В развитии Западноевропейской философии могут быть выделены 2 эпохи:
Классическая эпоха. В широком понимании Классика – это развитие философии от Античности до Немецкой классической философии. В узком значении Классическая философия – это философия Нового времени.
Неклассическая эпоха (с середины 19 в. по сегодняшний день). Здесь могут быть выделены 2 периода: неклассическая философия 19 века и западная философия 20 – 21 вв.
Неклассический тип философствования возникает к результат критической оценки идеалов и установок классической философии.
Идеалы классики:
Рационализм. Культ разума.
Ориентация на науку. Культ науки.
Субстанционализм.
Вера в социальный прогресс.
С середины 19 века происходит критической переосмысление классической философии, в котором можно выделить 3 основных направления:
1. Проклассическое направление (марксизм – позитивизм – структурализм). Здесь присутствует стремление развить философскую Классику, но уже в иных формах.
2. Антиклассическое направление (иррационализм). Здесь присутствует стремление уйти от доминирования рациональности, науки. Логика, наука и сам разум начинают оценивать как инструмент угнетения и подавления личности. Сюда относится: философия А. Шопенгауэра, «философия жизни» (В. Дильтей, Ф Ницше, Г. Зиммель, А. Бергсон), философия С. Кьеркегора, экзистенциализм (Хайдеггер, Камю, Сартр, и др.).
3. Неоклассическое направление (неогегельянство, неокантианство, неотомизм). Цель этого направления – сохранить, защитить классической наследие. Возникает как противовес антиклассическому направлению.
Основные направления (школы) неклассического типа философствования:
марксизм и постмарксизм (Франкфуртская школа),
«философия жизни»,
позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм,
прагматизм,
психоанализ (Фрейд, Юнг),
феноменология (Гуссерль),
экзистенциализм,
структурализм и постструктурализм,
герменевтика (Дильтей, Гадамер), неотомизм и т.д.
Традиции и особенности русской философии
Русская философия – одно из направлений в мировой философии.
Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и Греко-византийской религиозно-философской традицией.
Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:
1. Философская мысль Киевской Руси X – XII вв.
2. Философская мысль Московской Руси XIII – XVIII вв.
3. Русская философия второй половины XVIII в. – первая половина XIX вв.
4. Русская религиозная философия второй половины XIX в. - начало XX в. «Серебряный век» русской философии.
Основные представители русской философии
Философская мысль Киевской Руси X – XII веков: киевский митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Нестор, К. Туровский, С. Радонежский и др.
Философская мысль Московской Руси XIII – XVIII веков: иосифляне (Иосиф Волоцкий) и нестяжатели (Нил Сорский), старец Филофей и его концепция «Москва – третий Рим», А. Курбский, Симеон Полоцкий, Ю. Крижанич др.
Русская философия второй половины XVIII в. – первая половина XIX веков: Ломоносов, Сковорода, Радищев, А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, А.И. Герцен, Д.И. Кантемир, В.Н. Писарев, Н.П. Огарев, А.И.Галич, П.Л. Лавров, М.Л. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Я. Чаадаев, западники (П.В. Анненков, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский) и славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.
Русская религиозная философия второй половины XIX в. - начало XX в. «Серебряный век» русской философии: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.М. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, С.Н.Трубецкой и др.
Западники и славянофилы
Западники и славянофилы – противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX вв.
Выделение этих направлений произошло в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора пути исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути развития стран Западной Европы, либо изберет свой, самобытный путь развития.
Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.
Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути.
Самобытность России они видели в русской общине, в православии как единственно истинном христианстве.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 289.