МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Дифференциальная психология»
1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1 Методологические основы и история ДП.
Тема 1.1Предмет, задачи, методы, история дифференциальной психологии
ДП как наука. Цели и задачи ДП, значение курса для будущих практических психологов. Области пересечения ДП с другими науками. Классификация методов ДП. Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Психогенетические методы: генеалогический, метод приёмных детей, Близнецовый (метод разлученной близнецовой пары, метод контрольного близнеца, метод монозиготных близнецов). Исторические методы, психофизиологические, социально-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. Достоинства и недостатки методов. Направления дифференциально-психологических исследований.
Тема 1.2Этапы развития ДП
Донаучный этап: развитие житейских представлений об индивидуальных различиях (гороскопы, физиогномика и т. п.). Переходный период: изучение индивидуальных различий в способностях и темпераменте (Х. Уарте, 16 в.) Изучение дифференциально-психологических аспектов поведения человека астрономами (Ф. Бессель).
Характерология, психогностика, френология, графология.Предпосылки превращения ДП в отдельную науку: изучение индивидуальных различий в рамках экспериментальной психологии (В. Вундт). Ф. Гальтон – создатель техники изучения индивидуальных различий, разработчик метода тестов. Введение в психологию методов математической статистики. Евгеника.
Вклад Д. М. Кеттелла в изучение индивидуальных различий с помощью тестов. А. Бине – создатель первых тестов умственных способностей. Стандартизация шкалы Стэнфорд-Бине, понятия умственного возраста и коэффициента умственного развития. Х. Мюнстерберг – создание методик для определения профессиональной ориентации и проведения профотбора. Изучение способностей Ч. СпирменомG и S факторы. Основатель ДП В. Штерн. Предмет и методы ДП по В. Штерну.
Развитие ДП в России. Концепция «научной характерологии» А. Ф. Лазурского, идея о двух сферах душевной деятельности: эндопсихической и экзопсихической. Учение И. П. Павлова о типах ВНД. Исследования психофизиологических основ индивидуальных различий школой Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина. Современное состояние ДП
Тема 1.3Теоретические подходы к объяснению природы индивидуальных различий
Центральная проблема дифференциальной психологии – определение источников индивидуальных вариаций психического. Биогенетическая теория, доводы «за» и «против».
Социогенетическая теория – развитие взглядов на роль среды, как главного фактора, определяющего формирование личности (Дж. Локк, Дж. Уотсон).Теории влияния морфологических и физиологических признаков человека на природу его индивидуальности. Э. Кречмер: влияние конституции тела на характер человека. Психология конституционных различий У. Шелдона.
Теории конвергенции. А. Ф. Лазурский – понятия эндопсихики и экзопсихики как структур, имеющих разное происхождение. Теория психофизиологических основ индивидуальных различий. Учение о свойствах НС и темпераментах И. П. Павлова. Дифференциально-физиологические исследования, проводимые школой Б. М. Теплова-В. Д. Небылицина. Изучение свойств нервных процессов: силы, динамичности, подвижности, лабильности, как основ индивидуальных различий. Учение о ВПФ Л. С. Выготского. Специальная теория индивидуальности В. М. Русалова.Теория дифференциации когнитивных структур психики в процессе развития (В. Штерн, Г. Спенсер, И. М. Сеченов).
Тема 2.3 Темперамент
Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические (факторные) теории темперамента. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу. Структура темперамента в теории В. М. Русалова.Различия в проявлении свойств темперамента.
Контрольная работа
Домашняя контрольная работа (КР) - это письменная работа творческого характера по изучению и изложению теоретического материала на заданную тему (тема КР выбирается в соответствии с номером слушателя в списке группы). КР сдается на кафедру «Психология» для регистрации и проверки не позднее чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии.
Объем КР: 20-25 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. Шрифт - TimesNewRoman, размер - 14 pt. Все поля - 20 мм. Абзац - 1,25 см. Интервал - 1,5. Все листы КР должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должно иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-содержании. КР сопровождается списком использованной литературы (составляется согласно правилам библиографического описания). Приложения: таблицы, схемы.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема | |
1. | Взаимодействие наследственных и средовых факторов в процессе порождения межиндивидуальных вариаций интеллекта | |
2. | Патологическая теория природы гениальности | |
3. | Психоаналитическая теория природы гениальности | |
4. | Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта | |
5. | Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий | |
6. | Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях | |
7. | Индивидуальные особенности мотивации | |
8. | Индивидуальные различия в проявлении «силы воли» | |
9. | Различия в копинг-стратегиях и в использовании защитных механизмов | |
10. | Стили руководства и общения | |
11. | Стратификация полов в разных культурах | |
12. | Основные факторы гендерной социализации | |
13. | Гендерные стереотипы в современном обществе | |
14. | Гендерные различия в личностных характеристиках | |
15. | Гендерные различия в интеллектуальных способностях | |
16. | Психология гендерных отношений | |
17. | Гендерная психология лидерства | |
18. | Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна | |
19. | Кросс-культурные исследования индивидуальных различий | |
20. | Исследования национальных характеров | |
21. | Влияние расы на формирование индивидуальных различий | |
22. | Этнокультурные различия в восприятии и интеллекте |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование и полное библиографическое описание | Количество экземпляров в библиотеке |
Основная литература | ||
1 | Виндекер, О. С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты : учебное пособие для вузов / О. С. Виндекер. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 75 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03400-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/AA3C93A1-4D9F-4BEC-AF59-599A6E9A30F6. | |
5 | Дифференциальная психология. Модульный курс: Учебное пособие для вузов/Мандель Б. Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 315 с.: http://znanium.com/bookread2.php?book=471764 | |
6 | Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 3-e изд., исправ. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 280 с http://znanium.com/bookread2.php?book=320778 | 2 |
Дополнительная литература | ||
2 | Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко [и др.] ; под общ.ред. О. И. Ключко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9954-9. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6. | 20 |
3 | Дифференциальная психология: Учеб.пос. Кондрашихина О.А. К.: Центр учебной литературы,2005, 2006, 2007, 2009. - 232 с | 20 |
7 | Психология гендерных различий: Учебное пособие / Н.П. Фетискин. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с http://znanium.com/bookread2.php?book=429928 | |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины
№ | Адрес сайта и его описание | Перечень материалов представленных на сайте |
1. | Библиотека Севастопольского Государственного университета http://sevntu.com.ua/bibl/ | Электронная библиотека университета. |
2. | http://psyberia.ru | VitalP’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология». |
3. | http://orel.rsl.ru/ps/og.htm | Сайт Открытой русской электронной библиотеке РГБ — OpenRussianElectronicLibrary (OREL) // «Современная психология». |
4. | http://lib.ru/PSIHO | Библиотека Мошкова |
5. | http://psylib.kiev.ua | PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» . |
6. | http://flogiston.ru/library | Флогистон: Психология из первых рук [Электронный ресурс]. |
7. | http://psychology.net.ru/articles | Мир психологии» [Электронный ресурс |
8. | http://book-stack.ru/ | Электронная библиотека Вook-stack |
9. | http://about-psy.blogspot.com/ | Библиотека психологии |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Дифференциальная психология»
1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1 Методологические основы и история ДП.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 419.