продукцию перечисленных отраслей на традиционных рынках сбыта, а также целого ряда других факторов.
Тем не менее на фоне негативных тенденций 90-х годов значительно возросла доля черной металлургии, представленной Молдавским металлургическим заводом (ММЗ), сумевшим не только сохранить, но и существенно повысить свой производственно-экспортный потенциал.
В последнее десятилетие XX в. возросло количество отраслей промышленности, представленных крупными предприятиями-монополистами. Так, абсолютным монополистом в Приднестровье в производстве стали и проката являлся в эти годы ММЗ, кабельных изделий – завод «Молдавкабель», литейных машин – завод им. С.М. Кирова, хлопчато-бумажных тканей – «Тиротекс», стеклотары – Тираспольский стеклотарный завод, цемента и шифера – Рыбницкий цементно-шиферный завод, в производстве крепких алкогольных напитков – «КВИНТ» и др.
В первые десять лет существования ПМР промышленность региона характеризовалась особой структурой производства товаров народного потребления. В отличие от большинства высокоразвитых стран, где преобладает продукция химической, фармацевтической, парфюмерно-косметической промышленности и машиностроения, в Приднестровье основным видом производства являлись продукты питания и товары легкой промышленности. Такая специфика свидетельствует о том, что в структуре потребления населения низка доля товаров длительного пользования.
В 90-е годы, как, впрочем, и в предыдущие периоды, основным землепользователем в республике оставалось сельское хозяйство. Сельхозугодья составляли три четверти общей площади ПМР. На душу населения приходилось менее половины гектара сельхозугодий, а пашни – и того меньше, что соответствовало аналогичному показателю небольших плотно заселенных европейских государств. В структуре сельхозугодий абсолютно преобладали пахотные земли и многолетние насаждения, что свидетельствовало о ведущей роли растениеводства в аграрном секторе Приднестровья. Значительных размеров достигли посевные площади зерновых, а также культур, производство которых имело межрегиональное значение, – овощей, сахарной свеклы, табака, подсолнечника. Наиболее высокую долю в структуре посевных площадей занимали кормовые, бахча и картофель, из многолетних насаждений – виноград и фрукты, производство которых ориентировано на внутренний рынок.
Такое состояние сельского хозяйства определялось как кризисное. Из 200 тыс. граждан, проживавших в сельской местности, работой были обеспечены только чуть более десятой части. Техника машинно-тракторных парков практически полностью износилась и устарела. Серьезные проблемы возникли с закупкой и поставкой удобрений и горюче-смазочных материалов. Выход из сложившейся ситуации виделся только в одном – коренном реформировании сельского хозяйства в целом, которое стало бы важной составляющей социально-экономических преобразований.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 418.