13 век стал роковым для наших народов. Распад Киевской Руси, захват большинства русских княжеств татаро-монголами на 5 столетий разделили народы, проживающие на территории европейской части России и Беларуси. Западнорусские земли в конце 13 века вошли в состав Великого княжества Литовского, а в 16 веке Литовское княжество, объединившись с Польским королевством, образовало единое государство - Речь Посполитую. Традиции оказания медицинской помощи были преемственно сохранены на территории Беларуси и после ее включения в состав Великого княжества Литовского. При переходе в Литву процесс “шпитального дела был на древнерусской основе”. В тоже время следует отметить, что западнорусские земли, избежав татарского нашествия, получили возможность более быстрого развития и экономики, и культуры, и медицины. Поэтому в первые столетия своего существования и Княжество Литовское и в дальнейшем Речь Посполитая были более высокоразвитыми государствами, чем Московская Русь. Соответственно такое положение отразилось на развитии медицины и хирургии в частности.
Тесная связь Литовского княжества с европейскими странами обусловила формирование медицины по их подобию. Характерно для этого периода сильное влияние церкви, которая сдерживала развитие хирургии. В тоже время католическая церковь на западнорусских землях не имела такого как в Европе сильного влияния. Все эти обстоятельства обусловили некоторые самобытные черты хирургии белорусских земель.
В средневековой Беларуси медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. В этот период на территории Беларуси также как и в европейских странах, хирургическую помощь населению оказывали цирюльники, “бальвежи” (бальверы), брадобреи, “портачи” и “приходни” (недоучившиеся цирюльники).
Слово “цирюльник”, по мнению некоторых исследователей, происходит от искаженного греческого “хейрургас” или “рукодельник”. В это время практически не было разницы между брадобреями и хирургами, все они занимались лечением и назывались цирюльниками.
Цирюльники выполнял широкий круг ручной работы: от бритья бороды и срезания мозолей до ампутации конечностей, вправления вывихов и грыжесечений. Они оказывали помощь на дому у больных, у себя дома, а иной раз на улице или на рынке.
В ХIV- ХVIII в Бресте работало 28-32 цирюльников Слониме и Слуцке – 5-7. В ряде городов (Вильно – 1552г., Брест – 1629, Минск – 1635г, Полоцк – 1642г., Гродно – 1649г) они объединялись в цеха также как и другие ремесленники, они получали подтвердительные грамоты о открытии своих цехов. Уставы цирюльников белорусских городов составлялись по аналогии с уставами ранее возникавших цехов цирюльников Кракова, Гданьска, Варшавы и утверждались королем. В привелеи, выданной Владиславом 14 августа 1642 г “Полотским цирюльникам на право составления ими цеха”, говорилось, что “на таковую просьбу цирюльников города Полотска милостиво снизошли и жалуем им и утверждаем цеховое право и артикулы такие же, какие имеют цирюльники столичного города нашего Вильни”.
Первый цех цирюльников на западнорусских землях возник в Вильно (1552). В нем предусматривалось, что вступающий в цех должен «уметь наточить бритву, ножницы и пущадло - согласно обычаям нашего ремесла, должен также приготовить серую мазь и бурую, и русскую мазь, и черную и зеленую мазь, и порошок приготовить для сломанной кости».
В уставе строго регламентировались этические нормы поведения членов цеха: “Мастера не должны один другому в его лечении пакостить… А если бы к которому из мастеров привезли раненого человека, а сам один не сможет ему помочь, тогда должен иным мастерам то объявить и к себе на помощь взять. А если бы так того не учинил, а тот раненый помрет и придет на него беда, тогда в срамоте останется”.
Цеха цирюльников не отличались от цехов других ремесленников: они состояли из мастеров (братьев), подмастерьев (товарищей) и учеников (хлопцев). Власть в цехе принадлежала мастерам. Мастера выбирали старшину и ключника, которые ведали административными делами цеха, хранили королевские привилеи и кассу.
Цеха были школами цирюльников. Для приобретения цирюльнического искусства не требовалось общеобразовательной подготовки. Будущий цирюльник должен был представить документы, свидетельствующие о законном рождении и происхождении от почтенных родителей. Преимущество при приеме в цех предоставлялось наследникам членов цеха.
Процесс учебы продолжался годами: обучающиеся проходили несколько ступеней: ученика (хлопца), полутоварища, подмастерья (товарища), мастера (цирюльника). У мастера могли одновременно учиться два хлопца и один подмастерье (товарищ). После трех-пятилетнего обучения хлопец переводился в разряд товарищей. На определенном этапе будущие цирюльники проходили практическую стажировку в путешествии (“вендровке”). Товарищ, в свою очередь, после нескольких лет обучения, включая “вендровку” по другим городам, подвергался специальному экзамену, на котором он должен был продемонстрировать свои знания и “показать пробные штуки”. После сдачи экзамена подмастерье получал звание мастера. Чтобы стать мастером, ученик должен был знать “любую часть человеческого тела от макушки до стопы”, уметь распознавать часто встречающиеся болезни, владеть различными манипуляциями, уметь лечить раны, вывихи, делать кровопускания, правильно пользоваться инструментами, накладывать пластыри, готовить и применять мази, кровоостанавливающие и противоожоговые средства. Такое обучение цирюльников было принято в большинстве стран Европы. Лица, получившие подготовку вне цеха или не выдержавшие внутрицеховых порядков и ушедшие из него, назывались “портачами”. Они, как и странствующие цирюльники “приходки”, преследовались цирюльниками и изгонялись.
Кроме обучения, цеха обязаны были охранять права лиц медицинской профессии.
Кроме обычных лечебных манипуляций, цирюльники часто выполняли смелые и оправданные операции. Вот как одно из таких вмешательств в своем дневнике описывает оперированный шляхтич Игнатий Лаптинский из-под Мстиславля.
«Два цирюльника обнаружили у него на третий день после ранения признаки газовой гангрены нижней конечности. Дав пострадавшему выпить стакан водки. Они приступили к операции. Один из цирюльников сделал разрез “от раны до раны”, протянув сапожную иглу через края и сложив вдвое нитку и приподняв так, что потянулась кожа, и по здоровому месту, на котором не было ни черноты, ни посинения, резанул бритвой. Когда цирюльник сделал несколько больших разрезов, каждый раз протягивая иглу, показалась белая кость. Рана же сделалась большая – на 1,5 четверти локтя длиной и более чем на 0,5 четверти шириной. Окончив операцию, цирюльник взял еще стакан водки и вылил мне ее на рану, это вызвало у меня такую боль, что ни сказать, ни крикнуть я не смог, но эта боль не длилась долго, и рана очистилась. Послеоперационный период протекал благополучно». Этот пример свидетельствует о высокой квалификации цирюльников и дает представление о методах обезболивания и дезинфекции ран в то время.
Кроме цирюльников-ремесленников на территории Белоруссии в 14 веке начинают работать врачи с высшим медицинским образованием (доктора медицины). В этот период подготовка врачей с высшим медицинским образованием проводилась в Праге и Кракове, где уже в конце 14 и начале 15 веков были созданы “бурсы” (колонии) для “литовцев” и “русских” для обучения врачебному делу выходцев из Великого княжества Литовского. Но следует отметить, что врачи с высшим образованием не занимались хирургией, так как в этих университетах подготовка велась, как и во всех европейских, где преподавание хирургии было запрещено.
Цеховая организация цирюльников сыграла большую роль в развитии хирургии белорусских земель, под её влиянием возникли более совершенные формы медицинского дела, начали создаваться лечебные шпитали. Они открывались и содержались магистратами, православными и католическими соборами, монастырями, братствами, феодалами, а также цеховыми объединениями цирюльников. Шпитали открылись в Витебске не позднее 50-х годов ХV века, в 16 веке в Полоцке. “Люди медицинского звания” были также при дворах великих князей и крупных магнатов (Радзивилов, Чарторийских, Сапег, Хрептовичей и др.).
Шпитали объединяли функции лечения и презрения с предпочтением функции лечения. Лечение осуществляли приглашенные медико-хирурги и цирюльники. Они выполняли операции, регулярно осматривали больных, записывали состояния больных и сделанные назначения, т. е. вели медицинские документы, явившиеся предшественниками современной истории болезни.
В 15-16 веках число врачей на белорусских землях, постоянно увеличивалось. Благодаря тесным связям с европейскими странами медицина белорусских земель в этот период значительно укреплялась, обогащалась, становилась на один уровень с европейской. По разным причинам многие белорусские лекари работали в Российском государстве. Интересен тот факт, что Дмитрий Долгорукий по повелению русского царя во время русско-польской войны 1654-1667 гг. отсылал белорусских лекарей для работы в Российский лекарской приказ. Это подтверждает, что квалификация белорусских врачей оценивалась высоко. Белорусские лекари привезли много книг в Московское государство, в дальнейшем по ним учились многие русские врачи. Следует отметить, что эта медицинская литература была издана не только в европейских странах, но и в Литовском Княжестве. Только за столетие в бывшем Великом княжестве Литовском, с 1525 по 1625 г. было напечатано примерно 698 книг, в том числе 5 медицинских.
Хирургия Московской Руси
Татаро-монгольское иго на несколько столетий затормозило развитие культуры, науки и медицины в восточно-русских землях. Еще в Х1У и ХУ веках на московской Руси не было научных центров изучения медицины, обучения хирургии не проводилось. Оказание хирургической помощи проводилось лекарями, основывающихся в своей деятельности на народную медицину. Среди них выделяли лечцев, кровопусков, костоправов, зубоволоков, камнесечцев, очных мастеров. Укрепление централизованного Московского государства в 16-17 веках благоприятно сказалась на развитии в этот период хирургии. В конце 16 века для организации медицинского дела был учрежден Аптекарский приказ, который являлся руководящим медицинским учреждением. В его обязанности входила подготовка врачей. В России обучению оказанию хирургической помощи стали уделять внимание раньше, чем в Европе. Первые костоправные школы были учреждены в Московии царем Алексеем Михайловичем в 1654 г. Хирургическая помощь в тот период оказывалась царскому окружению, боярам иностранными врачами, а для нужд армии и гражданского населения готовили приказных лекарей. Следует отметить, что в России в отличие от Западных стран не было унизительного разделения врачей на докторов и хирургов. Любой русский врач должен был владеть хирургическими манипуляциями, и при получении звания врача получал набор хирургических инструментов. Система подготовки приказных лекарей была следующей. Из грамотных детей стрельцов, ремесленников набирали обучающихся. Обучение проводили иностранцы или свои лекари с большим опытом. Учеба длилась 5-6 лет. После этого только присваивалось звание лекаря. Приказные лекари осуществляли перевязку ран, остановку кровотечений, лечение переломов и вывихов, производили ампутации, вскрывали гнойники, удаляли секвестры.
В 17 веке вновь начали создаваться стационары, в том числе хирургические. В начале они создавались при осаде городов вражескими войсками, а в 1682 году указом царя в Москве был открыт первый стационарный госпиталь. Ради справедливости следует отметить, что в этот период Российское государство находилось в некоторой самоизоляциии, поэтому многие научные медицинские открытия или не доходили или доходили из Европы со значительным опозданием. Значительный прогресс в развитии хирургии, как и в прочем многих других сторон жизни, связан с именем Петра I. Поэтому анатомический период для русской хирургии наступил во времена его правления.
АНАТОМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Общеизвестно, что Петр I был высокообразованным человеком своего времени, он неоднократно выезжал в Европу на учебу, посылал учиться перспективную молодежь, приглашал известных ученых. Не обошел он стороной и хирургию. Петр I познакомившись со многими европейскими медиками, посмотрев анатомические театры, госпитали, операционные многое перенес в Россию. Он пригласил из Голландии хирурга-анатома Николая Бидлоо, который стал лейб-медиком царя и соратником его в развитии медицинского дела в России. Н. Бидлоо внес огромный вклад в развитие русской хирургии - он почти 30 лет вел преподавание практической хирургии, привлекал в школу русских учеников.
Петр I и сам проявлял интерес к анатомии и хирургии. Он не только любил присутствовать на вскрытии трупов и операциях, но и пытался сам это делать. У него был собственный набор хирургических инструментов. Петр I сам перевязывал раны, рвал зубы. Известен исторический факт, когда он отважился на более серьезную операцию. Жене одного голландского купца, болевшей водянкой живота, Петр I вскрыл брюшную стенку и выпустил жидкость. Больная правда умерла. Но заслуга Петра это конечно не хирургическая деятельность, а его роль как царя в организации медицинской службы. В течение первой четверти 18 века было организовано 10 госпиталей и 500 лазаретов, создана система подготовки врачей.
В 1706 г. по указу Петра I в Москве за рекой Яузой был открыт госпиталь, в 1707 г. при нем была открыта лекарская школа. Ныне это старейшее лечебное учреждение является Центральным госпиталем Российской Армии имени Н. Н. Бурденко. Возглавил госпиталь Н. Бидлоо. Лекарская школа при госпитале выпускала врачей с широкой медицинской подготовкой. Много внимания уделялось хирургии. Выпускники умели выполнять операции, лечить раны, переломы вывихи язвы, свищи. В 1704 г. в Петербурге открыт первый в мире завод хирургических инструментов, существующий и поныне как завод “Красногвардеец”.
В 1716 и 1719 гг. по указу Петра I были открыты в Петербурге соответственно Военный и Адмиралтейский госпитали со школами по обучению хирургии. Позднее была открыта Кронштадская школа. В1733 г лекарские школы были преобразованы в медико-хирургические школы. В них значительно было расширено обучение хирургии. Учащиеся изучали анатомию и отрабатывали операции на трупах, а практическое обучение проходили в госпиталях. В ХVIII в. профессорам хирургии в инструкциях по преподаванию предписывалось: “…оператор должен приказать, чтобы во время операции все инструменты находились на своем месте и были в таком состоянии, как будто операция происходит на живом человеке”.
Уже в 1786 г. медико-хирургические школы преобразуются в училища, которые получили право готовить не только практических врачей, но и научные кадры, присуждать ученые степени. Знаменательным для отечественной хирургии стал 1798 г., когда на базе училищ открылись медико-хирургические академии в Петербурге и Москве. Создание медико-хирургических академий положило начало создания научных хирургических школ. Огромное значение в создание системы подготовки хирургических кадров сыграл и медицинский факультет Московского университета (1755), организованный в 1765 году. Набор студентов проводился один раз в 3 года. Каждый профессор имел свой курс, обучение длилось три года. После выпуска профессора набирали новый курс. Развитию хирургической науки способствовало открытие университетов и медицинских факультетов при них: Казани – в 1804г., Харькове – в 1805 г., Киеве – в 1834 г. В 1844 г. произошло объединение медицинского факультета Московского университета и Московской медико-хирургической академии
На начальных этапах создания медико-хирургических школ, академий, Московского университета хирургия преподавалась профессорами-иностранцами. Но постепенно выросли великие русские хирурги. Значительный вклад в развитие русской хирургии внесли П. А. Загорский, К. И. Щепин, И. Ф. Буш, И. В. Буяльский, Е. О. Мухин.
Первым русским профессором хирургии был К. И. Щепин (1728-1770). Основной заслугой К. И. Щепина (1728-1770), является разработка системы подготовки хирургов и составление программы обучения.
Сложности организации обучения во многом были обусловлены отсутствием учебников на русском языке. Первые такие учебник были созданы по анатомии П. А. Загорским, а по хирургии И. Ф. Бушем.
П. А. Загорский (1764-1846), является основоположником русской анатомической школы, посвятил много времени развитию учения о связи формы органов с их функцией. Ему принадлежит первое отечественное руководство по анатомии.
Основоположником хирургической школы в Петербурге явился И. Ф. Буш (1771-1843), ученики его работали в университетах Вильнюса. Москвы. Петербурга. Им очень много сделано для улучшения преподавания хирургии в Петербургской медико-хирургической академии, а его учебник “Руководство к преподаванию хирургии” (1807) долгие годы был настольной книгой для студентов и хирургов.
И. В. Буяльский (1789-1866) - талантливый анатом-хирург, художник, и руководитель. Он создал оригинальные “Анатомо-хирургические таблицы”, которые были переведены на европейские языки и использовались для обучения хирургов не только в России, но и в Европе и Америке. Сам И. В. Буяльский был блестящим хирургом, выполнял сложнейшие по тем временам операции - удаление аневризм, резекцию верхней челюсти. И. В. Буяльский руководил заводом медицинских инструментов и наладил выпуск многих оригинальных хирургических приспособлений, некоторые из них (например, лопатка Буяльского) применяются и сейчас. Деятельность И. В. Буяльского существенно способствовала становлению и признанию русской хирургии, определила дальнейшее направление ее развития.
В этот же период в Московском университете успешно работал профессор Е. О. Мухин (1766-1850). Начав свою медицинскую деятельность военным фельдшером в войсках А. В. Суворова при осаде Очакова, он прошел путь от подлекаря и прозектора Лефортовского госпиталя до ординарного профессора и декана медицинского факультета. Е. О. Мухин был выдающимся оператором и создал школу русских хирургов и анатомов. Именно Е. О. Мухину мы обязаны тем, что в мировой хирургии появилась звезда первой величины, родоначальник современной хирургии - Н. И. Пирогов.
Воссоединение белорусских земель с Россией
Организация медицинской помощи на белорусских землях в конце 18 - первой половине 19 века. В конце ХVIII века воспользовавшись глубоким экономическим и политическим кризисом в Речи Посполитой, Австрия, Пруссия и Россия осуществили три раздела её территории. Белорусские земли были воссоединены с Россией. В 1772 г. – земли восточнее рек Друти и Днепра и севернее Западной Двины с городами Полоцк, Витебск, Орша, Могилев, Рогачев, Гомель; в 1793 г. – центральная часть земель с городами Минск, Борисов, Бобруйск, Слуцк, Речица, Мозырь, Пинск; в 1795 г. – остальные земли отошли к России.
После воссоединения белорусских земель с Россией на них было введено российское административное деление, управление и общероссийское законодательство. Процесс включения в общероссийскую жизнь шел не везде одинаково: более интенсивно на восточных землях, более умеренно – на землях, отошедших к Российской империи по второму разделу, и весьма сдержанно – на западных. Соответственно по мере вхождения белорусских земель на них перестраивалось медико-санитарное дело.
Медицинские учреждения, организации и способы медицинской помощи (шпитали, цеховые объединения цирюльников и. т. д.) Речи Посполитой упразднялись, врачебно устройство реорганизовалось по российским принципам. После присоединения на белорусских землях осталось работать очень мало врачей и цирюльников, служивших еще в Речи Посполитой. Оставшиеся врачи для получения права на медицинскую деятельность и государственную службу должны были сдать специальный экзамен, после которого только немногие были допущены к врачебной практической деятельности.
В западных губерниях были организованы Приказы общественного призрения, которые руководили медицинской деятельностью. Они открывали и содержали богоугодные заведения (больницы, сиротские дома, дома скорбящих и др.), госпитали и лазареты, нанимали и увольняли медицинских чинов. Такие Приказы появились в Могилевской и Полоцкой губерниях в 1781 г., а в Витебске и Минске в 1796г. В Гродно и в Вильно функции Приказов выполняли созданные в 1795 г. госпитальные комиссии. В уездах были введены должности уездных врачей, которые должны были пользовать “больных людей всякого состояния по целому уезду, без требования за свой труд воздаяния”. С 1797 г. создаются губернских врачебные управы в составе “инспектора или штадт-физика, оператора и акушера, имеющих звание доктора или штаб-лекаря, избираемых по знаниям, доказанным на самых опытах, и заслугах”, которые должны были стать “блюстителями здравия… по воинской и гражданской части”. Врачебные управы принимали на работу в губернию врачей, “кои имеют от Медицинской коллегии дозволение производить свободное лечение”. Оказание хирургической помощи возлагалось на оператора управы.
В губернских городах начали открываться больницы. Первая была открыта в 1799 году в Минске. Лечение больных в губернских больницах поручалось одному из членов врачебной управы, уездному или городовому врачам, а для проведения хирургического вмешательства приглашался оператор врачебной управы. Для оказания медицинской помощи населению губерний возникла необходимость организации больниц в уездных городах и в крупных селениях. Но открываться они начали только в начале 19 века. В Витебской губернии с 1822 по 1825 г. были открыты больницы в семи уездах, в 1828 г. - во всех уездах, кроме Лепельского. Открытие уездных больниц проходило по военному ведомству, поэтому вначале в них оказывалась помощь только военным и арестантам. В 1830 г. витебский генерал-губернатор обратился к управляющему Министерством внутренних дел “об исходатайствовании разрешения о приеме в учрежденные для военнослужителей больницы разного звания людей, впавших в болезнь”. Управляющий Министерством внутренних дел Ф. Енгель 17 декабря 1830 г. дал витебскому губернатору положительный ответ. В уездных больницах в это время оказывалась хирургическая и акушерская помощь, проводилось лечение сифилиса, осуществлялось призрение умалишенных. Лечение проводилось за плату уездными или городовыми врачами. Правом бесплатного лечения пользовались только арестанты, больные сифилисом и очень бедные (по соответствующим удостоверениям местной полиции).
Медицинские учебные заведения на территории Беларуси
На территории Беларуси работали хирурги, получившие образование в университетах Российской империи и Петербургской медико-хирургической академии, а также в Виленском университете и Виленской медико-хирургической академии.
Первое высшее учебное заведение на белорусских землях было организовано в Гродно ещё во времена Речи Посполитой. Подскарбий Великого княжества Литовского Антоний Тизенгауз основал в 1775 Гродненскую медицинскую академию. Возглавил ее профессор академии, хирургии и истории естествознания Лионского медицинского коллежа Жанн Эммануелл Жилибер. В 1779 Ж. Э. Жилибер сообщил королю Станиславу Августу о первом выпуске (12 человек) Гродненской медицинской академии. Низкий уровень образования в Речи Посполитой обусловил трудности комплектации академии учащимися. Поэтому учащихся делили на 2 группы: представители привилегированных классов и лица выдающихся способностей готовились на должности городских врачей, а “все прочие” на должности провинциальных врачей и хирургов. В 1781 году академия была переведена в Вильно.
В подготовке врачей для белорусских губерний в конце ХVIII в. - в первой половине ХIХ в. главную роль играла Виленская высшая медицинская школа, которая была основанная в 1781 г. Адукационная комиссия, созданная губернатором Литвы Репниным, разработала и представила на рассмотрение план реорганизации Главной Литовской школы в университет и “Устав или общие постановления Императорского Виленского Университета и Училищ его Округа”, которые были утверждены 18 мая 1803 года.
В университете было четыре отделения или факультета, в том числе “отделение врачебных или медицинских знаний”, были организованы “семь главных курсов и для оных семь профессоров”: курсы анатомии, патологии, врачебного веществословия (лекарствоведения), клиники хирургии, повивального искусства и акушерства и скотского лечения».
Медицинский факультет Виленского университета и затем медико-хирургическая академия стали крупнейшими научными медицинскими центрами России и Европы. Общий подъем научной мысли в России и многих европейских странах в конце ХVIII в. – в первой половине ХIХ в активизировал деятельность медицинского факультета Виленского университета, медико-хирургической академии и Виленского медицинского общества.
Ученые Виленскго университета поддерживали оживленные научные связи с Гуфеландом, Шталем, Дженнером, П. А. Загорским, М. Я. Мудровым, И. В. Буяльским, А. М. Филомафитским, Ф. И. Иноземцевым и многими другими видными учеными.
Здесь выросли в крупных ученых выходцы из белорусских губерний, ставшие профессорами медицинского факультета и медико-хирургической академии, и продолжившие позднее свою деятельность в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве, Казани.
М. Гомолицкий (1791-1861) – уроженец Слонимского уезда, был одним из самых талантливых и любимых учеников Иосифа Франка. М. Гомолицкий – с 1819 по 1827 г. возглавлял кафедру физиологии Виленского университета. Занимаясь вопросами переливания крови, он широко проводил эксперименты на животных. Результаты исследований были опубликованы в работе “Исследования в области переливания крови (трансфузия) шприцем, производимые на собаках”.
В. Пеликан проводил научные исследования в области хирургии сосудов, оперативного лечения камней мочевого пузыря и почек и др. Защитил диссертацию, посвященную одной из тяжелых форм поражения сосудов – аневризме (“De anevrysmate, Petropoli”, 1815). Подготовил несколько крупных хирургов своего времени.
К. Портянко – ученик В. Пеликана, профессор теоретической и практической хирургии и окулистики Виленского университета. Он был виртуозным хирургом, принадлежал к числу наиболее просвещенных врачей своего времени и пользовался большой популярностью в Вильно. Его перу принадлежат работы посвященные исследованиям опухолей матки, грыж мышц, ушных болезней, туберкулеза легких, а также заметки о вправлении вывихов. В 1818 году защитил докторскую диссертацию “О раке губы”, она была одной из первых диссертационных работ по онкологии.
К. И. Гибенталь Карл Иванович Гибенталь - родился в Кашинском уезде Тверской губернии в 1786 г. В 1805 г., пройдя обучение в Геттингенской и Марбургской академиях, получил степень доктора медицины. Начал свою работу полковым врачом русской армии. Сдав экзамен в Виленском университете и получив звание медико-хирурга с июня 1811 по июнь 1812 г. служил оператором и инспектором Минской врачебной управы. Во время Отечественной войны 1812 г. был в действующей армии, принимал участие в Бородинском сражении. После войны до 1815 года работал в Твери оператором и инспектором врачебной управы, но был уволен за “неуважение к начальству и беспокойный характер”. С 1815 по 1839 г. выполнял обязанности инспектора Витебской врачебной управы. Поэтому К. И. Гибенталя можно по праву считать основателем Витебской хирургии. К. И. Гибенталь был блестящим хирургом, организатором медицинского дела, ученым с мировым именем.
Огромное историческое значение имеет предложение К. И. Гибенталя об использовании гипса для лечения переломов костей. К. И. Гибенталь применил впервые гипсовые повязки во время работы в Минске. Об этом он рапортовал Петербургской медико-хирургической академии 7 февраля 1812 г. А в 1816 г К. И. Гибенталь более подробно о данном методе сообщил в статьях, опубликованных на немецком языке одновременно в Риге и Лейпциге. В рижском журнале “Русский сборник по естествознанию и медицине” его статья называлась “Новый способ лечения переломов костей”. Он считал, что “этим методом еще много пользы можно сделать”. В дальнейшем К. И. Гибенталь использовал гипс для лечения вывихов суставов и сложных переломов костей голени, ключицы, черепа и других костей. Позднее его метод получил распространение в Австрии (1818), Германии (1828), Франции (1829).
К. И. Гибенталь одним из первых начал развивать костнопластическую хирургию в Беларуси. О своих экспериментальных операциях по пересадке кости он сообщил в работе “Остеопластика или искусство заменить дефект кости человека костью животного” (1825). К. И. Гибенталь создал первый в России инструмент для удаления камня из мочевого пузыря, более надежный и простой, чем камнедробитель Сивиаля, которым пользовались в то время.
12 декабря 1805 г было основано Виленское медицинское общество, которое объединило некоторых профессоров университета, врачей литовских и белорусских городов. Оно стало крупным очагом научной мысли. Крупные ученые Европы (Грефе, Лисфранк, Дюпюитрен, Гумбольдт) активно интересовались работой общества, присылали ему в дар печатные труды. Со второй половины 1818 г. труды общества публиковались в трех томах “Dziennik medycyny, chirurgii i farmacii” (“Журнал медицины, хирургии и фармации”).
Члены Виленского медицинского общества активно исследовали действие эфира и использовали его в хирургической практике. В. Б. Загорский считал, что Л. Ляхович (уроженец Белоруссии) “первый в России применил для наркоза при операциях эфир”.
Уровень научной медицинской мысли можно оценить по количеству диссертаций практических врачей, по далеко не полным данным, в конце ХVIII в. – первой половине ХIХ в. около 60 практических врачей белорусских губерний имели степень доктора медицины.
Много диссертационных работ были посвящены хирургическим болезням: “О низкой ампутации верхней челюсти и ее частичном вылущивании” (1826) Ф. Пекарского, “О новом способе повязки, скрепляющем перелом ключицы” (1853) М. В. Бужинского, “О затечных абсцессах” (1825) А. Ходоровского, “О распространении скирра и рака” (1812) А. Савицкого, “Об опухолях мочевого пузыря” (1825) А. Р. Берендса, “О чревосечении” (1828) Н. Р. Левицкого, “О частичном вылущивании стопы” (1826) К. С. Забелло и др.
Исследования М. Гомолицкого, В. Пеликана, К. Портянко являются гордостью отечественной науки в целом и по своему значению не уступают лучшим достижениям европейской науки первой половины ХIХ в., а многие из работ К. И. Гибенталя, А. Савицкого, А. Ходоровского, Ф. Пекарского, М. Б. Бужинского имели общеевропейское значение.
К сожалению, к середине 19 века сначала Виленский университет (1832), а затем и академия (1840) из-за участия студентов в восстании в западных землях указами Николай I были закрыты. Подготовка врачей для белорусских земель осуществлялась практически до Великой Октябрьской революции на медицинском факультете Киевского университета. После закрытия медико-хирургической академии научная деятельность Виленского медицинского общества значительно снизилась.
Во второй половине 19 века предпринимались попытки открытия высших медицинских заведений. В начале 60-х гг. витебское дворянство обратилось к Александру II с просьбой об открытии в Западном крае высшего учебного заведения. Министр просвещения Д. А. Толстой в середине 70-х гг. поддержал идею открытия университета на территории Беларуси, он предлагал разместить университет в Полоцке. Однако, комиссия Государственной думы по народному образования посчитала, что Минск наиболее подходящее место для открытия медицинского факультета. Одновременно подготовку к открытию медицинского факультета было предложено вести Виленскому, Витебскому и Могилевскому губернаторам. Но так до Великой Октябрьской революции и не было открыто ни одного высшего учебного заведения на территории Беларуси.
ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ
Достижения российских и белорусских хирургов в конце 18 начале 19 веков позволили достигнуть российской хирургии уровня европейских стран. В этот период российские и белорусские хирурги столкнулись с теми же проблемами, что и хирурги во всем мире. Незнание методов борьбы с инфекцией и отсутствие способов профилактики заражения ран во время операции, невозможность бороться с болью во время операции и отсутствие способов обезболивания, неумение полноценно бороться с кровотечением и отсутствие методов возмещения кровопотери препятствовали дальнейшему развитию хирургии. Период великих открытий в хирургии в России связан с деятельности великого русского хирурга Н. И. Пирогова.
В истории отечественной хирургии принято различать следующую периодизацию: 1) этап - допироговский период - от Петра I, когда было введено преподавание хирургии до Н. И. Пирогова; 2) период - начинается со времени, когда трудами Н. И. Пирогова сформирована отечественная хирургическая школа и заложен фундамент современной хирургии.
Н. И. Пирогов (1810-1881) – гений русской науки. “Школа Пирогова – вся русская хирургия”, - писал В. А. Оппель. Н. И. Пирогов родился в 1810 году в Москве. Выбор будущей профессии Николай Иванович осуществил во многом под влиянием Е. О. Мухина, который близок был с семьей Пироговых. В своё время Е. О. Мухин вылечил опасно больного брата Николая Ивановича. Это событие оставило след в душе будущего гения русской хирургии и пробудило интерес у него к изучению медицины. Е. О. Мухин посоветовал отдать Н. И. Пирогова в медицинский университет, а учитывая, что к тому семья Пироговых разорилась Николай Иванович пошел учиться на менее престижную специальность - хирургию. Пирогов стал лучшим учеником Е. О. Мухина. Николай Иванович успешно в 18 лет окончил медицинский факультет Московского университета. Правильно оценив способности Н. И. Пирогова, Е. О. Мухин помог выехать своему ученику для дальнейшего обучения за границу, вначале в Дерпт, а затем в Германию, немецкая школа считалась в этот период самой сильной хирургической школой. После возвращения из заграничной командировки Н. И. Пирогов начал профессорскую деятельность в Дерптском университете, где проработал 6 лет. В начальный период Н. И. Пирогов очень много времени уделял изучению анатомии. Он считал, что хирург должен серьезно заниматься анатомией, так как без знания строения человеческого тела хирургия не может развиваться. Впервые применив метод замораживания и распила трупов («ледяная анатомия»), он изучил на срезах взаимоотношение органов в 3 измерениях. Н. И. Пирогов изучил анатомические предпосылки остановки кровотечения (топографию сосудов), разработал методы перевязки аорты, язычной артерии, внебрюшинный доступ к подвздошным сосудам. Ему принадлежат уникальные работы: “Топографическая анатомия замороженных распилов человеческого тела, сделанных в трех направлениях”, “Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций”. Благодаря работам Н. И. Пирогова была создана прикладная (топографическая) анатомия, а его исследования в этом направлении сосудов сыграли важное значение для разработки методов борьбы с кровотечением во время операции. Базируясь на его работах, были разработана техника многих оперативных вмешательств.
В 1841 г. 31-летний Н. И. Пирогов, уже известный в мире хирург, получил приглашение в Петербургскую медико-хирургическую академию. Именно здесь проявился его многосторонний талант. Благодаря знаниям анатомии и хирургии он был виртуозом хирургической техники и прекрасным диагностом. Известен исторический факт установления точного диагноза раненому Гарибальди. До Н. И. Пирогова его консультировали знаменитые английские, французские, итальянские и немецкие (в том числе и Бильрот) хирурги и не могли установить правильный диагноз. Н. И. Пирогов без рентгенологического исследования определил наличие пули в пяточной кости. По его мнению, не менее важными для хирурга являются знания клинических проявлений заболевания. В работе “О трудностях хирургической диагностики и о счастье хирурга” Н. И. Пирогов писал: “Случай по-прежнему подкарауливает нас, по-прежнему достаточно ошибок в диагностике в зависимости от несовершенства знаний или от случайной причины, ослабившей внимание, - и роковой исход налицо”.
Кроме создания прикладной анатомии, основой определившей дальнейшее развитие хирургии являлись разработка методов обезболивания, асептики и антисептики. Ни одну из этих проблем Н. И. Пирогов не обошел своим вниманием. В 1847 году он сообщил о своих экспериментальных работах по эфирному наркозу, спинальной анестезии, способах ректального, внутривенного и внутриартериального наркоза, в этом же году при взятии укрепления Салты в Дагестане впервые в мире применил эфирный наркоз в полевых условиях. Вообще вопросам оказания помощи раненым он уделял много внимания. В 1854-1855 годах он был главным хирургом при осаде Севастополя. Н. И. Пирогова по праву считают основоположником военно-полевой хирургии. Принадлежащий ему классический труд “Начало общей военно-полевой хирургии” не утратил своего значения и до наших дней. В нем он обобщил весь свой опыт в военно-полевой хирургии и изложил основные принципы оказания помощи при боевых действиях: приближение медицинской помощи к полю боя, сортировка раненых, преемственность оказания помощи на этапах эвакуации, создание подвижных госпиталей. Принципы организации помощи раненым, разработанные Н. И. Пироговым, стали основой для доктрины военно-полевой хирургии в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Николай Иванович привлек к работе с больными и ранеными сестер милосердия. Имея большой опыт работы в зоне военных действий, сталкиваясь с различными повреждениями, он изучил и описал клиническую картину травматического шока.
Важное историческое значение имеют его работы по асептике. Поняв, что “большая часть раненых умирает не столько от самих повреждений, сколько от внутригоспитального заражения”, Н. И. Пирогов еще до опубликования Пастером своих работ высказал правильное мнение о “миазмах” как причине нагноения и пиемии. Он считал, что причиной гнойных послеоперационных осложнений является заразное начало (“миазмы”), которое передается от одного больного другому. Переносчиком “миазмов” может быть также медицинский персонал.
Практически предвосхитив исследования Листера и Земмельвейса, с 1865 года Н. И. Пирогов начал применять для лечения ран раствор хлорной извести, йодную настойку, азотнокислое серебро, а для обработки стен палат и коек раствор железного купороса. Но не только практической хирургии Н. И. Пирогов посвятил свою жизнь. Он создал кафедру госпитальной хирургии, сформировав триединую систему изучения в высших учебных заведениях хирургии. Умер Н. И. Пирогов в 1881 году в своем имении под Винницей.
Ф. И. Иноземцев (1802-1869). Ф. И. Иноземцев (1802-1869) был современником Н. И. Пирогова. Вместе с Н. И. Пироговым он окончил Московский университет и обучался хирургии в Германии. Ф. И. Иноземцев возглавлял кафедру хирургии Московского университета. Его научные исследования были посвящены роли симпатической нервной системы в развитии ряда заболеваний. Большое внимание он уделял применению инструментальных методов исследований. Благодаря деятельности Ф. И. Иноземцева в России широкое распространение получили эфирный и хлороформный наркоз.
Внедрение методов асептики и антисептики, применение методов обезболивания дала дальнейший толчок развитию хирургии в России. Причем российские хирурги ничем не уступали хирургам передовых стран. Всего на пол года позже Бильрота М. К. Китаевский произвел резекцию желудка. Практически одновременно с европейскими коллегами Н. В. Склифосовский и Н. Д Монастырский начали выполнять операции на желчных путях. Одним из важнейших итогов периода великих открытий можно считать создание русской хирургической школы. Многие русские хирурги внесли ощутимый вклад в развитие мировой хирургии.
Во второй половине 19 века в России возникли хирургические школы Н. В. Склифосовского, А. А. Боброва, П. И. Дьяконова, М. С. Субботина и др.
Н. В. Склифосовский (1836-1904) после Н. И. Пирогова считался наиболее известным русским хирургом. Он заведовал кафедрой факультетской хирургии в Московском университете. Н. В. Склифосовский считается основоположником отечественной асептики и антисептики, пионером брюшной хирургии. Он видоизменил метод Листера, применяя в качестве антисептиков сулему, йодоформ. Н. В. Склифосовский был разносторонним хирургом: оперировал на желудке, костях, головном мозге. Он разработал идеальную холецистэктомию, операцию по сопоставлению и фиксации костей известную как “русский замок”, усовершенствовал операцию наложения надлобкового свища, выполнял резекцию печени, оперировал мозговые грыжи. Н. В. Склифосовский стал продолжателем Н. И. Пирогова в разработке вопросов военно-полевой хирургии. Придавая большое значение подготовке хирургов, он стал организатором Института усовершенствования врачей в Петербурге. Н. В. Склифосовский был одним из первых организаторов создания хирургической печати.
М. С. Субботин (1848-1913) активно работал над развитием асептики и антисептики. Он создал специальную операционную, в которой использовался предварительно стерилизуемый перевязочный материал. М. С. Субботин разрабатывал методы лечения гнойных заболеваний грудной клетки, предложил метод торакопластики
А. А. Бобров (1850-1904), основываясь на успехах асептики, занимался вопросами лечения наиболее часто встречающих заболеваний (грыж, аппендицита, геморроя и др.). Он разработал технику операций при паховых и мозговых грыжах. Большую роль сыграли его работы по изучению и разработке методов лечения костного туберкулеза. А. А. Бобров интересовался вопросами предоперационной подготовки больных и ведения послеоперационного периода. Огромной его заслугой следует считать разработку вопросов инфузионной терапии для лечения хирургически больных. Он создал специальный аппарат, который используется и в наше время (аппарат Боброва). А. А. Бобров заложил основы современной урологии. Из его школы вышли такие блестящие хирурги как П. И. Дьяконов и С. П. Федоров.
П. И. Дьяконов (1855-1908), начав работать врачом земской больницы, стал руководителем госпитальной хирургической клиники Московского университета. П. И. Дьяконов является одним из основоположников легочной хирургии. Он одним из первых выполнил операцию на легком, произвел резекцию шейного и грудного отделов пищевода. Много внимания он уделил изучению хлороформного наркоза. П. И. Дьяконов разрабатывал вопросы лечения паховых грыж, желчнокаменной болезни, лечения гнойных заболеваний плевры, он в числе первых произвел нефрэктомию, удаление камня из мочеточника. П. И. Дьяконов был создателем и первым редактором журнала “Хирургия”.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 276.