Прагматическая (греч. praqma – дело, действие) концепция. Истинным объявляется от знаний, которое ведет к успешному достижению цели. (Пирс, Джемс, Дьюи)
Когерентная (лат. Cohaerentia – связь, сцепление) концепция. Истина – есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. (Нейрат, Карнап, Решер и др.)
Конвенционалистская (лат. convention – соглашение) концепция. Истина – есть продукт соглашения внутри научного сообщества. (Пуанкаре, Айдукевич и др.)
Экзистенциальная концепция. Истина – есть форма психологического состояния личности. Экзистенциальную истину не познают, а переживают. (Сартр, Шестов, Бердяев, Ясперс, Хайдеггер и др.)
Наука как объект философского анализа
Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижении нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.
Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы, действующие в мире.
Результатом научной деятельности – является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Антропосоциогенез
Философская антропология – раздел философского знания, изучающий человека в многомерности его существования.
Научный подход к изучению человека:
1. Наука отвлекается от решения вопросов о смысле жизни человека
2. Наука страдает редукционизмом (т.е. сведением сложного к простому).
3. Наука изучает человека предметно, т.е. делается акцент на частных проявлениях свойств человека (биология, психология, медицина и т.д.).
Философский подход к проблеме человека:
1. Философия постигает человека в целостности его существования.
2. Философия делает акцент на уникальности человеческого существования, исследует уникальные способности, которые присущи только человеку и никому более.
Основные концепции философского осмысления человека
Натурализаторская - человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что есть в природных образованиях.
Экзистенциально-персоналистическая - человек понимается как уникальный опыт свободы, независимый от природных и социальных условий, делается акцент на уникальности личностного опыта.
Рационалистическая - определяет сущностную особенность человека наличием разума, посредством которого преодолевается природное в человеке.
Социологизаторская - сущность человека определяется обществом: «Человек – есть совокупность всех общественных отношений».
Проблема антропогенеза (происхождения человека)
Основные концепции:
Креационистская концепция.
Эволюционизм.
Трудовая концепция.
Символистическая концепция.
Игровая концепция.
Психоаналитическая концепция и др.
Основные факторы антропогенеза
1. Экологический (внешнеприродный).
2. Антропологический (анатомо-морфологический, т.е. прямохождение, развитие руки, увеличение объема головного мозга (гоминидная триада).
3. Социальный.
Человек представляет собой единство трех составляющих:
1. Биологического (анатомо-физиологического строения, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.д.).
2. Психического (ощущения, воображение, память, воля, характер и т.д.).
3. Социального (мировоззрение, ценности, моральные качества, знания, умения и т.д.).
Проблема соотношения биологического и социального в человеке
Панбиологизм – концепция, согласно которой развитие человека целиком обусловлено генами (т.е. биологическим фактором).
Пансоциологизм – концепция, согласно которой все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главная роль в развитии человека играет воспитание и образование (т.е. социальный фактор).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.