Роль и место ислама в развитии просвещения народов мусульманского Востока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определяющая роль ислама для истории, культуры и просвещения не подвергается сомнению. Ислам поощрительно относится к науке и образованию, высоко ценит ученых людей и занятия наукой. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, сура 58, аят 12); «Скажи: знающие и не знающие равны ли одни другим. Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, сура 39, аят 12). Об этом свидетельствуют и хадисы (изречения пророка Мухаммада (с.г.в.): «Ум без образования все равно, что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве, а в знании». Собеседник Мухаммада (с.г.в.) Анас передает от лица самого пророка: «Искания науки (гильм) обязательны для каждого мусульманина и для каждой мусульманки. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если бы она находилась в земле Китая … кто хочет блаженства обоих миров, пусть ищет его в учении и знании».

Готовность мусульман к освоению и распространению знаний, хадисов пророка, побуждающие мусульман к поиску и освоению наук, стало причиной мощного научного движения в исламском мире. Первым шагом в этом направлении были перевод греческих научных работ и распространение наук, берущих начало в Греции. Это явление послужило началом периода, когда исламский мир опередил Европу и стал знаменосцем мировой науки и просвещения. Традиции греческих, индийских и иранских наук, переданные в переводах, открыли перед мусульманами новые, светлые горизонты мысли и просвещения.

Мусульманское богословие и законоведение создавались в VIII веке, на берегах Евфрата и Тигра, в Куфе и Басре. Эти два города сделались средоточием оживленной научной деятельности, в обоих городах были школы грамматиков и филологов, был составлен обширный словарь арабского языка. Из этого словаря можно черпать очень важные сведения о классификации наук.

Успехи науки не могли не отразиться на образовательном уровне общества. Вспомним имена: мыслитель-философ Кинди (ум. 873); математик Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (ум. 847), автор трудов по алгебре и арифметике (искажение имени этого автора представляет слова логарифм, алгоритм); астроном Ахмед аль-Фергани (ум. 861); философ Абу Наср аль-Фараби (ум. 950 г.); разносторонний ученый и в то же время поэт, знаменитый ибн Сина (980 — 1037); математик и астроном аль-Баттани (ум. 929), с именем которого связаны первые сведения о тригонометрических функциях, проникшие в Европу.

2 «Через отношение к науке и образованию, ученым людям и занятиям наукой утверждалось уважение к знаниям, к книге. И в средневековье, и в более позднее время было распространено переписывание рукописей каллиграфами. Этому искусству обучали в каждом учебном заведении. Книжные «ателье» были разбросаны по всему мусульманскому Востоку, например, существовало в Герате в XIV — XV веках, выделяясь многочисленностью «штата». Тесное общение между различными областями мусульманского мира способствовало быстрой передаче культурных ценностей. «Рукописные литературные памятники, распространяясь на границе Европы и Азии, были очень популярны и среди народов Волго-Уральского региона. Среди авторов: Фирдоуси, Газали, Руми, Хафиз, Юсуф Баласагуни, другие почитаемые имена. Читаемые рукописи были на арабском, фарси, тюркских языках. Многоязычие превращается во что-то привычное и естественное на всем мусульманском Востоке. Ученые, философы, поэты мыслили на различных языках, переходя в своем творчестве — прозе или стихах — с арабского на персидский или тюркский языки. У знаменитого Саади персидские, арабские и тюркские бейты (двустишия) чередуются даже внутри одной поэтической формы — в так называемых «пестрых касыдах ».

В мусульманских городах при мечетях и медресе стали постепенно создаваться библиотеки. Широко была известна библиотека Азад ад-Даула (915 — 981), правителя из династии Дейламитов, расположенная в Ширазе. По свидетельству известного географа и путешественника эпохи Саманидов Макдеси, в ней содержались образцы всех книг, написанных к тому времени во всех областях науки. Книги в этой библиотеке были расположены в отдельных помещениях и классифицированы по отраслям науки. Обширной библиотекой располагали и эмиры Саманиды, где длительное время занимался науками и переписыванием книг известный мусульманский ученый, философ и врачеватель Абу Али ибн Сина (980-1037). В Кордове омейядский халиф Хаким II построил библиотеку, где, по преданиям, хранилось 400 тысяч экземпляров книг. Лишь список наименований этих книг составлял 44 тома. Халиф Хаким II регулярно отправлял своих представителей в Багдад и Сирию для приобретения книг и привлечения ко двору новых авторов.6 Двери этих библиотек были открыты для ученых, исследователей с разных концов земли, которые пользовались редчайшими книгами бесплатно. Создавались различные энциклопедии, такие как «Мафатих уль-улум» («Ключи к наукам»), аль-Хорезми, «Джам ул-улум» («Свод наук») Фахретдина ар-Рази, «Нафаис аль-Фунун» («Ценности наук») Амули, «Истелахат» («Терминология») Таханави. Эти названия свидетельствуют о широте интересов мусульман.

3 В славную эпоху процветания ислама и богословско-философской арабской науки во многих мусульманских городах действовало огромное количество высших школ (медресе). Наиболее известными и авторитетными в мусульманском мире считаются медресе Бейт аль-Хикма (IX в.), аль-Каравийия (IX в.), аль-Азхар (X в.), аль-Низамийя (XI в.), и аль-Мустансырийя (XIII в.), каждое из них было знаменито по-своему. Медресе мусульманских народов оказали заметное влияние на возникновение системы колледжей и даже университетов в Европе. Это относится к ранней истории подобных учебных заведений, т.е. к XII в. Как утверждает известный персидский исследователь истории ислама и его философских воззрений Абдул Хусейн Зарринкуб, древнейшая в Европе высшая школа — университет Салерно в Италии — была создана и функционировала не без влияния исламских медресе. Другие крупные высшие школы в Европе, такие как университеты в Болонье, Париже, Монпелье и Оксфорде, появились после XII века, то есть спустя много веков после исламских.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 271.