У каждой планеты свой цвет: Сатурн — белый, Юпитер — ясный, Марс — огненный, Люцифер — радостный, Веспер 20 — блестящий, Меркурий — лучистый; у Луны цвет вкрадчивый, у Солнца, когда оно восходит,— пылающий. Однако цвета их меняются в зависимости от высоты, так что [планета] становится похожа на ту, в область которой она попала, и все, приближаясь к чужой орбите, окрашиваются в [чужой] цвет; [при приближении] к более холодной — в бледный, к более горячей — в красный, к ветреной — в мерцающий; приближаясь же к Солнцу, или к пересечениям апсид, или к крайним точкам орбиты, [планеты покрываются] черной тьмою. [148]
Глава 19. О движении и величине Солнца
Говорят, что солнечный огонь питается водою и что Солнце гораздо больше Луны, а так как и Луна больше земли, [то Солнце настолько огромно, что независимо от точки наблюдения] всем кажется одинаковой величины. Что же до того, что по величине оно кажется нам не больше локтя, то это происходит от чрезвычайной [его] высоты и [большого] расстояния. Впрочем, при восходе оно представляется большим в Индии, а в Британии оно больше на закате. Имея [и без того] огненную природу, оно еще увеличивает свой жар, раскаляясь в чересчур стремительном движении. Бег Солнца делит [время] на дни, месяцы, времена [года] и годы, а приближаясь к земле и удаляясь, оно распределяет температуру воздуха в соответствии с временами [года], ведь если бы оно все время оставалось в одних и тех же местах, то другие [места] были бы уничтожены либо холодом, либо жарою.
Глава 20. О природе и расположении Луны
Говорят, что Луна не уменьшается и не растет, но, будучи освещаема Солнцем с одной стороны и постепенно то удаляясь от него, то приближаясь к нему, поворачивается к нам то светлой стороной, то темной. В день новолуния, когда Луна начинает расти, мы видим ее лежащей на спине лицом вверх, так как она [находится] выше Солнца [и освещается] снизу; в это время она опускается к северу; во время же убывания она стоит вертикально и склоняется к югу; полная же Луна всегда находится напротив Солнца. Луна всегда [стоит] высоко, когда Солнце низко, и низко, когда Солнце высоко, и [светящаяся ее часть] возрастает со второго дня... пока не станет полной, а затем убывает, после чего ее не видно на протяжении 13 частей, [т. е. градусов], из-за Солнца. Молодая же Луна появляется всегда, ночью ли, днем ли, в созвездии Овна. Если, поднимаясь, она была расположена вертикально, то, восходя утром, будет казаться обращенной вверх. Если же, напротив, поднимаясь, она казалась обращенной наподобие корабля кверху, то утром на восходе будет видна в вертикальном положении. Таким образом, она имеет три положения и бывает видна иногда повернутой вверх, иногда — вниз, иногда — стоящей вертикально.
Глава 25. О воздухе
Воздух есть все то, что, будучи похожим на пустоту, источает живительный дух, в котором летают птицы и облака и [проносятся] бури. Здесь же и воздушные силы, низвергнутые с вышнего престола, мучатся ожиданием судного дня, когда они будут жесточайшим образом осуждены. Являясь людям, они одевают воздушные тела, соответствующие достоинству каждого. А над Луной, орбита которой служит границей воздуха и эфира, царят чистота и вечный свет, и говорят, что недалеко отсюда находится вершипа Олимпа. Мы же видим ночыо в темноте звезды — отблески [этого света]. Верхний и ясный воздух принадлежит небу, а нижний, становящийся грубым и телесным от влажных испарений, — земле: ведь именно здесь [находятся] огонь, град, снег, лед и грозовые порывы, которым приказано восхвалять Господа на земле. Но, иногда и этот [земной] воздух называют небом: так, Петр говорит, что небеса погибли во время потопа, ибо взметаемый вихрями воздух [тонул], закручиваясь в водовороты волн. А небесами небес зовутся звездные небеса — [в отличие от] этих воздушных небес, как высшие по сравнению с низшими.
Глава 26. О ветрах
Ветер есть приведенный в движение воздух, в чем нетрудно убедиться с помощью небольшого веера. И объясняется он не иначе, как поток воздуха, срывающийся, по словам Климента, с неких высочайших гор, сжатый и стесненный, согласно божественному определению; [этот поток] и образует ветры, которые должны волновать море и смягчать зной. Различные же имена ветры получили по различным частям неба. [149]
Глава 28. О громе
Говорят, что гром происходит от разрыва облаков: ветры, оказавшись внутри них, вертятся там из стороны в сторону вследствие подвижности своей природы, ища повсюду выхода и силясь вырваться наружу; вырываясь, они производят страшный шум и треск, подобно четверке лошадей, выскакивающих из конюшни, или пузырю, который, хоть и маленький, издает, лопаясь, весьма громкий звук.
Глава 29. О Молнии
Молнии рождаются от трения облаков, как [искры] — от соударения камней, а за ними следует гром, но звук позже достигает ушей, нежели блеск — глаз. Ведь соударение любых предметов вызывает огонь. Впрочем, некоторые говорят, что нижние слои воздуха содержат воду, [появившуюся] вследствие испарения, а верхние — огонь, вследствие [небесного] жара, и всякий раз, как они сталкиваются друг с другом, раздается ужасающий треск грома. И если при этом победит огонь, то урожая не будет, а если вода, то будет преобильный. Большею же силой обладает огонь молнии [по сравнению с земным огнем] оттого, что состоит из более тонких элементов, чем тот, которым пользуемся мы.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 226.