РАЗДЕЛ 1 Методологические основы и история ДП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Дифференциальная психология»

 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1 Методологические основы и история ДП.

Тема 1.1Предмет, задачи, методы, история дифференциальной психологии

ДП как наука. Цели и задачи ДП, значение курса для будущих практических психологов. Области пересечения ДП с другими науками. Классификация методов ДП. Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Психогенетические методы: генеалогический, метод приёмных детей, Близнецовый (метод разлученной близнецовой пары, метод контрольного близнеца, метод монозиготных близнецов). Исторические методы, психофизиологические, социально-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. Достоинства и недостатки методов. Направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 1.2Этапы развития ДП

Донаучный этап: развитие житейских представлений об индивидуальных различиях (гороскопы, физиогномика и т. п.). Переходный период: изучение индивидуальных различий в способностях и темпераменте (Х. Уарте, 16 в.) Изучение дифференциально-психологических аспектов поведения человека астрономами (Ф. Бессель).

Характерология, психогностика, френология, графология.Предпосылки превращения ДП в отдельную науку: изучение индивидуальных различий в рамках экспериментальной психологии (В. Вундт). Ф. Гальтон – создатель техники изучения индивидуальных различий, разработчик метода тестов. Введение в психологию методов математической статистики. Евгеника.

Вклад Д. М. Кеттелла в изучение индивидуальных различий с помощью тестов. А. Бине – создатель первых тестов умственных способностей. Стандартизация шкалы Стэнфорд-Бине, понятия умственного возраста и коэффициента умственного развития. Х. Мюнстерберг – создание методик для определения профессиональной ориентации и проведения профотбора. Изучение способностей Ч. СпирменомG и S факторы. Основатель ДП В. Штерн. Предмет и методы ДП по В. Штерну.

Развитие ДП в России. Концепция «научной характерологии» А. Ф. Лазурского, идея о двух сферах душевной деятельности: эндопсихической и экзопсихической. Учение И. П. Павлова о типах ВНД. Исследования психофизиологических основ индивидуальных различий школой Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина. Современное состояние ДП

Тема 1.3Теоретические подходы к объяснению природы индивидуальных различий

Центральная проблема дифференциальной психологии – определение источников индивидуальных вариаций психического. Биогенетическая теория, доводы «за» и «против».

Социогенетическая теория – развитие взглядов на роль среды, как главного фактора, определяющего формирование личности (Дж. Локк, Дж. Уотсон).Теории влияния морфологических и физиологических признаков человека на природу его индивидуальности. Э. Кречмер: влияние конституции тела на характер человека. Психология конституционных различий У. Шелдона.

Теории конвергенции. А. Ф. Лазурский – понятия эндопсихики и экзопсихики как структур, имеющих разное происхождение. Теория психофизиологических основ индивидуальных различий. Учение о свойствах НС и темпераментах И. П. Павлова. Дифференциально-физиологические исследования, проводимые школой Б. М. Теплова-В. Д. Небылицина. Изучение свойств нервных процессов: силы, динамичности, подвижности, лабильности, как основ индивидуальных различий. Учение о ВПФ Л. С. Выготского. Специальная теория индивидуальности В. М. Русалова.Теория дифференциации когнитивных структур психики в процессе развития (В. Штерн, Г. Спенсер, И. М. Сеченов).

Тема 2.3 Темперамент

Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические (факторные) теории темперамента. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу. Структура темперамента в теории В. М. Русалова.Различия в проявлении свойств темперамента.

Контрольная работа

Домашняя контрольная работа (КР) - это письменная работа творческого характера по изучению и изложению теоретического материала на заданную тему (тема КР выбирается в соответствии с номером слушателя в списке группы). КР сдается на кафедру «Психология» для регистрации и проверки не позднее чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии.

Объем КР: 20-25 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. Шрифт - TimesNewRoman, размер - 14 pt. Все поля - 20 мм. Абзац - 1,25 см. Интервал - 1,5. Все листы КР должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должно иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-содержании. КР сопровождается списком использованной литературы (составляется согласно правилам библиографического описания). Приложения: таблицы, схемы.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема  
1.

Взаимодействие наследственных и средовых факторов в процессе порождения межиндивидуальных вариаций интеллекта

2.

Патологическая теория природы гениальности

3.

Психоаналитическая теория природы гениальности

4.

Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта

5.

Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

6.

Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях

7.

Индивидуальные особенности мотивации

8.

Индивидуальные различия в проявлении «силы воли»

9.

Различия в копинг-стратегиях и в использовании защитных механизмов

10.

Стили руководства и общения

11.

Стратификация полов в разных культурах

12.

Основные факторы гендерной социализации

13.

Гендерные стереотипы в современном обществе

14.

Гендерные различия в личностных характеристиках

15.

Гендерные различия в интеллектуальных способностях

16.

Психология гендерных отношений

17.

Гендерная психология лидерства

18.

Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна

19.

Кросс-культурные исследования индивидуальных различий

20.

Исследования национальных характеров

21.

Влияние расы на формирование индивидуальных различий

22.

Этнокультурные различия в восприятии и интеллекте

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование и полное библиографическое описание Количество экземпляров в библиотеке

Основная литература

1 Виндекер, О. С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты : учебное пособие для вузов / О. С. Виндекер. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 75 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03400-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/AA3C93A1-4D9F-4BEC-AF59-599A6E9A30F6.
5 Дифференциальная психология. Модульный курс: Учебное пособие для вузов/Мандель Б. Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 315 с.: http://znanium.com/bookread2.php?book=471764    
6 Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 3-e изд., исправ. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 280 с http://znanium.com/bookread2.php?book=320778   2

Дополнительная литература

2 Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко [и др.] ; под общ.ред. О. И. Ключко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9954-9. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6. 20
     
3 Дифференциальная психология: Учеб.пос. Кондрашихина О.А. К.: Центр учебной литературы,2005, 2006, 2007, 2009. - 232 с 20
     
7 Психология гендерных различий: Учебное пособие / Н.П. Фетискин. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с http://znanium.com/bookread2.php?book=429928    
     

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины

Адрес сайта и его описание Перечень материалов представленных на сайте
1. Библиотека Севастопольского Государственного университета http://sevntu.com.ua/bibl/ Электронная библиотека университета.
2. http://psyberia.ru   VitalP’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология».
3. http://orel.rsl.ru/ps/og.htm   Сайт Открытой русской электронной библиотеке РГБ — OpenRussianElectronicLibrary (OREL) // «Современная психология».
4. http://lib.ru/PSIHO Библиотека Мошкова
5. http://psylib.kiev.ua   PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» .
6. http://flogiston.ru/library   Флогистон: Психология из первых рук [Электронный ресурс].  
7. http://psychology.net.ru/articles   Мир психологии» [Электронный ресурс
8. http://book-stack.ru/ Электронная библиотека Вook-stack
9. http://about-psy.blogspot.com/ Библиотека психологии

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Дифференциальная психология»

 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1 Методологические основы и история ДП.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 368.