Итак, под "конкретностью" теории материалистическая диалектика понимает отражение всех необходимых сторон предмета в их взаимной обусловленности, в их внутреннем взаимодействии.
Взаимный характер обусловленности, характерный для всякого диалектически расчлененного целого, обязывает теорию ко многому и одновременно дает в руки теоретика четкий критерий для выделения из чувственно данного многообразия лишь внутренне необходимых определений.
Это непосредственно означает, что каждая из конкретных абстракций (совокупность которых и составляет теорию) отражает лишь такую форму существования предмета, которая является одновременно и всеобщим необходимым условием всех других, и столь же всеобщим и необходимым следствием их взаимодействия.
Этому условию удовлетворяет, например, определение человека, как существа, производящего орудия труда. Производство орудий труда, производство средств производства есть не только всеобщая (и логически и исторически) предпосылка всех остальных форм жизнедеятельности, но и постоянно воспроизводимый результат, следствие всего общественного развития в целом.
Человечество в каждый момент своего развития вынуждено с необходимостью воспроизводить -- то есть полагать как свой продукт -- свою собственную всеобщую основу, всеобщее условие существования общественно-человеческого организма в целом.
Сегодня производство орудий труда, развившихся до фантастически сложных машин и агрегатов остается, с одной стороны, как и на заре человеческого развития, всеобщей объективной основой всего остального развития. Но, с другой стороны, оно по существу зависит от уровня развития науки, своего собственного отдаленного порождения, от своего собственного следствия, и зависит в такой степени, что машины можно рассматривать (не переставая быть материалистом) как "...созданные человеческой рукой органы человеческого мозга..." Так и товар, и деньги, и "свободная" рабочая сила -- все это не в меньшей мере продукты капитала, последствия его специфического движения, чем его же исторические предпосылки, условия его появления на свет. При этом такие продукты, которые он воспроизводит во все расширяющихся масштабах, невиданных до его появления.
Эта диалектика всякого действительного развития, в котором всеобщее необходимое условие возникновения предмета становится его же собственным и необходимым следствием, это диалектическое "переворачивание" условия в обусловленное, причины -- в следствие, "всеобщего" -- в "особенное" и есть характерный "признак" внутреннего взаимодействия, благодаря которому действительное развитие приобретает форму "круга", а точнее -- спирали, все время, с каждым новым оборотом расширяющей масштабы своего движения.
Одновременно с этим происходит и то своеобразное "замыкание на себя", которое превращает совокупность единичных явлений в относительно замкнутую систему, в конкретный, исторически развивающийся по своим "имманентным" законам единый организм...
Маркс резко подчеркивал такой характер взаимодействия внутри системы товарно-капиталистического производства:
"Если в развитой буржуазной системе... каждое полагаемое есть одновременно предполагаемое, то это имеет место в любой органической системе".
Подчеркнутые слова прямо выражают то обстоятельство, что "круговой" характер взаимодействия вовсе не есть специфический закон движения и существования капитализма, а всеобщий закон диалектического развития, закон диалектики. Именно этот закон и лежит в основе логического закона совпадения абстрактного и конкретного, в основе диалектико-материалистического понимания теоретической "конкретности".
Но тот же самый закон спиралевидного развития системы взаимодействующих явлений ставит мышление перед особыми трудностями, такими трудностями, которые абсолютно неразрешимы без диалектического метода вообще и без четкого представления о диалектике абстрактного и конкретного, в частности.
Буржуазные экономисты, сталкиваясь в исследовании с этим обстоятельством -- со спиралевидным характером взаимообусловленности различных форм буржуазного "богатства", с неизбежностью попадали в "круг" в определении важнейших категорий. Маркс обнаружил этот безвыходный круг уже при попытке анализа экономических теорий английской экономики, в 1844 году. В анализе рассуждений Сэя он обнаруживает, что тот, как и другие экономисты, везде подсовывает понятие "стоимости" под объяснения таких явлений, которые потом сами молчаливо предполагаются при разъяснении "стоимости", например, понятие "богатства", "разделения труда", "капитала " и т.п.
"Богатство. Здесь уже представлено понятие "стоимости", которое еще не развито; ведь богатство определяется как "сумма стоимости", как "сумма вещей, обладающих стоимостью", которой владеют..."
Пятнадцать лет спустя, возвращаясь к этому пункту, Маркс раскрывает тайну этого безвыходного логического круга:
"Если в теории понятие стоимости предшествует понятию капитала, но с другой стороны предполагает в качестве условия своего чистого развития способ производства, основанный на капитале, то это имеет место и в практике. Поэтому экономисты неизбежно рассматривают в одних случаях капитал в качестве творца стоимости, в качестве источника последней, а в других -- предполагают стоимость для объяснения образования капитала, и сам капитал изображают как сумму стоимостей в некоторой определенной функции".
Этот логический круг в определениях получается с неизбежностью именно потому, что любой предмет в действительности есть продукт диалектического развития, благодаря которому исследуемая наукой реальность всегда выступает как система взаимообуславливающих друг друга сторон, как исторически возникшая и развившаяся "конкретность".
Капитал, действительно предполагая и деньги, и "стоимость" в качестве предпосылок своего возникновения, при своем рождении тотчас превращает их в реально всеобщие формы своего собственного движения, в "абстрактные" моменты своего специфического бытия. В итоге он и предстает перед глазами наблюдателя, созерцающего уже сложившееся исторически отношение, в качестве творца стоимости. И трудность заключается здесь в том, что только появление капитала превращает "стоимость" в реально всеобщую экономическую форму всего производства, всей системы экономических отношений... До этого -- до появления капитала -- стоимость является чем угодно, но только не всеобщим экономическим отношением, уже потому, что в нее не входит такой важнейший "особенный" фактор производства, как рабочая сила.
Рассечь логический круг в определении стоимости и капитала невозможно никакими логическими ухищрениями, никакими семантическими манипуляциями с "понятиями" и их определениями, ибо он возникает не из "неправильности" в определении понятий, а из непонимания диалектического характера взаимосвязи между тем и другим, из-за отсутствия действительно исторического подхода к исследованнию этой взаимосвязи. Только действительно исторический подход дает возможность найти "выход" из круга, точнее "вход" в него. Поскольку буржуазным экономистам чужд такой подход, постольку круг -- безвыходен.
Нечто подобное происходит на наших глазах с авторами книг по "формальной" логике при попытках определить такие категории, как "понятие", "суждение", как "правильность" и "истинность" и т.п., не попадая тотчас в логический круг, который сама же формальная логика ставит под запрет.
Неудача такого рода попыток связана именно с непониманием "конкретности" как исторически развившейся и продолжающей развиваться системы внутренне взаимодействующих явлений как развившееся "единство в многообразии". И как раз такое -- диалектическое -- понимание "конкретности" дало Марксу в руки методологический ключ к решению основных теоретических проблем политической экономии. Именно с этим пониманием "конкретности" связано то обстоятельство, что только Марксу удалось рационально разрешить и тайну товарного фетишизма. В состав "конкретности" товарно-капиталистического мира входят лишь те объективные формы движения, которые этот мир не только предполагает в качестве предпосылок, но и сам же воспроизводит как свой специфический продукт, "полагает" как свое следствие.
Ведь и солнце, и товар, и полезные ископаемые, и деньги, и "свободная" рабочая сила, и наличие машинной техники -- все это одинаково объективные предпосылки и условия, при отсутствии которых капитал ни возникнуть, ни существовать не может. Но ни природные условия его возникновения, ни технические характеристики машин, ни антропологические особенности человека с его способностью трудиться не составляют всеобщих и необходимых "имманентных" форм его существования.
В виде конкретных теоретических характеристик анализ Маркса удерживает лишь те из всеобщих и необходимых условий бытия капитала, которые движением самого же капитала и воспроизводятся. Капитализм "воспроизводит" не рабочую силу как таковую, не полезные ископаемые и прочие вещественные компоненты, а рабочую силу как товар, то есть как ту общественную форму, в которой рабочая сила функционирует внутри развитой системы капиталистических отношений.
Рабочую же силу как таковую, как совокупность психических и физиологических способностей, создает, производит и воспроизводит совершенно иной процесс или процессы. Капитализм ее не производит точно так же, как не производит он ни солнечного света, ни полезных ископаемых, ни воздуха и т.п., -- зато он воспроизводит те общественные формы, внутри которых и посредством которых все эти вещи приобщаются к его специфическому движению и совершают свое движение внутри его организма, как его формы.
Примененный здесь Марксом критерий для различения "имманентных" форм движения предмета есть критерий по существу всеобщий, логический.
Это значит, что любой единичный предмет, вещь, явление, факт приобретают ту или иную конкретную форму своего существования от того конкретного процесса, в движение которого он оказывается вовлеченным; любой конкретной формой своего существования любой единичный предмет обязан не себе, не своей самодовлеющей "единичной" природе, а той конкретной, исторически развившейся системе вещей, в которую он попал, внутри которой он возник.
Золото само по себе не есть деньги. Деньгами его делает процесс товарно-денежного обращения, в который золото вовлечено. "Стул на четырех ножках под бархатным покрывалом в известных условиях переставляет собой трон, но на этом основании этот стул, эта вещь, служащая для сидения, не есть трон благодаря своей потребительной стоимости", то есть он по своей "имманентной" природе, "в себе и для себя", взятый в абстракции от тех специфических условий, внутри которых он только и есть "трон", троном вовсе не является.
Здесь ясно видно, какое огромное значение имело диалектическое понимание конкретности теоретических абстракций в процессе преодоления натуралистически фетишистских иллюзий, опутывающих природу стоимости, как и всех производных от нее форм, вплоть до процента, ренты и т.п.
Золото по своей природе является деньгами столь же мало, сколь мало уголь по своей природе есть топливо для паровоза, сколь мало луна является покровительницей влюбленных, а человек -- рабом или патрицием, пролетарием или буржуа, философом или математиком.
В физиологических условиях мозга поэтому искать реальную основу "математических способностей", например, столь же нелепо, сколь нелепо искать определения денег путем химического анализа золота. Но здесь есть одна тонкость, которую диалектика обязывает учитывать. И уголь, и человек, и мозг человека сами по себе должны обладать такими особенностями, такими качествами, благодаря которым тот процесс, в движение которого они вовлечены, может превратить их в формы своего собственного движения, своего "бытия".
Золото, а не глина и не кусочки гранита оказывается тем природным материалом, в котором реализуется всеобщая форма стоимости. И здесь играют природные, физико-химические качества свою роль. Но эти природные свойства все же совершенно ни при чем, когда речь идет о сущности, о природе денежной формы стоимости как таковой. Эта форма развивается совершенно независимо от природных свойств золота процессом товарного обращения. Именно сфера обращения развивает ту "чистую экономическую форму", которая уже затем подыскивает материал для своего воплощения, наиболее пластичный и послушный ее требованиям материал.
И как только золото оказывается недостаточно гибким и пластичным средством, "материей" выражения все новых и новых особенностей развивающихся особенностей денежной формы, золото заменяется бумагой, кредитными билетами, безналичнымм банковским расчетом и т.д.
Точно так же и со "способностью к математике", и с любой другой "способностью". Анатомо-физиологические задатки находятся в том же самом отношении к развитой способности человека, в каком физико-химические свойства золота находятся к деньгам. Иными словами, в анатомии или в физиологии способность, как общественно развитая реальность, вовсе не существует. Это вещи, принадлежащие двум разным мирам, как, например, земля и рента, труд и заработная плата.
Но определенная способность выдвигает свои определенные требования к совокупности анатомо-физиологических задатков. В одних она "воплощается" легче и скорее, в других -- с трудом. И в этом пункте "задатки", систему "задатков" приходится учитывать. Но необходимо помнить при этом, что сама по себе способность есть реальность совсем другого порядка, чем задаток, что способность не есть "развитый задаток", а есть форма, есть способ общественного действия, которая, как таковая, может и должна быть развита в любом "нормальном" человеческом индивиде. Нет "от природы способных" и "от природы неспособных" к математике, к музыке и прочему. Способность есть форма общественного действия индивида, развивающаяся совсем независимо от "задатка". Задаток же есть категория антропологии.
Конкретная теория способностей, как раздел психологии, поэтому-то и должна развиваться совершенно независимо от физиологии высшей нервной деятельности, если психолог не хочет удариться в тот самый натуралистический фетишизм, который характерен для всей науки до Маркса-Энгельса.
Мы привели этот пример с той целью, чтобы показать, что без диалектико-материалистического представления о конкретности невозможно найти вход в действительно материалистическую теорию психологии, как и в любую другую область современного знания.
Одновременно здесь ясно видно, какая действительная объективная реальность была мистифицирована аристотелевской (а затем и гегелевской) диалектикой в виде учения об "энтелехии", о той "чистой форме", существующей вне и независимо от "материи", в которую она затем воплощается, которую она "формирует" на свой лад, в соответствии с заключенными в ней требованиями. Это опять-таки реальная объективная конкретность как система взаимодействующих вещей, попадая в которую, единичная вещь подчиняется ее требованиям и приобретает "форму существования", ранее ей не свойственную.
Диалектико-материалистическое понимание конкретности тем самым разбило последнее убежище умного, диалектического идеализма, так как дало рациональное разрешение тайны "энтелехии", тайны "всеобщего" как "целевой причины", как "чистой формы", развивающейся вне и независимо от мира единичных вещей и подчиняющей эти вещи своему специфическому движению.
Реальность, которая идеалистически-мистифицированно выражена в представлении о понятии как целевой причине, как о деятельной форме, это не что иное, как реальная объективная конкретность, -- то есть исторически возникающая и развивающаяся система взаимообуславливающих явлений, -- сложное, диалектически расчлененное "целое", которому каждая отдельная вещь, возникающая в его лоне, обязана конкретной формой своего бытия, -- как данной вещи, как вещи, принадлежащей к данной "природе", к данной "субстанции".
Материалистически понимаемая категория "взаимодействия" и раскрывает тайну "целевой причины".
"...взаимодействие является истинной causa finalis вещей", формулирует этот тезис диалектик Энгельс (т.20, с.546)
4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРООБРАЗ "АБСТРАКТНОГО"
Материалистическая диалектика исходит из того положения, что абсолютной "конкретностью" обладает лишь вся природа в целом, природа, бесконечная в пространстве и времени, в бесконечном многообразии форм ее развития, включая сюда человека в сплетении общественных связей.
Каждая отдельная форма существования природного целого (в широком смысле этого слова, включая сюда и общество) лишь относительно самостоятельна, лишь относительно независима. На самом деле каждая реальная система взаимодействующих явлений (каждое "конкретное целое") существует не в пустоте, и не в эфире чистого разума, а в сложнейшем переплетении и взаимодействии с массой других таких же относительно самостоятельных систем.
Нигде и никогда, разумеется, не было и не будет "чистого капитализма" -- в том виде, в каком он изображен в "Капитале".
Нигде в природе не встретишь "биологической формы движения" как таковой -- биологический процесс на самом деле всегда и везде совершается на основе и в форме химических, физических и прочих -- вплоть до механических процессов. Само мышление столь тесно связано с нервно-физиологической деятельностью человека, как биологического существа, что отделить одно от другого можно лишь в абстракции. На деле мышления, как такового, в том его виде, в котором оно составляет предмет Логики, нет, не было и никогда не будет, -- мышления, которое осуществлялось бы вне и независимо от нервно-физиологической жизни мозга.
Но относительная независимость, относительной самостоятельностью обладает каждая из форм движения материи, каждый из конкретных процессов развития, и его продукт -- исторически сложившаяся система взаимодействия.
Сама природа поэтому "и конкретна и абстрактна"(Ленин) -- "конкретна" в том смысле, что представляет собой единое связное целое, и "абстрактна" в том смысле, что состоит из относительно самостоятельных по отношению друг к другу качественно специфических систем конкретного взаимодействия.
Относительная самостоятельность каждого из конкретных процессов развития, каждой формы движения, каждой исторически складывающейся системы взаимодействия и есть объективная основа классификации наук , и отграничения предмета одной науки от предмета другой науки; именно эта относительная самостоятельность дает мышлению право внутри каждой науки отвлекать от чувственно данной конкретности лишь то, что относится к системе внутреннего взаимодействия, составляющей специфический предмет данной науки.
Поэтому-то политическая экономия, например, и раскрывает в систематической форме конкретную совокупность общественно-производственных отношений между людьми, оставляя без внимания технологическую сторону связи, биологические отношения между индивидами, хотя все эти вещи друг без друга реально не существуют и не могут существовать.
Совершенно ясно, что все те изменения, которые происходят внутри системы производственных отношений, вся эволюция системы производственных отношений, форм экономической связи, на деле зависят от процесса развития производительной силы человека, более того, они определяются этим развитием.
Тем не менее Маркс в "Капитале" рассматривает систему товарно-капиталистических отношений как "саморазвивающуюся систему", как замкнутую "в себе" конкретность, движущие пружины развития которой находятся внутри ее самой, в ее внутренних противоречиях, в "имманентных" противоречиях экономической формы. Но ведь, строго говоря, действительные движущие пружины эволюции системы производственных отношений заключены не внутри ее самой, а в процессе развития производительных сил. Если производительные силы не развиваются, то никакая "внутренняя" диалектика система экономических отношений не вызовет ее эволюции. Однако Маркс прослеживает именно внутреннюю диалектику развития этой системы. Более того, само развитие производительных сил принимается им во внимание лишь постольку, поскольку оно выступает как следствие, как результат и продукт обратного воздействия системы производственных отношений на производительные силы.
В "Капитале" показан, например, тот механизм, благодаря которому появление экономической формы относительной прибавочной стоимости вызывает рост производительности труда, вынуждая капиталиста заменять ручной труд машинным, побуждая его развивать техническую базу производства прибавочной стоимости.
Но ведь ясно (это показывает сам Маркс), что на деле именно появление машин вызывает в жизни самое относительную форму прибавочной стоимости, что именно появление машин есть подлинная причина того обстоятельства, что абсолютная форма прибавочной стоимости вытесняется относительной ее формой. Ясно, что относительная прибавочная стоимость становится доминирующей формой прибавочной стоимости именно потому, что она более соответствует машинному труду, нежели абсолютная, увеличение которой связано с простым удлинением рабочего дня при неизменной производительности труда.
Все дело заключается, однако, в том, что само это "соответствие" экономической формы -- ступени развития производительной силы есть в свою очередь соответствие диалектическое. Относительная прибавочная стоимость "соответствует" машинному производству именно потому, что она не остается пассивной формой, внутри которой работают машины, а становится активной формой, оказывающей сильнейшее обратное воздействие на машинное производство, то есть на свою собственную, породившую ее основу и создает тем самым новый стимул своего собственного движения.
Здесь происходит то самое переворачивание причины -- в следствие, которое характерно для всякого действительного развития. И это обстоятельство очень важно для понимания тех путей, которыми движется в исследовании Маркс.
Маркс рассматривает процесс эволюции системы производственных отношений, основанных на наемном труде. Главное его внимание все время направлено на те изменения, которые происходят внутри системы производственных отношений, внутри экономической структуры общества.
Развитие же производительных сил само по себе, независимое от той или иной формы производственных отношений, в "Капитале" не рассматривается. Это -- предмет другой науки -- технологии.
Маркс берет как данное тот факт, что сами по себе производительные силы развиваются независимо от той или иной конкретно-исторической формы отношений между людьми, и предполагает его как факт, не подлежащий специальному исследованию внутри политической экономии.
Значит ли это, что развитие системы производственных отношений вообще рассматривается им вне связи с развитием производительных сил? Как раз наоборот. На деле внутри системы экономических отношений прослеживаются именно те отношения, которые вызваны развитием производительной силы. Более того, именно потому, что в теоретической экономии развитие производительной силы само по себе не рассматривается, -- воздействие этого развития на систему экономических форм, его взаимодействие с этой последней, активное и с той и с другой стороны, как со стороны производительной силы, так и со стороны экономической структуры, оказывающей сильнейшее обратное воздействие и постигается конкретно исторически, то есть именно в том виде, в каком это воздействие имеет место только в мире частнокапиталистической собственности.
Ведь характер того изменения, которое вносит приращение производительной силы в систему производственных отношений, целиком зависит от характера той системы, в которую эти изменения вносятся.
Так, открытие одной и той же производительной силы -- атомной энергии -- приводит к одним экономическим последствиям в СССР и к прямо противоположным в США. Это целиком подобно тому, как одна и та же вода производит одно действие на кусочек раскаленного угля и совсем другое -- на кусочек металлического натрия.
То есть всякое приращение производительной силы не создает автоматически прямо соответствующего себе экономического отношения, общественно-экономической формы, а определяет то направление, в котором эволюционирует уже имеющаяся исторически сложившаяся система экономических отношений. И дело не изменяется от того, что эта, ранее сложившаяся система экономических отношений сама есть от начала до конца продукт всего предшествующего развития производительной силы.
Конкретно исторически сложившаяся система экономики есть всегда относительно самостоятельный организм, оказывающий сильнейшее обратное воздействие на свою собственную основу -- на совокупность производительных сил и преломляющий всякое воздействие последних через свою специфическую природу. Совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему, и составляет ту самую специфическую природу экономического организма, которая тем самым обретает относительную самостоятельность по отношению к самим производительным силам.
Политическая экономия как особая наука и имеет своим преметом как раз те формы, в которых выражается относительная самостоятельность системы производственных отношений. Определяющее влияние производительной силы на производственные отношения именно тем самым и раскрывается конкретно исторически, именно благодаря тому, что само по себе взятое развитие производительных сил не рассматривается, а рассматривается только внутренняя логика эволюции производственных отношений, внутренняя логика становления и развития этой системы. И тем самым процесс, в котором производительная сила создает соответствующие себе производственные отношения, прослеживается в полной мере конкретно. В противном случае дело останется в области абстрактной фразы
Все сказанное имеет отношение не только к политической экономии, но и к любой теоретической дисциплине. Каждая наука обязана разворачивать систематическое понимание именно таких форм существования своего предмета, которые выражают его относительную самостоятельность, а не абстрактно общих ему со всеми другими.
Как производительные силы ничего не создают каждый раз заново, на голом месте (такой случай реален только на заре человеческого развития), а определяют вид и характер изменений, происходящих внутри уже сложившейся системы производственных отношений, направление, в котором эволюционирует вся система в целом, так же точно дело обстоит и с развитием всех форм духовной культуры, с развитием и права, и политических учреждений, и философии, и искусства.
Экономика ничего не создает заново, но "...определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части не прямо, а косвенным образом", -- подчеркивал как важнейшее отличие подлинного исторического материала от абстрактного рассуждательства вульгаризаторов, сводивших всю конкретную сложность реального процесса духовного развития к абстрактной фразе о том, что экономика -- первична, а все остальное -- ее продукт, Энгельс.
Экономическое развитие общества всегда определяет в общем и целом направление, в котором эволюционируют (и революционизируются) политические учреждения, правовые формы, художественные и научные взгляды и т.д. Но действительный исторический материал тем и отличается от вульгарной имитации, что обязывает к конкретному рассмотрению этого процесса. А конкретный подход связан как раз с тем обстоятельством, что изменяющее воздействие экономики всегда имеет место "в рамках условий, предписываемых данной областью" -- то есть один и тот же сдвиг производит один сдвиг в сфере искусства, и совершенно другой, не похожий на него -- в сфере, скажем, права.
И трудность всегда заключается вовсе не в том, чтобы "свести" то или иное явление в сфере права или искусства к его экономической причине. Это не так трудно сделать. Но это и не есть исторический материализм. Марксистская философия вообще стоит не на точке зрения "сведения", а на точке зрения "выведения". То есть она в каждом конкретном случае требует понять -- почему данный сдвиг отразился в искусстве так, а не как-нибудь иначе, в сфере политики -- опять-таки на свой лад и т.д.
Но такая задача как раз и предполагает теоретическое понимание той специфической "природы", через которую преломляется, отражаясь в ней, экономический сдвиг. Каждая из "надстроечных" сфер деятельности общественного человека должна быть понята и раскрыта как система исторически сложившихся конкретно специфичных для нее форм отражения экономики, сферы общественного бытия человека.
Поэтому все философские и логические принципы, которыми руководился Маркс в исследовании системы товарно-капиталистических отношений, как исторически сложившейся системы взаимодействия, системы внутренне связанных форм экономической связи, применимых в любой науке, имеющей дело с относительно самостоятельной сферой "бытия" или "сознания", в любой естественной и общественной науке.
Проблема "рамок, предписываемых данной областью", -- это и есть проблема системы форм, через которую преломляется всякое внешнее воздействие, всякое внешнее взаимодействие данной конкретности -- с другой конкретностью.
Теоретическая эстетика, например, должна вооружать искусствоведа, критика и самого художника системой категорий, выражающих собой те всеобщие и необходимые формы, через которые обязано преломляться всякое явление в том случае, если результатом такого отражения является произведение действительного искусства, а не внешне похожая на искусство подделка под него. Такая система категорий эстетики, разумеется, должна отличаться от систем формально толкуемых вечных и неизменных форм "художественности" столь же сильно, сколь сильно система категорий "Капитала" отличается от систем Рикардо и Смита.
Иными словами, система эстетических категорий обязана выражать исторически сложившуюся систему всеобщих форм художественного освоения мира общественным человеком. Как к таковой, к ней применимы все методологические принципы, примененные в "Капитале".
То же самое относится, естественно, и к праву, и к этике, и к системе форм логического мышления, а тем самым и к наукам о них. В связи с этим возникает вопрос, как применять здесь такое, например, общеметодологическое требование, согласно которому конкретная абстракция должна обязательно фиксировать, отражать внутреннюю форму существования предмета?
Не приведет ли такое понимание к формально идеалистиическому представлению об искусстве или о логике как о сфере, обладающей "имманентным" движением? Возможно ли, не порывая с материализмом, вообще говорить о "внутренних" законах и формах мышления или искусства? Как можно вообще, говоря об искусстве или о процессе мышления, применить требование, согласно которому конкретная абстракция должна фиксировать такую "форму бытия" предмета, которая одновременно является и всеобщим условием процесса в целом, и его же собственным продуктом, продуктом взаимодействия всех других сторон целого?
Дело оказывается, однако, не таким уж сложным, если это требование применить не как абстрактно формальное требование, не как абстрактный догматически предлагаемый "приницип", а в контексте действительного историко-материалистического анализа этих явлений, то есть опять-таки конкретно.
Это означает прежде всего то реальное обстоятельство, что подлинные всеобщие предпосылки и условия любой духовной сферы создаются совершенно независимо от нее, вне и до ее специфической истории. Процесс общественного труда и возникающие на его основе формы экономических отношений с неизбежностью вызывают появление и мышления, и искусства, и морали, и права и всего остального.
Рассмотрим лишь один пример, пример права, правовой нормы. Необходимым всеобщим условием возникновения любой правовой нормы является т.н. "фактическое отношение" -- как именуют юристы неправовой, чисто экономический факт. Это факт, как таковой, сам по себе, лежит вне компетенции правоведа. Это чаще всего факт, относящийся к сфере политической экономии.
Но все дело в том, что далеко не всякое экономическое отношение, не любое "фактическое отношение" порождает соответствующую правовую норму, а лишь такое, которое объективно нуждается в правовой охране, то есть требует насильственного подчинения воли индивидов. Иными словами, лишь такое экономическое отношение, которое с помощью нормы права утверждается затем как результат действия права. При коммунизме, например, именно потому отпадает необходимость права и само право как система правовых норм, что сама форма экономических отношений, коммунистическая форма собственности (как фактическое отношение) обретает такой характер, что не будет нуждаться в правовой форме своего утверждения.
Так что лишь такое экономическое отношение, лишь такой неправовой факт, который нуждается в правовой форме своего утверждения, является реальной предпосылкой и условием возникновения правовой нормы. То есть -- реальным условием правовой нормы оказывается всего лишь такой и только такой неправовой факт, который активно (то есть в качестве следствия применения права) утверждается и охраняется всей системой действующего права.
Если же то или иное "фактическое" отношение не нуждается в правовой охране и утверждении, не выступает как следствие применения права, то оно и предпосылкой права не является. В данном случае правовая норма вообще не возникает, а возникает моральная, нравственная или иная норма.
А это и означает, что реальной предпосылкой и условием появления правовой нормы всегда выступает только такое фактическое, экономическое отношение между людьми, которое правовой нормой утверждается как продукт, как следствие ее применения, и на поверхности выступает как следствие права, а не его "причина"...
В данном случае имеет место опять-таки факт диалектического оборачивания "причины" -- в "следствие", связанный со спиралевидным характером всякого действительного развития взаимообусловливающих друг друга явлений.
И именно этот реальный факт, будучи освещен и понят односторонне, лишь со стороны активного обратного влияния общественного сознания во всех его формах -- на общественное бытие, на сферу экономических отношений людей друг к другу и к природе -- и дает в итоге разнообразные идеалистические концепции.
На абстрактной абсолютизации этой стороны дела -- обратного активного воздействия мышления на все остальные сферы деятельности, включая экономику, и область производительного отношения человека к природе, -- и развилась гегелевская концепция, объявляющая в итоге и всю общественную жизнь человека, и даже самое природу "следствием", "продуктами" мышления в понятиях, порождениями логической деятельности "всеобщего разума"...
Именно факт относительной самостоятельности мышления, логического развития человека, благодаря которой мышление оказывает активное обратное влияние на все области деятельности человека (включая экономику), Гегель и фиксирует односторонне. И сама эта односторонность как раз и совпадает с объективно-идеалистическим толкованием вопроса об отношении мышления к бытию.
Гегель перевертывает отношение таким образом, что само воздействие природы на мышление (пассивная сторона отношения) выступает как продукт изначальной активности мышления, как факт "обратного воздействия" продуктов мышления -- на само мышление.
С этим связано у него то понимание, согласно которому мышление, сфера логической деятельности, есть такая сфера, которая обладает абсолютной самостоятельностью, и в этом смысле абсолютно "конкретна" внутри себя, вне всякого отношения к другому, то есть к природе. Мышление предстает как абсолютно замкнутая внутри себя сфера, саморазвивающая из себя, посредством чистого спекулятивного самодвижения, все богатство своих определений, всю систему форм логической деятельности.
Но эта абсолютизация -- как все у Гегеля -- не пустая беспочвенная выдумка, а абстрактно односторонне выраженная вполне реальная особенность любого относительно самостоятельного процесса развития, любого диалектически разворачивающегося процесса и его продукта -- исторически сложившейся системы взаимодействия.
Любое диалектическое развитие (а, следовательно, и его продукт развитая "конкретность") обладает спиралевидным характером, в ходе которого всякое условие превращается в обусловленное, причина -- в следствие, предпосылка -- в результат, внешнее -- во внутреннее. Дело в том, что только такое развитие способно создать, развить устойчивую относительно самостоятельную систему взаимодействия, развивающуюся на манер снежного кома, катящегося с горы.
В толковании логического развития человечества Гегель и выступает как идеалист потому, что он приписывает, вообще говоря, такой характер развития только мышлению и его продуктам, и отрицает его за любым другим продуктом в природе и обществе, в то время как эта особенность мышления представляет собою не что иное, как отраженную в мышлении особенность любого действительного процесса, всеобщий закон диалектики.
Но, как снежный ком, катящийся с горы, отнюдь не создает своим движением того снега, который наслаивается на него с каждым новым оборотом, так и мышление человека вовсе не создает на гегелевский манер той объективной реальности, которую это мышление отражает. Последняя всегда была, есть и остается реальной, вне и независимо от мышления сущей, предпосылкой и условием его деятельности.
Но в толковании Гегеля скрыто и мистифицированно выражено то реальное обстоятельство, что более развитое мышление вбирает в себя и перерабатывает в форму понятия гораздо более чувственно созерцаемых фактов, чем мышление, еще не успевшее развиться, еще не выработавшее сложнейшей системы логических форм, форм своей собственной деятельности. Это -- точно так же, как снежный ком в конце своего пути превращает в собственную массу гораздо больше снега, чем тот же шар, только что начавший свое движение с горы...
Подобно этому и в ходе познания -- чем больше и глубже человек познал природу, чем шире сфера природы, уже усвоенная в формах мышления -- тем интенсивнее разворачивается дальнейшее познание. Уже выработанный мышлением продукт, уже усвоенная в формах мышления природа, понятие, -- становится условием дальнейшего познания, активным инструментом познания, а вовсе не просто откладывается мертвым грузом в кладовой общественной "памяти".
Новые факты, новые чувственные данные, отпечатываются не на "чистой доске" пустого сознания, а всегда воспринимаются в уже развившееся сознание, преломляясь при этом через всю систему ранее накопленного знания, через всю систему понятий, категорий. Таким образом, развитая система понятий ведет себя как относительно самостоятельная сфера по отношению к каждому новому чувственно воспринимаемому факту. Активность этой сферы проявляется уже в самом отборе фактов -- не говоря уже об их теоретическом истолковании. Биолог абстрагирует в "человеке" одно, психолог -- совсем иное.
Поэтому диалектико-материалистическая философия и не может просто отбрасывать гегелевское представление о мышлении как о "замкнутой в себе конкретности". Отвергая тезис Гегеля об абсолютной самостоятельности логического процесса, системы логических категорий, Логика марксизма-ленинизма полностью учитывает этот факт относительной самостоятельности логической деятельности общественного человека, факт активности логических категорий в процессе воспринимания и анализа чувственных данных.
Мышление не есть простой пассивный слепок с "общих форм" чувственно данных фактов, а есть особый способ духовной деятельности общественно развитого субъекта. Всеобщие формы, в которых протекает эта деятельность (логические категории), образуют не случайный набор "наиболее общих абстракций", а систему, внутри которой каждая категория конкретно определяется через все остальные.
В системе логических категорий осуществляется та же самая "субординация", что и в системе понятий любой науки, отражающей диалектически-расчлененное "целое". Эта субординация вовсе не носит "родо-видового" характера: категория "количества", например, не является не "видом" "качества", ни "родом" по отношению к "причинности" или к "сущности".
Поэтому логическую категорию принципиально невозможно "определить" путем "подведения под высший род" и указанием на ее "собственный признак".
И это лишний раз подтверждает тот факт, что действительное понятие существует только в системе понятий, через систему, а вне системы превращается в действительно пустую абстракцию, лишенную каких бы то ни было определений, -- в простой термин, в название, в слово.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 256.