Назначение основных помещений операционного блока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Операционная. Предназначена для выполнения операций. В операционной операционная бригада одевается в стерильную одежду. В операционной также выделяют зоны. В наиболее удаленной от входа части помещения располагается рабочая зона операционной медицинской сестры. Здесь располагается “большой” операционный стол для стерильного инструментария и перевязочного материала, столики для растворов и шовного материала, подставки для биксов со стерильным бельем и материалом. В эту зону во время операции сотрудники не одетые в стерильную одежду не допускаются. В рабочей зоне сестры операционная бригада перед операцией надевает стерильные халаты, перчатки, операционная сестра комплектует “малый” инструментальный столик.

В центральной зоне находится операционный стол, который устанавливается так, чтобы был обеспечен доступ к больному со всех сторон. В зоне прилежащей к выходу размещается анестезиологическая аппаратура. На стену, где располагается дверь, осуществляется централизованная подводка медицинских газов (кислорода, закиси азота).

Стерилизационная. В стерилизационной располагаются сухожаровые шкафы для стерилизации инструментария. Стерилизационная сообщается с операционной через передаточное окно.

Предоперационная. Предназначена для подготовки операционной бригады к операции. Здесь осуществляется мытье рук, одевание фартуков, защитных очков. В предоперационной снимаются после операции стерильная одежда, перчатки, маски.

Наркозная. Она предназначена для подготовки анестезиологов к работе в операционной, введения больного в наркоз. В операционных блоках старой планировки наркозные не предусмотрены, поэтому введение больного в наркоз осуществляется непосредственно в операционном зале.

Протокольная. В протокольной врачи записывают протоколы оперативных вмешательств, заполняют необходимую медицинскую документацию.

Санпропускник персонала. Здесь операционная бригада проходит санитарную обработку. В санпропускнике выделяют «грязную» и «чистую» зоны. В “грязной” зоне персонал раздевается и оставляет одежду в индивидуальных шкафчиках. В “чистую” зону персонал может попасть только через душевую кабину. Приняв душ, персонал надевает чистое белье, специальные костюмы и обувь. В операционных старой планировки санпропускники отсутствуют. Разделительную функцию выполняет тамбур.

 

Отделка помещений операционного блока

 

Стены и полы операционного блока должны быть без щелей, гладкими, иметь водостойкое покрытие, быть непроницаемыми для пыли, насекомых и грызунов. В операционных места соединения стен, пола и потолка должны быть закругленными и покрываться материалами, позволяющими производить многократное мытье и дезинфекцию. Наиболее часто для этого используется кафельная плитка, но лучшим материалом считается мрамор. Наилучшим цветом являются зелено-голубой, серо-зеленый, так как меньше утомляет зрение. Поверхность их должна быть матовой. Обязательным требованием ко всем отделочным материалам, с целью предупреждения возможных взрывов газовых смесей, является их антистатичность.

Оборудование

 

 В операционной не должно быть ненужной мебели и техники. Чем меньше оборудования и мебели, тем легче обеспечить ее чистоту. Мебель должна быть легкой, простой по конструкции, переносной, с хорошо моющейся поверхностью.

 

Режим работы операционной

 

Основополагающим принципом организации работы в операционной является строжайшее соблюдение правил асептики. Соблюдение режима начинается с планирования операционного дня. В соответствии со степенью инфицированности операции определяют операционные, где будет выполняться оперативное вмешательство и его очередность. Операции выполняют, соблюдая очерёдность от менее инфицированной к более инфицированной.

Режим работы операционного блока предусматривает ограничение посещений его. Во внерабочее время в операционной никто не должен находиться. В операционную допускаются работники операционной, операционные бригады, анестезиологические бригады. Входить в операционную без необходимости запрещается. Персонал перед операцией проходит санпропускник, переодевается в специальное белье, отличающиеся по цвету от одежды сотрудников других отделений, надевает бахилы или специальную обувь, шапочки, маски. В настоящее время вместо масок появились специальные пластиковые колпаки на лицо, из-под которых выдыхаемый воздух отсасывается специальной системой. Больные также готовятся к операции, производится мытье, смена белья, сбривание волос в области операционного поля, на голову одевается колпак. Доступ посторонних лиц (студенты, наблюдатели) максимально сокращается. Для наблюдения за операцией в современных операционных применяется телевидение. Во время операции передвижение персонала по операционному залу должно быть ограничено. Необходимо ограничить разговоры. Человек за 1 час в покое при дыхании выделяет 10-100 тысяч микробных тел, а при разговоре - до 1 миллиона.

В операционной необходимо поддерживать определенный микроклимат (температуру, влажность, чистоту воздух). Нарушения температурного режима и воздухообмена может неблагоприятно сказаться на состоянии больного и привести к развитию осложнений. Оптимальной температурой в операционной считается 22-25˚С при влажности 50%. Более высокая температура вызывает усиление потоотделения у хирургов и больного, снижение температуры может привести к охлаждению пациента.

Важным элементом поддержания соответствующего микроклимата и профилактики воздушной инфекции является правильная вентиляция операционной. Согласно требованиям вентиляция должна обеспечивать обмен воздуха до 3-4 раз в час. Для обеспечения достаточной вентиляции операционные оснащаются кондиционерами. В операционных оборудуется приточная вентиляция, а не вытяжная. При ее функционировании воздух подает с улицы и нагнетается через фильтры в помещение. Вместе с оседаемой на фильтры пылью удаляются фиксированные на ней микроорганизмы. Воздух уходит из операционной через двери, окна. Применение приточной вентиляции позволяет избежать проникновения загрязненного воздуха из рядом расположенных помещений.

Однако только вентиляцией обеспечить санацию воздуха в операционной невозможно. Поэтому для дезинфекции воздуха применяют бактерицидные ультрафиолетовые лампы. Операционные могут оборудоваться потолочными, настенными, напольными лампами. Бактерицидная лампа создает «стерильную зону» вокруг себя диаметром 2-3 м. Их размещают по ходу движения конвекционных потоков воздуха. Обязательно устанавливается лампа над входом, для того, чтобы поступающий в операционную воздух подвергался бактерицидному облучению. Не допускается размещение ламп ближе 2 м от операционного стола. Дезинфекция воздуха с помощью бактерицидных ламп осуществляется в перерывах между работой, ночью или в специально отведенное время. Обязательно лампы должны гореть во время проведения уборки и не менее часа после ее окончания, так как при её проведении в воздух поднимается вместе с пылью большое количество микроорганизмов. Работа бактерицидных ламп допускается в присутствии людей, только при использовании алюминиевых отражательных экранов. Бактерицидная лампа в течение 2 часов стерилизует 30 м3 воздуха, одновременно уничтожаются микроорганизмы на открытых поверхностях. Облучение воздуха в течение часа позволяет снизить количество микрофлоры в воздухе на 75-90%.

При работе в операционной вокруг нагретых тел (аппаратура, светильники и. т. д.) возникают турбулентные потоки воздуха, которые могут способствовать попаданию микроорганизмов в зону операционной раны. Поэтому для производства ряда операций (пересадка органов, имплантации протезов и. т. д.) создаются сверхчистые операционные с ламинарным потоком стерильного кондиционированного воздуха. В них воздух, прошедший через бактериальный фильтр, подается в операционную под давлением 0,2 - 0,3 атм. через потолок и уходит через отверстия в полу. Таким образом, создается прямолинейное (ламинарное) движение стерильного воздуха. Постоянный вертикальный поток уносит из операционной микроорганизмы, попавшие в воздух от больного или от медперсонала. Обмен воздуха в таких операционных достигает 500 раз в 1 ч.

 

Содержание операционных и уход за ними

 

В операционной необходимо постоянно поддерживать чистоту и порядок.

Для этого предусмотрено выполнение нескольких видов уборки: предварительная, текущая, послеоперационная, заключительная и генеральная.

Предварительная. Утром перед началом операций протирают влажной тряпкой горизонтальные поверхности (пол, столы, подоконники), чтобы удалить пыль, осевшую за ночь из воздуха.

Текущая уборка. Производится во время операций. В ходе операции убирают упавшие салфетки, шарики, инструменты, выносят из операционной удаленные органы, устраняются загрязнения.

Послеоперационная. Между операциями выносят из операционной отработанные материалы, протирают операционный стол раствором антисептика, меняют бельё.

Заключительная. Осуществляется после окончания рабочего дня. Производят влажную уборку с использованием дезинфицирующих растворов потолка, стен, подоконников, всех предметов и аппаратуры, пола. После её окончания включаются бактерицидные лампы.

Генеральная. Производится по плану один раз в неделю, в этот день операции не выполняются. При выполнении генеральной уборки потолок, окна, стены и пол моют горячей водой с мылом и антисептическими веществами. Из операционной вывозится все передвижное оборудование, его обработка производится в другом помещении. Генеральная уборка внепланово производится при сильном загрязнении операционной, например, после операции у больных с анаэробной инфекцией — газовой гангреной.

Контроль за состоянием операционной возлагается на старшую операционную сестру. Она осуществляет повседневное наблюдение за состоянием и работой операционного блока, за своевременной его уборкой и правильным содержанием, организовывает проведение бактериологических исследований в операционной. Контроль за режимом стерильности осуществляется проведением бактериологических исследований воздуха операционной, смывов со стен, потолка, аппаратов и приборов. Такие исследования выполняются 1 раз в месяц.

Аналогичных принципов придерживаются при организации работы перевязочных. Все правила принятые для операционного блока распространяются и на перевязочные.

 



ЛЕКЦИЯ 5

Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.