Надзор и испытания промысловых машин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под эксплуатацией промыслового оборудования понимают научно обоснованную систему организационно- технических мероприятий направленных на поддержание их технического состояния, обеспечивающего надёжную и безопасную работу. 

Эксплуатационные мероприятия условно можно разделить на технические и промысловые.

Под промысловыми понимают комплекс работ по правильному подбору машин или промыслового комплекса, поддержание рационального режима работы этих машин для ведения рационального промысла и минимального износа орудий лова.

Техническая эксплуатация – комплекс работ по поддержанию промыслового оборудования в исправном техническом состоянии ( контроль за техническим состоянием, своевременный и качественный ремонт и .д.т)

 Наблюдение за состоянием промысловых машин и ответственность за их исправность на судах возложена на механиков, электроприводов машин на электромехаников, если такая должность на данном судне отсутствует, то на механика. К работе на промысловых и грузоподъёмных машинах допускаются мастера добычи и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и инструктаж по безопасной эксплуатации.

Основные положения эксплуатации исполнительных органов. При эксплуатации лебёдок с навивными барабанами необходимо проверять надёжность крепления каната планками, не допускать перепутывания канатов. При травлении каната на барабане должен оставаться последний слой. На фрикционных барабанах (турачках) нельзя допускать задиров и выработок на рабочей поверхности. При работе необходимо следить, чтобы канат подходил к фрикционным барабанам перпендикулярно к их оси, что достигается установкой направляющих роликов. На рабочих поверхностях рабочих органов для выборки сетной части не должно быть заусенцев, оголившихся болтов, гаек, шпилек, которые могут вызывать порывы орудий лова. Если поверхность футерована резиной или другими материалами, то необходимо регулярно осматривать футеровку, и при нарушениях восстанавливать или заменять. У подвесных неводовыборочных машин и жгутоформирователей регулярно проверяется надёжность крепления на промысловых стрелах или кронштейнах.

При эксплуатации рыбонасосных установок проверяют герметичность соединения шлангов, перед пуском проверяют заполнение всасывающей линии и рыбонасоса водой. После окончания работы трубопроводы прокачивают чистой водой и удаляют остатки рыбы. Все ролики, ролы и блоки должны свободно вращаться, для этого требуется регулярная смазка осей.

 Техническая эксплуатация приводов, передач и тормозных устройств. Одним из важных элементов промысловой машины является привод. Наибольшее применение имеет электропривод и гидропривод. Электрический привод состоит из электродвигателя, пускорегулирующей аппаратуры и приборов контроля и сигнализации. При эксплуатации электроприводов необходимо следить за надёжностью подключения кабелей и заземления. При пуске приводов постоянного тока необходимо плавно поворачивать маховик управления с выдержкой на каждом контакте. В процессе работы контролируется нагрузка на двигатель по контрольно- измерительным приборам и степень нагрева. Электроприводы эксплуатируются в соответствии с требованиями « Правил обслуживания судового электрооборудования»

Гидропривод состоит из гидронасоса с приводным двигателем, системы трубопроводов, органов управления, контроля и сигнализации. Для нормальной работы необходима чистота рабочей жидкости, своевременная очистка фильтров, не допускать утечек рабочей жидкости и подсоса воздуха в систему. При низких температурах перед пуском гидропривода включают маслоподогреватель.

Эксплуатация редукторов, муфт, цепных передач, укладчиков сводится к периодическим осмотрам, обеспечению регулярной смазки и наблюдению за надёжностью крепления. В тормозных устройствах проверяют надёжность ручного и гидравлического управления тормозами и остановами, а также состояние тормозных лент и тормозных колодок.

Периодичность технического обслуживания промысловых машин устанавливается в соответствии с «Правилами обслуживания судовых промысловых механизмов». По периодичности различают следующие виды ТО, отличающиеся составом, объёмом и трудоемкостью работ – ежедневное, еженедельное, ежемесячное, сезонное и ежегодное. Для каждого вида ТО установлен перечень обязательных работ: моечных, очистительных, смазочных, заправочных, контрольных и регулировочных. При выводе машины из эксплуатации на срок более одного месяца проводится консервация. Для этого машину очищают от грязи, следов коррозии, старой смазки, а затем поверхности машины покрывают равномерно смазкой в два слоя.

Меры по безопасности труда при работе промысловых машин. При разработке мер безопасного труда необходимо руководствоваться «Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности». Размещение промыслового оборудования на судне должно обеспечивать доступность для осмотра и ремонта для каждой машины. Посты управления должны располагаться в легкодоступных и безопасных местах, обеспечивающих хороший обзор промыслового оборудования в процессе работы. Необходимо предусматривать дистанционное управление машинами – один пульт непосредственно у машины, другой в ходовой  рубке. Все поворотные, заваливающиеся и подвесные машины , должны иметь надёжное крепление «по- походному». Блоки и ролики снабжаются приспособлениями для предупреждения самопроизвольного выпадения каната или попадания между щекой и шкивом.

Допущенные к управлению промысловыми машинами члены экипажа проходят ежегодную переаттестацию на право управления. Работающие на палубе на промысловых операциях должны быть в специальной одежде, обуви и рукавицах и иметь при себе на ремне в ножнах остро заточенный с двух сторон нож. Перед пуском промысловых или грузоподъёмных машин необходимо предупредить людей, работающих с канатами или орудиями лова о начале их работы. На палубе между работающими должна обеспечиваться надёжная звуковая связь голосом или переговорным устройством.

Требования безопасности при эксплуатации промысловых машин. Все движущиеся части машин должны иметь съёмные ограждения. При работе промыслового оборудования запрещается касаться движущихся частей машин, переходить через канаты, находящиеся под нагрузкой, выбирать и травить канаты на которых имеются колышки, находиться под нагруженными блоками, шкивами, барабанами, а также находиться вблизи них со стороны внутреннего угла, образованного канатом. Площадки для обслуживания промысловых механизмов, расположенных на высоте более 0,5 м, должны иметь леерное ограждение и нескользкую поверхность.

При тяге канатов фрикционными барабанами (турачками) и навивными барабанами, работающий должен стоять на расстоянии не менее 1 м от барабана, в начале выборки необходимо наложить на турачку не менее 5 витков каната. Травить канат с турачки можно только обратным ходом лебёдки.

Подвесная неводовыборочная машина, кроме крепления к рыму стрелы, должна закрепляться дополнительным страховым концом. Запрещается стоять непосредственно под подвесной машиной, расправлять жгут невода на работающей машине.

Неисправности, ремонт и монтаж промысловых машин. Основными причинами неисправности машин являются: износ деталей, нарушение правил эксплуатации и некачественный монтаж.

В промысловых машинах наиболее часто возникают неисправности: износ подшипников скольжения и качения, износ шеек вала, выкрашивание зубьев шестерён зубчатых колёс, износ тормозных лент и тормозных колодок, износ рабочей поверхности фрикционных барабанов, блоков, шкивов, ролов; износ винтов и поводков канатоукладчиков; деформация реборд навивных барабанов; износ тяговых канатов. Наиболее интенсивно изнашиваются тяговые канаты. По правилам канаты следует заменять при обрыве 10% проволок на длине восьми диаметров каната.

Для промысловых машин установлены следующие виды ремонтов: текущий, средний и капитальный.

Текущий ремонт проводится во время различных ТО, и предназначен для устранения отказов и неисправностей путем регулировочных работ или замены отдельных деталей. Средний и капитальный ремонт является плановым. В первом случае проводится частичная разборка машины, во втором полная разборка с восстановлением или заменой отдельных деталей и узлов.

Надзор и испытания промысловых машин. Надзору подлежит всё установленное на судне промысловое оборудование. Надзор за грузовыми стрелами кранами и грузовыми лебёдками осуществляет Регистр. Надзор за промысловым оборудованием неподнадзорным Регистру возлагается на компетентное лицо, назначенное судовладельцем (обычно это представитель механической службы). Для обеспечения безопасной эксплуатации промыслового оборудования, неподназорного Регистру проводятся освидетельствования и испытания. Основная цель освидетельствования является обнаружение и устранение повреждений и износа деталей промоборудования, представляющих опасность для их эксплуатации. Освидетельствование проводится не реже одного раза в 12 месяцев, освидетельствование ваерных блоков, блоков стяжного троса и проводника, роульсов для промера и проводки ваеров, стяжного троса и проводника – не реже одного раза в 6 месяцев и перед выходом в рейс.

Испытания проводятся с целью проверки работоспособности, прочности промоборудования и крепления его к корпусу судна. Испытания промоборудования проводятся не реже одного раза в 2 года и перед выходом в очередной промысловый рейс. Внеочередным испытаниям подвергается промоборудование после ремонта или переноса на другие штатные места. Оборудование после ремонта испытывает завод, проводивший ремонт.   

Технической документацией предусматриваются: испытания без нагрузки, испытания статической нагрузкой, испытания динамической нагрузкой и испытания эксплуатационной нагрузкой.

Испытаниями без нагрузки проверяется работа местного и дистанционного пульта управления тормозами и муфтами, надёжность работы сигнализации, совместную работу двух машин, проверяется привод на нагрев. Продолжительность работы на холостом ходу составляет 30 мин.

Испытаниями статической нагрузкой проверяется прочность крепления лебёдки палубе, работу тормоза. Испытания проводятся специальным грузом, на 25% превышающим номинальное усилие. На промысловых судах специальный груз подвешивается на стальных канатах на ваерных блоках. При всех видах испытаний механизмов запрещается подвешивать груз над палубой.    

Испытаниями динамической нагрузкой проверяют работу тормозных устройств, надёжность крепления лебёдки, работу муфт включения. На лебёдку подвешивают груз на 10 % превышающий расчётный, поднимают и опускают на 2 – 3 м и несколько раз резко останавливают двигатель тормозами.

Испытаниями эксплуатационной нагрузкой проверяются все паспортные характеристики механизма (тяговое усилие, диапазон скоростей тяги), работу механизма на реверсах, потребляемую мощность, давление масла в гидросистеме, работу сигнализации, уровень шума, надёжность работы всех узлов машины.

 Испытания без нагрузки, статической нагрузкой и динамической нагрузкой проводятся в порту на стоянке судна, а испытания эксплуатационной нагрузкой – в морских условиях.

 Литература: [5], [6], [7].

Вопросы самопроверки.

 

1. Основные требования при эксплуатации исполнительных органов промысловых машин.

2. Требования при эксплуатации приводов, передач и тормозных устройств.

3. Требования по безопасности труда при работе промысловых машин.

4. Наиболее часто встречающиеся неисправности промысловых машин.

5. Кто осуществляет надзор за промысловым оборудованием, за грузоподъёмным оборудованием.

6. Виды и методы испытания промысловых машин.

 

 

                            Рекомендуемая литература

Основная

 

1. Данилов, Ю.А. Промысловое судовождение. Учебное пособие / Ю.А. Данилов. – М.: Моркнига, 2011.-464 с.

2. Дверник, А.В., Шеховцев, Л.Н. Устройство орудий рыболовства. / А.В. Дверник, Л.Н. Шеховцев. – М.:Колос,2007.-272 с.

3.  Карпенко, В.П. Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства: учебник / В.П. Карпенко, С.С. Торбан.- Москва: Агропромиздат, 1990.- 464 с.

4. Мельников, В.Н. Техника промышленного рыболовства: учебник / В.Н. Мельников,  

В.Н. Лукашов.- Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 311 с.

5. Черепанов, Б.Е. Судовые вспомогательные и промысловые механизмы, системы и 

  их эксплуатация: учебник/ Б.Е. Черепанов. - Москва: Агропромиздат, 1986.-296 с.

 

Дополнительная

4. Быховский, Ю.И. Электроприводы ваерных и траловых лебедок / Ю.И. Быховский,

Е. А. Шеинцев. - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1982.- 206 с.

5. Поярков, В.Т. Охрана труда на промысловых судах / В.Т. Поярков, В.М. Мисько и др.

Москва: Агропромизат, 1986.- 335 с.

6. Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР. Л.:   

Транспорт, 1986, 285 с.

7. Торбан, С.С. Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства:

учебник / С.С. Торбан, В.П. Карпенко. – Москва: Агропромиздат, 1986.- 304 с.

9.  Справочник промысловика. 233.04-3069-132. НПП «Югрыбтехцентр». Севастополь,

1991.

 

 

 Татьяна Валерьевна Рязанова

 

Механика орудий рыболовства

Конспект лекций

для курсантов  специальности 26.05.05 Судовождение

 очной и заочной форм обучения

 

Тираж_____ экз. Подписано к печати _____________.

Заказ №________. Объем 3,75 п.л.

 ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический

университет»

298309 г. Керчь, Орджоникидзе 82

Дата: 2019-02-25, просмотров: 405.