Правовые нормы – законы и подзаконные акты в области охраны труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правоотношения в сфере охраны труда регулируются в республике следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями);
- Трудовым кодексом Республики Беларусь;
- Декретами, Указами Президента Республики Беларусь;
- Законами Республики Беларусь «Об охране труда», «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «Об оценке соответствия требованиям технических нор­мативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», «О радиационной безопасности населения» и др. законодательными актами;
- Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
- нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных Правительству;
- нормативными правовыми актами специально уполномоченных республиканских органов надзора и контроля;
- нормативными актами по охране труда министерств, иных республиканских органов государственного управления;
- локальными нормативными правовыми актами нани­мателей.

Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41,45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. В рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь. В целях реализации положений Тру­дового кодекса Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10 февраля 2003 г. № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» утвержден перечень нормативных актов:

- межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты;
- гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН);
- государственные стандарты (СТБ);
- строительные нормы Беларуси (СНБ);
- правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по бе­зопасности (ИБ);
- правила устройства (ПУ), правила технической эксплуатации (ПТЭ), правила безопасности при эксплуатации (Г1Б), правила техники безопасности при эксплуатации (ПТБ);
- отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты.

Система стандартов безопасности труда является комплексом стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Система стандартов безопасности труда подразделяется на следующие основные группы:

- организационно-методические стандарты основ построения системы (раскрывают структуры системы, определяют ее основные положения, термины и определения, устанавли­вают перечень и характер основных видов опасностей);
- стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов (определяют нормы и общие технические требования безопасности по видам опасностей: взрывы, пожары, шумы, вибрация и др.);
- стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;
- стандарты требований безопасности к производственным процессам;
- стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих.

Стандарты ССБТ и другие нормативные документы в зависимости от сферы действия подразделяются на: государственные или межгосударственные (единые для всех отрас­лей); отраслевые (ОСТ), стандарты предприятия (СТП) - локальные.

Для упорядочения работы по внедрению стандартов в министерствах на основании приказа назначают основные и базовые организации, которые осуществляют координацию внедрения ССБТ в прикрепленных к ним организациях. В установленные сроки разрабатывается план внедрения.

Правила по охране труда - нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и экс­плуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических про­цессов, организации производства и труда.

Правила и нормы по охране труда подразделяются на:

- нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии;
- правила, регулирующие организацию охраны труда администрацией, учет и расследование несчастных случаев на производстве;
- нормы и правила по охране труда женщин, подростков, лиц с пониженной трудоспособностью;
- правила, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением правил по охране труда и технике безопасности.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, норм и правил по охране труда.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор — деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль — проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов.

Различие между контрольной и надзорной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов, а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц к ответственности.

В зависимости от органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — властная правоохранительная деятельность специально уполномоченных на то органов по выявлению правонарушений в области трудовых отношений, совершенных нанимателями всех форм собственности и их должностными лицами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде отличается рядом специфических особенностей:

1.Надзор ведется за деятельностью предприятий всех форм собственности и должностных лиц, не находящихся в административном подчинении у органов, осуществляющих государственный надзор.

2.Органы, осуществляющие государственный надзор, наделены административными и юрисдикционными полномочиями властного характера;

3.Указанные правомочия органов государственного контроля и надзора направлены на издание правоохранительных актов индивидуального значения.

Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также в осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о труде занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь — республиканский орган управления, осуществляющий государственную политику, управление и государственный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения, отношения занятости и трудоустройства и отношения по социальной защите населения.

В систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь входят Департамент государственной инспекции труда, органы государственной службы занятости населения, Фонд социальной защиты населения, областные и Минская городская экспертизы труда.

Основными задачами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в социально-трудовой сфере.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь организует работу по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения:

1.осуществляет контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения со стороны органов государственной службы занятости и нанимателей;

2.координирует работу государственной службы занятости в организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения;

3.подготавливает разъяснения о порядке применения законодательства о занятости населения;

4.организует проверки деятельности органов государственной службы занятости населения по контролю за соблюдением законодательства о занятости;

5.анализирует и обобщает практику, предложения, заявления, жалобы граждан и нанимателей по вопросам занятости населения.

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет специальные контрольные и надзорные функции, т. е. является единственным специализированным органом по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда в полном объеме.

Основными задачами Департамента являются:

1.осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

2.выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

3.координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде, в том числе по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

•проверяет работу государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнения уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам;

•заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

•вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде нормативных правовых актов, технических нормативных актов, локальных нормативных актов;

•вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

•информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

•в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью работников и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;

•осуществляет предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил по охране труда;

•проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет контроль за соблюдением нанимателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

•осуществляет контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

•осуществляет анализ нарушений законодательства о труде, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению;

•ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц нанимателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

•применяет в установленном законодательством порядке санкции к нанимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде;

•рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы работников и иных граждан, нанимателей и их уполномоченных должностных лиц в порядке, установленном законодательством;

•содействует изучению нанимателями и работниками законодательства о труде, норм и требований по охране труда;

•налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности и т. д.

Государственный инспектор труда имеет право:

1.по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;

2.знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

3.направлять запросы в соответствующие государственные органы, иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, получать информацию и материалы по вопросам, входящим в их компетенцию;

4.получать от нанимателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы;

5.устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);

6.выдавать нанимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;

7.требовать от нанимателей отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших в установленном порядке проверку знаний, обучение и (или) инструктаж по охране труда либо медицинский осмотр;

8.приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений;

9.проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, устанавливать лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства о труде;

10.налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде штрафы на уполномоченных должностных лиц нанимателя, применять к нанимателям санкции или выносить им предупреждения;

11.составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц нанимателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд;

12.требовать от нанимателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий и так далее.

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами, местными органами власти, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предметом общего надзора является точное и неуклонное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий. Проверки проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Прокуратура проводит также плановые проверки.

Прокуратура может в установленном порядке приносить протесты на акты нанимателя, нарушающие трудовые права граждан, вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносить предписания об устранении нарушений закона.

В систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, также входят:

•Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которое осуществляет управление деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны. В структуру Министерства входят Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, органы государственного пожарного надзора;

•Государственный санитарный надзор осуществляют органы и учреждения, входящие в систему Министерства здравоохранения. Деятельность указанных органов направлена на профилактику заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Тема 11.3 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы.

Профессиональный союз (профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе и лиц, обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов.

Граждане, в том числе и лица, обучающиеся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы, а также право вступать в профсоюзы при условии соблюдения уставов. Граждане вправе создавать профсоюзы на предприятиях, в учреждениях, организациях и на других местах работы.

Профессиональные союзы независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать их осуществлению, если иное не предусмотрено законом. Профессиональные союзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

 























Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.