Проект реформы государственного строя М.М. Спиранского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1808 году М.М. Сперанскому было поручено подготовить общий проект государственных преобразований в России. В основу проекта Сперанский положил идею разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть — Государственной думе (губернские, окружные, волостные думы), исполнительная — министерствам, судебная — Сенату. Во главе государства должен стоять монарх. При нем действует Государственный совет — совещательный орган из числа сановников, назначаемых императором. Избирательные права предоставлялись дворянству и «среднему сословию» (купечеству, государственным крестьянам и т.п.). Из всех предложений Сперанского был учрежден лишь Государственный совет (1810), просуществовавший до 1917 г. старые коллегии заменены министерствами.

 

 

Внутренняя политика Александра 1. Итоги

Николай 1

Внутренняя политика.

1. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС.

Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. В течение всего царствования Николая I было создано 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В общем, крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II.

Было облегчено положение помещичьих крестьян. В стране было 36 млн. помещичьих крестьян, но они были собственностью помещиков. Правительством были приняты постановления, которые в обществе меняли взгляд на помещичьих крестьян. До этого в дворянской среде господствовала точка зрения на помещичьих крестьян, как на частную помещичью собственность наравне с землей, скотом, рабочим инвентарем и т.д.

1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.

1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.

1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.

1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

2. СИСТЕМА ГОС.-ГО УПРАВЛЕНИЯ

Центральные государственные учреждения при Николае делились на органы верховного и подчиненного управления. Органами верховного управления царь руководил сам, а орган подчиненного управления находились в ведении специальных должностных лиц, осуществляющих свои функции от имени по поручению царя. Деление управления на верховное и подчиненное было введено М.М. Сперанским.

К органам верховного управления относились Государев венный совет, председателем которого являлся царь, кабинет министров, Канцелярия. Императорская канцелярия стала превращаться в высшее государственное учреждение еще при Александре I, а в царствование Николая I приобрела огромным значение. Канцелярия делилась на четыре постоянных и различные временные отделения.

1. Первое отделение исполняло личные поручения царя, предоставляло ему поступающие на его имя бумаги, ведало личным составом чиновников.

2. Второе отделение занималось кодификацией законодательства.

3. Третье отделение руководило тайной полицией и жандармерии- ей, а четвертое — ведало благотворительными учреждениями.

Еще одним органом верховного управления было Министерство двора и уделов, которое обслуживало царя и членов царской фамилии.

Органами подчиненного управления были Сенат, Синод и министерства.

Личная канцелярия царя, возникшая еще до 1812 г., с созданием 3 июня 1826 г. 3 отделения превратилась в орган верховной власти, концентрировавший в своих руках почти все стороны управления государством и, по существу, подменявший ряд министерств. Как часть императорской канцелярии, III отделение, подчиняясь только Николаю I, стояло вне общей системы государственных учреждений и даже в известной степени над ними. Министры и главные управляющие должны были выполнять все его указания по поводу непорядков и злоупотреблений в их ведомствах, генерал-губернаторы и губернаторы по вопросам, входившим в сферу деятельности III отделения, доносили не Министерству внутренних дел, а непосредственно императору через главного начальника отделения. В 1827 г. в распоряжение III отделения был предоставлен корпус жандармов.

Россия была разделена на несколько жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. В каждый округ были назначены жандармские генерал и несколько штаб-офицеров.

Во внутренней политике Николая I можно условно выделить два периода, границей между которыми является общеевропейская революция 1848 г. Если первый период царствования ознаменовался реформами внутри страны, то революции 1848— 1849 гг. вызвали усиление реакции во внутренней политике и попытки реформирования больше не предпринимались.

Идеалом государственного устройства для Николая I являлась армия, строго регламентированная уставами и регламентами, с железной дисциплиной и подчинением командованию. «Здесь, в армии, порядок, строгая безусловная законность... никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться... все подчиняется одной определенной цели...» Встав во главе государственной армии чиновников, Николай полностью сосредоточил бразды правления в своих руках.

4. ЭКОНОМИКА

Развитие экономики в эпоху правления Николая I отличалось проти­воречивостью. С одной стороны, в это время начинается промышленный переворот, расширяется использование машинного труда, в первую оче­редь в текстильной промышленности. Строятся первые железные до­роги: в 1837 г. — между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. — меж­ду Петербургом и Москвой. Вокруг новых заводов и фабрик вырастали новые города. Правительство поддерживало отечественную промыш­ленность с помощью политики протекционизма, устанавливая высокие таможенные пошлины на импортируемые товары.

Однако промышленный переворот сдерживался крепостным правом, которое не позволяло обеспечить промышленность достаточным количеством рабочих рук. В сельском хозяйстве эффективность под­невольного труда крестьян снижалась. Большинство помещиков пы­талось найти выход не с помощью более рационального ведения хозяйства и применения новой техники, а путем усиления эксплуа­тации крестьян. Это приводило к обнищанию крестьянского хозяй­ства и увеличению числа крестьянских восстаний. Наиболее дально­видные помещики приходили к мысли о необходимости перехода к вольнонаемному труду.

Правительство стремилось поддерживать развиваю­щуюся промышленность и торговлю. Были учреждены Коммер­ческий и Мануфактурный советы, в которые вошли крупные фабриканты и заводчики, наиболее значительные представите­ли купечества. В крупных городах России устраивались большие промышленные выставки. В интересах развития промышленности и роста государственных доходов сохранялись протекционистские тарифы. Дворянам было разрешено открывать в городах фабрики и заводы, им предоставлялись немалые льготы.

Но преимущества давались не только «первому сословию» государства. Была снижена плата купеческому и крестьянскому со­словиям за право торговли. Помещичьи крестьяне могли приобре­тать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промыш­ленные предприятия.

Немалую роль в достижении финансовой стабилизации сыгра­ла реформа Е. Ф.Канкрина. В 1823 г. Канкрин был назначен на пост министра финансов, на котором он пробыл до 1844 г. Он доказал Николаю 1, что казенная продажа вина лишь понижает сборы и развращает чиновников. По его инициативе была введена откуп­ная система, предусматривающая свободную продажу вина. В ре­зультате этого сборы резко возросли, но пьянство в России уси­лилось. В 1839 г. основой российского денежного обращения стал серебряный рубль. Стали выпускаться и бумажные деньги, которые можно было обменять на серебряную монету. Контролеры и сам Канкрин внимательно наблюдали за тем, чтобы бумажные день­ги, находившиеся в обращении, соответствовали запасу серебра Государственного банка.

5. ОБРАЗОВАНИЕ

К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу правления - 77.

Главное место в правительственной идеологии занимало поня­тие «официальной народности», заключавшееся в толковании роли русского народа как хранителя патриархальных традиций, чуждо­го революционным идеям мятежного Запада. Потому поощрялись стихи поэтов, выходцев из крестьянского и купеческого сословия (Ф. И. Слепушкина, А. В. Кольцова), широко пропагандировалась опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», поощрялись картины на кре­стьянскую тему А. Г. Венецианова. Сама теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Москов­ского университета - историка М. П. Погодина и литературоведа С. П. Шевырева, в произведениях таких писателей, как Н. В. Ку­кольник, И. И.Лажечников и М. Н. Загоскин.

Немалую роль в пропаганде теории «официальной народно­сти» сыграл граф С. С. Уваров, ставший с 1833 г. министром на­родного просвещения. Он сумел доказать Николаю 1, что науки при опоре на исконные русские начала - православие, самодер­жавие и народность - станут надежной опорой трона, поскольку его основой станет «истинно русское просвещение».

Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.

Средними учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные — преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную — в Технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

(Проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 394.