Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это и есть явное испытание (или явная милость)»» (37 ас-Сафат, 103-106)

Ибрахим проявил свою покорность Воле Аллаха и свое послушание Ему. Он твердо вознамерился предать закланию своего сына и сделал все для выполнения приказа Господа. Ему осталось лишь провести лезвием клинка по горлу Исмаила, но для Аллаха в этом не было никакой необходимости. Испытание, данное Господом Ибрахиму, было им выдержано и выполнено достойнейшим образом. Согласно мнению большинства богословов, в жертву вместо Исмаила был принесен белый баран с ясными глазами и крепкими рогами, которого Ибрахим нашел привязанным к тернистому растению на горе Фавор (в Мекке).

«Мы выкупили его (Исмаила) великой жертвой.

Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву» (37 ас-Сафат, 107-108)

Жёны Исмаила.

Исмаил вырос и возмужал в окружении людей из арабского племени Джурхум, остановившихся в свое время у источника Зам-Зам. Он был очень энергичным юношей. Был хорошим стрелком и умелым охотником, о чем упоминается в достоверном хадисе:

 

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо группы (людей из племени) аслам, которые упражнялись в стрельбе из лука, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Стреляйте, о сыны Исмаила, ибо, поистине, отец ваш был (хорошим) стрелком…» (со слов Салама бин аль-Аква, Сахих Аль-Бухари (97 и 3371))

Исмаил отличался хорошим нравом и благородством, за что джурхумиты очень любили, ценили его и предложили ему в жены одну из своих дочерей.

Однажды в гости к Исмаилу приехал его отец, Ибрахим, но не застал сына дома (тот был на охоте). Ибрахим спросил жену Исмаила о том, как они живут, и та начала жаловаться на жизнь, сообщив ему, что они проживают в бедности. Тогда он попросил передать приветствие её мужу и сказать ему, чтобы тот поменял порог своей двери. Эта женщина не знала, что старик был отцом ее мужа, и не догадывалась, что в этом послании содержится отцовский приказ развестись с ней. Исмаил сделал так, как велел ему отец и развёлся со своей женой. Ибрахим увидел, что такая женщина не достойна быть женой пророка, который должен возглавлять людей и быть авторитетом среди них. Жена, которая постоянно жалуется на тяготы жизни, не сможет стать опорой своему мужу в достижении великих целей.

Через какое-то время Ибрахим снова приехал в гости к сыну и увидел другую женщину, которая заметно отличалась от первой. Она понравилась ему и он, удовлетворившись выбором своего сына, велел ему жить с этой женщиной. Он расспросил новую жену Исмаила о том, как они живут, на что та ответила, что они живут во благе и полном достатке, а затем прославила и восхвалила Аллаха. Ибрахим спросил, чем они питаются и что пьют, женщина ответила, что они едят мясо, а пьют простую воду. Тогда Ибрахим помолился, чтобы Аллах ниспослал благодать на мясо и воду жителей Мекки. Благодать молитвы Ибрахима заключалась в том, что если жители Мекки будут питаться только мясом и водой, это не повредит им (в то время как жителям других мест такая скудная еда без наличия в рационе овощей, злаков, фруктов, молока и т.д. нанесет вред).

История общения отца Исмаила с его жёнами упоминается в достоверном хадисе Посланника(сас):

«… Тогда они (джурхумиты) остановились там и послали за своими семьями, после чего остались в этом месте для постоянного жительства. Тем временем мальчик (Исмаил) подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его. Когда же он достиг (совершеннолетия), они женили его на одной из своих соплеменниц.

После смерти матери Исмаила и его свадьбы туда приехал Ибрахим, чтобы повидаться с теми, кого он оставил, однако он не застал Исмаила. Тогда он стал спрашивать о нём его жену, и она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас что-нибудь» (имеется в виду, что он отправился на охоту). Потом Ибрахим спросил её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «Плохо, ибо мы претерпеваем нужду и бедствуем!», − и стала жаловаться ему. Ибрахим сказал: «Когда придёт твой муж, передай ему от меня приветствие и скажи ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаил, будто что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который спрашивал нас о тебе, и я рассказала ему (о том, что его интересовало), а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя и (передать) тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это − мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье!», – а потом он развёлся с ней и женился на другой женщине из племени Джурхум.

Ибрахим провёл отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришёл к ним, но не застал Исмаила. Тогда он зашёл к его жене и стал расспрашивать о нём, а она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас что-нибудь». Он спросил: «Как ваши дела?», − и принялся расспрашивать её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас всё хорошо и всего вдоволь», после чего возблагодарила Аллаха. Ибрахим спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду», и тогда Ибрахим воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!»

Посланник(сас) сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на зерно. Он(сас) объяснил: «Если же кто-нибудь станет питаться только (мясом и водой) за пределами Мекки, это обязательно повредит ему».

Ибн Аббас продолжил: «Потом Ибрахим сказал: «Когда придёт твой муж, передай ему приветствие и скажи, чтобы он укреплял порог своей двери». Вернувшись, Исмаил спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» Его жена ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец», отозвалась о нём с похвалой и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему, а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я сказала, что у нас всё хорошо». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери». Исмаил сказал: «Это − мой отец, а порог − это ты, и он велел мне не расставаться с тобой»

(передан со слов Ибн Аббаса; Сахих Аль-Бухари, 1351. (3364))

Этот хадис показывает нам высокий уровень почтения Исмаила к своему отцу. Когда Ибрахим велел ему развестись с первой женой и удержать при себе вторую, тот без малейших пререканий выполнил отцовские наставления. Ибрахим же показал пример искренней заботы отца о своем сыне. Он всегда был добрым наставником в жизни Исмаила, советовал сыну то, что считал пользой и благом. Ему не понравилось поведение первой жены Исмаила, которая жаловалась на свою жизнь и бедность. Ведь праведники всегда отличались тем, что довольствовались скромным уделом, терпеливо переносили трудности жизни и благодарили Аллаха за то, что имели. Поэтому Ибрахим похвалил вторую жену Исмаила, которая была довольна жизнью и благодарила Аллаха, несмотря на скромность их быта.

Строительство Каабы.

Когда Ибрахим приехал в гости к сыну в третий раз, он застал его, сидящим под большим деревом и затачивающим наконечники своих стрел. Это было то самое дерево, под которым он оставил его грудным младенцем. Увидев отца, Исмаил встал, они произнесли слова приветствия, крепко обнялись, поцеловались, как подобает делать отцу и сыну после долгой разлуки. Затем Ибрахим сказал сыну, что Аллах приказал ему построить Заповедную Мечеть, и повелел Исмаилу помочь в ему в этом деле. Исмаил поспешил подчиниться приказу Аллаха.

 

«… После этого Ибрахим провёл отдельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним (и увидел, что) Исмаил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Зам-Замом. Увидев (Ибрахима), он поднялся (со своего места и направился) к нему, и они (стали приветствовать друг друга, как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Потом (Ибрахим) сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». (Исмаил) сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?» (Исмаил) сказал: «Я помогу тебе». Тогда (Ибрахим) сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом», и указал на холм, возвышавшийся (надо всем) вокруг. После этого они заложили основы этого дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим — строить; когда же были возведены стены, (Исмаил) принёс и поставил этот камень для (Ибрахима), который встал на него и продолжал строить, Исмаил же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий»»

(передан со слов Ибн Аббаса; Сахих Аль-Бухари, 1351. (3364))

Кааба была построена на том же месте, где она стояла во времена пророка Адама. Ибрахим и Исмаил вместе подняли основание Каабы. Как говорится в хадисе, Исмаил подносил для Ибрахима камни, а тот делал кладку. После того, как стены здания поднялись выше роста Ибрахима, Исмаил прикатил ему под ноги большой плоский камень, на который тот поднялся и продолжал работу. На этом камне остался отпечаток его ступни. Этот камень в настоящее время является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима). Он находится в нескольких метрах от Каабы внутри небольшой постройки с куполом и является местом, рядом с которым совершается двух-ракаатный намаз, являющийся неотъемлемой частью обрядов хаджа и умры. О макаме (месте стояния) Ибрахима как о месте моления сказано и в Коране:

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима местом моления. Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2 аль-Бакара, 125)

По окончании строительства пророк Ибрахим и его сын пророк Исмаил вознесли молитву Всевышнему Аллаху:

«Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий.

Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный.

Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (2 аль-Бакара , 127-129 )

Религия Исмаила.

О религии пророка Исмаила, так же, как и о религии его отца, пророка Ибрахима, между иудеями и христианами шли долгие препирательства. В Коране на спор по этому поводу Всевышний Аллах дал следующий однозначный ответ:

«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)

Исмаил не был ни иудеем, ни христианином. Его религия – Единобожие, поклонение только одному Единому и Единственному Богу, Творцу, Создателю миров, Аллаху.

«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе, Исе и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 136) (3 аль-Имран, 84)

Исмаил руководствовался шариатом своего отца Ибрахима. Он призывал к вере в Единого Бога и исполнению Его законов арабов племени Джурхум, среди которых и проживал.

Потомство Исмаила.

Пророк Исмаил является прародителем большей части арабов. Согласно большинству исламских комментаторов, после того, как Исмаил по рекомендации отца развелся со своей первой женой, он женился на дочери вождя племени Джурхум. От этого брака у него родилось двенадцать сыновей, которые стали родоначальниками арабских племен. Позднее эти племена распространились по всей Аравии и даже вышли за ее пределы. В Мекке остались потомки сына Исмаила, Кидара, из которых происходил Аднан, предок посланника Аллаха Мухаммада(сас) в 21 колене. Внук Аднана, Низар, имел четырёх сыновей, от которых произошли четыре арабских племени, одним из которых было племя мудар. Из ветвей этого племени были кинаниты, а уже от их ветвей произошло родное племя пророка Мухаммада(сас) - курайш.

Конец жизни Исмаила

Пророк Исмаил вместе со своей семьёй жил в Мекке. Он наставлял людей на истинный путь, вразумлял их, давал бесценные советы. Исмаил ежегодно руководил паломничеством и следил за тем, чтобы обряды хаджа выполнялись правильно.

Интересна история, о которой в своих трудах упоминают многие исламские богословы:

Исмаил жил возле Каабы. В те времена на здании Каабы не было покрывала, и однажды жена Исмаила предложила ему накрыть стены Дома Аллаха тканью. Он согласился. Тогда она соткала покрывала из шерсти овец и повесила их на стены. Так, обычай вешать ткань на Каабу появился со времён жизни пророка Исмаила, и эта традиция сохранилась, по сей день. Каждый год в праздник жертвоприношения старое покрывало заменяется новым.

В достоверных источниках нет упоминаний событий, связанных с дальнейшей жизнью и пророческой миссией Исмаила. По версии отдельных комментаторов, он дожил до глубокой старости, а после смерти был похоронен рядом с могилой своей матери возле Каабы.

Обычаи и традиции арабов

3. Ислам, как известно, является государственной религией в большинстве арабских стран. Теоретически жизнь любого мусульманина, каждое его действие, и даже его мысли, строго регламентируются Кораном и сунной. В мусульманском мире Коран всегда оказывал и продолжает оказывать сейчас огромное влияние на формирование человеческой личности: он играет важную роль в

4. 1. становлении отношения человека к другим людям;
2. в становлении отношения к миру в целом;
3. в формировании норм поведения и общения.

5. Ислам накладывает отпечаток даже на другие религиозные конфессии в арабском мире. Так, коптская христианская церковь в Египте под воздействием процесса исламизации приобрела некоторые черты, свойственные исламу: копты могут не снимать в церкви головной убор, но зато очень часто снимают обувь при входе.

6. Арабский этикет и бедуинский кодекс чести

7. Огромную роль в формировании норм этикета сыграли ценности, обычаи и традиции бедуинского общества, когда сама кочевая жизнь в тяжёлых климатических условиях Аравийского полуострова подсказывала оптимальные правила поведения. Достаточно вспомнить запрет на употребление в пищу мяса свиньи, содержащийся в Коране. Многие ученые склонны считать, что он возник в связи с тем, что на жаре свиное мясо быстро портится и легко становится причиной пищевых отравлений.

8. Арабский этикет во многом сложился в результате наложения морально-этических норм ислама на бедуинский кодекс чести. В обществе доисламской Аравии в качестве этического идеала выступало понятие "мужества и порядочности" - муравва. Этим староарабским термином обозначался набор качеств настоящего мужчины:

9. * доблесть,
* великодушие,
* щедрость,
* умение любить,
* красноречие,
* верность данному слову.

10. Однако доисламская муравва и исламские нормы не тождественны. Например, коранический идеал щедрости принципиально отличается от идеала бедуинской поэзии прежде всего тем, что Мухаммад проповедует щедрость осмысленную. Если простой бедуин, представитель доисламского общества, мог ради гостя зарезать единственную верблюдицу и тем самым лишить свою семью практически всего имущества, то для Мухаммада щедрость отнюдь не является самоцелью.

11. В Коране освящается щедрость, но вместе с тем порицается расточительность. Согласно Корану, здесь нужно придерживаться золотой середины: "И те, кто тратя, не бывают ни расточительны, ни скупы, а держатся средины верной" (XXV, 67. Коран. Перевод И.В. Пороховой). Освященные своей традиционностью этические нормы бедуинского общества составили и этический идеал Корана.
Арабский этикет: Знакомства с арабами

12. При знакомстве с арабами, точно так же, как и с представителями многих других культур, соблюдается определенный ритуал.

13. Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым.

14. Младших по возрасту или служебному положению следует представлять старшим: юноша представляется мужчине, мужчина - шейху, и т.п.

15. Если знакомящиеся люди равны по возрасту и положению, то холостой должен представляться женатому, а незамужняя женщина - замужней.

16. Один человек представляется группе людей. Женщина представляется супружеской паре первой.

17. После представления человек, которому представляют нового знакомого, должен сказать фурса саида, что переводится как "очень приятно познакомиться" или "рад с Вами познакомиться". В дословном переводе фурса саида означает "счастливый случай".

18. При знакомстве и при встрече принято обмениваться рукопожатиями. Обычай рукопожатия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Причем тот факт, что для рукопожатия следует подавать правую руку, не случаен. Ведь именно правая рука практически всегда сжимала рукоятку меча. Протягивая её при встрече, человек тем самым показывал, что у него благие намерения. По традиции женщине запрещено подавать руку первой, надо дождаться пока это сделает мужчина, но иногда женщины нарушая это правило попадают в неловкую ситуацию например, на различных дипломатических приёмах им начинают в знак уважения и приветствия целовать руки, протянутые для рукопожатия. Египетский дипломат Абдель Фаттах Мухаммад Шаббана в своей книге "Общение с людьми и этикет", советует примерной арабской женщине не протягивать руку, а ограничиться кивком головы. И при этом следить за тем, чтобы в её руках всегда была сумочка или платок. Это будет знак для "недалёких" представителей западной культуры, что подавать руку для поцелуя она не собирается.

При встрече мужчины обнимаются и прикасаются друг к другу сначала одной щекой, потом другой, при этом похлопывая по спине и плечам. Если мужчины не виделись очень давно и они знакомы достаточно близко, то обычно они приветствуют друг друга троекратным поцелуем в обе щеки (в Египте зачастую ограничиваются двумя поцелуями), заключив друг друга в объятия. На Западе считается общепринятым, когда при встрече или даже при знакомстве, мужчина может поцеловать женщину в щеку. С точки зрения арабского, а шире - исламского, этикета, подобные действия абсолютно неприемлемы.

19. Арабский этикет и время

20. В последнее время частью нашей повседневной жизни становятся переговоры. И при этом особенно важно умение поддерживать личные контакты с арабскими партнёрами. Ведь для арабов нет ничего важнее человеческого общения. Вы легко это заметите в повседневной жизни, например, при посещении любого магазина. Для продавца араба сам процесс торга и разговора с покупателем иногда более важен, чем конечный результат.

21. Арабам вообще присуще более спокойное, чем европейцам, отношение ко времени. Еще в далекие времена бедуины заходя друг к другу в гости за солью могли просидеть в гостях за чашкой чая целый день!

Поэтому если ваш стандартный деловой визит в арабскую страну расписан по часам, то будьте готовы к тому, что программа будет постоянно нарушаться. Всякого рода переговоры и встречи не следует ограничивать временными рамками, а лучше заранее исходить из того, что обязательно произойдёт какая-нибудь задержка. Это порой раздражает представителей западной культуры, однако, если вы начнете настаивать на выполнении временного графика, например, то у арабского партнера может сложиться впечатление, что он имеет дело с чрезвычайно нетерпеливым человеком, причем, к тому же, не в меру требовательным.

22. Кто первым заходит в шатёр

23. Приехав в офис к арабскому партнеру в условленный час, вы вполне можете не застать его там. Но вы можете быть уверены, что персонал его компании примет вас хорошо. Если вам предложат кофе, то подадут его в маленькой чашечке, причем подливать кофе будут до тех пор, пока вы не поставите чашечку на поднос, предварительно покачав ее большим и указательным пальцами.

24. Если ваш арабский партнер вышел вам навстречу к двери, то, провожая вас в свой кабинет, он, скорее всего, войдёт в него первым, вместо того, чтобы пропустить гостей вперёд, как предписывает западный обычай. Эта традиция идёт с древних времен, когда бедуин, приглашая гостя к себе в шатёр, заходил в него первым, чтобы показать, что там безопасно и нет засады.

25. Если вы идете куда-либо вместе с арабами, то необходимо помнить о том, что преимущество имеет тот, кто находится справа. Поэтому при входе, выходе, посадке в лифт и т.п. первым начинает движение тот, кто идет справа.

26. "Допросы"

27. На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный приём другу, деловому партнёру или просто постороннему человеку, арабы высоко ценят, когда такое же внимание проявляется по отношению к ним самим. Вступительная часть деловой встречи - приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами - длится довольного долго. В арабоязычных странах, будь то разговор по телефону, встреча в учреждении или на улице, согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье... Подобный "допрос" может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем, эти дежурные вопросы ни в коей мере не предполагают развёрнутых подробных ответов. Ответы должны быть краткими, порой, чисто ритуальными.

28. Левая рука

29. Будучи в арабских странах или вообще на Ближнем Востоке, необходимо помнить о том, что левая рука в исламских странах считается "нечистой". То же самое, кстати, относится и к Индии. Дело в том, что левая рука используется для омовения интимных мест (омовение вместо использования туалетной бумаги вполне оправданно с точки зрения гигиены, особенно в жарком климате). Поэтому передавать документы, визитные карточки или сувениры ей запрещается, если только вы заранее не предупредите, что вы левша.

30. Если вас пригласят есть плов руками, используйте для этого только правую руку. Представление о связи левой руки с неудачей, неблагополучием, несчастьем, а правой - со счастьем и удачей, нашло свое отражение и в Коране, и в Библии.










Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.