Российская Федерация после 1991 г-2000 г.: экономика, политика, социальная сфера. Эмиграция и значение современной миграции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осени 1991 г. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всех городах были введены талоны

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за все время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 г. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода

В последние месяцы 1991 г. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар. Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

с 1992 г. началась реализация радикальной экономической реформы.

 Ее первым шагом стала либерализация цен, т. е. отказ от их государственного регулирования. Цены возросли в десятки и сотни раз. Но «шокотерапия» вскоре дала первые результаты. Прилавки магазинов наполнились товарами. Однако покупательная способность большинства населения была низкой, так как при такой ситуации все сбережения граждан были быстро израсходованы, а рост зарплаты искусственно сдерживался. Была разрешена свобода торговли, введена внутренняя конвертация рубля, появилась легальная возможность обмена на иностранную валюту.

Экономические реформы охватили и аграрный сектор народного хозяйства. земля и фонды передавались коллективам работников и пенсионерам и делились на условные паи. Тем самым колхозы и совхозы были фактически отделены от государства.

Все хозяйства страны перерегистрировались. Большинство из них стали коллективными хозяйствами с коллективно-долевой собственностью.

 Часть хозяйств преобразовалась в так называемые ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов. Но реальная экономическая практика показала, что товарность сельского хозяйства от этого сильно не увеличилась. Оно и сейчас слабо конкурирует с импортными товаропроизводителями, и кризисные явления в аграрной сфере продолжаются.

Важным направлением в проведении экономических реформ считалась приватизация. С ее помощью предполагалось осуществить процесс разгосударствления собственности и покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения, запустив тем самым в действие механизм рыночной конкуренции.

 В конце 1992 г. началась выдача населению приватизационных чеков (ваучеров) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей, которые оно могло вкладывать в приватизируемые предприятия и инвестиционные фонды. Предполагалось, что таким путем будет создан достаточно широкий слой собственников, который станет основой для формирования среднего класса страны. Но началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками, отдельными состоятельными людьми, мафиозными структурами. В результате большинству населения ваучеризация ничего не дала и не сделала их, как полагали реформаторы, процветающими собственниками.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г., при всей его тяжести и трагичности для части населения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гг. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 г. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В этот период России удалось рассчитаться с внешними долгами.

 

Важная проблема для современной России - интеллектуальная эмиграция. Ее масштабы сильно зависят от экономического и политического положения страны. И в этом виде миграции Россия напротив, выступает, как донор мигрантов. Отток высококвалифицированных кадров из России продолжается, и проблема его стабилизации требует немедленного решения.

Увеличивается отставание России в технологическом отношении от ведущих стран, на этом фоне отток высококвалифицированных кадров особенно ощутим. Кроме непосредственно интеллектуального потенциала Россия теряет существенные финансовые доходы от деятельности квалифицированных работников, а так же остаются не возмещенными затраты государства на обучение и подготовку квалифицированных кадров.

Приток иностранных граждан в РФ объясняется не только тем, что Россия находится в центре различных миграционных потоков, но и особенностями политики руководства страны, благодаря которой в Российскую Федерацию стало прибывать больше временных трудящихся-мигрантов. Среди важных источников рабочей силы для нашей страны, помимо стран СНГ, следует назвать Китай, Турция и Вьетнам.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.