Хирургические болезни разделяют
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от причин их вызывающих:

· Воспалительные заболевания, вызываемые различными микроорганизмами.

· Травматические повреждения, возникающие в результате механического, физического, химического воздействия на организм человека.

· Нарушения кровообращения: атерослероз, облитерирующий эндартериит, тромбозы, эмболии.

· Опухоли, представляющие собой атипическое разрастание тканей с наклонностью к прогрессирующему росту.

· Паразитарные заболевания, требующие хирургического лечения.

· Пороки развития органов, обусловленные генетическими нарушениями или вредным влиянием внешних факторов на развивающийся плод.

В зависимости от срочности оказания помощи:

1. Острые хирургические заболевания, требующие экстренной помощи (в ближайшие часы).

2. Быстро развивающие заболевания, требующие срочной помощи (в ближайшие дни, недели).

3. Медленно прогрессирующие заболевания, оперативное лечение может быть отложено на длительное время.

В зависимости от необходимости хирургического лечения:

1. Заболевания, требующие обязательного хирургического лечения.

2. Заболевания, которые могут лечиться как хирургическими методами, так и консервативными.

 

Связь хирургии с другими дисциплинами

 

Несмотря на многообразие специальностей в современной медицине, основными являются терапия и хирургия. Оба этих крупнейших раздела неразрывно связаны между собой, хотя и выделены как врачебные специальности Ещё в глубокой древности в индуских письменах Сушурты (IV в до н.э) сказано, что хирург, не знающий внутренних болезней, подобен птице с одним крылом.

Хирург – не манипулятор. Для обеспечения успеха лечения он должен не только уметь выполнить оперативное вмешательство, но и грамотно обследовать больного, уметь проводить консервативное лечение в дооперационном и послеоперационном периоде. Поэтому ему необходимо владеть терапевтическими методами обследования и лечения больного. Полноценным хирургом можно стать, имея основательную подготовку по внутренним болезням. Хирургия, являясь наидревнейшей медицинской специальностью, в настоящее время немыслима без использования новейших достижений человеческой мысли, прогресса науки и техники. Современная хирургия-это не только удаление пораженного органа. Часто хирургам приходится восстанавливать утраченные органы, ткани или функции. В связи с этим хирургия использует достижения фундаментальных медико-биологических наук: биологии, анатомии, физиологии, биохимии, патологической анатомии и патологической физиологии и т.д. Невозможно дальнейшее развитие хирургии без применения новых технологий, созданных благодаря достижениям физики, электроники, химии.

 

Профилактическое направление и физиологические основы

Современной хирургии

 

 Длительное время основные методы лечения в хирургии основывались на удалении какого-либо органа или части его. Такой подход возможен в тех случаях, когда речь идет об органах, имеющих относительно малое значение в жизнедеятельности организма (например, червеобразный отросток). Операции на большинстве органах требуют восстановления функций, нарушенных болезнью. Поэтому современные хирурги должны изучать физиологию органов и систем, для того чтобы в ходе оперативного вмешательства предпринять действия не только по изменению анатомической структуры органа, но и восстановлению его функции. В настоящее время разработано большое количество операций, при которых основные действия хирурга направлены именно на изменение механизмов регуляции физиологических функций (ваготомия, симпатэктомия и т.д.). Применение таких операций позволило избежать тяжелых осложнений заболеваний, лечение которых требовало удаления или резекции органа. Поэтому современная хирургия носит и профилактический характер.

СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ХИРУРГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Хирургия – не однородная специальность, она включает множество крупных и мелких медицинских отраслей

 В ХХ столетии в результате разработки новых методов лечения и диагностики хирургия все больше и больше специализировалась.. Ряд областей хирургии, выделились в самостоятельные разделы: травматология, онкология, офтальмология, детская хирургия, акушерство и гинекология, нейрохирургия, сосудистая хирургия, кардиохирургия, урология, микрохирургия и др.

 

Этапы специализации хирургии

 

1 ЭТАП. В начале произошло выделение дисциплин, изучающих заболевания определенных органов и систем (акушерство и гинекология, урология, офтальмология, оториноларингология, онкология). Для этих специальностей хирургический метод является основным, но не единственным.

2 ЭТАП. Выделились специальности, использующие новые высокотехнологичные хирургические методы диагностики и лечения, соответственно требующие владения сложной техникой (кардиохирургия, эндоваскулярная и эндоскопическая хирургия, микрохирургия, пластическая хирургия). Специализация хирургии продолжается и в настоящее время из существующих выделяются все новые специальности (маммология, гепатология, флебология и т.д). Это обусловлено более глубоким изучением патогенеза многих заболеваний.

Несмотря на тенденцию в современной хирургии к всё более и более узкой специализации, остается актуальным существование так называемого общего хирурга. Общий хирург-это врач, владеющий всеми основными способами диагностики и лечения хирургических заболеваний и повреждений разных органов, особенно угрожающих жизни больного.

 

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ХИРУРГА

 

Хирургические дисциплины в ВУЗе

 

В медицинских вузах республики Беларусь принята единая система подготовки по хирургии. Она основана на принципе триединой системы Пирогова, которая предусматривает разделение изучения хирургических болезней на общую, факультетскую и госпитальную хирургии.

На втором курсе преподавание хирургии начинается с дисциплины “Общий уход за хирургическими больными”. Это – по существу введение в хирургическую специальность. Во время прохождения этой дисциплины студенты знакомятся с общими принципами работы хирургического стационара, учатся общению с больными, овладевают простейшими манипуляциями.

На третьем курсе изучается общая хирургия. Студенты знакомятся с основами клинического обследования хирургических больных, принципами хирургических методов лечения и семиотикой основных видов хирургических заболеваний.

На четвертом курсе преподается факультетская хирургия. На кафедре факультетской хирургии изучаются классические симптомы, методы диагностики и лечения основных хирургических заболеваний.

На пятом курсе студенты обучаются на кафедре госпитальной хирургии. Здесь изучаются особенности тактики при лечении различной патологии, дифференциальную диагностику хирургических заболеваний, диагностику и лечение различных осложнений хирургического лечения, современные диагностические и лечебные приемы, знакомятся с редкой патологией.

Одновременно с обучением на кафедрах факультетской и госпитальной хирургии студенты изучают на отдельных кафедрах специальные хирургические дисциплины (оперативную хирургию, урологию, оториноларингологию, офтальмологию, онкологию, нейрохирургию, травматологию, детскую хирургию, военно-полевую хирургию).

На последнем, шестом курсе медицинского университета в настоящее время предусмотрено разделение обучения по основным отраслям (субординатура) - терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия. Субординаторы-хирурги большую часть времени совершенствуют свои знания по хирургии, практически работая у постели больного под руководством преподавателя. Для студентов, избравших другие специальности, также предусмотрено выделение определенного времени для углубления знаний по хирургии. Завершается обучение государственным экзаменом по хирургии.

Начиная со второго курса, в летнее время студенты проходят различные виды производственной практики в лечебных учреждениях. При этом много времени отводится работе в отделениях хирургического профиля.

Окончание университета не дает право заниматься сразу самостоятельно лечебной деятельностью. Необходимо пройти обучение в интернатуре (1 год) или клинической ординатуре (2 года). Эти формы обучения предусматривают работу в каком-либо крупном хирургическом стационаре или при кафедре хирургии института (университета) в качестве интерна или клинического ординатора. И только после окончания интернатуры или ординатуры, сдачи экзамена предоставляется возможность работать по специальности. Но на этом обучение не заканчивается. Не реже 1 раза в 5 лет следует проходить специальные курсы повышения квалификации. В случае если через несколько лет хирург решит работать в более узкой специальности, то придется пройти специализацию. Для освоения современных сложных методов лечения, также придется пройти обучение и получить соответствующий сертификат позволяющий выполнять те или иные операции на современном оборудовании (малоинвазивные операции, эндопротезирование, эндоваскулярная хирургия и т.д.).

 

Место хирургии в системе подготовки врача

 

Несмотря на то, что в будущем хирургами будет работать небольшое количество студентов, изучать хирургию должны все. Это обусловлено рядом причин:

1. Любой врач должен знать клинические проявления хирургических заболеваний, требующих экстренной помощи (острые воспалительные заболевания органов брюшной полости, гнойные заболевания, внутреннее кровотечение и др.).

2. Любой врач должен уметь оказать первую врачебную помощь при острых заболеваниях и травматических повреждениях, кровотечении, несчастных случаях, клинической смерти и др.,

3. Любой врач должен уметь выполнять лечебные и диагностические процедуры – инъекции, пункции, катетеризацию полых органов, переливать кровь и кровезаменители.

4. Любой врач, при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, военные действия) привлекается для оказания помощи пострадавшим

Особенностью оказания помощи хирургическим больным является то, что она является преимущественно неотложной, экстренной помощью, и требует от врача быстрого принятия решений при выборе тактики лечения больных. Данное обстоятельство лишает врача прибегнуть к помощи руководств и справочников. Исходя из этого, врач должен обладать известным минимумом знаний по хирургии. Этим обусловлена необходимость изучения хирургии, и в первую очередь общей хирургии.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 173.