Выбранное электрооборудование должно:
• соответствовать условиям окружающей среды;
• иметь номинальные параметры, удовлетворяющие условиям работы в нормальном режиме и при КЗ;
• отвечать требованиям технико-экономической целесообразности.
а) Выключатели. Проверяем выключатели типа ВМП-10-630-20К. Расчётные параметры, номинальные данные выключателей, условия выбора и проверки выключателей даны в табл. 11.5.
Расчетный ток термической стойкости определяем по формуле:
где tm - время, к которому отнесен номинальный ток термической стойкости выключателей ( I нт ), принимаемое равным 10 с; t п - приведенное время КЗ, с.
Приведенное время t п, соответствующее полному туку КЗ, равно
tп=tпп+tпа,
где t пп, t па - приведенное время для периодической и апериодической слагающих тока КЗ, соответственно.
Учитывая время срабатывания защиты, принимаем действительное время отключения КЗ (tд), равным 1,5 с и по расчетным кривым при tд= 1,5 с и β" = I”/Iоб.= 1 находим tпп= 1,2.
Величину tПА определяем по формуле:
tпа = (β")2 0,05 = 0,05 с.
Следовательно, tп = 1,2 + 0,05= 1,25 с,
Itп = 12 = 4,2 кА.
К выключателю выбираем привод типа ПЭ-11.
Таблица 11.6. Распределение нагрузки между фазами трансформаторов тока
Наименование прибора | Нагрузка ТТ от измерительных приборов, Ом | |
фаза А | фазаС | |
Амперметр типа Э140 | 0,069 | - |
Ваттметр Д585 | 0,056 | 0,056 |
Счетчик активной энергии ИТ | 0,021 | 0,021 |
Счетчик реактивной энергии ИТР | 0,011 | 0,011 |
Итого: | 0,157 | 0,088 |
Номинальная вторичная нагрузка ТТ типа ТПШЛ-10, соответствующая классу точности 0,5 равна 0,8 Ом. Исходя из допустимой величины вторичной нагрузки ТТ Z2ном, определяем необходимое расчетное сечение соединительных проводов:
sпр= lрасч ρ/Rпр = 1,73 ∙ 3∙0,0175/0,543 =0,167 мм2;,
где lрасч = l при схеме соединения ТТ а неполную звезду (l - расстояние от ТТ до места установки приборов, принимаемое равным 3 м при установке их совместно с ячейкой выключателя); ρ = 0,0175 Oм∙мм2/м -удельное сопротивление медного провода.
Rпр = Z2ном -ΣZпп-Zk=0,8- 0,157-0,1 =0,543 Ом.
Выбираем sпр = 2,5 мм2, минимально допустимое по условиям механической прочности.
Сопротивление соединительных проводов:
Rпр = lрасч ρ/sпр = 1,73 3 0,0175/2,5 = 0,036 Ом.
Расчетная вторичная нагрузка ТТ составляет:
Z 2р = 0,157 + 0,036 + 0,1 =0.293 Ом
Условия выбора, расчетные данные и номинальные параметры ТТ приведены в табл. 11.7.
в) Трансформаторы напряжения. Трансформаторы напряжения (ТН) выбираем по номинальному напряжению и классу точности данной вторичной нагрузке.
Таблица 11.7 Выбор трансформаторов тока и напряжения
Проверяемая величина | Расчетные параметры | Тип ТТ, ТН | Номинальные параметры ТТ,ТН | Формулы выбора и проверки |
Трансформаторы тока | ||||
Номинальное напряжение, кВ | Uном.уст=10 | ТПШЛ- 10(Т)-2000/5 | Uном= 10 | Uном≥ Uном.уст |
Номинальный длительный первичный ток, А | Iмакс.р = 576 | I1ном = 2000 | Iном≥Iмакс.р | |
Номинальный вторичный | I2ном = 5 | |||
Класс точности | 0,5/Р | 0,5/Р | соответствует ПУЭ | |
Номинальная вторичная нагрузка. Ом | Z2Р=0,293 | 22НОМ = 0,8 | Z2ном ≥Z2Р | |
Кратность тока динамической стойкости | Кдин ≥10,8 | |||
Кратность односекундного тока термической стойкости | КТЕРМ,1с =70 | КТЕРМ,1с ≥6,7 | ||
Трансформаторы напряжения | ||||
Номинальное напряжение, кВ | UНОМ.УСТ=10 | НТМИ- 10- 66УЗ | UНОМ=10 | Uном≥ Uном.уст |
Класс точности | 0,5 | 0,5 | соответствует ПУЭ | |
Номинальная мощность вторичной обмотки ,кВА | S2Р=58 | S2ном=120 | S2ном≥ S2Р |
Суммарная мощность, потребляемая измерительными приборами, присоединенными к ТН, приведена в табл. 11.8.
Итак, мы устанавливаем трехфазный пятистержневой трансформатор напряжения типа НТМИ-10, который в классе 0,5 обеспечивает необходимую мощность, потребляемую измерительными приборами. Трансформаторы напряжения присоединяем к шинам РП через плавкие предохранители типа ПКТ-10.
Условия выбора, расчетные и номинальные параметры ТН приведены в табл. 11.7.
Таблица 11.8. Нагрузка трансформаторов напряжения
Наименование прибора | Тип | Мощность, потребляемая одной катушкой, В А | Число приборов | cos φ | Потребляемая мощность | ||
Вт | Квар | В∙А | |||||
Вольтметр | Э762 | 9 | 4 | 1 | 36 | - | |
Ваттметр | Д772 | 10 | 1 | 1 | 10 | - | |
Частотомер | Д762 | 8 | 1 | 1 | 8 | - | |
Счетчик активной энергии | САЗУ | 1,75 | 4 | 0,38 | 2,66 | 6,5 | |
Счетчик реактивной энергии | СРЗУ | 1,75 | 1 | 0,38 | 0,66 | 1,62 | |
Итого: | - | - | 11 | -- | 57,32 | 8,12 | 58 |
г) Шины РП. Выбор и проверку шин РП выполняем, по максимальному рабочему току (IМАКС.Р). термической стойкости (sт,ст), допустимому напряжению в шине на изгиб (σДОП) с учетом возможности появления механического резонанса.
Длительно допустимый ток для шин определяем из выражения:
Iдоп = k1∙k2∙k3∙I’доп
где I 'доп - длительно допустимый ток для одной полосы при температуре шины 70 °С, температуре воздуха 25 °С и расположении шин вертикально; k1 - поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально ( k 1 = 0,95); k2 - коэффициент длительно допустимого тока для многополосных шин (k2 = 1); kз - поправочный коэффициент при температуре воздуха, отличающейся от 25 °С (kз =1).
Выбираем окрашенные однополосные шины (алюминиевые, прямоугольного сечения) сечением 50-5 мм (s = 250 мм2), расположенные i оризонтально с длительно допустимым током I’доп = 665 А
Iдоп=0,95∙1∙1∙665=632 А
Минимальное допустимое сечение шин по термической стойкости к токам КЗ определяем из выражения:
,
где α - термический коэффициент принимаемый для алюминиевых шин равным 11; I∞- установившийся ток КЗ, кА; tn - приведенное время, с.
Расчетное напряжение в шине на изгиб определяем по формуле:
σрасч=f∙l2/(10∙W)
где f - сила взаимодействия между шинами разных фаз, кГс; l - расстояние между опорными изоляторами, принимаемое равным 90 см; W -момент сопротивления сечения, см3 ;
,
где а - расстояние между осями фазных шин, принимаемое равным 250 мм; iу - ударный ток КЗ;
W = 0 ,17 b∙h 2 = 0,17 ∙ 0,5 ∙ 52 = 2,1 см,
где b - ширина шины, см; h - высота шины, см.
Расчетное напряжение в шинах на изгиб равно:
σрасч = 0,93-902/(10-2,1) = 360 кг/см2.
Для более полной оценки принятого сечения шин и их расположения учитываем дополнительную механическую нагрузку, появляющуюся в результате возникновения резонанса в ошиновке при определенных размерах ее выполнения.
Появление механического резонанса может привести к значительному превышению напряжения на шинах сверх допустимого, в результате чего при КЗ может произойти разрушение шин и изоляторов.
Расчетную частоту собственных колебаний для алюминиевых шин определяем по формуле:
где b - сторона поперечного сечения шины, параллельная направлению колебаний, см.
Частота собственных колебаний (fc.расч) отличается от критических частот 50 и 100 Гц, и, следовательно, собственные колебания не влияют на напряжение в шинах.
д) Шинные изоляторы. Устанавливаем шины на изоляторах типа ОФ-10-375.
Наибольшая расчетная нагрузка на опорный изолятор составляет
Допустимая нагрузка на головку изолятора составляет 60 % усилия, разрушающего изолятор, т.е.:
Fдоп = 0,6 Fразр = 0,6-375 = 225 кг,
где Fразр - разрушающая максимальная нагрузка на изгиб.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.