Виды опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере, их влияние на здоровье человека. Основные требования к организации рабочего места пользователя. Преимущества жидкокристаллических мониторов. Предупреждение зрительного переутомления, чрезмерной статической нагрузки
Основная литература, которую вы можете найти в нашей библиотеке
№ п/п | Библиографическое описание | Гриф*** | Количество экземпляров |
1 | Бубнов В.П., Никитенко М.И., Пустовит В.Т., Мурашко В.Ф., Колобков В.Н. Безопасность жизнедеятельности. В 3-х частях. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Часть 1— Мн.: Амалфея, 2013. –535 с. | Допущено Министерством образования РБ в качестве УП для студентов вузов | 50 |
2 | Дорожко С.В. и др. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Учебное пособие в 3-х ч. Ч. 1: Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. – Мн.: Дикта, 2009. – 291 с. | Допущено Министерством образования РБ в качестве УП для студентов вузов | 25 |
3 | Дорожко С.В. и др. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Учебное пособие в 3-х ч. Ч. 2: Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях. – Мн.: Дикта, 2009. – 387 с. | Допущено Министерством образования РБ в качестве УП для студентов вузов | 25 |
4 | Бубнов В.П. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие в 3-х ч. Ч.2: Радиационная безопасность/ В. П. Бубнов, В. Т. Пустовит. - Мн.: Амалфея,2015. – 260с. | Допущено Министерством образования РБ в качестве УП для студентов вузов | 50 |
5 | Экология : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. А. В. Тотая. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 411с. | Допущено МО и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов | 15 |
6 | Лазаренков, А. М. Охрана труда в машиностроении : учеб. пособие для вузов / А. М. Лазаренков, Б. М. Данилко. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2012. - 288с | Доп. МО РБ в качестве учебника для студентов вуза | 30 |
7 | Вершина Г. А. Охрана труда : учебное пособие / Г. А. Вершина, А. М. Лазаренков. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2014. - 487с. | Доп. МО РБ в качестве учебника для студентов вуза | 3 |
Тема 1. Введение в интегрированную учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности человека» Цели, задачи и структура содержания интегрированной учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности человека». Основные требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины. Понятие об окружающей среде обитания человека. Правовые аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации (ЧС) и другие источники опасностей для человека. Риск как мера опасности. Чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь
Вопрос 1. Цели, задачи и структура содержания интегрированной учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности человека». Основные требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины.
Дисциплина « Безопасность жизнедеятельности человека» обеспечивает базовую подготовку студентов, необходимую для принятия грамотных решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, чрезвычайных ситуаций, а также для успешного решения вопросов, изучение которых направлено на обеспечение безопасности человека от негативного воздействия вредных и поражающих факторов различного происхождения в процессе эксплуатации технологического оборудования, технических средств и систем.
Учебная дисциплина предполагает изучение вопросов по модулям:
«Основы экологии и энергосбережения» - предметом изучения, которого являются глобальные экологические проблемы, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. Рассматриваются проблемы охраны окружающей среды, система знаний о топливно-энергетических ресурсах Республики Беларусь и проблемах их использования.
« Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность». Предметом изучения является система знаний о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, поражающих факторах и их воздействии на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду. Предметом изучения радиационной безопасности является система знаний о радиации, как физическом явлении, эффектах воздействия ионизирующего излучения на организм человека, мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности населения и о последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭС для населения Республики Беларусь.
« Охрана труда» - учебный модуль, предметом изучения которого является законодательство Республики Беларусь в области охраны труда, санитарно-гигиенические требования к производственной среде. Производственная безопасность, защита от поражения электрическим током и защита от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
Цель учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.
Задачи учебной дисциплины
Задачами учебной дисциплины являются:
1- приобретение знаний и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать их последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;
2- формирование навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, на производстве и в быту при наличии угрозы для жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
3- изучение принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды, достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и предотвращения экологического неблагополучия геосфер Земли;
4- овладение методами внедрения энергосберегающих технологий в производственные коллективы и в быт, контроля над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждения потерь энергии, сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
1- способы защиты населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
2- глобальные и локальные экологические проблемы;
3- принципы использования альтернативных источников энергии;
4- основные положения нормативных правовых актов в области охраны труда и обеспечения пожарной безопасности в Республике Беларусь;
уметь:
- применять средства защиты от негативных воздействий окружающей среды;
- анализировать качество окружающей среды;
- экономно и рационально использовать энергию в профессиональной сфере;
- осуществлять выбор методов по снижению риска негативных последствий;
владеть:
- навыками принятия обоснованных решений по обеспечению безопасности населения;
- основными приемами выявления экологически чистых энергоисточников;
- навыками обеспечения комфортных условий жизнедеятельности человека.
Распределение учебной дисциплины по семестрам
| Форма получения высшего образования | |
Очная (дневная) | Заочная* | |
Курс | 1 | 2 |
Семестр | 1 | 4 |
Лекции, часы | 34 | 8 |
Практические (семинарские) занятия, часы | 34 | 6 |
Лабораторные занятия, часы | 16 | 4 |
Аудиторная контрольная работа (семестр, часы) | 4/2 | |
Экзамен, семестр | 1 | 4 |
Аудиторных часов по учебной дисциплине | 84 | 18 |
Самостоятельная работа, часы | 96 | 162 |
Всего часов по учебной дисциплине / зачетных единиц** | 180/5 |
Основные требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины;
-выполнены и защищены в установленные сроки практические занятия( max – 1,5 балла) и лабораторные работы ( max -2 балла);
-выполнены два индивидуальных задания ( max -3 балла) в установленные сроки;
-сданы 2 рейтинга ( max -5,5 балла) по 1 и 2 модулям
- Экзамен (для допуска к экзамену необходимо набрать min =36 баллов)
Вопрос 2. Понятие об окружающей среде обитания человека. Правовые аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
Рис.1. Среды, воздействующие на жизнь и здоровье человека.
Определение: Окружающая среда, т.е. внешняя среда, включает силы и явления природы, ее вещество и пространство, а также любую деятельность человека, находящегося вне рассматриваемого объекта или субъекта. В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, экологическую, социальную и т.д. среды.
Вся эволюция живого (биотического) и неживого (косного) вещества создала благоприятные условия для жизни человека. Этому благоприятствовали космос, геологическая среда, геофизическая среда, воздушная среда, биологическая среда, социальная среда. Вместе с тем, опасные процессы и явления в космосе, в окружающей живой и неживой природе, опасные техногенные происшествия в ходе хозяйственной и социальной деятельности человека часто представляют смертельную опасность для населения, для среды обитания, для хозяйственной и социальной деятельности. Рассмотрим общее воздействие сред на человека:
1. Космос - за счет солнечной энергии обеспечивает жизнь всему биологическому миру, одновременно вызывает опасные процессы и явления в неживой природе (стихийные бедствия), техногенные аварии и катастрофы,
воздействует на психическое и психологическое состояние людей.
2. Воздушная среда, благодаря своему газовому составу, обеспечивает жизнь биологического мира, задерживает губительную для всего живого ультрафиолетовую часть спектра солнечного излучения, космические лучи. Одновременно опасные процессы и явления в воздушной среде (бури, ураганы) могут быть источником ЧС.
3. Геологическая среда, содержит воду, различные химические элементы, необходимые для жизнедеятельности биологического мира. В ней находятся нефть, уголь, газ, другие полезные ископаемые. Во время извержения вулканов, землетрясений, оползней, обвалов, наводнений и других бедствий геологическая среда представляет опасность для человека, экономики и экологических систем.
4. Геофизическая среда, благодаря магнитному полю Земли, защищает весь биологический мир от губительного галактического и межгалактического излучения, обеспечивает жизнедеятельность организмов. Одновременно геофизическая среда является одной из причин землетрясений и других негативных явлений, вызывающих гибель людей, разрушение объектов и экологических систем.
5. Биологическая среда, дает человеку пищу, кислород лекарства, создает благоприятные условия для жизнедеятельности человека. Отдельные животные участвуют в хозяйственной и социальной деятельности человека. Разложившиеся биологические системы дали человеку нефть, газ, уголь, сланцы, торф и т.д. Одновременно биологическая среда часто вызывает инфекционные болезни человека, животных, поражение растений болезнями и вредителями.
6. Техногенная среда. Человек, благодаря своему разуму, достиг фантастических успехов в науке, технике и технологии, что сделало его жизнь более полноценной и длительной. Однако аварии и катастрофы на технических системах ежегодно приводят к гибели или инвалидности миллионы людей. Несовершенство технологии и эксплуатации техники вызвало экологический кризис. Кроме того, человеком созданы различные виды оружия массового уничтожения людей, что грозит гибелью человеческой цивилизации.
7. Социальная среда. Человечество создало международную систему
безопасности, в большинстве стран установлена демократия, уровень социальной жизни достаточно высок. Одновременно около 1 миллиарда человек голодают, продолжительность жизни людей в отдельных регионах земного шара незначительна, а смертность высокая. Не прекращаются локальные войны и региональные конфликты, продолжается терроризм. Это ведет к гибели ни в чем неповинных людей, к разрушению экономики и социальной сферы.
8. Экологическая среда. Хозяйственная и социальная деятельность человека отрицательно влияет на биосферу. Антропогенные воздействия на биосферу приводят к выходу жизнедеятельности организмов за границы их толерантности и (или) к их гибели, ухудшаются условия безопасности жизнедеятельности организмов и за счет опасных природных процессов.
Ухудшается среда и за счет роста народонаселения. По оценкам специалистов в 2050 году на Земле будет проживать более 20 миллиардов человек. Это крайне опасно для человеческой цивилизации.
Все эти факторы приводят к тому, что возникают события, которые и создают экстремальные ситуации в системах и чрезвычайные ситуации на определенных территориях.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.