РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
«МАРКЕТИНГ» И «ЛОГИСТИКА»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций от июня 2016 г.
Студентами должны быть соблюдены следующие требования:
Структура основной части дипломной работы должна включать 3 главы:
1. Теоретическая
2. Аналитическая
3. Направление(я) совершенствования по изучаемому вопросу (теме исследования).
Структура каждой из глав определяется студентом по согласованию с руководителем дипломной работы.
Для подтверждения присвоения студенту квалификации «маркетолог-экономист» или «логист-экономист» во второй и третьей главе студент должен представить полученные умения и знания как по блоку маркетинговых (логистических) дисциплин, так и экономических.
Структура второй главы должна отражать:
2.1 Организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
2.2 Анализ по выбранной теме исследования на конкретном предприятии (объекте исследования).
2.3 Название и содержание этого раздела определяется по согласованию с руководителем дипломной работы в зависимости от выбранной темы.
Структура третьей главы определяется руководителем дипломной работы.
В п. 2.1 необходимо отразить наименование объекта исследования, юридический (почтовый) адрес, правовую форму собственности, направление деятельности, краткую историю развития, организационную структуру управления, анализ кадрового состава, правовые обязанности сотрудников (по согласованию с руководителем и выбранной темой), дать финансово-экономическую характеристику.
При написании п. 2.1 студент должен использовать различные формы анализа: табличную, графическую, приведения показателей в сопоставимый вид, балансовый и др. Период анализа должен быть не менее 3 лет.
Следует обратить внимание на то, что представленные в таблице и графиках данные носят результативный характер и должны быть в последующем обязательно проанализированы с выводами и выявлением взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями, их динамики.
Пример табличного и графического анализа представлен ниже.
Структура управления ОДО «ФФФ» представлена на рисунке 2.1.
Управленческий отдел | ||
Учетный отдел | ||
Отдел снабжения | Отдел реализации |
Рисунок 2.1 – Структура управления ОДО «ФФФ»
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Отдел снабжения осуществляет:
1. Прием товара от поставщиков на склад.
2. Предпродажная маркировка товара и внесение в базу данных предприятия.
3. Передача информации о движении товаров по складу в учетный отдел.
Отдел реализации выполняет следующие виды работ:
1. Прием товара от отдела снабжения и его реализация.
2. Обеспечение максимальной скорости обслуживания клиентов.
3. Предоставление информации о движении товаров в учетный отдел.
Учетный отдел выполняет функции:
1. Получает и обрабатывает информацию по движению товаров из отделов снабжения и реализации.
2. Своевременно изменяет и дополняет информацию в отделах снабжения и реализации о ценах на товары и о новых поступлениях.
3. Передает необходимую информацию по отделам.
Функциями управленческого отдела являются:
1. Ведение бухгалтерского учета.
2. Контроль и координация работы организации.
3. Ведение расчетов с поставщиками продукции и иными организациями.
Отношения предприятия с юридическими службами и гражданами во всех сферах его деятельности определяются договорами и законодательством Республики Беларусь [40].
Для осуществления торгово-хозяйственной деятельности на 1 января 2017г. штат сотрудников насчитывал 120 чел., структура которого представлена на рисунке 2.2.
Как следует из рисунка 2.2, наибольший удельный вес в структуре персонала организации принадлежит категории «рабочие», на долю которых приходится 75% от общей численности работников организации или 90 человек.
Численность специалистов на начало года составила 25 человек, что соответствует 20,8% всего штата сотрудников. На долю руководителей приходится 4,2%, численность которых составляет 5 человек.
Рисунок 2.2 – Структура кадрового состава ОДО «ФФФ»
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Проведенный анализ качественного состава сотрудников, ОДО «ФФФ», за последние три года представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Качественный состав трудовых ресурсов ОДО «ФФФ» в 2014-2016 гг.
Показатели
Г.
Г.
Г.
По возрасту
По полу
По образованию
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.1 наибольший удельный вес составляют сотрудники в возрасте от 20 до 40 лет, на их долю приходится порядка 77%. Следует отметить, что это самый перспективный и наиболее производительный возраст.
Среди сотрудников преобладают мужчины, их численность в анализируемом периоде увеличилась на 2 чел. и составила в 2015 году 69 чел. или 57,5%, количество же сотрудников женского пола к концу 2015г. сократилось на 1,28 процентных пункта и составило 42,5% (51 чел.).
За три последних года увеличилось количество сотрудников со средним специальным и высшим образованием на 1 и 2 чел. соответственно. Количество же персонала со средним образованием сведено к минимуму – 1 чел. (0,83%)
В целом же в 2014-2016 гг. наблюдалась стабильная ситуация по персоналу. Несмотря на финансовый кризис, организация не прибегала к сокращению штата сотрудников и за последние два года их количество сохранилось на уровне 120 чел.
Проведенный анализ фонда заработной платы представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Анализ средней заработной платы в 2014-2016 гг.
Показатели |
Г. |
Г. |
Г. | Темп роста, % | |
2015 г. к 2014 г. | 2016 г. к 2015 г. | ||||
Численность работников, чел. | 118 | 120 | 120 | 101,6 | - |
Фонд заработной платы, млн.руб. | 54870 | 58320 | 80400 | 106,29 | 137,9 |
Средняя заработная плата одного работающего, руб. | 465 | 486 | 670 | 104,5 | 137,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Анализ фонда заработной платы (таблица 2.2) показал, рост средней заработной платы в анализируемом периоде на 44,1 процентных пункта. Наиболее существенное увеличение произошло в 2016г., так если в 2015г. по отношению к 2014г. рост составил 4,5%, то в 2016г. по отношению к 2015г. рост составил почти 38 процентных пункта. Выявленная динамика свидетельствует о неэффективном формировании фонда заработной платы.
На основании данных приложений А, Б был проведен анализ основных показателей работы ОДО «ФФФ» (таблица 2.3.).
Таблица 2.3 – Динамика финансово-экономических показателей ОДО «ФФФ» за 2014-2016 гг.
Показатели |
Г. |
Г. |
Г. | Темп роста, % | |
2015 г. к 2014 г. | 2016 г. к 2015 г. | ||||
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | 12314 | 12902 | 13507 | 104,8 | 104,7 |
Себестоимость товарной продукции, тыс.руб. | 6911 | 7258 | 6603 | 105,0 | 91,0 |
Управленческие расходы, тыс.руб. | 41 | 39 | 42 | 95,1 | 107,7 |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 478 | 486 | 502 | 101,7 | 103,3 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. | 422 | 361 | 354 | 85,5 | 98,1 |
Рентабельность товарной продукции, % | 6,1 | 5,0 | 5,4 | -1,1 п.п. | 0,4 п.п. |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.3, к 2016г. выручка от реализации продукции увеличилась на 601 тыс.руб. и составила 13507 тыс.руб. по сравнению с 12906 тыс.руб. в 2015г., а по сравнению с 2014г. увеличилась на 1193 тыс.руб. За период с 2015г. по 2016г. прибыль от реализации продукции уменьшилась на 68 тыс.руб. По итогам анализа за три года рентабельность снизилась – с 6,1 до 5,4%.
Прибыль от реализации продукции ОДО «ФФФ» снизилась на 68 тыс.руб. Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия так же приобрела тенденцию снижения.
В ОДО «ФФФ» были выявлены следующие резервы роста прибыли: увеличение объемов реализации за счет расширения сегмента рынка; снижение себестоимости реализации за счет договоренности с поставщиками.
На основании данных бухгалтерского баланса (приложения В, Д) и Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности [41], в целях определения и анализа финансового состояния ОДО «ФФФ» были рассчитаны показатели платежеспособности, представленные в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели оценки финансового состояния ОДО «ФФФ»
Коэффициент |
Значение показателя |
Нормативное значение | Отклоне-ние (+/-) |
Содержание | |
на конец 2015 г. | на конец 2016 г. | ||||
«К» текущей ликвидности | 0,9 | 1,0 | >2 | + 0,1 | Позволяет оценить способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. |
«К» обеспе- ченности собственными оборотными средствами | 4,0 | 1,5 | не менее 0,1 | - 2,5 | Позволяет оценить способность организации рассчитаться по долгам собственными средствами. |
«К» обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,4 | 0,2 | не более 0,85 | - 0,2 | Позволяет оценить способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. |
«К» абсолютной ликвидности | 0,2 | 0,1 | не менее 0,2 | - 0,1 | Характеризует платежеспособность должника |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Значение коэффициента текущей ликвидности менее 1 говорит о возможной утрате платежеспособности. На анализируемом предприятии данный коэффициент находится на критическом уровне – 0,9 в 2015г. и 1 в 2016г., что свидетельствует о низкой платежеспособности предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами достаточно высокий по сравнению с пороговым значением. Однако негативным моментом является снижение данного показателя на 2,5 пункта в 2016г. по сравнению с 2015г.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами позволил определить отношение всех обязательств предприятия к общей стоимости его имущества. На анализируемом предприятии он составил 0,4 в 2015 г. и 0,2 в 2016 г., что соответствует нормативному значению.
Значение коэффициента абсолютной ликвидности к концу 2015г. приблизилось к порогу нормативного значения, а в 2016г. сократилось еще на 0,1 пункт, что свидетельствует о снижении платежеспособности предприятия и необходимости принятия мер по ее повышению.
Платежеспособность предприятия во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Проведенный анализ эффективности использования оборотных активов представлен в таблице 2.5.
Увеличение оборачиваемости оборотных средств на 0,9 дня (снижение коэффициента оборачиваемости на 23,6) и снижение рентабельности оборотных средств на 0,8 процентных пункта в 2016 г. по отношению к 2015г. и на 1,1 процентных пункта по отношению к 2014 г. свидетельствует о неэффективности использования оборотных средств.
Проведенный на предприятии анализ позволил определить основные направления улучшения использования оборотных средств:
1. Экономичное и рациональное использование материальных средств;
2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Таблица 2.5 – Анализ эффективности использования оборотных средств ОДО «ФФФ» за 2014-2016 гг.
Показатели |
Г. |
Г. |
Г. | Темп роста, % | ||||
2015 г. к 2014 г. |
Г. К 2015 г. | |||||||
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | 12314 | 12902 | 13507 | 104,8 | 104,7 | |||
Прибыль от реализации, тыс.руб. | 422 | 361 | 354 | 85,5 | 98,1 | |||
Средние остатки оборотных средств, тыс.руб. | 123 | 116 | 154 | 94,3 | 132,8 | |||
Оборачиваемость оборотных средств, дн. | 3,5 | 3,2 | 4,1 | 91,4 | 128,1 | |||
Коэффициент оборачиваемости | 100,1 | 111,3 | 87,7 | 111,2 | 78,8 | |||
Рентабельность оборотных средств, % | 3,4 | 3,1 | 2,3 | -0,3 п.п. | -0,8 п.п. | |||
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Достигнутый эффект в результате ускорения оборачиваемости может быть выражен увеличением суммы прибыли, так как первоначально вложенные средства возвращаются с приростом.
Собранный материал позволил отследить динамику основных показателей работы предприятия и дать первоначальную оценку эффективности его хозяйственной деятельности. Так на основании данных отчета о прибылях и убытках и проделанных расчетов можно констатировать увеличение товарной продукции в 2016 г. на 1000 тыс.руб. вследствие увеличения объемов реализации в 2015 г. на 592 тыс.руб. и в 2016 г. на 601 тыс.руб., а так же увеличение среднегодовой стоимости основных фондов в 2015 г. на 187 тыс.руб. и в 2016г. на 134 тыс.руб., что свидетельствует о расширении ассортимента и увеличении объемов реализации товарной продукции.
Однако как уже отмечалось выше, экономическая нестабильность, как следствие финансового кризиса, внесла свои коррективы. Снизилась прибыль от реализации продукции и ряд других показателей.
Представленный выше анализ носит примерный рекомендательный характер и по своему содержанию может быть как более детальным, так и более кратким, что определяется по согласованию с руководителем.
Следует также отметить, что в следствие проведенной деноминации белорусского рубля в 2016 г. цифровой аналитический материал необходимо приводить либо в деноминированных рублях за весь анализируемый период, либо в рублях до деноминации, также за весь анализируемый период. В работе автором должно быть дополнительно указано в каких рублях приводятся данные финансово-экономической отчетности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Поля листа
20 | ||
30 | 10 | |
20 |
Образец оформления глав, заголовков
Заголовки глав пишутся заглавными буквами полужирным шрифтом по центру. При этом заголовки разделов (глав) выделяются размером шрифта на 2 пункта больше (16 pt), чем шрифт основного текста. В конце заголовков точка не ставится, слова не переносятся.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа 1,25 см полужирным шрифтом, кегель 16 pt .
Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом, кегель 14 pt. Например:
ГЛАВА 1
1.1.2.
Образец оформления перечислений
В тексте перечисления оформляют с помощью арабских цифр, либо знаком «-». Знак должен быть однотипным. Например:
Рисунок 2.4 – АВС - анализ производимой продукции за три квартала 2016 г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
1 интервал кеглем 14 pt
Текст
При необходимости пояснения
Рисунок 2.5 – Структура продаж по регионам за 2013 – 2015 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Образец оформления таблиц
Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, их разделяют знаком «тире» и оформляют строчными буквами размером шрифта, кегль 14 pt не полужирным. Точка в конце названия не ставится. Под таблицей с отступом абзаца 1,25 строчными буквами (первые буквы слов – заглавные) уменьшенным на 2 пункта размером шрифта (кегль 12 pt не полужирным) пишут слова «Примечание – Источник:___» Например:
Текст
1 интервал кеглем 14 pt
Таблица 2.2 –Анализ эффективности предприятия «ФФФ» за 2013-2015 гг.
Наименование показателя
Г.
Г.
Г.
Абсолютное изменение
Темп роста, %
Примечание – Источник: [6, с. 10] (или собственная разработка на основе баланса предприятия [Приложение В], если таблица составлена самостоятельно).
1 интервал кеглем 14 pt
Текст
Столбцы «абсолютное отклонение» носят рекомендательный характер. Для анализа может быть достаточно только столбцов «темп роста».
При разрыве таблицы
если таблица располагается на 2-х листах
Текст
1 интервал кеглем 14 pt
Таблица 2.2 –Анализ эффективности предприятия «ФФФ» за 2013-2015 гг.
Наименование показателя
Г.
Г.
Г.
Абсолютное изменение
Темп роста, %
страница разрывается
Окончание таблицы 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Налоги на прибыль, млн. руб. | 224,0 | 257,0 | 333,0 | 33 | 76 | 114,7 | 129,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе баланса предприятия
1 интервал кеглем 14 pt
Текст
При разрыве таблицы
если таблица располагается на 3-х листах и более
Текст
1 интервал кеглем 14 pt
Таблица 2.2 –Анализ эффективности предприятия «ФФФ» за 2013-2015 годы
Наименование показателя
Г.
Г.
Г.
Абсолютное изменение
Темп роста, %
страница разрывается
Продолжение таблицы 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Затраты на реализацию товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. | 1168 | 1327 | 1609 | 159 | 283 | 113,6 | 121,3 |
страница разрывается
Окончание таблицы 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Налоги на прибыль, млн. руб. | 224,0 | 257,0 | 333,0 | 33 | 76 | 114,7 | 129,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе баланса предприятия
1 интервал кеглем 14 pt
Текст
Образец оформления формул и вычислений
Текст
Произведем расчет цены методом удельных показателей. Цену методом удельных показателей определим по формуле:
1 интервал кеглем 14 pt
(1.2) |
1 интервал кеглем 14 pt
где Цн — цена нового изделия;
Цб — цена изделия, принятого за базу сравнения;
Пб и Пн — значения основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, натуральные единицы измерения.
1 интервал кеглем 14 pt
Текст
Математические знаки в формуле: знак умножения «×», не допускается использовать знак «*»
Оформление расчета по формуле.
ВАРИАНТ 1.
Произведем расчет затрат на электроэнергию для оборудования. Затраты на потребляемую электроэнергию определим по формуле:
1 интервал кеглем 14 pt
(1.4) |
1 интервал кеглем 14 pt
где Ц - стоимость 1 кВт электроэнергии, руб. (309,6 руб.);
М - потребляемая мощность ПЭВМ, кВт/ч (0,5 кВт/ч);
t - время работы в день, час (8 ч);
Фэ – годовой фонд времени, дни (244 дня).
1 интервал кеглем 14 pt
Они составят:
1 интервал кеглем 14 pt
Зэл = 0,31 × 0,5 × 8 × 244 = 302,56 (руб.)
1 интервал кеглем 14 pt
ВАРИАНТ 2.
Затраты на потребляемую электроэнергию (Зэл) определим по формуле 1.4. Они составят:
1 интервал кеглем 14 pt
Зэл = 0,31 × 0,5 × 8 × 244 = 302,56 (руб.)
Образец оформления оглавления
Оглавление необходимо оформлять в таблице без выделения линий границ таблицы. Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» пишут заглавными буквами размером шрифта, кегль 16 pt полужирным. Весь текст в оглавлении пишут шрифтом, размер кегля 14 pt .
ОГЛАВЛЕНИЕ
2 интервал кеглем 14 pt
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………. | 3 | |
Глава 1 Теоретические АСПЕКТЫ маркетинговой деятельности предприятия………………….………....……..…. | 5 | |
1.1 Сущность маркетинговой деятельности предприятия…..…............ | 5 | |
1.2 Организация и планирование маркетинговой деятельности на предприятии………..………………………………………………………. | 10 | |
1.3 Анализ и контроль маркетинговой деятельности на предприятии……..……………………….………………………………… | 25 | |
Глава 2 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ЧУП «Дарстиль»……...……………………………… | 34 | |
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия …. | 34 | |
2.2 Маркетинговая деятельность предприятия ……………….…..…... | 39 | |
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЧУП «Дарстиль»…..……... | 45 | |
3.1 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ………………..………………..…………………………… | 45 | |
3.2 Расчет эффективности внедрения на предприятии предлагаемых мероприятий………………………………………………………………… | 50 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………………… | 55 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…..………….…... | 57 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для клиента ЧУП «Дарстиль»………………… | 60 |
Образец оформления приложения
Каждое приложение следует начинать с нового листа. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Все приложения должны быть перечислены в содержании пояснительной записки с обозначениями и наименованиями.
Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», его обозначение размещают в правом верхнем углу, пишут заглавными буквами размером шрифта, кегль 16 pt полужирным. Приложения обозначают заглавными буквами русского (белорусского) алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с новой строки по центру листа строчными буквами (кроме первой, которая должна быть заглавной) размером шрифта, кегль 14 pt полужирным. Например:
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
студенту ___ курса _____ группы _______________________________
(ФИО)
1. Тема работы: ____________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________
утверждена приказом от ____.___.20____ № _______ К (ст)
2. Срок сдачи студентом законченной работы: ____.___.20____
3. Исходные данные к работе: ___________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов или краткое содержание дипломной работы:
а) ______________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ______________________________________________________________
г) _________________________________________________________________
5. Перечень графического материала: ____________________________________ ____________________________________________________________________
6. Консультанты с указанием относящихся к ним разделов работы:
__________________________________________________________________
7. Дата выдачи задания: _____________________________________________
Кафедра маркетинга
УТВЕРЖДАЮ:
зав. кафедрой | / | ||
(подпись) | |||
руководитель | / | ||
(подпись) | |||
Задание принял к исполнению: | |||
студент | / | ||
(подпись) |
Образец титульного листа дипломной работы
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»»
Факультет международных экономических отношений и менеджмента
Кафедра логистики и маркетинга
Допущена к защите: |
(подпись зав. кафедрой) |
Зав. кафедрой логистики и маркетинга |
к.э.н., доцент |
Иванов Е.А. |
(Ф.И.О.) |
«____»_______________20___ |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
__________________________________________________________________
(название темы)
Автор:____________________ |
(подпись) |
(ФИО – полностью) |
Курс ___, группа № _______ |
Специальность: маркетинг |
Научный руководитель: |
(должность, ученая степень, ученое звание) |
(ФИО – полностью) |
Нормоконтролер | / | ||
(подпись) | (ФИО – полностью) |
Минск 20___
Образец оформления реферата к дипломной работ е
РЕФЕРАТ
Дипломная работа: ___ с., ___ рис., ___ табл., ___ источник, ___ прил.
Ключевые слова дипломной работы……..
Объект исследования ……
Предмет исследования……
Цель дипломной работы …
Методы исследования….
В процессе выполнения работы проведены следующие исследования (разработки) …
Элементами научной значимости (практической значимости) полученных результатов являются …
Областью возможного практического применения являются…
Студент-дипломник подтверждает, что приведенный в дипломной работе расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
(подпись студента)
В списке использованных источников необходимо указывать нормативно – правовые источники, учебную и научную литературу, справочные издания, материалы предприятия, используемые в работе.
Сведения об источниках располагают в порядке появления ссылок в тексте или в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий.
При формировании списка использованной источников в алфавитном порядке он представляется в виде трех частей. В первой части представляются библиографические источники, в которых для описания используется кириллица, во второй части – латиница, в третьей – иная графика (например: иероглифы, арабское письмо, интернет – источники).
Список источников может содержать не более 20% интернет – источников от общего количества. Также список источников должен содержать в основном современную литературу (год издания за 5 предыдущих лет).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
«МАРКЕТИНГ» И «ЛОГИСТИКА»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций от июня 2016 г.
Студентами должны быть соблюдены следующие требования:
Структура основной части дипломной работы должна включать 3 главы:
1. Теоретическая
2. Аналитическая
3. Направление(я) совершенствования по изучаемому вопросу (теме исследования).
Структура каждой из глав определяется студентом по согласованию с руководителем дипломной работы.
Для подтверждения присвоения студенту квалификации «маркетолог-экономист» или «логист-экономист» во второй и третьей главе студент должен представить полученные умения и знания как по блоку маркетинговых (логистических) дисциплин, так и экономических.
Структура второй главы должна отражать:
2.1 Организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
2.2 Анализ по выбранной теме исследования на конкретном предприятии (объекте исследования).
2.3 Название и содержание этого раздела определяется по согласованию с руководителем дипломной работы в зависимости от выбранной темы.
Структура третьей главы определяется руководителем дипломной работы.
В п. 2.1 необходимо отразить наименование объекта исследования, юридический (почтовый) адрес, правовую форму собственности, направление деятельности, краткую историю развития, организационную структуру управления, анализ кадрового состава, правовые обязанности сотрудников (по согласованию с руководителем и выбранной темой), дать финансово-экономическую характеристику.
При написании п. 2.1 студент должен использовать различные формы анализа: табличную, графическую, приведения показателей в сопоставимый вид, балансовый и др. Период анализа должен быть не менее 3 лет.
Следует обратить внимание на то, что представленные в таблице и графиках данные носят результативный характер и должны быть в последующем обязательно проанализированы с выводами и выявлением взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями, их динамики.
Пример табличного и графического анализа представлен ниже.
Структура управления ОДО «ФФФ» представлена на рисунке 2.1.
Управленческий отдел | ||
Учетный отдел | ||
Отдел снабжения | Отдел реализации |
Рисунок 2.1 – Структура управления ОДО «ФФФ»
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Отдел снабжения осуществляет:
1. Прием товара от поставщиков на склад.
2. Предпродажная маркировка товара и внесение в базу данных предприятия.
3. Передача информации о движении товаров по складу в учетный отдел.
Отдел реализации выполняет следующие виды работ:
1. Прием товара от отдела снабжения и его реализация.
2. Обеспечение максимальной скорости обслуживания клиентов.
3. Предоставление информации о движении товаров в учетный отдел.
Учетный отдел выполняет функции:
1. Получает и обрабатывает информацию по движению товаров из отделов снабжения и реализации.
2. Своевременно изменяет и дополняет информацию в отделах снабжения и реализации о ценах на товары и о новых поступлениях.
3. Передает необходимую информацию по отделам.
Функциями управленческого отдела являются:
1. Ведение бухгалтерского учета.
2. Контроль и координация работы организации.
3. Ведение расчетов с поставщиками продукции и иными организациями.
Отношения предприятия с юридическими службами и гражданами во всех сферах его деятельности определяются договорами и законодательством Республики Беларусь [40].
Для осуществления торгово-хозяйственной деятельности на 1 января 2017г. штат сотрудников насчитывал 120 чел., структура которого представлена на рисунке 2.2.
Как следует из рисунка 2.2, наибольший удельный вес в структуре персонала организации принадлежит категории «рабочие», на долю которых приходится 75% от общей численности работников организации или 90 человек.
Численность специалистов на начало года составила 25 человек, что соответствует 20,8% всего штата сотрудников. На долю руководителей приходится 4,2%, численность которых составляет 5 человек.
Рисунок 2.2 – Структура кадрового состава ОДО «ФФФ»
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Проведенный анализ качественного состава сотрудников, ОДО «ФФФ», за последние три года представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Качественный состав трудовых ресурсов ОДО «ФФФ» в 2014-2016 гг.
Показатели
Г.
Г.
Г.
По возрасту
По полу
По образованию
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.1 наибольший удельный вес составляют сотрудники в возрасте от 20 до 40 лет, на их долю приходится порядка 77%. Следует отметить, что это самый перспективный и наиболее производительный возраст.
Среди сотрудников преобладают мужчины, их численность в анализируемом периоде увеличилась на 2 чел. и составила в 2015 году 69 чел. или 57,5%, количество же сотрудников женского пола к концу 2015г. сократилось на 1,28 процентных пункта и составило 42,5% (51 чел.).
За три последних года увеличилось количество сотрудников со средним специальным и высшим образованием на 1 и 2 чел. соответственно. Количество же персонала со средним образованием сведено к минимуму – 1 чел. (0,83%)
В целом же в 2014-2016 гг. наблюдалась стабильная ситуация по персоналу. Несмотря на финансовый кризис, организация не прибегала к сокращению штата сотрудников и за последние два года их количество сохранилось на уровне 120 чел.
Проведенный анализ фонда заработной платы представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Анализ средней заработной платы в 2014-2016 гг.
Показатели |
Г. |
Г. |
Г. | Темп роста, % | |
2015 г. к 2014 г. | 2016 г. к 2015 г. | ||||
Численность работников, чел. | 118 | 120 | 120 | 101,6 | - |
Фонд заработной платы, млн.руб. | 54870 | 58320 | 80400 | 106,29 | 137,9 |
Средняя заработная плата одного работающего, руб. | 465 | 486 | 670 | 104,5 | 137,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Анализ фонда заработной платы (таблица 2.2) показал, рост средней заработной платы в анализируемом периоде на 44,1 процентных пункта. Наиболее существенное увеличение произошло в 2016г., так если в 2015г. по отношению к 2014г. рост составил 4,5%, то в 2016г. по отношению к 2015г. рост составил почти 38 процентных пункта. Выявленная динамика свидетельствует о неэффективном формировании фонда заработной платы.
На основании данных приложений А, Б был проведен анализ основных показателей работы ОДО «ФФФ» (таблица 2.3.).
Таблица 2.3 – Динамика финансово-экономических показателей ОДО «ФФФ» за 2014-2016 гг.
Показатели |
Г. |
Г. |
Г. | Темп роста, % | |
2015 г. к 2014 г. | 2016 г. к 2015 г. | ||||
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | 12314 | 12902 | 13507 | 104,8 | 104,7 |
Себестоимость товарной продукции, тыс.руб. | 6911 | 7258 | 6603 | 105,0 | 91,0 |
Управленческие расходы, тыс.руб. | 41 | 39 | 42 | 95,1 | 107,7 |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 478 | 486 | 502 | 101,7 | 103,3 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. | 422 | 361 | 354 | 85,5 | 98,1 |
Рентабельность товарной продукции, % | 6,1 | 5,0 | 5,4 | -1,1 п.п. | 0,4 п.п. |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.3, к 2016г. выручка от реализации продукции увеличилась на 601 тыс.руб. и составила 13507 тыс.руб. по сравнению с 12906 тыс.руб. в 2015г., а по сравнению с 2014г. увеличилась на 1193 тыс.руб. За период с 2015г. по 2016г. прибыль от реализации продукции уменьшилась на 68 тыс.руб. По итогам анализа за три года рентабельность снизилась – с 6,1 до 5,4%.
Прибыль от реализации продукции ОДО «ФФФ» снизилась на 68 тыс.руб. Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия так же приобрела тенденцию снижения.
В ОДО «ФФФ» были выявлены следующие резервы роста прибыли: увеличение объемов реализации за счет расширения сегмента рынка; снижение себестоимости реализации за счет договоренности с поставщиками.
На основании данных бухгалтерского баланса (приложения В, Д) и Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности [41], в целях определения и анализа финансового состояния ОДО «ФФФ» были рассчитаны показатели платежеспособности, представленные в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели оценки финансового состояния ОДО «ФФФ»
Коэффициент |
Значение показателя |
Нормативное значение | Отклоне-ние (+/-) |
Содержание | |
на конец 2015 г. | на конец 2016 г. | ||||
«К» текущей ликвидности | 0,9 | 1,0 | >2 | + 0,1 | Позволяет оценить способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. |
«К» обеспе- ченности собственными оборотными средствами | 4,0 | 1,5 | не менее 0,1 | - 2,5 | Позволяет оценить способность организации рассчитаться по долгам собственными средствами. |
«К» обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,4 | 0,2 | не более 0,85 | - 0,2 | Позволяет оценить способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. |
«К» абсолютной ликвидности | 0,2 | 0,1 | не менее 0,2 | - 0,1 | Характеризует платежеспособность должника |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Значение коэффициента текущей ликвидности менее 1 говорит о возможной утрате платежеспособности. На анализируемом предприятии данный коэффициент находится на критическом уровне – 0,9 в 2015г. и 1 в 2016г., что свидетельствует о низкой платежеспособности предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами достаточно высокий по сравнению с пороговым значением. Однако негативным моментом является снижение данного показателя на 2,5 пункта в 2016г. по сравнению с 2015г.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами позволил определить отношение всех обязательств предприятия к общей стоимости его имущества. На анализируемом предприятии он составил 0,4 в 2015 г. и 0,2 в 2016 г., что соответствует нормативному значению.
Значение коэффициента абсолютной ликвидности к концу 2015г. приблизилось к порогу нормативного значения, а в 2016г. сократилось еще на 0,1 пункт, что свидетельствует о снижении платежеспособности предприятия и необходимости принятия мер по ее повышению.
Платежеспособность предприятия во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Проведенный анализ эффективности использования оборотных активов представлен в таблице 2.5.
Увеличение оборачиваемости оборотных средств на 0,9 дня (снижение коэффициента оборачиваемости на 23,6) и снижение рентабельности оборотных средств на 0,8 процентных пункта в 2016 г. по отношению к 2015г. и на 1,1 процентных пункта по отношению к 2014 г. свидетельствует о неэффективности использования оборотных средств.
Проведенный на предприятии анализ позволил определить основные направления улучшения использования оборотных средств:
1. Экономичное и рациональное использование материальных средств;
2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Таблица 2.5 – Анализ эффективности использования оборотных средств ОДО «ФФФ» за 2014-2016 гг.
Показатели |
Г. |
Г. |
Г. | Темп роста, % | ||||
2015 г. к 2014 г. |
Г. К 2015 г. | |||||||
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | 12314 | 12902 | 13507 | 104,8 | 104,7 | |||
Прибыль от реализации, тыс.руб. | 422 | 361 | 354 | 85,5 | 98,1 | |||
Средние остатки оборотных средств, тыс.руб. | 123 | 116 | 154 | 94,3 | 132,8 | |||
Оборачиваемость оборотных средств, дн. | 3,5 | 3,2 | 4,1 | 91,4 | 128,1 | |||
Коэффициент оборачиваемости | 100,1 | 111,3 | 87,7 | 111,2 | 78,8 | |||
Рентабельность оборотных средств, % | 3,4 | 3,1 | 2,3 | -0,3 п.п. | -0,8 п.п. | |||
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Достигнутый эффект в результате ускорения оборачиваемости может быть выражен увеличением суммы прибыли, так как первоначально вложенные средства возвращаются с приростом.
Собранный материал позволил отследить динамику основных показателей работы предприятия и дать первоначальную оценку эффективности его хозяйственной деятельности. Так на основании данных отчета о прибылях и убытках и проделанных расчетов можно констатировать увеличение товарной продукции в 2016 г. на 1000 тыс.руб. вследствие увеличения объемов реализации в 2015 г. на 592 тыс.руб. и в 2016 г. на 601 тыс.руб., а так же увеличение среднегодовой стоимости основных фондов в 2015 г. на 187 тыс.руб. и в 2016г. на 134 тыс.руб., что свидетельствует о расширении ассортимента и увеличении объемов реализации товарной продукции.
Однако как уже отмечалось выше, экономическая нестабильность, как следствие финансового кризиса, внесла свои коррективы. Снизилась прибыль от реализации продукции и ряд других показателей.
Представленный выше анализ носит примерный рекомендательный характер и по своему содержанию может быть как более детальным, так и более кратким, что определяется по согласованию с руководителем.
Следует также отметить, что в следствие проведенной деноминации белорусского рубля в 2016 г. цифровой аналитический материал необходимо приводить либо в деноминированных рублях за весь анализируемый период, либо в рублях до деноминации, также за весь анализируемый период. В работе автором должно быть дополнительно указано в каких рублях приводятся данные финансово-экономической отчетности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Поля листа
20 | ||
30 | 10 | |
20 |
Образец оформления глав, заголовков
Заголовки глав пишутся заглавными буквами полужирным шрифтом по центру. При этом заголовки разделов (глав) выделяются размером шрифта на 2 пункта больше (16 pt), чем шрифт основного текста. В конце заголовков точка не ставится, слова не переносятся.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа 1,25 см полужирным шрифтом, кегель 16 pt .
Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом, кегель 14 pt. Например:
ГЛАВА 1
ДОГОВОР ПОДРЯДА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
2 интервал кеглем 14 pt
Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.