Какие физические свойства соответствуют перечисленным минералам?
Свойства: Минералы:
а) твердость 1; 1. пирит;
б) вскипает с HCl; 2 тальк;
в) латунно-желтый цвет. 3. кальцит.
Ответ:
в – 1; а – 2; б. – 3.
3. Модель классификации. Например:
Задание: | |||
Распределите породы на группы по их происхождению (магматические, осадочные, метаморфические). 1. гранит; 2. габбро; 3. базальт; 4. песчаник; 5. известняк; 6. лидит. | Ответ: Магматические – 1,2,3 Осадочные – 4,5,6. |
4. Модель заполнения бланка. Требуется дописать единственный термин в конце предложенного определения. Например:
Определение: | Ответ: | ||
Отложения временных русловых горных водотоков – это? | Это пролювий |
5. Дихотомическая модель требует ответа «Да» или «Нет»
Например:
Вопрос: Лидит – это минерал?
Ответ: Нет.
6. Модель выбора фрагмента текста. В качестве ответа надо выбрать слова и словосочетания из предложенных вариантов.
Строение и состав Земли
Параметры Земли:
Диаметр Земли | 12756 км |
Экваториальный радиус | 6377, 397 км |
Полярный радиус | 6356,079 км |
Полярное сжатие (α) | 1/298,25 |
Масса | 5,98×1024 кг |
Объем | 1,083×1012 км3 |
Площадь поверхности | 510 млн. км2 |
Период вращения | 23 ч 56м 4,1 сек |
Период обращения | 365, 26 сут. |
Ответ:
Параметры Земли:
Диаметр Земли | 12 742 км |
Экваториальный радиус | 6378,16 км |
Полярный радиус | 6357,78 км |
Полярное сжатие (α) | 1/298,25 |
Масса | 5,98×1024 кг |
Объем | 1,083×1012 км3 |
Площадь поверхности | 510 млн. км2 |
Период вращения | 23 ч 56м 4,1 сек |
Период обращения | 365,242 ср. солн. сут. |
1. Прочитайте текст (см. учебное пособие стр. 6 -7) и ответьте на вопросы по образцу.
Образец 1. Вопрос: Что такое литосфера?
Ответ: Литосфера – это твердая наружная оболочка Земли, включающая земную кору и надастеносферную мантию.
а) Что такое геоид?
Ответ: Геоид - форма, которая определяется поверхностью свободно распределенной воды. В такой фигуре сила тяжести повсеместно располагается перпендикулярно к ее поверхности.
Современные результаты измерения геоида дают следующие значения: экваториальный радиус rэ = 6378,16 км, полярный радиус rп = 6357,78 км, среднее значение радиуса – 6371,11 км. Длина экватора: L= 40075,696 км; площадь поверхности – 510,2 млн км2, ее объем – 1,083 × 1012 км3, масса – 5,976 × 1027 г.
Образец 2. Вопрос: Чему равен объем Земли?
Ответ: Объем Земли равен 1,083×1012 км3.
б) Чему равен средний радиус Земли?
Ответ: 6371,11 км
Решите задачу:
Вычислите среднюю плотность Земли по формуле: если известны ее масса и объем:
ρ = (г/см3),(кг/м3) , где ρ- средняя плотность; v – объем; m – масса Земли.
Ответ: 5,976 × 1027 : 1,083 × 1012 км3 = 5,51 г/см³
3.Продолжите предложения, вставив данные слова ( см. учебное пособие стр. 8 -10):
магнитному экватору, магнитного меридиана, изогонами, изоклинами, изодинамами, магнитными аномалиями, магнитометров. |
Образец: Линии, которые соединяют на карте точки с одинаковым склонением, называются изогонами.
а) Линии, которые соединяют на карте точки с одинаковым наклонением, называются изоклинами.
б) Нулевая изогона определяет положение магнитного меридиана.
в) Нулевая изоклина соответствует магнитному экватору.
г) Линии, которые соединяют точки равной напряженности магнитного поля, называются изодинамами.
д) Отклонение значений напряженности магнитного поля от среднего значения для данной местности называется магнитными аномалиями.
е) Магнитные свойства изучаются с помощью магнитометров.
4. Закончите предложения ( см. учебное пособие стр. 9-11):
а) Магнитное склонение – это угол отклонения магнитной стрелки (магнитного меридиана) от географического меридиана данной местности.
б) Магнитное наклонение – это угол наклона магнитной стрелки к горизонту. В северном полушарии опущен вниз северный конец магнитной стрелки, в южном – южный конец стрелки.
в) Изменение температуры в градусах на единицу глубины называется геотермическим градиентом.
г) Среднее значение геотермической ступени составляет 33 м.
5. Ответьте на вопросы ( см. учебное пособие стр. 13-15):
а) Какие два главных метода применяются для изучения внутреннего строения Земли? с помощью геофизических методов, из которых наиболее важное значение имеют сейсмический и гравиметрический методы
б) Как называется сейсмическая граница, которая отделяет земную кору от мантии? поверхность Мохоровичича (сокращенно Мохо, или М)
в) Как называется слой пород с пониженной плотностью в слое В верхней мантии ? астеносферой
г) На каких глубинах земной коры располагается астеносферный слой под континентами? от 80 – 120 до 200 – 250 км, под океанами от 50 – 70 до 300 – 400 км.
д) Через какую оболочку Земли не проходят поперечные сейсмические волны? Ответ: На глубине 2900 км выделяется следующая сейсмическая граница раздела первого порядка, отделяющая мантию от ядра. Глубже этой границы скорость продольных волн скачкообразно падает с 13,6 км/с в основании мантии до 8,1 км/с во внешнем ядре, а поперечные волны не проникают.
е) Какие шесть оболочек (геосфер) выделяются в строении нашей планеты? Перечислите их:
Ответ: атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора, мантия и ядро
6. На рисунке 1 напишите названия оболочек Земли, а на рисунке 2 напишите химический состав геосфер Земли ( см. учебное пособие стр. 14,18).
7. Напишите названия минералов, которые слагают породы перидотиты верхней мантии (см. учебное пособие стр. 17).
(Mg,Fe)2[SiO4] – (Mg,Fe)2[Si2O6] – | Mg3Al2[Si4]3 – MgAl2O4 – шпинель |
Ответ: Верхняя мантия состоит из ультраосновных магматических пород – перидотитов. Их главными минералами являются оливин, пироксены и гранаты. Гранатовые перидотиты – главные породы слоя В верхней мантии.
(Mg,Fe)2[SiO4] – оливин
(Mg,Fe)2[Si2O6] –пироксен
9. Перечислите восемь химических элементов (в порядке их значимости), которые слагают 98% земной коры
Ответ: О (46,4%), Si (28, 15%), Al (8,2%), Fe (5,6%), Са (4,3%), Na (2,4%), К (2%), Mg (2,4%).
10. Заполните таблицу ( см. учебное пособие стр19):
Элементы | Химический состав Земли, вес% |
O | 46,4 |
Fe | 31,7 |
Mg | 13,7 |
Si | 28, 15 |
S | 2,91 |
Na | 2,4 |
Ca | 2,28 |
Al | 8,2 |
Геологические процессы
2.1. Минералы
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр.21) и запишите ответ.
а) Минералы – это природные химические соединения или самородные элементы, которые образуются при различных физико-химических (геологических) процессах. Они слагают разнообразные горные породы земной коры, и их можно увидеть невооруженным глазом. В природе минералы могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Наука, которая изучает минералы, находящиеся в твердом состоянии, называется минералогия. В настоящее время известно более 7000 минералов и их разновидностей, но лишь очень немногие из них имеют широкое распространение в составе горных пород. Такие минералы называются породообразующими.
б) Минералогия – это Наука о минералах.
2. Вставьте данные слова в предложения ( см. учебное пособие стр.21-24):
изометричные, удлиненные, таблитчатые, твердом, жидком, газообразном, кристаллическое, аморфное, физические, отличаются, химические. |
а) Все минералы имеют физические и химические свойства.
б) Свойства одного минерала отличаются от свойств других минералов.
в) Минералы имеют кристаллическое или аморфное внутреннее строение.
г) В природе минералы могут находиться в твердом, жидком, газообразном состоянии.
д) Среди минералов по форме различают три группы: изометричные, удлиненные, таблитчатые.
3. Ответьте на вопросы (см. учебное пособие стр.21-24):
Образец ответа:
а) Что называется кристаллами? Это минералы, которые имеют правильную внешнюю форму в виде многогранника.
б) Какие минералы называются породообразующими?
Минералы, входящие в качестве постоянных существенных компонентов в состав горных пород. Наибольшее значение имеют силикаты (75 % массы земной коры). Для каждой группы пород — магматических, метаморфических и осадочных — характерны свои ассоциации породообразующих минералов.
в) Что такое друза?
Это сростки кристаллов, приросшие одним концом к породе. Для их образования необходимы открытые пустоты, в которых может происходить свободный рост кристаллов.
г) Что такое секреция, жеода, миндалина?
Секреция, жеода, миндалины образуются, когда минералы заполняют пустоты в горной породе. Для секреций типично концентрическое строение, так как заполнение их минеральным веществом происходит от периферии к центру. Мелкие секреции в эффузивных породах называются миндалинами, а крупные секреции с пустотой в середине – жеодами.
д) Что такое конкреция?
Конкреции представляют собой стяжение шарообразной формы. Рост конкреций идет от центра к периферии. По строению чаще встречаются концентрически-слоистые или радиально-лучистые конкреции. Мелкие, до 10 мм, горохоподобные образования, имеющие внутреннее концентрическое строение называются оолиты. Образуются в водной среде.
е) Какие минеральные скопления называют зернистыми?
Задание на дом:
Определите минералы по физическим свойствам в 5 образцах.
2.2. Горные породы
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр. 28-29) и закончите предложение.
Образец:Горная порода – это агрегат (скопление) различных минералов.
а) По происхождению горные породы подразделяются на 3 группы:
1) Магматические. Они образуются в результате внедрения (интрузии) в земную кору, или извержения на поверхность магмы – силикатного расплава. Магма излившаяся на поверхность – это лава;
2) Осадочные. Они образующиеся путем механического или химического осаждения продуктов разрушения (экзогенными процессами) ранее существовавших горных пород, а также благодаря жизнедеятельности организмов;
Группа горных пород
Размеры обломков, мм
Рыхлые породы
Сцементированные породы
Грубообломочные
(псефиты)
Конгломераты:
валунные
галечные
гравийные
Брекчии
Песчаные
(псаммиты)
Грубозернистые пески
Грубозернистые песчаники
Крупнозернистые пески
Крупнозернистые песчаники
Среднезернистые пески
Среднезернистые песчаники
Мелкозернистые пески
Мелкозернистые песчаники
Алевриты (лессы,супеси, суглинки)
Алевролиты
Глины
Аргиллиты
Ответ: А – 1, 2, 9; Б – 8 , 7 , 6 ; В – 3 , 4 , 5.
10. По свойствам определите название горной породы (см. методические указания «Горные породы и их свойства»):
Свойства породы: Ответ:
а) | Цвет светлый, розовый; Структура полнокристаллическая; Текстура массивная; Минеральный состав: кварц – 20-25%, полевые шпаты – 60%, темноцветов не более 5% . | 1. Липарит. 2. Сиенит. 3. Гранит. 4. Диорит. 5. Кварцевый порфир. |
б) | Цвет черный; Структура неполнокристаллическая, порфировая; Текстура флюидальная; В порфировых выделениях призмы плагиоклаза. | 1. Габбро. 2. Базальт. 3. Плагиобазальт. 4. Андезит. 5. Обсидиан. |
в) | Цвет светло-серый; Структура среднеобломочная, Сцементированная; Текстура слоистая; Состав обломки зерен кварца. | 1. Кварцит. 2. Алевролит. 3. Кварцевый песок. 4. Песчаник. 5. Мрамор. | ||
г) | Цвет светло-серый; Структура органогенная, с отпечатками раковин моллюсков; Текстура пористая; Бурно реагирует с HCl. | 1. Доломит. 2. Аргиллит. 3. Известняк . 4. Песчаник. 5. Кальцитовый мрамор. | ||
д) | Цвет светлый, розовый; Структура полнокристаллическая; Текстура очковая; Минеральный состав: кварц, ортоклаз, роговая обманка, слюды. | 1. Гранит. 2. Гнейс. 3. Сланец. 4. Кварцит. 5. Мрамор. |
Задание на дом:
Определите горные породы в 6 контрольных образцах.
2.3. Экзогенные процессы.
2.3.1. Выветривание
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр. 33), найдите ответ и запишите его:
а) Выветривание – это процесс разрушения и изменения горных пород и минералов в приповерхностных условиях под воздействием физико-химических факторов атмосферы, гидросферы и биосферы. Термин «выветривание» не отражает существа процесса и прямого отношения к деятельности ветра не имеет.
1. б) Факторами выветривания являются Колебание температур (суточное, сезонное).
2. Химические агенты: O2, H2O, CO2.
3. Органические кислоты (ульминовая, гуминовая).
4. Жизнедеятельность организмов.
2. Заполните таблицу (см. учебное пособие стр.34):
тип |
Выветривание | ||
класс | физическое | химическое | органическое |
вид | температурное морозное кристаллизация солей | окисление растворение гидратация гидролиз | механическое разрушение разложение (химическое) образование органогенных соединений |
3. Вставьте данные слова и словосочетания в предложения:
50 см , древнюю, корой выветривания, мелкие обломки, несколько метров, рыхлых осадочных, современную, температурного, химического состава, химическом выветривании. |
Образец: При физическом выветривании разрушение горных пород происходит без изменения химического состава продуктов разрушения.
а) При физическом выветривании порода дробится на мелкие обломки
б) Химический состав продуктов разрушения полностью изменяется при химическом выветривании.
в) Глубина температурного выветривания при суточных колебаниях температур составляет не более 50 см , а при сезонных колебаниях несколько метров.
г) Накопление продуктов физического выветривания приводит к формированию рыхлых осадочных горных пород.
д) Различают древнюю ископаемую (или погребенную) кору выветривания и современную.
4. Ответьте на вопросы (см. учебное пособие стр.34 - 35):
а) Что такое десквамация? Десквамация – это отслаивание тонких пластинок от поверхности обнаженных горных пород при выветривании.
б) Что образуется при дезинтеграции зерен?
– ослабление и отделение зерен в грубозернистых породах, в результате чего порода рассыпается, при этом образуется дресва или песок, состоящий из несвязанных между собой зерен различных минералов. Дезинтеграция зерен происходит всюду, где обнажаются крупнозернистые породы
в) Под действием чего при морозном выветривании разрушаются горные породы?
Ответ: под действием замерзающей воды, проникающей в поры и трещины. При замерзании воды объем льда увеличивается на 9%, что создает значительное давление в горных породах. Таким образом, легко дробятся породы с высокой пористостью, например песчаники, а также сильно трещиноватые породы, в которых трещины расширяются ледяными клиньями. Наиболее интенсивно морозное выветривание протекает в зонах, где среднегодовая температура приближается 00С. Это зона тундры, а также в горных районах – на уровне снеговой линии.
5. Прочитайте текст в учебном пособии (стр.35 -37) и:
а) Перечислите рыхлые продукты физического выветривания в порядке уменьшения размера обломков.
Ответ: В результате физического выветривания на поверхности образуются угловатые обломки, которые в зависимости от своего размера подразделяются на: глыбы – (> 20 см); щебень – (20–1 см); дресву – (1–0.2 см); песок – (2–0.1 мм); алеврит – (0.1–0.01 мм); пелит – (< 0.01 мм). Скопление этих продуктов приводит к формированию рыхлых осадочных горных пород.
б) Перечислите главные реакции химического выветривания.
Ответ: Растворение – способность молекул одного вещества распространяться вследствие диффузии в другом веществе. Оно происходит с различной скоростью для разных пород и минералов. Наибольшей растворимостью обладают хлориды (галит NaCl, сильвин KCl и др.). Менее растворимы сульфаты, карбонаты.
Гидролиз – наиболее важный процесс химического выветривания, т.к. путем гидролиза разрушаются силикаты и алюмосиликаты, которые слагают половину объема внешней части континентальной коры.
Гидролиз – это обменное разложение вещества под влиянием гидролитической диссоциации воды, которое сопровождается разрушением одних и образованием других минералов.
в) Назовите конечные продукты химического выветривания гранитов в условиях жаркого влажного климата.
выветривание гранитов может завершиться формированием за сёт слагающих их минералов толщи глин, обогащённых водными окислами алюминия
г) Напишите реакцию окисления сульфидов и гидролиза алюмосиликатов (на примере пирита и ортоклаза). Fe++S2 + nH2O + mO2 ® Fe++SO4 ® Fe2+++ (SO4)3 ® Fe+++(OH)3 ® H2SO4
пирит | сульфат | сульфат | гидроокись | |||
закиси | окиси | трехвалентного | ||||
железа | железа | железа | в р–р |
Г етит (мало H2O)
F e(OH)3 ® Fe2O3 ´ nH2O
Лимонит (много H2O)
это гидролиз полевых шпатов:
K[AlSi3O8] + nH2O + CO2 ® K2CO3 + Al4[Si4O10](OH)8 + SiO2 ´ nH2O
ортоклаз в раствор каолинит опал
Дальнейший гидролиз каолинита приводит к его разложению и образованию латерита:Al4[Si4O10](OH)8 ® H2Al2O4 + SiO2 ´nH2O.
6. Какому виду химического выветривания в первую очередь подвергаются указанные в таблице минералы и горные породы? (Ответ +)
минералы и горные породы. | окисление | гидролиз | растворение | гидратация |
халькопирит | + | |||
галит | + | |||
ортоклаз | + | |||
ангидрит | + | |||
гнейс | + | |||
известняк | + | |||
гипс |
6. В умеренном, сухом жарком или влажном климате процессы выветривания протекают селективно, т.е. избирательно (см. учебное пособие стр. 40 - 41). Определите, в каком климате сформировался данный рельеф? Ответ: В умеренном |
7. Подберите однокоренные слова к существительным и прилагательным:
Образец: природа – природный,
коллювиальная – коллювий.
латерит | латеральный | растворение | растворимый |
элювиальная | элювий | селекция | селективный |
глина | глиняный | каолинит | каолинитовые глины |
гидрослюды | гидрослюдистый | окисленный | оксидированный |
8. Какие продукты выветривания, изображены на рисунке (см. учебное пособие стр.38 -39)? чешуйки или толстые пластины параллельно поверхности породы при ее нагревании и охлаждении независимо от текстуры, структуры и состава породы |
Ответ: устойчивые движения воздуха – муссоны. Они связаны с сезонными различиями в температуре и давлении между материками и океанами. В зимнее время суша охлаждается, а океан, накопивший за лето тепло, расходует его на нагревание воздуха. Поэтому зимой ветры дуют с материка, а летом, наоборот, с океана на сушу.
|
б) Какой вид геологической деятельности ветра привел к образованию этой формы рельефа? |
Корразия
в) Как называются вихревые движения воздушных масс, которые изображены на рисунке?
Pmax – максимальное давление в центре – это циклон.
Pmin – минимальное давление в центре – это антициклон.
г) Какие продукты аккумулятивной деятельности ветра накапливаются?
Ответ: эоловые пески и эоловые ... или, частичном участии продуктовмеханического разрушения других пород.
д) Какая деятельность ветра преобладает при образовании:
1. каменистой пустыни? Ответ: преобладании процесса дефляции и широко распространены в Сахаре.
2. песчаной и лёссовой пустыни? Ответ: преобладании аккумуляции. Лессовые пустыни распространены на окраинах песчаных пустынь, там они граничат с горами или переходят в степи. На поверхности их имеются многочисленные рытвины и овраги, которые возникают под действием поверхностных вод.
5. Какие из перечисленных свойств характерны для эоловых песков и лёссов? (Форма ответа +)
Свойства и состав: | Эоловые пески | Лёсс | ||
1. Мелкозернистые ( размер частиц – 0,1-0,25 мм) | + | |||
2. Тонкозернистые (0,01-0,05 мм) 3. Косая слоистость 4. Неслоистые 5. Хорошо окатанные зерна 6. Неокатанные зерна 7. Хорошая сортировка 8. Несортированные 9. Частицы разных минералов 10. Преобладают зерна 11. Высокая пористость 12. Повышенная карбонатность | + + + + + | + + + + + + | ||
6. Назовите вид песчаных холмов в пустынях, изображенных на рисунке: Ответ: Барханы. | ||||
7. Дайте определение песчаным холмам (см. рис.), нанесенным ветром по берегам морей, крупных рек и озер: Ответ: Дюны распространены на песчаных берегах рек, озёр и морей в различных почвенно-растительных зонах планеты (степная, лесная и т. п.). |
8. Как по отношению к области дефляции(1) располагается песчаная(2) и лёссовая(3) пустыни? |
Речная долина – представляет собой отрицательную линейно-вытянутую форму рельефа, по дну которой протекает постоянный водоток, то есть река. Река является частью речного бассейна, границей которого являются водоразделы.
д) Что такое пойма?
Ответ:Во время половодья вода переполняет русло и затапливает прилегающие земли. Так образуется пойма реки.
По положению относительно речного русла различают поймы:
- прирусловая;
- центральная;
- притеррасная.
е) Где накапливается старичный аллювий?
Ответ:Старичный аллювий формируется в отмерших излучинах (старицах) и по своим особенностям близок к озерным отложениям, среди которых развиты темноокрашенные глинистые пески, супеси и суглинки, обогащенные органическим веществом
4. Назовите виды эрозии, если (см. учебное пособие стр. 50):
а) Водоток разрушает свое русло и увеличивает глубину эрозионной формы.
Ответ: Эрозия донная.
б) Водоток отодвигает крутые участки русла вверх по долине.
Ответ: Эрозия регрессивная.
5. Какие осадки, и какая слоистость характеризуют эти типы аллювия (см. учебное пособие стр.53 - 55)?
Осадки и слоистость: |
Типы аллювия
Ответ показать знаком (+).
6. Подберите однокоренные слова:
Образец: пролювий – пролювиальный; мощный – мощность (толщина).
пойма | пойменный | дно | донные |
старичный | старица | аллювий | аллювиальные |
русло | русловый | раствор | растворенный |
боковая | Бок | эрозионный | эрозия |
глубина | глубокий | склон | Склоняющийся |
водораздельный | водораздел | дельтовый | дельта |
Выберите правильный ответ:
а) Если положение базиса эрозии длительное время не меняется, то водоток будет (см. учебное пособие стр.50 - 52):
1. углублять свою долину _________
2. расширять свою долину _________
3. заполнять долину аллювием _________
4. переносить материал _________
б) Если в конце полного эрозионного цикла развития дно оврага достигло уровня грунтовых вод, то он превратиться в (см. учебное пособие стр.52):
1. лощину _________
2. молодую речную долину _________
3. рытвину _________
4. сухую долину _________
в) Если русло слабо извилистое, формируются прирусловые отмели и отсутствует пойма, то речная долина находится на стадии (см. учебное пособие стр.55 - 57):
Ответ:1. Юности.В период юности продольный профиль равновесия реки еще не выработан. Река течет по неровному рельефу, уклон ее русла на всем протяжении чрезвычайно крутой, скорость течения велика; кое-где обособляются отдельные участки, развитие которых контролируется местными базисами эрозии – порогами и водопадами. На этой стадии развития реки происходят усиленные процессы глубинной (донной) эрозии, которые приводят к интенсивному углублению долины. Боковая эрозия в это время почти не проявляется, так как энергия реки в основном направлена на разрушение ложа и перенос продуктов разрушения. Быстрое врезание русла приводит к образованию долин, имеющих V-образную форму, вплоть до ущелий и каньонов. Коэффициент извилистости реки на этой стадии минимален. Период юности в настоящее время переживают многие реки, текущие в горных районах.
2. Молодости __________
3. Зрелости __________
4. Старости __________
8. Запомните эти слова и словосочетания:
базис эрозии, балка, влекомый (тащится по дну), во взвешенном состоянии, водоток (водный поток), конус выноса (сухая дельта) косослоистый аллювий, лощина, меандра, профиль динамического равновесия, речная долина, цикл эрозии. |
2.3.4. Геологическая деятельность подземных вод
В помощь студенту:
1. Масса подземной воды = | 5×1017 т. |
2. Вода может находиться в жидкой, твердой и газообразной фазе. | |
3. Вода (жидкая фаза) подразделяется на гироскопическую, пленочную, капиллярную и гравитационную. |
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр. 60-67) и допишите нужные термины в предложение:
а) Гидрогеология изучает их состав, свойства, происхождение, закономерности распространения и движения, а также взаимодействие с горными породами.
б) Подземную воду, которая находится в горных породах, подразделяют на: Парообразную воду
Гигроскопическую воду
Пленочную воду
Капиллярную воду
Гравитационную воду
2. Назовите формы нахождения воды в пустотах горных пород (стр.60):
а) Гигроскопическая вода б) пленочная | а) __ Капиллярная вода б) Гравитационная вода | ||
|
3. Закончите предложения и вставьте пропущенные слова (см. учебное пособие стр. 59-60):
вторичные, гравитационных, направлении, первичные, поверхностного натяжения, пористостью. |
а) Капиллярная вода удерживается силами поверхностного натяжения.
б) Капиллярная вода может двигаться по капиллярным каплям в любом направлении.
в) Гравитационная вода передвигается под действием гравитационных сил.
г) Способность породы вмещать жидкость или газ определяется их пористостью.
4. Ответьте на вопросы (см. учебное пособие стр. 62-66):
а) Какие два типа подземных вод образуются в горных породах за счет атмосферных осадков?
Ответ: инфильтрационные, конденсационные, седиментационные (или реликтовые), магматогенные (ювенильные).
б) Что характеризует общая минерализация?
Ответ: Суммарное количество этих солей в единице объема называют общей минерализацией вод.
в) Как называются горизонты подземных вод, которые располагаются между двумя водоупорами?
Ответ: Межпластовые (пластовые) воды. Они заключены между двумя водоупорами, то есть ограничены ими и сверху (со стороны кровли), и снизу (со стороны подошвы). Водоносные горизонты, содержащие межпластовые воды, обычно характеризуются обширной областью распространения, часто измеряемой тысячами квадратных километров. При этом они залегают на значительной глубине и выходят на поверхность лишь на периферии в области питания.
г) Где залегает верховодка (воды верховодки)?
Ответ: Верховодкой называется подземная вода, залегающая на небольшой глубине в зоне аэрации – зоне свободного проникновения воздуха. Обычно верховодка не имеет сплошного распространения, а образует сравнительно небольшие линзы, которые располагаются на водоупорных породах (рис. 42). Мощность таких линз верховодки обычно не превышает 0,5–1 м, реже достигает 2–3 м. Уровень воды верховодки подвержен значительным колебаниям, чем и объясняется ее исчезновение время от времени (или периодически) в колодцах в районах с засушливым климатом.
д) Какие разновидности пластовых вод нефтяных и газовых месторождений Вы знаете? Перечислите их.
а) нижняя краевая вода располагается в пониженных частя х нефтяного пласта, подпирает нефтеносную залежь ; б) подошвенная – в нижней, подошвенной, части нефтяного пласта в пределах всей структуры; в) промежуточная вода приурочена к водоносным пластам или пропласткам в нефтяном пласте, являющимся единым объектом разработки; г) верхняя – к чисто водоносным пластам, залегающим выше нефтяной залежи ; д) нижняя – к чисто водоносным пластам, залегающим ниже нефтяной залежи. |
е) Какие формы рельефа поверхностного карста изображены (см. презентацию лекции)?
1. | 1. Это воронка. |
2. | 2. Это карры. |
ж) Какие благоприятные условия необходимы для проявления карста и суффозии? (выбранный ответ пометьте знаком +):
Благоприятные условия | Карст | Суффозия |
1. Обилие осадков. 2. Низкий уровень грунтовых вод. 3. Большая мощность карбонатных пород. 4. Большая мощность рыхлых пород. 5. Выходы подземных вод на поверхность. | + + + | + + |
5. Заполните таблицу (выбранные ответы пометьте знаком +):
Природные
Воды
Общая минерализация, г /л
Курчавые скалы
5. Назовите типы морен, указанных на рисунке, цифрами:
Ригель
Главный ледник
Приток
Донная морена
Боковые морены
6. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для моренных отложений: 1. обломки от валунов до глины; 2. обломки только твердых пород; 3. не сортированные, не окатанные и не слоистые; 4. представлены только гравием и песком; 5. Хорошо отсортированы и обладают волнистой и линзовидной слоистостью.
Ответ: Для моренных отложений характерно:
В целом морены слагаются несортированными рыхлыми обломками горных пород, чаще всего валунными глинами, суглинками, супесями, реже валунными песками и грубощебнистыми породами, содержащими валуны, щебень, гальку.
7. Ответьте на вопросы ( см. учебное пособие стр. 77-80):
а) Какие отложения формируются за конечной мореной?
Ответ: Наличие нескольких гряд конечных морен, отчетливо выраженных в рельефе, соответствует наиболее стационарным положениям края ледника в процессе его отступания, т. е. длительным остановкам, сопровождающимся привносом обломочного материала к фронту ледника.
Конечные морены горных ледников пересекают троговые долины и образуют валообразные перемычки, отражающие очертания края ледника. Иногда они имеют форму серповидных гряд (обращенных вогнутой стороной вверх по долине), которые местами продолжаются вдоль склонов долины в виде менее заметных боковых морен. Местами конечные морены подпруживают сток рек, образуя озера.
б) Что является причиной эвстатического колебания уровня воды Мирового океана?
Ответ: Одна из причин эвстатических колебанийтаяние покровных ледников на материках
в) Когда произошло последнее оледенение Земли?
Ответ: последнее оледенение земной коры произошло 10–50 тыс. лет тому назад.
г) Что является главной причиной оледенения?
Ответ: Планетарные — где главной причиной наступления ледниковых периодов считаются существенные изменения, происходящие на планете: смещение полюсов, движение материков, процессы горообразования, которые сопровождаются изменением циркуляции воздушных и океанических течений.
8. Назовите эпохи четвертичного оледенения, выделенные в Европейской части:
Ответ: И зучение разреза четвертичных отложений европейской части позволило выделить здесь шесть четвертичных оледенений: березинское (донское) и окское в раннем плейстоцене (Q1); днепровское и московское в среднем плейстоцене (Q2); калининское и осташковское в позднем плейстоцене (Q3).
9. Назовите самое обширное оледенение на территории Восточной Европы: в последний ледниковый период ледниковым покровом была охвачена третья часть суши (около 45 млн км2). Это втрое больше, чем занятая ледниками в настоящее время. В этот период 60 % площади Северной Америки и 25 % площади Евразии были покрыты мощным ледниковым покровом |
10. Запомните слова и словосочетания:
водно-ледниковые отложения, глетчерный лед, гляциология, кары, нивация, область абляции, область стока, снеговая линия, троговая долина, фирн, фирновое поле, флювиогляциальные отложения, четвертичное оледенение, экзарация, эпохи оледенения. |
2.3.6. Геологическая деятельность моря
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр.80- 89), найдите ответ на вопрос и запишите его:
а) Какую площадь земной поверхности, занимают моря и океаны?
Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 %поверхности Земли
б) Какие биономические зоны (зоны жизни) располагаются над перечисленными элементами морского дна?
Элементы морского дна: | Биономические зоны: | |
Шельф | 1. представляет собой окраины континентов, погруженные на 200 – 300 м ниже уровня моря у их внешнего края, откуда начинается более крутое погружение морского дна. Общая площадь шельфа составляет около 7 млн км2, или около 2% площади дна Мирового океана | |
Континентальный склон | 2. От бровки шельфа дно опускается круче и образует континентальный склон. Его ширина от 15 до 30 км, и погружается он до глубины 2000 – 3000 м. Он изрезан глубокими долинами-каньонами глубиной до 1200 м и имеющими V-образный поперечный профиль. В нижней части каньоны достигают глубины 2000 – 3000 м ниже уровня моря. Стенки каньонов скальные, а донные осадки, у их устьев на континентальном подножии, указывают на то, что каньоны играют роль лотков, по которым тонкий и грубый осадочный материал с шельфа сносится на большую глубину. | |
Абиссальная равнина | 3. это плоские и самые глубокие (3000 – 6000м) участки океанического дна. Они занимает около 30% площади дна и представляют собой аккумулятивные поверхности, образованные осадками. | |
Зона приливов и отливов | 4. Литоральная, или приливно-отливная зона включает площадь расположенную между уровнями самого высокого прилива и самого низкого отлива. В этой зоне при низком отливе обнажается морское дно, при высоком приливе оно скрывается под водой. Зона всегда подвержена сильному воздействию волн, из-за чего условия жизни здесь очень суровые. Организмы должны либо крепко прикрепляться ко дну, либо селиться в норах. Некоторые из них укрываются в сохраняющихся во время низкого прилива водоемах, у других развиваются анатомические особенности, позволяющие им пережить время, в течение которого они оказываются на воздухе. |
в) Что характеризует промилля?
Ответ: одна тысячная доля, 1⁄10 процента; обозначается (‰); используется для обозначения количества тысячных долей чего-либо в целом. Происходит (как и процент, лат. per cent — на сотню) от написания простой дробью: 27⁄1000 → 27 ‰; количество нулей
2. Закончите предложения:
а) В океанах заключено 96,6 % общего количества воды гидросферы.
б) Они являются главными бассейнами, в которые поступают рек и морей с материков.
в) В океанических впадинах происходит формирование осадочных пород.
3. Вставьте данные слова в предложения:
акустическим зондированием, глубоководные аппараты и исследовательские суда, сейсмическими волнами. |
а) Глубина океанических бассейнов определяется акустическим зондированием.
б) Океаническая кора исследуется сейсмическими волнами .
в) При исследованиях дна морей и океанов используются подвижные управляемые глубоководные аппараты и исследовательские суда.
4. Назовите главные элементы рельефа морского дна:
а) атлантического типа:
1) континентальный шельф; 2) континентальный склон с подводными каньонами; 3) континентальное подножие; 4) система срединно-океанических хребтов; 5) островные дуги; 6) ложе океана с абиссальными равнинами, положительными формами рельефа (вулканами, гайотами и атоллами) и глубоководными желобами. |
б) тихоокеанского типа:
1) континентальное подножие; 2) система срединно-океанических хребтов; 3) островные дуги; 4) ложе океана с абиссальными равнинами, положительными формами рельефа (вулканами, гайотами и атоллами) и глубоководными желобами. |
5. Заполните таблицу физических параметров и химического состава вод Мирового океана (стр.84):
соли | Мировой океан | Черное море | соли | Мировой океан | Черное море | |
Хлориды: NaCl MgCl2 KCl | 78,32 9,44 2,99 | 77,72 9,07 2,99 | Сульфаты: MgSO4 CaSO4 Карбонаты | 6,40 3,94 0,21 | 7,11 2,58 1,59 |
6. Подберите однокоренные слова:
абразия | абразионный, | батиаль | батиальный | |
литораль | литоральный | абисаль | абисальный |
7. К чему приводит абразия? Из предложенных ответов подчеркните правильный.
Формированию подводной аккумулятивной террасы;
Отступлению моря и обнажению морского дна;
Формированию береговых валов и песчаных кос;
Разрушению берега и наступлению моря на сушу;
Частицы
Диаметр частиц, мм
Критическая скорость, м/с
10. Установите соответствие между элементами морского берега и их названиями:
элементы морского берега: | Названия: | |
- абразионная ниша; 3 - аккумулятивная терраса; -- волноприбойная (абра- зионная терраса); -- клиф; |
Ответ: 1- клиф; 2 - абразионная ниша; 3 - волноприбойная (абразионная терраса); 3 - аккумулятивная терраса;
11. Установите соответствие между илами и осадками и их происхождением (см. учебное пособие стр.90-97):
Илы и осадки: | Происхождение осадков: | |
1) Fe-Mu – конкреции; 2) красная глубоководная глина; 3) синий ил; 4) фораминиферовый ил; 5) красный ил; 6) зеленый ил; 7) радиоляриевый ил; 8) диатомовый ил. | А) терригенные Б) органогенные В) хемогенные Г) полигенное (смешанное) |
Ответ: А -3,5,6 Б -4,7,9 В -1 Г-2.
12. Из предложенных пород составьте стратиграфическую колонку при трансгрессии моря:
породы : стратиграфическая колонка:
13. Запомните слова и словосочетания:
Fe- Mn конкреции, абиссальная зона, батиальная, диатомовые илы, ил, континентальный склон, коренные породы, лавинная седиментация, литораль, неритовая, островные дуги, пляж, пляжевые осадки, подножие, радиодяриевые илы, рифтовые постройки, турбидиты угленосные толщи, фауна, флора, фораминиферовые илы. |
2.4. Эндогенные процессы.
2.4.1. Магматизм
В помощь студенту:
Магматические породы слагают более 90% объема земной коры; Главные породообразующие минералы: оливин, пироксен, роговая обманка, плагиоклаз, ортоклаз, биотит, мусковит, кварц. |
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр. 101-112), найдите ответ на вопрос и запишите его.
Образец: Что такое магма?
Ответ: Магма – это природный высокотемпературный алюмосиликатный расплав.
а) Что такое лава?
Ответ: Расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на земную поверхность при извержении.
б) Что такое дифференциация магмы?
Ответ: это процесс разделения однородного первичного расплава на различные по химическому составу фракции, из которых образуются горные породы разного минерального состава
в) Что такое ассимиляция?
Ответ: процесс полной переработки вмещающих пород, контактирующих с магмой или попадающих в нее в виде обломков – ксенолитов
г) Что такое гибридизация?
Ответ: процесс неполной переработки магмой вмещающих пород
Это линзообразное тело, залегающее в ядре антиклинальной или синклинальной складки,факолиты имеют небольшие размеры, встречаются редко и только в складчатых областях. Образуются они одновременно со складками.
Ответ: частичное, избирательное выплавление минералов кварц-полевошпатового состава из исходных пород. В различных количествах расплав такого состава может получаться из любых осадочных и пирокластических пород (за исключением карбонатов, и некоторых других).
б) Что такое палингенез?
Ответ: полное переплавление исходных пород с образованием гранитной магмы. Это явление обычно связано с переплавлением гранитогнейсов и осадочных пород, химический состав которых отвечает гранитам.
в) Что такое гранитизация?
Ответ: процесс химического и минерального изменения пород любого состава с превращением их в граниты. Агентами гранитизации являются растворы, которые вызывают сначала расплавление исходной породы, а затем, диффундируя через расплав, изменяют его состав до состава гранитной магмы. Компоненты гранитов при этом растворяются в образовавшейся магме, а компоненты, «избыточные» по отношению к составу гранитной магмы, выносятся растворами за пределы магматического очага.
2. Закончите предложение по образцу:
Образец: Гнейс – это метаморфическая порода;
Гнейс – это порода регионального метаморфизма;
Гнейс – это порода, которая состоит из плагиоклаза, кварца и темноцветных минералов.
а) Кристалличес- | – это | метаморфическая порода |
кий сланец | – это | это порода регионального метаморфизма; |
– это | это порода, которая состоит из плагиоклаза, кварца и темноцветных минералов. | |
б) Мрамор | – это | метаморфическая порода |
– это | это порода контактового метаморфизма; | |
– это | это порода, которая состоит кальцита. | |
в) Амфиболит | – это | метаморфическая порода |
– это | это порода регионального метаморфизма; | |
– это | это порода, которая состоит из плагиоклаза, кварца и темноцветных минералов. | |
г) Скарн | – это | метаморфическая порода |
– это | это порода пневматолитово-гидротермального метаморфизма; | |
– это | это порода, которая состоит из пироксенов, роговой обманки, гранатов, кальцита и рудных минералов. |
3. Ответьте на вопросы:
а) В какие метаморфические породы (1,2,3,4) превратились осадочные породы в результате контактового метаморфизма? 1 - Глинистый сланец 2 - Мрамор 3 - Кварцит 4 - Скарны ________ |
б) При каком метаморфизме возникают тектонические брекчии, катаклазиты и милониты?
Ответ: динамометаморфизма
4. Вставьте данные слова в предложения:
гнейсовую, ортогнейсами, парагнейс, полнокристаллическая, сланцевую, газо-водными, контактового. |
а) При региональном метаморфизме песчано-глинистых пород образуется парагнейс.
б) Гнейсы, которые образуются по магматическим породам, называются ортогнейсами.
в) Для метаморфических пород характерна полнокристаллическая структура.
г) При динамометаморфизме порода приобретает гнейсовую
или сланцевую текстуры.
д) Скарны – это порода контактового метаморфизма.
е) Метасоматоз – это процесс взаимодействия горных пород с фильтрующими сквозь них газо-водными растворами.
5. Ответьте на вопросы:
а) Во что превратятся при региональном метаморфизме:
1) Базальты | амфиболит, | |
кристаллический сланец, | ||
2) Граниты | гнейс | |
мрамор. |
Правильный ответ подчеркните!
б) Какие породы образуются при региональном метаморфизме аргиллитов и алевролитов? Расположите их в строгой последовательности (по мере увеличения Т˚С и Р)
Глинистый сланец, Слюдяной сланец,Хлоритовый сланец
в) Глина и аргиллит при термальном метаморфизме превращаются в:
- глинистый сланец;
- гнейс;
- роговик;
- скарн;
- филлит.
Правильный ответ подчеркните!
г) Какие характерные черты (из перечисленных) соответствуют метаморфизму, а какие метасоматозу?
Ответ:
Метаморфизм: |
Факторы преобразования (Т°С и Р); |
Без изменения химического состава; |
Факторы преобразования (гидротермы); |
Преобразования с изменением текстуры, структуры и минерального состава. |
Метасоматоз: |
Изменением химического состава; |
д) Главным отличительным признаком породы регионального метаморфизма от интрузивной породы является:
- цвет;
- минеральный состав;
- химический состав;
- структура;
- текстура и минеральный состав.
Правильный ответ подчеркните!
е) Характерными преобразованиями при контактовом термальном метаморфизме и метасоматозе являются:
Перекристаллизация и образование роговиков; | ||
Термальный | Образование скарнов; | |
метаморфизм: | Преобразование карбонатных пород в мраморы; | |
Изменение химического состава пород; | ||
Метасоматоз: | Преобразование кремнистых пород в кварциты; | |
→ | Образование березитов и лиственитов. |
Заполните таблицу
Что? | Что делать? | Какой(ая)? |
сланец | рассланцевать | сланцевая |
метаморфизм | изменить | контактный |
Скарн | образоваться | пневматолитово-гидротермальный |
брекчия | Воздействовать стрессом | крупнообломочная |
мрамор | контактировать | термальный |
7.Запомните слова и словосочетания:
вторичные кварциты, геостатическое давление, катаклаз, контактово-метасоматические процессы, метасоматоз, метаморфизирующие растворы, метасоматиты, направленное давление (стресс), ортогнейс, парагнейс, сланцевая текстура, сланцы, мраморы, амфиболиты, милониты, структурные элементы, ультраметаморфизм, химически активные вещества, гранитизация. |
Ответ: Точная причина вымирания динозавровнеизвестна до сих пор. Британские палеонтологи немного приблизились к ответу на вопрос, развенчав основную теорию, связанную с падением астероида. Динозавры исчезли с лица Земли около 65 миллионов лет назад — в конце мелового периода.
4. Выполните задания:
а) Перечислите периоды палеозойской эры (от древних к молодым), используя сокращенные названия (индексы).
Пример: триас-T, юра-J, мел-K и т.д.
Ответ: Девон-D, Карбон-C, Пермь-P, Юра -J, Триас -T, Мел-K
б) Перечислите изотопный возраст:
солнечной системы | 4,5 млрд. лет. |
метеоритов | 0,5 до 5 млрд. лет |
лунных пород | 2 до 4,5 млрд. лет |
в) Назовите период появления млекопитающих: В триасе (Т) – появление млекопитающих
Какие физические свойства соответствуют перечисленным минералам?
Свойства: Минералы:
а) твердость 1; 1. пирит;
б) вскипает с HCl; 2 тальк;
в) латунно-желтый цвет. 3. кальцит.
Ответ:
в – 1; а – 2; б. – 3.
3. Модель классификации. Например:
Задание: | |||
Распределите породы на группы по их происхождению (магматические, осадочные, метаморфические). 1. гранит; 2. габбро; 3. базальт; 4. песчаник; 5. известняк; 6. лидит. | Ответ: Магматические – 1,2,3 Осадочные – 4,5,6. |
4. Модель заполнения бланка. Требуется дописать единственный термин в конце предложенного определения. Например:
Определение: | Ответ: | ||
Отложения временных русловых горных водотоков – это? | Это пролювий |
5. Дихотомическая модель требует ответа «Да» или «Нет»
Например:
Вопрос: Лидит – это минерал?
Ответ: Нет.
6. Модель выбора фрагмента текста. В качестве ответа надо выбрать слова и словосочетания из предложенных вариантов.
Строение и состав Земли
Параметры Земли:
Диаметр Земли | 12756 км |
Экваториальный радиус | 6377, 397 км |
Полярный радиус | 6356,079 км |
Полярное сжатие (α) | 1/298,25 |
Масса | 5,98×1024 кг |
Объем | 1,083×1012 км3 |
Площадь поверхности | 510 млн. км2 |
Период вращения | 23 ч 56м 4,1 сек |
Период обращения | 365, 26 сут. |
Ответ:
Параметры Земли:
Диаметр Земли | 12 742 км |
Экваториальный радиус | 6378,16 км |
Полярный радиус | 6357,78 км |
Полярное сжатие (α) | 1/298,25 |
Масса | 5,98×1024 кг |
Объем | 1,083×1012 км3 |
Площадь поверхности | 510 млн. км2 |
Период вращения | 23 ч 56м 4,1 сек |
Период обращения | 365,242 ср. солн. сут. |
1. Прочитайте текст (см. учебное пособие стр. 6 -7) и ответьте на вопросы по образцу.
Образец 1. Вопрос: Что такое литосфера?
Ответ: Литосфера – это твердая наружная оболочка Земли, включающая земную кору и надастеносферную мантию.
а) Что такое геоид?
Ответ: Геоид - форма, которая определяется поверхностью свободно распределенной воды. В такой фигуре сила тяжести повсеместно располагается перпендикулярно к ее поверхности.
Современные результаты измерения геоида дают следующие значения: экваториальный радиус rэ = 6378,16 км, полярный радиус rп = 6357,78 км, среднее значение радиуса – 6371,11 км. Длина экватора: L= 40075,696 км; площадь поверхности – 510,2 млн км2, ее объем – 1,083 × 1012 км3, масса – 5,976 × 1027 г.
Образец 2. Вопрос: Чему равен объем Земли?
Ответ: Объем Земли равен 1,083×1012 км3.
б) Чему равен средний радиус Земли?
Ответ: 6371,11 км
Решите задачу:
Вычислите среднюю плотность Земли по формуле: если известны ее масса и объем:
ρ = (г/см3),(кг/м3) , где ρ- средняя плотность; v – объем; m – масса Земли.
Ответ: 5,976 × 1027 : 1,083 × 1012 км3 = 5,51 г/см³
3.Продолжите предложения, вставив данные слова ( см. учебное пособие стр. 8 -10):
магнитному экватору, магнитного меридиана, изогонами, изоклинами, изодинамами, магнитными аномалиями, магнитометров. |
Образец: Линии, которые соединяют на карте точки с одинаковым склонением, называются изогонами.
а) Линии, которые соединяют на карте точки с одинаковым наклонением, называются изоклинами.
б) Нулевая изогона определяет положение магнитного меридиана.
в) Нулевая изоклина соответствует магнитному экватору.
г) Линии, которые соединяют точки равной напряженности магнитного поля, называются изодинамами.
д) Отклонение значений напряженности магнитного поля от среднего значения для данной местности называется магнитными аномалиями.
е) Магнитные свойства изучаются с помощью магнитометров.
4. Закончите предложения ( см. учебное пособие стр. 9-11):
а) Магнитное склонение – это угол отклонения магнитной стрелки (магнитного меридиана) от географического меридиана данной местности.
б) Магнитное наклонение – это угол наклона магнитной стрелки к горизонту. В северном полушарии опущен вниз северный конец магнитной стрелки, в южном – южный конец стрелки.
в) Изменение температуры в градусах на единицу глубины называется геотермическим градиентом.
г) Среднее значение геотермической ступени составляет 33 м.
5. Ответьте на вопросы ( см. учебное пособие стр. 13-15):
а) Какие два главных метода применяются для изучения внутреннего строения Земли? с помощью геофизических методов, из которых наиболее важное значение имеют сейсмический и гравиметрический методы
б) Как называется сейсмическая граница, которая отделяет земную кору от мантии? поверхность Мохоровичича (сокращенно Мохо, или М)
в) Как называется слой пород с пониженной плотностью в слое В верхней мантии ? астеносферой
г) На каких глубинах земной коры располагается астеносферный слой под континентами? от 80 – 120 до 200 – 250 км, под океанами от 50 – 70 до 300 – 400 км.
д) Через какую оболочку Земли не проходят поперечные сейсмические волны? Ответ: На глубине 2900 км выделяется следующая сейсмическая граница раздела первого порядка, отделяющая мантию от ядра. Глубже этой границы скорость продольных волн скачкообразно падает с 13,6 км/с в основании мантии до 8,1 км/с во внешнем ядре, а поперечные волны не проникают.
е) Какие шесть оболочек (геосфер) выделяются в строении нашей планеты? Перечислите их:
Ответ: атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора, мантия и ядро
6. На рисунке 1 напишите названия оболочек Земли, а на рисунке 2 напишите химический состав геосфер Земли ( см. учебное пособие стр. 14,18).
7. Напишите названия минералов, которые слагают породы перидотиты верхней мантии (см. учебное пособие стр. 17).
(Mg,Fe)2[SiO4] – (Mg,Fe)2[Si2O6] – | Mg3Al2[Si4]3 – MgAl2O4 – шпинель |
Ответ: Верхняя мантия состоит из ультраосновных магматических пород – перидотитов. Их главными минералами являются оливин, пироксены и гранаты. Гранатовые перидотиты – главные породы слоя В верхней мантии.
(Mg,Fe)2[SiO4] – оливин
(Mg,Fe)2[Si2O6] –пироксен
9. Перечислите восемь химических элементов (в порядке их значимости), которые слагают 98% земной коры
Ответ: О (46,4%), Si (28, 15%), Al (8,2%), Fe (5,6%), Са (4,3%), Na (2,4%), К (2%), Mg (2,4%).
10. Заполните таблицу ( см. учебное пособие стр19):
Элементы | Химический состав Земли, вес% |
O | 46,4 |
Fe | 31,7 |
Mg | 13,7 |
Si | 28, 15 |
S | 2,91 |
Na | 2,4 |
Ca | 2,28 |
Al | 8,2 |
Геологические процессы
2.1. Минералы
1. Прочитайте текст в учебном пособии (стр.21) и запишите ответ.
а) Минералы – это природные химические соединения или самородные элементы, которые образуются при различных физико-химических (геологических) процессах. Они слагают разнообразные горные породы земной коры, и их можно увидеть невооруженным глазом. В природе минералы могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Наука, которая изучает минералы, находящиеся в твердом состоянии, называется минералогия. В настоящее время известно более 7000 минералов и их разновидностей, но лишь очень немногие из них имеют широкое распространение в составе горных пород. Такие минералы называются породообразующими.
б) Минералогия – это Наука о минералах.
2. Вставьте данные слова в предложения ( см. учебное пособие стр.21-24):
изометричные, удлиненные, таблитчатые, твердом, жидком, газообразном, кристаллическое, аморфное, физические, отличаются, химические. |
а) Все минералы имеют физические и химические свойства.
б) Свойства одного минерала отличаются от свойств других минералов.
в) Минералы имеют кристаллическое или аморфное внутреннее строение.
г) В природе минералы могут находиться в твердом, жидком, газообразном состоянии.
д) Среди минералов по форме различают три группы: изометричные, удлиненные, таблитчатые.
3. Ответьте на вопросы (см. учебное пособие стр.21-24):
Образец ответа:
а) Что называется кристаллами? Это минералы, которые имеют правильную внешнюю форму в виде многогранника.
б) Какие минералы называются породообразующими?
Минералы, входящие в качестве постоянных существенных компонентов в состав горных пород. Наибольшее значение имеют силикаты (75 % массы земной коры). Для каждой группы пород — магматических, метаморфических и осадочных — характерны свои ассоциации породообразующих минералов.
в) Что такое друза?
Это сростки кристаллов, приросшие одним концом к породе. Для их образования необходимы открытые пустоты, в которых может происходить свободный рост кристаллов.
г) Что такое секреция, жеода, миндалина?
Секреция, жеода, миндалины образуются, когда минералы заполняют пустоты в горной породе. Для секреций типично концентрическое строение, так как заполнение их минеральным веществом происходит от периферии к центру. Мелкие секреции в эффузивных породах называются миндалинами, а крупные секреции с пустотой в середине – жеодами.
д) Что такое конкреция?
Конкреции представляют собой стяжение шарообразной формы. Рост конкреций идет от центра к периферии. По строению чаще встречаются концентрически-слоистые или радиально-лучистые конкреции. Мелкие, до 10 мм, горохоподобные образования, имеющие внутреннее концентрическое строение называются оолиты. Образуются в водной среде.
е) Какие минеральные скопления называют зернистыми?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 3201.