Прибыль и её экономическая роль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая прибыль – это остаток от общего дохода после вычета всех издержек.

Предположим, доход фирмы (или выручка от реализации продукции) составил 100.000 рублей, общие (валовые) издержки – 80.000 рублей, следовательно, прибыль составит 20.000 рублей (то есть 100 – 80 = 20).

Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной.

Если при выше названных условиях издержки составят не 80.000, а 120.000 рублей, то прибыль будет со знаком минус, а это значит, что фирма понесёт убытки в размере 20.000 рублей.

Экономическое положение фирмы, которая несёт убытки, весьма плачевно: она или поглощается другой фирмой, или прекращает своё существование.

Увеличение объёма реализуемой продукции в значительной степени зависит от спроса на данную продукцию и от производственных возможностей. Предположим, объём реализуемой продукции составил 20.000 изделий, цена каждой единицы изделий равна 70 рублей. Отсюда общий доход (выручка) составит 140.000 рублей. Если объём реализуемой продукции возрастает до 30.000 изделий, то доход увеличится до 210.000 рублей (цена единицы изделия остаётся прежней).

Цель каждой фирмы – увеличить свою прибыль. Прибыль – это движущая сила любой хозяйственной деятельности.

Способы увеличения прибыли:

1. увеличить доход можно лишь в случае увеличения объёма реализуемой продукции и повышения цены. Но чтобы реализовывать дополнительную продукцию – 10.000 изделий, необходимо новый рынок сбыта, а его-то не так-то легко найти в условиях жёсткой конкуренции. Что касается повышения цены, то это тоже не так просто. Если фирма А повысит цену, то она может не найти покупателя, а, следовательно, не сумеет продать свой товар. Кроме того, повысив цену на свой товар, фирма временно может выиграть, то есть увеличить свой доход. Временно потому, что сегодня она продаёт свой товар, а завтра покупает другой – товар фирм В, С, D и т.п., которые также повысят цену. Таким образом, в конечном итоге фирма постоянно не может наживаться за счёт других фирм.

2. снизить издержки производства

Чтобы их снизить, нужно осуществить ряд мероприятий:

1) повысить квалификацию работников;

2) использовать новую технику и технологию производства с целью создания нового продукта;

3) предложить новые формы организации производства или его управления;

4) изменить масштабы: от мелкого к среднему, от среднего к крупному предприятию;

5) использовать новые виды транспортировки, торговли, новую рекламу.

Иными словами, необходимы нововведения по всем видам деятельности фирмы: производственной, коммерческой, управленческой и т.д. Только в этом случае можно снизить издержки и добиться увеличения остатка, то есть разницы между доходом и издержками.

Но нельзя забывать, что нововведения – это результат труда всех занятых не только в одной фирме, но и во всех фирмах, вместе взятых. Поэтому источником прибыли, как и её увеличения, является труд. Чем более производителен труд, тем более прибыльно, более эффективно производство. Это означает, что за единицу времени (минуту, час, день, неделю, год) создаётся и реализуется больше товаров.

Прибыль является главным условием экономического роста как одной фирмы, так и страны в целом. Прибыль – основа накопления капитала.

Крупные фирмы – монополии – получают монопольную прибыль, как результат реализации господства в производстве того или иного товара. Скажем, в автомобильной промышленности США господствуют 3 монополии – «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер». Они устанавливают монопольную цену на автомобили и, таким образом, получают сверхприбыль. Монополии, обладая большими прибылями, с одной стороны, способствуют нововведениям, или научно-техническому прогрессу, с другой стороны, они его сдерживают. Это происходит потому, что монополии как можно дольше хотят использовать новшества, ибо затрачен большой капитал. И только потребность в новом продукте заставляет их обновлять производство.

Прибыльность фирмы определяется как абсолютно – в денежном выражении, так и относительно – в норме прибыли.

Норма прибыли определяется по формуле

 

 

где Р – прибыль в денежном выражении;

К – авансированный капитал, то есть капитал, первоначально затраченный на производство.

Максимальную прибыль можно получить при условии, что предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) [6].

 

 

Контрольные вопросы

2 сапожника делают и продают одинаковые сапоги. 1 шьёт одну пару за 3 дня, другой – за 2. Кто из них получит в конце года большую прибыль?

 

Задача № 1

Общий объём реализованной продукции составил 25000 штук, рыночная цена 90 рублей, общие издержки из предыдущей задачи. Определить величину прибыли.

Прибыль составляет 10.000 рублей, авансовый капитал – 40.000 рублей. Рассчитать норму прибыли.

Задача № 2

Негосударственное высшее техническое учебное заведение располагает зданиями ценой в 50 млрд. рублей. Цена лабораторного оборудования равна 100 млрд. рублей. Книжный фонд в 10.000 томов оценивается в 200.000 рублей и ежегодно увеличивается на 10.000 томов при цене одного учебника в 30.000 рублей. Средняя оплата одного часа работы преподавателя – 10 долларов (в рублях по текущему курсу доллара). Объём учебных занятий в неделю – 32 часа при 42 учебных неделях в году. Административные расходы составляют 50 млн. рублей, оплата коммунальных услуг – 5 млн. рублей. Годовая плата за учёбу – 2500 долларов при численности студентов – 200 человек. Налоговые платежи в год – 2 млн. рублей.

Будет ли приносить прибыль данный вуз?

Задача № 3

Фирма-монополист увеличила объём производства с 400 единиц до 600, рассчитывая увеличить прибыль. Функция спроса на её продукцию описывается формулой Q = 1000 – Р, где Р – цена единицы продукции в рублях.

Как это решение реально повлияет на величину прибыли фирмы?

Задача № 4

Затраты мастера на производство первого изделия составляют 6700 рублей, а доход от его реализации – 9200 рублей. Производство каждого следующего изделия обходится на 200 рублей дешевле предыдущего, а доход от его реализации на 300 рублей меньше предыдущего.

Какую максимальную прибыль может получить мастер от производства и реализации партии изделий?

Задача № 5

Издержки при производстве кроссовок составляют  цены. Цена одной пары кроссовок – 10000 рублей. Предприятие производит в год 5000 пар кроссовок.

Определить годовую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, если ставка налога на прибыль 32 %.

Задача № 6

2 бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит?

В итоге 1 выручил от продажи своих товаров 500 рублей, а расходы его составили 300 рублей. Другой наторговал на 100 рублей меньше, но и затратил своих денег всего 150 рублей.

Кто выиграл спор?

Задача № 7

Мастерица связала свитер и продала его за 100 рублей. Какую прибыль получила мастерица, если на свитер пошло 3 мотка шерсти по 20 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, который стоит 10 рублей.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 437.