| |
Очная форма
обучения
| |
Объем дисциплины в зачетных единицах
| 2
| |
Объем дисциплины в часах
| 72
| |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
| 28
| |
Объем аудиторной работы (всего)
| 28/1
| |
В том числе:
|
| |
Лекции
| 14/0,5
| |
Практические занятия (ПЗ)
| 14/0,5
| |
Объем электронного обучения
| 4
| |
В том числе:
|
| |
Лекции
|
| |
Практические занятия (ПЗ)
| 4
| |
Самостоятельная работа (всего)
| 40/1
| |
В том числе:
|
| |
Доклад (реферат); презентация темы.
| 10/0,5
| |
Другие виды самостоятельной работы
| 30/0,5
| |
Форма контроля (зачет, зачет с оценкой, экзамен)
| зачет
| |
При осуществлении образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО от 10 мая 2010 г. №464 (до 1 сентября 2017 г.) для успешного освоения дисциплины «История предпринимательского права», студент должен:
1. Знать: основные понятия и периоды отечественной и зарубежной истории, понятия предпринимательской и коммерческой деятельности.
2. Уметь: анализировать исторические события с точки зрения развития экономики России и иностранных государств в процессе их развития.
3. Владеть навыками: анализа тенденций исторического развития экономического развития.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе изучения дисциплины «История предпринимательского права» должны быть сформированы следующие компетенции:
Общекультурны е компетенци и:
ОК-1: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
В результате освоения компетенции ОК-1 студент должен:
-знать основы философских знаний об обществе, государстве и праве;
-уметь применять философские знания об обществе, государстве и праве в процессе осуществления юридической деятельности;
-владеть методикой использования философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК-6: способность повышать уровень своей профессиональной компетентности.
В результате освоения компетенции ОПК-6 студент должен:
-знать важность процесса сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования профессиональных качеств или навыков;
-уметь определять основные направления повышения уровня профессиональной компетентности и совершенствования профессионально-личностных качеств;
-владеть навыками внедрения в профессиональную деятельность новых знаний и умений.
Профессиональные компетенции:
в экспертно-консультационной деятельности:
ПК-16: способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
-знать систему права, механизм и средства правового регулирования, базовые положения отраслевых юридических наук; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, правовой статус и полномочия субъектов правоотношений, возникающих относительно предоставления юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности;
-уметь оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения,
правильно подбирать, необходимые для применения в профессиональной деятельности нормативные правовые акты, использовать нормативные установления для дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности;
-владеть юридической терминологией, навыками работы с нормативными и индивидуальными правовыми актами, всестороннего анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, подбора, необходимых для использования в профессиональной деятельности нормативных правовых актов, применения нормативных установлений для дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности
Формы контроля
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Промежуточная аттестация в 2 семестре – зачет
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «История предпринимательского права» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
Методы преподавания дисциплины: лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (темы)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
|
|
Семестр 1
1
| Природа и сущность предпринимательской деятельности
| Понятие предпринимательства в литературе. Разнообразие подходов и трактовок. Происхождение предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательства. Понятие предпринимательской среды. Личность предпринимателя, основные её характеристики. Соотношения врожденных и приобретённых качеств личности предпринимателя. Мотивы и условия предпринимательской деятельности. Отличия предпринимательства от других видов человеческой деятельности. Роль национального фактора в формировании и развитии предпринимательской деятельности. Преобразующая роль предпринимательства в обществе: воздействие на экономический, социальный, технический прогресс.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
основные понятия предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности;
-уметь:
анализировать отличия предпринимательства от других видов человеческой деятельности.
-владеть:
навыками анализа природы и сущности предпринимательской деятельности
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)
|
2
| Зарождение и развитие теории предпринимательства и предпринимательского права
| Деловая и хозяйственная жизнь в понимании мыслителей античного мира: Платона, Аристотеля. Предпринимательство во взглядах богословов эпохи средневековья. Фома Аквинский, его оценка торговли, купечества, ростовщичества. Предпринимательство в учении зарубежных и отечественных меркантилистов. И. Т. Посошков, его взгляды на торговлю и купечество. Р. Кантильон, своеобразие, новизна его взглядов. Предпринимательство и предприниматель в трактовке А. Смита и Д. Рикардо. Классические теории предпринимательства: Й. Шумпетер, В. Зомбарт, М. Вебер. Мировой экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х г.г. и изменения в теории предпринимательства. Дж.М. Кейнс, его взгляды. Современные учения о предпринимательстве, их новизна и преемственность. Концепции Дж. К. Гэлбрейта, Ф. Хайека, П. Друкера.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
основные положения теории предпринимательства в их историческом развитии;
-уметь:
анализировать и сравнивать положения различных авторов на теорию предпринимательства и предпринимательского права;
-владеть:
навыками анализа различных теорий предпринимательства и предпринимательского права
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)а
|
3
| Зарубежное и отечественное предпринимательство и предпринимательское право в условиях традиционализма
| Деловая жизнь в античной и восточных цивилизациях. Сравнительный анализ.
Хозяйственная и деловая жизнь восточных славян. Торгово-предпринимательская деятельность Киевской Руси. «Русская правда» как источник правового регулирования торговой деятельности. Происхождение и развитие русского купечества. Облик купца на Руси и на Западе. Сравнительный анализ деловой жизни Новгорода и Киева. Древнерусские города, их роль и значение в становлении предпринимательской деятельности. Города на Руси, в Европе и на Востоке: общие и отличительные черты. Древний Новгород: особенности деловой жизни. Власть, собственность и предпринимательство. Купеческие корпорации Новгорода («Ивановское сто»). Взаимоотношения Руси с Ганзейским союзом. Татаро-монгольское нашествие, разрушение достижений деловой и хозяйственной жизни Киевской Руси. Возрождение и развитие ремесла и торговли в Московской Руси. Правовое и финансовое обеспечение предпринимательской деятельности. Источники правового регулирования торговой деятельности (Новгородская судная грамота, Судебник 1497 г., Судебник Ивана IV, Соборное уложение 1649 г. и др.).
Международные торговые соглашения средневековой Руси (Смоленская торговая правда и др.). Ментальность русского купечества эпохи Московской Руси. Освоение новых территорий и предпринимательство. Присоединение Сибири. Накопление капитала в Европе и в России.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
особенности хозяйственной деятельности различных государств в условиях традиционализма;
-уметь: сравнивать особенности правового регулирования хозяйственной деятельности различных государств в условиях традиционализма;
-владеть:
навыками анализа особенностей правового регулирования хозяйственной деятельности различных государств
в условиях традиционализма
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)
|
4
| Российское предпринимательство и предпринимательское право в XVIII веке и первой половине XIX века
| Реформы Петра I и изменения в деловой и хозяйственной жизни страны. Зарождение и начало развития промышленного предпринимательства. Н. Демидов, его деятельность. Внедрение опыта европейских стран в российское предпринимательство: проблемы, трудности, противоречия. Законодательство Петра I о регулировании предпринимательства. Соотношение казенного и частного предпринимательства. Противоречия и трудности торгово-предпринимательской деятельности. Противодействия традиционализма. Бюрократический произвол.
Соотношение азиатского и европейского в торгово-промышленных преобразованиях Петра I. Дискуссия в литературе. Экономическая политика государства и предпринимательство в послепетровскую эпоху. Переход от политики меркантилизма к теории и практике физиократов. Отмена монопольных привилегий компаний и частных лиц Екатериной II. Зарождение акционерного дела. Российско - американская компания, её деятельность. Противоречия нарождающегося предпринимательства и традиционного российского общества, крепостничества. Деятельность М.М. Сперанского в развитии российского гражданского и торгового законодательства. Свод законов Российской империи как источник правового регулирования экономической деятельности.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
особенности развития российского предпринимательства и предпринимательского права в XVIII веке и первой половине XIX века;
-уметь:
анализировать проблемы и противоречия предпринимательства и предпринимательского права в XVIII веке и первой половине XIX века;
-владеть:
навыками анализа основных тенденций развития российского предпринимательства и предпринимательского права в XVIII веке и первой половине XIX века
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)
|
5
| Российское предпринимательство и предпринимательское право в контексте национальной модернизации второй половины XIX века и начала XX века
| Влияние реформ Александра II на развитие рыночных отношений, свободного предпринимательства. Структурные и региональные изменения в экономике. Формирование и развитие рынка труда и капитала. Взгляды Г.Ф. Шершеневича на развитие торгового права России. Реформы С. Ю. Витте и развитие финансово-промышленного предпринимательства.
Рост акционерного и биржевого дела. Изменения в составе и менталитете российских деловых кругов. Благотворительность и меценатство. Политика и предпринимательство. Возникновение «финансовой олигархии». А.Ф. Федоров и его вклад в развитие российского торгового и предпринимательского права. Реформы П. А. Столыпина и аграрное предпринимательство: проблемы, трудности, результаты. Предпринимательство в годы первой мировой войны.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
основные положения правового регулирования предпринимательства в России второй половины XIX века и начала XX века;
-уметь:
анализировать проблемы и противоречия российского предпринимательства и предпринимательского права второй половины XIX века и начала XX века;
-владеть:
навыками анализа основных тенденций развития российского предпринимательства и предпринимательского права во второй половине XIX века и начале XX века
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)
|
6
| Предпринимательство и предпринимательское право в советский период 1917-1990 гг.
| Октябрьский переворот 1917 г. в России. Отношение большевиков к частной собственности, свободному предпринимательству. Национализация промышленности и торговли. Политика «военного коммунизма» и её последствия для российского предпринимательства. Декреты Совета Народных Комиссаров как источник правового регулирования экономики и торговли. Новая экономическая политика (НЭП). Поворот к рыночной модели развития. Денационализация предприятий. Возрождение частного предпринимательства, частной торговли. Преобразование в аграрном секторе экономики, их последствия. Правовые акты, регулирующие НЭП в области предпринимательства и торговли. Свёртывание новой экономической политики. Причины, последствия. Разрушение ростков рыночной экономики, частного предпринимательства. Складывание и развитие планово-директивной, командно-административной экономики. «Теневая экономика» 1950-х начала 1980-х годов. Предприниматели – теневики, их место и роль в советской экономике.
Деятельность М. С. Горбачёва по «перестройке» и возрождению предпринимательства. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Создание частного сектора экономики. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации». Становление индивидуального и коллективного предпринимательства: проблемы, трудности. Переход к регулируемой рыночной экономике (1989 г.). Правовое обеспечение новой экономики. Закон СССР «О собственности в СССР» (1990 г.), Законы РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятии и предпринимательской деятельности» (1990г.). Начало приватизации, её номенклатурная сущность. Новые формы хозяйствования. Преобразования в финансовой сфере. Земельная реформа и изменения в аграрном секторе экономики. Возникновение фермерских хозяйств. Противоречия и трудности нарождающегося предпринимательства. Итоги становления и начало развития.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
особенности правового регулирования предпринимательства в советский период 1917-1990 гг.;
-уметь:
анализировать основные положения правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность в советский период 1917-1990 гг.;
-владеть:
навыками анализа основных экономических тенденций в советский период 1917-1990 гг.
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)
|
7
| Предпринимательство и предпринимательское право в современной России
| Радикальные экономические реформы начала 1990-х годов и предпринимательство. Особенности и проблемы реформ. Указ «О либерализации» и введение свободных цен. Либерализация внешней торговли. Развитие частной торговли. Приватизация, её роль в становлении рыночной экономики, свободного предпринимательства. Организационно-правовые основы предпринимательства. Формирование российского бизнес - слоя: источники, социально-психологические характеристики. Дефолт 1988г. и его последствия. Формирование и усиление «олигархического капитала». Проблемы становления и развития малого бизнеса. Бизнес - инкубаторы. Общественные объединения и организации предпринимателей. Спонсорская поддержка и спонсорская деятельность российских предпринимателей. Перспективы развития предпринимательства в России.
| ОК-1, ОПК-6, ПК-16
| -знать:
основные особенности развития предпринимательства и предпринимательского права в современной России;
-уметь:
анализировать основные проблемы и противоречия предпринимательства и предпринимательского права в современной России;
-владеть:
навыками анализа основные правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в современной России
| Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)
|
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «История предпринимательского права» используются следующие образовательные технологии: