Бюджетный дефицит и государственный долг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гл. звеном фин-вой сис-мы явл госбюджет — годовой фин план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбалансированный госбюджет предполаг соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по ср-твам.
1. реализация макроэк задач,
2. реализ социал ф-ции,
3. финансир фундамент исследов,
4. содержание гос-ного аппарата,
5. поддержан обороноспособн страны.
Расходная часть гос бюджета предполаг обеспечение затрат гос-ва на соц. нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание гос-ного долга, затраты на дотации предприятиям гос.о сектора и развитие инфраструктурры.
Причины бюджет дефицита м.б. различными. Он возможен, когда Гос-во расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налог. платежи поступают в меньших раз-рах по сравнению с надеждами правит-ва, то в стране образуется бюдж. дефицит и гос. долг.
Покрытия дефицита с наимень потерями для эк-ки:
1. Сокращение расходов госбюджета.
2. Увеличение налогов бремени. Это приведет к уменьш инвестиций и потребления (снижает емкость рынка след снижает рост ВНП).
3. Превращение дефицита бюджета в гос-ный долг.а) обращ гос-ва за кредитом к нац. банка, б)превращения кредита во внешний долг при получении его иностранных гос-тв; в)выпуска гос. ц.бумаг — облигаций, к-ые представляют обязательства гос-ва выплатить сумму заимствований денег у насел с %-ами. .
4.Выплата гос-ного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасн путь погашения бюдж. дефицита, т.к ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджет дефицита гос-ва прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники.
Если доход часть превыш расход набюд – профицит.
Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:
1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:
а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие;
б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования;
в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик.
2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».
Недостатки госдолга:
выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;
наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;
госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;
ведет к сокращению чистого импорта.
Управление госдолгом:
эффективное исп-ие ср-в заимствования;
поиск ср-в для выплаты долга;
нейтрализация негативных последствий госдолга.
Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимос­тью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государ­ства, превышая его доходы.

28. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса — стабилизацию общего уровня цен.
Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирова­ния можно разделить на два этапа. На первом этапе цент­ральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производ­ства, способствуя достижению конечных целей.
Инструменты денежно-кредитной политики. Эффек­тивность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.
Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные цен­ные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, цент­ральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она за­ключается в расширении масштабов кредитования, ослабле­нии контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.


 

29.. Содержание, показатели, типы и факторы экономического роста.
ЭР
– долгосрочная тенденция, характерезующая развитие соц-эконом системы, подтверждаемая положительными темпами роста ВВП (ВНП).
В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понима­ются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относи­тельно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале. Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроиз­ведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффектив­ного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обще­ств. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обще­ств. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др.
Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потреб­ностей.

Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достиг­нут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволя­ют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.

В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понима­ние эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения.
Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста:
При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.
Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек.
Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. оп­ределяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности по­вышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возмож­ность превращения этой способности в действительность.
В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определя­ющих динамику совокупного произв-ва и предложения:
• увел. численности и повышение качества трудовых рес.;
• рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;
• совершенствование технологии и организации произв-ва;
• повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот при­р. рес.;
• рост предприним. способностей в обществе.
В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.




















































Дата: 2019-02-19, просмотров: 219.