Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).

При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие. Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29).

Сущность хилиазма (χιλιασμός – тысячелетие) заключается в следующем: «задолго до кончины мира Христос опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни, затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние» [Макарий]. Таким образом, согласно учению хилиастов, будет два воскресения мертвых, а также два будущих пришествия Спасителя во славе. Как первое, так и второе явно противоречит Слову Божию. Сам Спаситель учил, что будет только одно воскресение мертвых (Мф. 13, 40-42; 25, 31-46; Ин. 5, 25-29; 6, 40, 54) и одно пришествие Его во славе (Мф. 13, 40-43; 24, 27-51; 25, 31-46). Учение хилиастов о тысячелетнем царствии Христовом также отвергается Священным Писанием, которое «учит только о двух царствах Христовых: царстве благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда (1 Кор. 15, 25), и царстве славы, которое начнется непосредственно после всеобщего суда и не будет уже иметь конца (Лк. 1, 33; 2 Петр. 1, 11)» [Макарий]. Не вы­держивает критики и учение хилиастов о наслаждениях всеми благами временной жизни. Со­гласно Священному Писанию, «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как Ан­гелы Божий на небесах» (Мф. 22, 30; Лк. 20, 34), а также: «Ибо Царствие Божие не пища и пи­тие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Защитники хилиазма основываются на видении ап. Иоанна Богослова, описанного в 20-й главе Апокалипсиса, где сказано, что Ангел, сшедший с небес, сковал сатану на 1000 лет; души же обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие «ожили и царствовали со Христом тысячу лет» … «Это первое воскресение» … «Когда же окончится тысяча лет, сата­на будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы» … Вскоре последует суд над диаволом и над обольщенными им. Мертвые будут судимы по делам их. «И кто не был записан в книги жизни, тот был ввержен в озеро огненное» … «Это смерть вторая». Над вос­кресшими же в первое воскресение смерть вторая не имеет власти. «Ошибочность толкования хилиастами 20-й главы Апокалипсиса видеть не трудно, – говорит протопресвитер М. Помазанский. – Параллельные места к словам о «первом воскресении» ясно показывают, что здесь под воскресением подразумевается духовное возрождение в вечную жизнь во Христе через крещение, воскресение через веру во Христа. «Вы воскресли со Христом», – читаем много раз у апостолов (Кол. 2, 12; 3, 1; Еф. 2, 5-6). Исходя отсюда, под тысячелетним царством нужно понимать период времени от самого начала благодатного царства Церкви Христовой, в осо­бенности – Церковь Небесную, торжествующую. Воинствующая на земле Церковь, по суще­ству, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное. «Смерть вторая» есть осуждение грешников на Всеобщем Суде. Она не коснется «воскресших в первое воскресение»: это значит, что духовно возрождаемые во Хри­сте и очищенные благодатью Божией в Церкви не подвергнутся осуждению, но войдут в бла­женную жизнь Царствия Христова» [Помазанский].

Хилиазм, как учение Аполлинария, был осужден вторым Вселенским Собором (381 г.), на котором в Символ веры были включены слова о Христе: «егоже царствию не будет конца».

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 199.