Экономическая система общества: сущность, виды, структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая система – это сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной жизни общества, реализующаяся через функционирование производительных сил, производственных отношений и социальных институтов. Главной целью ЭС является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.
Экономическая система состоит из малых экономических систем: Домохозяйство - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. -Предприятие - малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов.
-Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли.
-Отрасль - это крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты.
В любой экономической системе существует два вида отношений: -отношение людей к природе -отношение людей друг к другу.
Также можно выделить две крупные подсистемы:
-производительные силы -производственные отношения.
Производственные силы — средства производства и люди, приводящие их в действие благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту.
Производственные отношения — отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного


 


5. Социально-экономические отношения собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация.
Собственность – это имущественные отношения, устанавливающие принадлежность материальных и духовных благ каким то людям.

Отношения собственности- отношения м/у субъектами собственности и ее объектами. Субъекты -юр. и физ. лица, а также гос-во. Объекты - то по поводу чего складываются отношения собственности. Отношения собственности охват-т процессы присвоения, распоряжения, владения, пользования и отчуждения факторов пр-ва и результата труда. Присвоение-процесс, возник-ий при соединении субъекта присвоения с его объектом Распоряжение-принятие решений владельцем или др. лицами по поводу функционирования объекта собств-сти, возможность совершать с ним любые действия. Владение – это неполное, частичное присвоение. Пользование – это фактич. применение вещи в завис-сти от ее назнач-я, извлечение из ее полезных св-в для удовл-ния потребн-ей.
Типы и формы:-частная (трудовая, нетрудовая);-общественная (колл-ая и гос-ая).
Национализация – отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.
Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.
Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности.


 

6. Характеристика экономических систем:

Закон системы – совокупность взаимосвязанных экон элементов, образующих определенную целостность, эконом структуру общества.
Выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустр экон системы.
Границами, отделяющими эконом системы др от друга, являются промышленная и научно - техническая революции.
В доиндустр (традиционную) эпоху господствовало натуральное с/х производство. Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хоз-ва.
Индустриальное общество.
Промышленная революция означает качественный скачок в развитии производительных сил. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Растет урбанизация населения. Товаро-денежные отношения приобретают всеобщий характер.
Постиндустриальное общество.
В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.
Современные экон системы:
1. Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.
Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено.
2.Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом.
Основные черты: господство гос-ной собственности; административные методы в экономике( преимущественно в форме приказов); отсутствие личного интересов (инициативы); централизованное эконом планирование .
3.Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.
4.Традиционная. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты:
-Низкий уровень развития производительных сил этой эк-ки
-Низкие темпы эк-го роста
-торговля развита слабо и только с соседними государствами. Гос-во играет активную роль: следит за соблюдением традиций. Большую роль играет иностранный капитал.


 

7 . Рынок: понятие, условия возникновения, виды, функции, институциональные основы функционирования. Фиаско рынка.
Рынок
– это система экономических отношений между продавцами и покупателями на основании спроса и предложения.
Условия возникновения
-общественное разделение труда
-возникновение частной собственности
Объекты рынка
– ценные бумаги, преференции и т. д.
Субъекты рынка
– домашнее хозяйство, фирма, гос-во, банк
Функции рынка:
1. Регулирующая – рынок дает ответ на вопрос: что производить, для кого и как производить.
2. Информационная: рынок является богатым источником информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектом. Он дает информацию о количестве, качестве, ассортименте, цене поставляемых товаров и услуг на рынок.
3. Посредническая: рынок является посредником, связывающим звеном между производителем и потребителем, продавцом и покупателем.
4. Ценообразующая: поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат различные индивидуальные затраты.
5. Санирующая: рынок очищает общественное производство, экономику от нерентабельных, убыточных, нежизнеспособных хозяйственных единиц, дает «зеленый свет» более предприимчивым, эффективным.
6. Стимулирующая: рынок стимулирует посредством цен внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества.
Рыночный механизм
– механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.


 

8. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской социально-экономической модели.
1 модель
– либеральная (США) – цель гос-ва создание условий для бизнеса (малого)
2 модель
– корпорация (Япония) – цель гос-ва защита интересов крупного бизнеса
3 модель
– социально-ориентированная (Германия) – гос-во активно защищает социальные права граждан
Белорусская экономическая модель
официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.
Особенности белоруской модели социально-экономичного развития
.
1. в центре белорусской модели социально-экономичного развития находится человек с его интересами.
2. руководство государства отказалась от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Государство защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает мало, совсем ли ничего ни зарабатывает (устаревшие, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и т. д
3. РБ стала на путь государственного регулирования экономики.
4.Приватизация проводится при участии и под контролем государства, в интересах укрепления ее мощности и повышения благоустройства народа.
5, народ и государство отказались от купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения
6, РБ открыта для экономического сотрудничества со всеми.


 

9. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
Спрос
— это блага или услуги которые покупатели желают и могут при­обрести по определенной цене за определенный период времени.
Выделяют:-индивидуальный-это спрос отдельного индивида, предъявляемого на товар
-рыночный-спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями
-отраслевой-спрос со стороны других отраслей и домхозяйств на продукцию данной отрасли.
-совокупный-спрос, который формируется на уровне макроэкономики.
закон спроса
- при неизменных прочих условиях снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Это обратная связь между ценой и величиной спроса.
Закон спроса можно проиллюстрировать 3 способами:
Табличный
Табличный (кривая спроса)\
Аналитический
между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
факторам влияющие на изменение спроса:
-изменение вкусов и предпочтений потребителей;
-количество потребителей на рынке (размер рынка);
-изменение денежных доходов потребителя;
-цены на сопряженные товары (товары-субституты);
-потребительские ожидания.


 

10. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Предложение
– это количество товаров и услуг, которые производитель, желает и может продать. Выделяют:
-индивидуальное
-рыночное
-совокупное предложение.
Объем предложения
– это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени по данной цене.
Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше предложение, а чем ниже цена - тем меньше предложение. Кривая предложения имеет положительный, восходящий характер.
Неценовые факторы предложения:
1.издержки производства (цены на ресурсы, качество ресурсов, технология, изменение налогов и дотаций и т.д.)
2. изменение цен на сопряженные товары
3. ожидания товаропроизводителя
4. период времени
Необходимо различать изменение объема предложения и изменение в предложении. Изменение объема предложения — изменение количества товара, предлагаемого на рынке, в соответствии с изменением цены товара (при прочих равных условиях), при этом кривая предложения не изменяется, движение идет по точкам на кривой предложения. Изменение в предложении происходит под влиянием неценовых факторов, и кривая предложения смещается влево, если предложение снижается, и вправо, если предложение увеличивается.


 





























































































Дата: 2019-02-19, просмотров: 196.