Кемеровский институт (филиал)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кемеровский институт (филиал)

 

 

Факультет Юридический

 

Кафедра Гражданского права и процесса

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.01.02 История предпринимательского права

 

Направление подготовки  40.03.01

Юриспруденция

Направленность (профили) программы

Гражданско-правовой, уголовно-правовой

Уровень высшего образования Бакалавриат

Год начала подготовки  2017

 

 

Кемерово – 2017 г.

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «История предпринимательского права»,

                                                                                                                                                                         

утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.

 

Заведующий кафедрой         ________________         _____________

(подпись)                                      (Ф.И.О.)

 

Одобрено советом филиала _______________________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.

 

Председатель                                 ________________               _______________

(подпись)                                      (Ф.И.О.)

 

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «История предпринимательского права»,

                                                                                                                                                                        

утверждены на заседании кафедры _____________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.

 

Заведующий кафедрой           ________________ ________________

(подпись)                                      (Ф.И.О.)

 

Одобрено советом филиала _______________________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.

 

Председатель                               ________________          ________________

(подпись)                                      (Ф.И.О.)

 

Содержание

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ 5

 ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………………........... ………………………….……………………...5

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.…………………..…. ..5

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ)…………………..6

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ…………………………………………………………………….7

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 10

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 11

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 12

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 13

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 15

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 15

V. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий (Тематический план) 29

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 30

6.1   Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы . 30

6.2   Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 30

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 30

 VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………42

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ………………………………………………………………………...44

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….47

 

 

 

Форма обучения – очная

(профили-гражданско-правовой, уголовно-правовой)

 

Вид учебной работы

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

 

Промежуточная аттестация в 2 семестре – зачет

 

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «История предпринимательского права» осуществляется в соответствии с разделом VIII.

 

Методы преподавания дисциплины: лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания;  консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии

Семестр 1

1 Природа и сущность предпринимательской деятельности   Понятие предпринимательства в литературе. Разнообразие подходов и трактовок. Происхождение предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательства. Понятие предпринимательской среды. Личность предпринимателя, основные её характеристики. Соотношения врожденных и приобретённых качеств личности предпринимателя. Мотивы и условия предпринимательской деятельности. Отличия предпринимательства от других видов человеческой деятельности. Роль национального фактора в формировании и развитии предпринимательской деятельности. Преобразующая роль предпринимательства в обществе: воздействие на экономический, социальный, технический прогресс. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать:  основные понятия предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности; -уметь: анализировать отличия предпринимательства от других видов человеческой деятельности. -владеть: навыками анализа природы и сущности предпринимательской деятельности Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,  решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов) 2 Зарождение и развитие теории предпринимательства и предпринимательского права    Деловая и хозяйственная жизнь в понимании мыслителей античного мира: Платона, Аристотеля. Предпринимательство во взглядах богословов эпохи средневековья. Фома Аквинский, его оценка торговли, купечества, ростовщичества. Предпринимательство в учении зарубежных и отечественных меркантилистов. И. Т. Посошков, его взгляды на торговлю и купечество. Р. Кантильон, своеобразие, новизна его взглядов. Предпринимательство и предприниматель в трактовке А. Смита и Д. Рикардо. Классические теории предпринимательства: Й. Шумпетер, В. Зомбарт, М. Вебер. Мировой экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х г.г. и изменения в теории предпринимательства. Дж.М. Кейнс, его взгляды. Современные учения о предпринимательстве, их новизна и преемственность. Концепции Дж. К. Гэлбрейта, Ф. Хайека, П. Друкера. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать: основные положения теории предпринимательства в их историческом развитии; -уметь: анализировать и сравнивать положения различных авторов на теорию предпринимательства и предпринимательского права; -владеть: навыками анализа различных теорий предпринимательства и предпринимательского права Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов)а 3 Зарубежное и отечественное предпринимательство и предпринимательское право в условиях традиционализма   Деловая жизнь в античной и восточных цивилизациях. Сравнительный анализ. Хозяйственная и деловая жизнь восточных славян. Торгово-предпринимательская деятельность Киевской Руси. «Русская правда» как источник правового регулирования торговой деятельности. Происхождение и развитие русского купечества. Облик купца на Руси и на Западе. Сравнительный анализ деловой жизни Новгорода и Киева. Древнерусские города, их роль и значение в становлении предпринимательской деятельности. Города на Руси, в Европе и на Востоке: общие и отличительные черты. Древний Новгород: особенности деловой жизни. Власть, собственность и предпринимательство. Купеческие корпорации Новгорода («Ивановское сто»). Взаимоотношения Руси с Ганзейским союзом. Татаро-монгольское нашествие, разрушение достижений деловой и хозяйственной жизни Киевской Руси. Возрождение и развитие ремесла и торговли в Московской Руси. Правовое и финансовое обеспечение предпринимательской деятельности. Источники правового регулирования торговой деятельности (Новгородская судная грамота, Судебник 1497 г., Судебник Ивана IV, Соборное уложение 1649 г. и др.). Международные торговые соглашения средневековой Руси (Смоленская торговая правда и др.). Ментальность русского купечества эпохи Московской Руси. Освоение новых территорий и предпринимательство. Присоединение Сибири. Накопление капитала в Европе и в России. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать: особенности хозяйственной деятельности различных государств в условиях традиционализма; -уметь: сравнивать особенности правового регулирования хозяйственной деятельности различных государств в условиях традиционализма; -владеть: навыками анализа особенностей правового регулирования хозяйственной деятельности различных государств в условиях традиционализма Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,   решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов) 4 Российское предпринимательство и предпринимательское право в XVIII веке и первой половине XIX века   Реформы Петра I и изменения в деловой и хозяйственной жизни страны. Зарождение и начало развития промышленного предпринимательства. Н. Демидов, его деятельность. Внедрение опыта европейских стран в российское предпринимательство: проблемы, трудности, противоречия. Законодательство Петра I о регулировании предпринимательства. Соотношение казенного и частного предпринимательства. Противоречия и трудности торгово-предпринимательской деятельности. Противодействия традиционализма. Бюрократический произвол. Соотношение азиатского и европейского в торгово-промышленных преобразованиях Петра I. Дискуссия в литературе. Экономическая политика государства и предпринимательство в послепетровскую эпоху. Переход от политики меркантилизма к теории и практике физиократов. Отмена монопольных привилегий компаний и частных лиц Екатериной II. Зарождение акционерного дела. Российско - американская компания, её деятельность. Противоречия нарождающегося предпринимательства и традиционного российского общества, крепостничества. Деятельность М.М. Сперанского в развитии российского гражданского и торгового законодательства. Свод законов Российской империи как источник правового регулирования экономической деятельности. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать: особенности развития российского предпринимательства и предпринимательского права в XVIII веке и первой половине XIX века; -уметь: анализировать проблемы и противоречия предпринимательства и предпринимательского права в XVIII веке и первой половине XIX века; -владеть: навыками анализа основных тенденций развития российского предпринимательства и предпринимательского права в XVIII веке и первой половине XIX века Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов,  подготовка и обсуждение рефератов (докладов) 5 Российское предпринимательство и предпринимательское право в контексте национальной модернизации второй половины XIX века и начала XX века Влияние реформ Александра II на развитие рыночных отношений, свободного предпринимательства. Структурные и региональные изменения в экономике. Формирование и развитие рынка труда и капитала. Взгляды Г.Ф. Шершеневича на развитие торгового права России. Реформы С. Ю. Витте и развитие финансово-промышленного предпринимательства. Рост акционерного и биржевого дела. Изменения в составе и менталитете российских деловых кругов. Благотворительность и меценатство. Политика и предпринимательство. Возникновение «финансовой олигархии». А.Ф. Федоров и его вклад в развитие российского торгового и предпринимательского права. Реформы П. А. Столыпина и аграрное предпринимательство: проблемы, трудности, результаты. Предпринимательство в годы первой мировой войны. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать: основные положения правового регулирования предпринимательства в России второй половины XIX века и начала XX века; -уметь: анализировать проблемы и противоречия российского предпринимательства и предпринимательского права второй половины XIX века и начала XX века; -владеть: навыками анализа основных тенденций развития российского предпринимательства и предпринимательского права во второй половине XIX века и начале XX века Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов) 6 Предпринимательство и предпринимательское право в советский период 1917-1990 гг. Октябрьский переворот 1917 г. в России. Отношение большевиков к частной собственности, свободному предпринимательству. Национализация промышленности и торговли. Политика «военного коммунизма» и её последствия для российского предпринимательства. Декреты Совета Народных Комиссаров как источник правового регулирования экономики и торговли. Новая экономическая политика (НЭП). Поворот к рыночной модели развития. Денационализация предприятий. Возрождение частного предпринимательства, частной торговли. Преобразование в аграрном секторе экономики, их последствия. Правовые акты, регулирующие НЭП в области предпринимательства и торговли. Свёртывание новой экономической политики. Причины, последствия. Разрушение ростков рыночной экономики, частного предпринимательства. Складывание и развитие планово-директивной, командно-административной экономики. «Теневая экономика» 1950-х начала 1980-х годов. Предприниматели – теневики, их место и роль в советской экономике. Деятельность М. С. Горбачёва по «перестройке» и возрождению предпринимательства. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Создание частного сектора экономики. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации». Становление индивидуального и коллективного предпринимательства: проблемы, трудности. Переход к регулируемой рыночной экономике (1989 г.). Правовое обеспечение новой экономики. Закон СССР «О собственности в СССР» (1990 г.), Законы РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятии и предпринимательской деятельности» (1990г.). Начало приватизации, её номенклатурная сущность. Новые формы хозяйствования. Преобразования в финансовой сфере. Земельная реформа и изменения в аграрном секторе экономики. Возникновение фермерских хозяйств. Противоречия и трудности нарождающегося предпринимательства. Итоги становления и начало развития. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать: особенности правового регулирования предпринимательства в советский период 1917-1990 гг.; -уметь: анализировать основные положения правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность в советский период 1917-1990 гг.; -владеть: навыками анализа основных экономических тенденций в советский период 1917-1990 гг. Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов, подготовка и обсуждение рефератов (докладов) 7 Предпринимательство и предпринимательское право в современной России Радикальные экономические реформы начала 1990-х годов и предпринимательство. Особенности и проблемы реформ. Указ «О либерализации» и введение свободных цен. Либерализация внешней торговли. Развитие частной торговли. Приватизация, её роль в становлении рыночной экономики, свободного предпринимательства. Организационно-правовые основы предпринимательства. Формирование российского бизнес - слоя: источники, социально-психологические характеристики. Дефолт 1988г. и его последствия. Формирование и усиление «олигархического капитала». Проблемы становления и развития малого бизнеса. Бизнес - инкубаторы. Общественные объединения и организации предпринимателей. Спонсорская поддержка и спонсорская деятельность российских предпринимателей. Перспективы развития предпринимательства в России. ОК-1, ОПК-6, ПК-16 -знать: основные особенности развития предпринимательства и предпринимательского права в современной России; -уметь: анализировать основные проблемы и противоречия предпринимательства и предпринимательского права в современной России; -владеть: навыками анализа основные правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в современной России Лекции, практические занятия, участие в дискуссиях самост. работа,, решений тестов,  подготовка и обсуждение рефератов (докладов)

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В процессе освоения дисциплины «История предпринимательского права» используются следующие образовательные технологии:

IV . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Бессолицын, А. А. История российского предпринимательства [Текст] / А. А. Бессолицын. - М. : Синергия, 2013. - 400 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com

2. Конотопов, М. В. Экономическая история: учеб. / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. - 15-e изд. - М.: Дашков и К, 2015. - 608 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com

                                              Дополнительная  литература

1. Агапова, И. И. История экономики [Текст] : учеб. пособие / И. И. Агапова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014. - 176 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com

2. Заславская, М. Д. История экономики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Д. Заславская. - М.: Дашков и К, 2013. - 296 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com

3. История экономики [Текст] : учеб. / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова ; под ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 416 с.

4. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: учеб. / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com

5. Цукрова, Н. Г. История российского предпринимательства (I1 - начало 1X вв.) [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Г. Цукрова, С. В. Зяблицева. - Кемерово, 2012. - № гос. регистрации 0321202277.- Режим доступа: http://kemerovo.rea.ru/vrr

6. Экономическая история: взгляд из XXI в. Институциональные аспекты теории и практики хозяйственной жизни: моногр. / под ред. И. Н. Шапкина, Н. О. Воскресенской. - М.: Вуз.учеб.: ИНФРА-М, 2015. - 288 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com

 

Нормативные правовые акты*

1. Устав купеческаго водоходства от 25.06. 1781 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том XXI. № 15176. С. 157-186; Том XXI. № 15285. С. 312-336.

2. Свод Учреждений и Уставов торговых 1833 г. // Свод законов Российской империи.

Т. XI. Ч. П. С. 219-825.

3. Свод законов Российской Империи. Том I. // С.-Петербург, издание товарищества «Общественная польза», 1900 г.

4.Свод законов Российской Империи. Том II. //- С.-Петербург, издание товарищества «Общественная польза», 1900 г.

5.Свод законов Российской Империи. Том III. - С.-Петербург, издание товарищества «Общественная польза», 1900 г.

6.Свод законов Российской Империи. Том IV. - С.-Петербург, издание товарищества «Общественная польза», 1900 г.

7. Устав торговый. Т. 11, ч. 2, изд. 1903 г., по сводному продолжению 1912 г.

8. Декрет СНК РСФСР «О борьбе со спекуляцией» от 15.11.1917 г.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 3, ст.33.

9. Декрет СНК РСФСР № О правовых ограничениях, устанавливаемых для торговых и торгово-промышленных предприятий» от 20.04.1918 г.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 32, ст.42.

10. Декрет ВЦИК РСФСР «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» от 21.03. 1921 г.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 26, ст.148.

11. Постановление СНК РСФСР « О свободной реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения» от 27.10. 1921 г.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 72, ст.577.

12. Постановление СНК РСФСР «О порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций» от 26.10. 1921 г.//  Собр Узак. Правительства РСФСР, № 72, ст. 576.

13. Декрет СНК РСФСР «Об обмене» от 24.05. 1921 г.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 40, ст.212.

14.Декрет СНК РСФСР «Наказ Совета Народных Комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики» от 08.09.1921.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 176.

15. Декрет СНК РСФСР «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» от 10.04.1923 г.// Собр. Узак. Правительства РСФСР, № 89, ст. 766.

16.Постановление ЦИК СССР и СНК СССР «Об утверждении Положения о чеках» от 06.11.1929 г.// Текст документа официально опубликован не был. СПС «Гарант».

17. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и  простом векселе» от 07.08. 1937 г. № 104/1341.// Свод Законов СССР, том 5, стр. 586, СЗ СССР, 1937 г, № 52, отдел первый, ст.221.

18. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05. 1988 г. № 8998-XI.// Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 22, ст. 355.

19. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» от 19.11.1986 г. №  6050-X1.// Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, № 47, ст. 964.

20. Закон СССР «О собственности в СССР» от 06.03. 1990 г.//  Ведомости Верховного Совета СССР, 1990, № 11, ст. 164.

21. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12. 1990 г. № 445-1.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР, 27.12. 1990, № 30, ст. 418.

22. Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» от 03.12.1991 г. № 297.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 26.12. 1991, № 52, ст. 1878.

* Указанные нормативные правовые акты утратили силу.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

                

1. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru.

2. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» [Электронный ресурс] // URL: http://www.law.edu.ru.

3. Студенческая библиотека on-line. Гуманитарные, естественные науки, религиозная и другая литература [Электронный ресурс] // URL: http://lib.students.ru

4. Юридическая библиотека // URL: http://jur-lib.kharkv.ru

5. Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс].// http://www.consultant.ru/.

6. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс].// http://www.garant.ru/

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 (при необходимости)

Направление

Профиль

Электронная образовательная среда

Гражданско-правовой Уголовно-правовой 40.03.01 «Юриспруденция» Электронно-образовательная среда Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам. Специальные помещения представляют учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации. Электронно-образовательная среда Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам. Специальные помещения представляют учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей). Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в основной образовательной программе. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя: -учебный зал судебных заседаний; -специализированную лабораторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике; -собственную библиотеку с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования. -15 компьютерных классов, в том числе 2 мобильных класса, оснащенных ноутбуками, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть «Интернет», -5 кабинетов оснащенных лингафонным оборудованием, -4 кабинета для занятий по иностранному языку, -22 лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций -88 помещений для проведения семинарских и практических занятий, оборудованные учебной мебелью, -библиотеку, имеющую 9 мест для обучающихся, оснащенных компьютерами с доступом к базам данных и сети «Интернет». Студенты имеют возможность использовать компьютерные классы для самостоятельной подготовки, выполнения курсовых и дипломных работ. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде института. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории института, так и вне его. Документы и материалы по индивидуальному учету результатов освоения обучающимися образовательных программ хранятся в архивах на бумажных и электронных носителях. Электронно-образовательная среда Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова обеспечивает: - доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; - фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; - формирование электронного портфолио обучающегося; - взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения: Базовое программное обеспечение: 1. Операционная система Microsoft Windows 7 Professional SP1 Russian (XP Professional SP3 Russian); 2. Microsoft Office Word; 3. Microsoft Office Excel; 4. Microsoft Office PowerPoint; 5. Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus;  6. Архиватор 7-zip 9.20; 7. FAR manager; 8. Mozilla firefox esr (opera, chromium); 9. K-lite codec pack full; 10. Adobe flash player; 11. WinDjview 2.0.2; 12. Adobe Reader XI; 13. Kmplayer 2.9.4.1435 14. CCleaner Free; 15. Quicktime 7.75; 16. FastStone Image Viewer; 17. PDF24 Creator 7.0.0; 18. Телематические услуги связи (Интернет). Программные продукты, разработанные в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова: 19.     Программный комплекс «Тест 2011»: Модуль "Анкета" (версия 1.0.0.1). Тестирующие системы и базы данных: 20. Sunrav WEB Class.Complete; 21. Interro-SL (I) обратная связь по дисциплине; 22. КонсультантПлюс ТТС - Тренинго-тестирующая система. Библиотечные информационные базы данных: 23. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM; 24. Электронная библиотека elibrary.RU ; 25. Электронный виртуальный читальный зал (ВЧЗ) раздел учебно-методические издания; 26. Система автоматизации библиотек ИРБИС-64; 27. Система автоматизации библиотек ИРБИС64: электронные базы данных: «RSUTE Library», «Каталог статей», «Периодические издания», «Публикации научно-педагогических работников»; 28. Электронная библиотека учебно-методической документации; 29. Электронно-библиотечная система Grebennikon; 30. ЭБС издательства «Юрайт» ; 31. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». Правовые информационные системы: 32. Консультант плюс; 33. Гарант; 34. Базы данных Microsoft Office Access; 35. Подписка Microsoft Imagine (Dream Spark) Standart; 36. Доступ к системе «Антиплагиат.ВУЗ» . В учебном процессе используется 36 лицензионных компьютерных программ. Данный перечень программ ежегодно обновляется. Таким образом, электронная информационно-образовательная среда института по образовательной программе соответствует требованиям стандарта по данному направлению.

Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Стандарт организации. Письменные работы студентов. Структура и правила оформления. СМК СТО 02-2014.

2. Выполнение самостоятельной работы. Методические указания для студентов всех специальностей, направлений подготовки (бакалавриат, магистратура) / [Сост. Л.Н. Акулина, О.С. Габинская, Н.С. Дворецкая, Н.В. Дмитриева, Н.Н. Зоркина, Е.Г. Казанцева, И.А. Кудряшова] - Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - 27 с.

Тема 1.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое предпринимательская деятельность?

2.Что такое предпринимательская среда?

3.Каково соотношение предпринимательской и коммерческой (торговой) деятельности?

4. Каковы основные отличия предпринимательской деятельности  от других видов деятельности?

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие предпринимательства в литературе.

2. Разнообразие подходов и трактовок понятия предпринимательской деятельности.

3. Происхождение предпринимательской деятельности.

4. Мотивы и условия предпринимательской деятельности.

 

Тесты:

1. Рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ – это:

а) коммерция

б) предпринимательство

в) торговля

г) хозяйственная деятельность

 

2. В соответствии с российским законодательством, основным условием для осуществления предпринимательской деятельности является:

а) государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности

б) наличие лицензии у субъекта предпринимательской деятельности

в) наличие собственных средств у субъекта предпринимательской деятельности

г) наличие стартового капитала у субъекта предпринимательской деятельности

 

3. Сложившаяся в государстве  благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики – это:

а) условия предпринимательской деятельности

б) предпринимательские факторы

в) предпринимательская среда

г) социальное предпринимательство

 

4. Важнейшим условием для предпринимательской деятельности является:

а) терпимое отношение населения к предпринимательству и к предпринимателям

(социальная среда)

б) наличие условий экономического характера, таких как частная или коллективная собственность на капитал, продукт и доход; свобода выбора деятельности в пределах законодательства страны; свобода в назначении цен, свобода выбора места использования рабочей силы; конкуренция и т.д. (экономическая среда)

в) наличие правовых актов, разрешающих и поощряющих предпринимательскую деятельность (правовая среда)

г) все перечисленное

 

5. Производство – это:

а) условие предпринимательской деятельности

б) форма предпринимательской деятельности

в) вид предпринимательской деятельности

г) разновидность коммерческой деятельности

 

Индивидуальное задание:

1. Основные виды и формы предпринимательской деятельности.

Тематика рефератов (докладов):

1. Понятие, виды и формы предпринимательской деятельности.

2. Условия предпринимательства.

Тема 2.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое меркантилизм?

2. Что такое физиократия?

Вопросы для обсуждения:

1. Основные взгляды Платона на деловую и хозяйственную жизнь в государстве (диалог «Государство»).

2. Основные взгляды Аристотеля на обмен и торговлю, и их влияние на формирование и развитие государства.

3.  Теория «справедливой цены» Фомы Аквинского.

4. Меркантилизм как основная экономическая теория XVII – XVIII в.в.

 

Тесты:

1. Мысль о разделении труда (видов деятельности) как о необходимом условии обмена между членами общества и существования государства впервые высказана:

а) Эратосфеном

б) Аристотелем

в) Сократом

г) Платоном

 

2. Мнение, что торговля (обмен) является необходимым условием для «связывания людей в одно», т.е., для образования государства, впервые выражено:

а) Аристотелем

б) Сократом

в) Диогеном

г) Геродотом

 

3. Теория, что цена, с одной стороны, должна соответствовать трудовым затратам, а с другой стороны, должна соответствовать социальному статусу продавца, принадлежит:

а) Джироламо Савонароле

б) Роджеру Бэкону

в) Фоме Аквинскому

г) Джордано Бруно

 

4. Экономическая теория, в которой реальная стоимость (возникающая из издержек производства) противопоставляется рыночной стоимости (возникающей их соотношения спроса и предложения), впервые выдвинута:

а) Давидом Рикардо

б) Ричардом Кантильоном

в) Адамом Смитом

г) Карлом Марксом

 

5. По мнению А. Смита, отношения, при которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества  - это:

а) меркантилистские отношения

б) физиократические отношения

в) протекционистские отношения

г) рыночные отношения

Дискуссия на тему: «Экономические теории меркантилизма и физиократии: их значение для предпринимательства».

Для проведения дискуссии студенты разделяются на две группы, одна из которых иллюстрирует основные положения теории меркантилизма и приводит аргументы в ее защиту, вторая группа иллюстрирует основные положения теории физиократии и приводит аргументы в ее защиту.

Положения данных экономических теорий приводятся в соответствии с политическим и экономическим состоянием Российской империи конца XVIII века.

Цель дискуссии: выявить оптимальный путь экономического развития России в указанный период.

Побеждает группа, приведшая больше весомых аргументов в защиту своих взглядов.

Индивидуальное задание:

1.Основные экономические положения И.Т. Посошкова («Книга о скудости и богатстве»).

2. Ричард Кантильон и его взгляды относительно торговли, денежного обращения и роли предпринимательства в экономике («Очерк о природе торговли вообще»).

3.Физиократия как экономическая теория: основные положения.

4. Адам Смит и его экономическая теория естественного порядка («Исследование о природе и причинах богатства народов»).

5. Давид Рикардо, его теория стоимости, теория капитала и теория сравнительных преимуществ («Начала политической экономии и налогового обложения»).

Тематика рефератов (докладов):

1.Деловая и хозяйственная жизнь в понимании мыслителей античного мира.

2.Предпринимательство во взглядах богословов эпохи средневековья на предпринимательскую деятельность.

3.Ричард Кантильон и его взгляды на предпринимательскую деятельность.

4.Меркантилизм и физиократия как системы организации предпринимательской деятельности.

Тема 3.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1. Кто такой «купец» в древнерусском законодательстве?

2.Что такое «Ивановское сто»?

3.Что такое Ганзейский союз (Ганза)?

4.Что такое Новгородская судная грамота?

5.Что такое Смоленская торговая правда?

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности хозяйственной и торговой деятельности Киевской Руси.

2.Особенности развития древнерусских городов как очагов хозяйственной и торговой деятельности.

3. Особенности развития древнего Новгорода (Новгородской республики) как очага хозяйственной и торговой деятельности.

4. Купеческие корпорации древнего Новгорода («Ивановское сто»).

5. Торговые отношения древней Руси с иностранными торговыми объединениями (Ганзейский союз и др.).

 

Тесты:

1. Купеческая корпорация во времена Новгородской республики при храме святого Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде – это:

а) Новгородское общество

б) Новгородское братство

в) Новгородское сто

г) Ивановское сто

 

2. Основной письменный сборник правовых норм Киевской Руси (с 1016 г.) – это:

а) Киевская правда

б) Русская правда

в) Киевская судная грамота

г) Киевский судебник

 

3. Впервые встречающееся в древнерусских источниках права ограничение на проценты по долгам содержится в:

а) Уставе Владимира Всеволодовича (Устав Владимира Мономаха)

б) Русской Правде

в) Смоленской торговой правде

г) Судебнике 1497 г.

 

4. Торговый договор, заключённый между Смоленским, Витебским и Полоцким княжествами, с одной стороны и Ригой и Готландом, с другой в 1229 г. – это:

а) Готландская конвенция

б) Смоленская торговая правда

в) Рижский договор

г) Рижская торговая правда

 

5. Экономический союз, объединявший почти 300 торговых городов северо-западной Европы с середины XII до середины XVII в.в. – это:

а) Европейский Союз

б) Ганза

в) Северо – европейская хартия

г) Скандинавская конфедерация

 

6. Право беспошлинной и беспрепятственной торговли русскими купцами по Западной Двине в XIII- XIV в.в. закреплялось в:

а) Двинском договоре

б) Смоленской торговой правде

в) Судебнике 1497 г.

г) Уставе Владимира Мономаха

 

7. Обязательность государственной регистрации («крепостная» форма) для определенных сделок на Руси впервые установлена в:

а) Своде законов Российской Империи

б) Судебнике Ивана IV

в) Судебнике 1497 г.

г) Соборном уложении 1649 г.

Дискуссия на тему: «Особенности развития торговли и предпринимательства на Руси в XV- XVII в.в.».

Для проведения дискуссии студенты разделяются на две группы, одна из которых иллюстрирует основные положения теории развития торговли и предпринимательства на Руси в XV- XVII в.в. по инициативе и под строжайшим контролем государства и приводит аргументы в ее защиту.

Вторая группа иллюстрирует основные положения теории торговли и предпринимательства на Руси в XV- XVII в.в. по инициативе купцов и промышленников независимо от власти и приводит аргументы в защиту данной теории.

Положения данных экономических теорий приводятся в соответствии с политическим и экономическим состоянием Руси XV- XVII в.в.

Цель дискуссии: выявить основные особенности экономического развития и правового регулирования торговли и предпринимательства на Руси в указанный период.

Побеждает группа, приведшая больше весомых аргументов в защиту своих взглядов.

Индивидуальное задание:

1.Основные положения «Русской правды» в области гражданского и торгового оборота.

2. Иные древнерусские источники правового регулирования хозяйственной и торговой деятельности в Древней Руси (Устав Владимира Мономаха, Белозерская и Двинская уставные грамоты).

3. Источники международного торгового права в Древней Руси (Смоленская торговая правда и др.)

4. Новгородская судная грамота как источник правового регулирования хозяйственной и торговой деятельности.

Тематика рефератов (докладов):

1.«Русская правда» как источник правового регулирования торговой деятельности в раннесредневековой Руси.

2.Роль Ганзейского союза в развитии предпринимательства средневековой Европы.

3.Источники правового регулирования торговой деятельности на Руси (Новгородская судная грамота, Судебник 1497 г., Судебник Ивана IV, Соборное уложение 1649 г.).

Тема 4.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое мануфактура?

2.Охарактеризуйте понятие «протекционизм».

3. Что такое биржа?

Вопросы для обсуждения:

1.Зарождение акционерного предпринимательства при Петре I («кумпанства»).

2. И.Т. Посошков и его взгляды на развитие предпринимательства в России («Книга о скудости и богатстве»).

3. Переход от теории меркантилизма к теории и практике физиократии при Екатерине II.

4. Зарождение и начало развития промышленного предпринимательства в России при Петре I.

5. Экономическая политика государства и предпринимательство в послепетровскую эпоху.

 

Тесты:

1. Впервые идеи институционализма в экономике в России были сформулированы:

а) во «Введении в курс торгового права» А.Ф. Федорова

б) в «Основных вопросах марксизма» Г.В. Плеханова

в) в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» А. Смита

г) в «Книге о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова

 

2. Разделение купцов на гильдии в России впервые было предусмотрено в:

а) Жалованной грамоте городам (1785 г.)

б) Уставе Главного магистрата (1721 г.)

в) Уставе купеческаго водоходства (1781 г.)

г) Жалованной грамоте дворянству (1785 г.)

 

3. Переход от теории меркантилизма к теории физиократии в России произошел:

а) при императрице Екатерине II

б) при императоре Павле I

в) при императоре Николае I

г) при императоре Александре I

 

4.В соответствии с Жалованной грамотой городам, право вести заграничную торговлю и  владеть морскими судами имели право:

а) только государственные предприниматели

б) все российские предприниматели

в) только купцы первой и второй гильдий

г) только купцы первой гильдии

5. Впервые в России попытка кодификации российского законодательства была осуществлена:

а) Э. И. Бироном

б) И.Т. Посошковым

в) Н. И. Паниным

г) М.М. Сперанским

Дискуссия на тему «Развитие экономической и торговой деятельности в России при императрице Екатерине II».

Для проведения дискуссии студенты разделяются на две группы, одна из которых иллюстрирует положения о том, что Россия во время правления Екатерины  II испытывала экономический и промышленный подъем, что позволило России выйти на ведущие экономические позиции в Европе.

Вторая группа иллюстрирует мнение, что рост экономики России в указанный период обусловлен приростом территории и населения, при этом экспорт представлен только сырьем и полуфабрикатами, а импорт – зарубежными промышленными изделиями, что и привело Россию к  экономическому и финансовому кризису1770 -1780-е г.г.

При этом необходимо сформулировать, каким образом переход от меркантилизма к физиократии отразился на экономическом развитии России во второй половине XVIII в. 

Цель дискуссии: выявить основные особенности экономического развития и правового регулирования торговли и предпринимательства в России во второй половине XVIII в. Побеждает группа, приведшая больше весомых аргументов в защиту своих взглядов.

Индивидуальное задание:

1. Нормативные акты Петра I, регулирующие хозяйственную и торговую деятельность (Именной указ от 17.04. 1699 г. «О выборе гостям и гостинным сотням бурмистров из всех слобод по одному», Сенатский указ от 25.01. 1716 г. «О подрядах и договорных писмах», Устав от 26.07.1720 г. «Об эверсах» и др.).

2. Выделение купеческих гильдий в России при Петре I («Его царского величества милостивейшее учреждение и Регламент или Устав Главного магистрата, по которому оной отправлять имеет» от 16.01. 1721 г.).

3. Источники правового регулирования хозяйственной и торговой деятельности при Екатерине II (Указ Правительствующего Сената «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству» от 25.07.1777 г., Именной указ из Сената «О сборе с купцов вместо подушных по одному проценту с объявленного капитала и о разделении их на гильдии» от 25.05. 1775 г., Именной указ «О сборе с купечества единовременно в казну по объявленным ими капиталам  по одному со ста и с какими капиталами считать впредь 3- ю, 2 -ю и 1- ю гильдии» от 23.06. 1794 г., Указ Правительствующего Сената «О записывании крестьян в купечество» от 25.07. 1777 г.,  Именной указ из Сената «О недозволении фабрикантам и заводчикам покупать деревень с землями» от 08.08.1762 г.,  Указ Правительствующего Сената по  Высочайше утвержденному докладу «О порядке заключения контрактов на откупы и подряды»  от 25.02.1764 г., «Манифест, чтобы никто не корыстовался излишними процентами» от 03.04. 1764 г., Высочайше утвержденный доклад Сената «О решении банкротского дела по амстердамскому Уставу, то есть заставить меньшее число кредиторов банкрота повиноваться приговору большего числа кредиторов»  от 01.11. 1767 г., Именной указ, данный Коммерц-коллегии «О правилах для заграничной торговли» от 08.05. 1780 г.  «Устав купеческаго водоходства по рекам, водам и морям» Чч. 1-2. 1781 г.,  «Манифест об учреждении при Государственном Заемном банке Страховой экспедиции для приема в оной каменных домов, заводов и фабрик» от 23.12. 1786 г.).

Тематика рефератов (докладов):

1.Законодательная и административная деятельность Петра I в укреплении и развитии предпринимательской и коммерческой деятельности.

2.Российско-американская компания и ее роль в развитии российского предпринимательства.

3. Особенности развития экономики и предпринимательства России во время правления Екатерины II.

Тема 5.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое банк?

2.Охарактеризуйте понятие «купеческая гильдия».

Вопросы для обсуждения:

1. Реформы Александра II и их влияние на развитие рыночных отношений в России.

2. Взгляды Г.Ф. Шершеневича на развитие торгового права России.

3. А.Ф. Федоров и его вклад в развитие российского торгового и предпринимательского права.

4. Реформы П. А. Столыпина (аграрная реформа и сибирская переселенческая политика) и аграрное предпринимательство: проблемы, трудности, результаты.

5. Предпринимательство в годы Первой мировой войны (государственные промышленные заказы, введение продовольственной разверстки и хлебной монополии).

 

Тесты:

1.Введение городского самоуправления (в т.ч., учреждение бирж и кредитных учреждений) осуществлено в России:

а) Александром II

б) Александром III

в) Николаем II

г) Николаем I

2. Установление предмета торгового права как «…специализированных норм, действующих только в торговой сфере» в российской правовой науке  сформулировано:

а) Г. В. Плехановым

б) А.Ф. Федоровым

в) Г.Ф. Шершеневичем

г) К.П. Победоносцевым

3. Введение таможенного тарифа 1891 г. в России было осуществлено:

а) В. Н. Коковцевым

б) И.А. Вышнеградским

в) С.Ю. Витте

г) П.А. Столыпиным

4. Денежная реформа 1895-1897 г.г. в России, установившая «золотой стандарт», была проведена под руководством:

а) С.Ю. Витте

б) П.А. Столыпиным

в) В. Н. Коковцевым

г) И.А. Вышнеградским

 

5. Положение о приоритете внешней торговли над внутренней в российской экономической системе выдвигал:

а) Г.Ф. Шершеневич

б) А.Ф. Федоров

в) К.П. Победоносцев

г) Д.И. Менделеев

Дискуссия на тему «Влияние реформ 1860-х годов на развитие хозяйственной и торговой деятельности в России».

Для проведения дискуссии студенты разделяются на две группы, одна из которых иллюстрирует положения о том, что проведение либеральных экономических реформ 60-х годов XIX века (отмена крепостного права, введение городского самоуправления и т.д.) способствовало подъему экономического развития и предпринимательской деятельности в России.

Вторая группа иллюстрирует мнение, что при Александре II в России начался затяжной экономический кризис, что явилось результатом  экономических реформ, в т.ч., отказом от промышленного протекционизма и либеральной политике во внешней торговле.

Цель дискуссии: выявить основные особенности экономического развития и правового регулирования торговли и предпринимательства в России  во второй половине XIX в. Побеждает группа, приведшая больше весомых аргументов в защиту своих взглядов.

 

Индивидуальное задание:

1.Деятельность М. М. Сперанского в развитии российского гражданского и торгового законодательства.

2.Отмена крепостного права и ее влияние на экономическое развитие России («Манифест об отмене крепостного права» от 19.02. 1861 г.)

3. Финансовая реформа Александра II («Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений» от 22.05. 1862 г.)

4. Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 01.01.1864 г.) и  развитие местной инициативы, хозяйства и торговле.

5. Создание Государственного банка и губернских казначейств их влияние на улучшение денежного обращения в России в 1860 -1890 – х г.г.

Тематика рефератов (докладов):

1. Реформы Александра II и их влияние на развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности в России.

2. Реформы С. Ю. Витте и развитие финансово-промышленного предпринимательства.

Тема 6.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое национализация?

2.Охарактеризуйте понятие «новая экономическая концессия (НЭП)».

3.Что такое концессия?

4. Что такое политика военного коммунизма?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Октябрьский переворот 1917 г. в России: его значение для развития предпринимательства в России.

2. Централизация управления экономикой. Учреждение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

3. Национализация крупной и  средней промышленности.

4. Национализация частных банков (Декрет СНК «Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка» от 08.12.1917 г.,  Декрет СНК «О национализации банков» от 14.12.1917 г.), конфискация вкладов.   

5. Новая экономическая политика (НЭП): понятие, основные направления, значение для торговли и предпринимательства.

 

Тесты:

1.Одним из главных направлений новой экономической политики (НЭП) являлось:

а) кредитование частного предпринимательства

б) открытие частных банков

в) введение государственной монополии на производство алкоголя

г) замена продовольственной разверстки продовольственным (натуральным) налогом

 

2.Национализация банков после Октябрьского переворота 1917 г. предусматривала:

а) обмен вкладов населения в иностранной валюте на рубли по установленному курсу

б) конфискацию всех вкладов населения в иностранной валюте

в) конфискацию всех вкладов в иностранной валюте, в золоте и серебре и в бумажных деньгах (на сумму более 5000 рублей)

г) обмен вкладов населения на деньги, введенные после Октябрьского переворота 1917 г.

 

3. Привлечение иностранных инвестиций в период новой экономической политики (НЭП) осуществлялось, главным образом, в виде:

а) продажи государственных национализированных предприятий иностранным предпринимателям

б) заключения концессионных соглашений с правом использования государственных предприятий

в) создания акционерных компаний с участием иностранного капитала

г) создания безналоговых (оффшорных) зон

 

4.  Одним из направлений финансовой реформы в период новой экономической политики (НЭП) являлось:

а) введение свободно конвертируемой валюты, обеспеченного драгоценными металлами (червонца)

б) введение свободного обращения иностранной валюты

в) введение золотого рубля, обращающегося только внутри государства

г) выпуск государственных облигаций, обеспеченных золотом

 

5. Одним из направлений экономических реформ М.С. Горбачева, направленных на привлечение иностранных инвестиций и технологий, являлось:

а) продажа акций советских предприятий

б) создание совместных предприятий (СП)

в) создание акционерных обществ с участием иностранного капитала

г) продажа советских государственных предприятий иностранным акционерным обществам

 

Дискуссия на тему «Влияние новой экономической политики (НЭП) на развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности в Советской России в 20-е годы XX  века».

Для проведения дискуссии студенты разделяются на две группы, одна из которых иллюстрирует положения о том, что проведение новой экономической политики (НЭП) являлось закономерным продолжением политики Правительства РСФСР, направленных на построение успешной рыночной социалистической экономики.

Вторая группа иллюстрирует мнение, что проведение новой экономической политики (НЭП) являлось ситуативным маневром Правительства РСФСР, направленным на преодоление последствий Мировой и Гражданской войн.

Цель дискуссии: выявить основные особенности экономического развития и правового регулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности в РСФСР и СССР в 20-е годы XX века.

Побеждает группа, приведшая больше весомых аргументов в защиту своих взглядов.

Индивидуальное задание:

1. Нормативные правовые акты периода новой экономической политики (НЭП):

-Декрет ВЦИК РСФСР «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» от 21.03. 1921 г.,

- Постановление СНК РСФСР « О свободной реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения» от 27.10. 1921 г.,

- Постановление СНК РСФСР «О порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций» от 26.10. 1921 г.,

- Декрет СНК РСФСР «Об обмене» от 24.05. 1921 г.,

- Декрет СНК РСФСР «Наказ Совета Народных Комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики» от 08.09.1921 г.

2. Деятельность М. С. Горбачёва по «перестройке» и возрождению предпринимательства (антиалкогольная реформа, денежная реформа 1991 г., создание кооперативов и совместных предприятий).

3. Основные нормативные правовые акты СССР и РСФСР в экономической сфере конца 1980- начала 1990 г.г. (Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05. 1988 г. № 8998-XI, Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» от 19.11.1986 г. №  6050-XI, Закон СССР «О собственности в СССР» от 06.03. 1990 г., Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12. 1990 г. № 445-1).

Тематика рефератов (докладов):

1. Новая экономическая политика (НЭП) и развитие экономики РСФСР и СССР в 20-е годы XX в.

2.Теневая экономика в СССР в 50-80 г.г. XX в.

Литература:

Основная -1,2

Дополнительная -1-5

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое приватизация?

2.Охарактеризуйте основные способы приватизации.

3.Охарактеризуйте понятие «совместное предприятие».

4.Охарактеризуйте понятие «либерализация цен».

5.Что такое залоговый аукцион?

Вопросы для обсуждения:

1. Приватизация, её роль в становлении рыночной экономики, свободного предпринимательства.

2. Организационно-правовые основы предпринимательства в Российской Федерации в 1990-х годах.

3. Формирование российского бизнес - слоя в Российской Федерации в 1990-х годах.

4. Дефолт 1988г. и его последствия.

5. Формирование и усиление «олигархического капитала».

 

Тесты:

1. Ценная бумага, выпускавшаяся с 1992 г., номинал которой соответствовал стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 г.- это:

а) приватизационная облигация

б) привилегированная акция

в) приватизационная акция

г) приватизационный чек (ваучер)

 

2. Основными способами приватизации государственных предприятий в Российской Федерации в 1990-х годах являлись:

а) продажа с открытых торгов

б) создание акционерных обществ

в) выпуск приватизационных чеков и проведение залоговых аукционов

г) передача государственных предприятий в собственность трудовым коллективам

 

3. Ослабление государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации в 1990-х годах – это:

а) либерализация

б) гиперинфляция

в) дефляция

г) приватизация

 

4. Аукционы, проводимые в 1990 – х годах, при которых  правительство получало кредит у коммерческих банков, передавая им в качестве залога пакеты акций госпредприятий – это:

а) государственный аукцион

б) залоговый аукцион

в) акционерный аукцион

г) приватизационный аукцион

 

5. Специализированный фонд, создаваемый в России начала 1990-х годов, с целью оказания помощи населению в инвестировании приватизационных чеков и обеспечения профессионального управления активами данного фонда – это:

а) паевой инвестиционный фонд

б) венчурный фонд

в) чековый приватизационный фонд

г) чековый инвестиционный фонд

Дискуссия на тему «Приватизация государственных предприятий в Российской Федерации и ее влияние на развитие предпринимательства».

Для проведения дискуссии студенты разделяются на две группы, одна из которых иллюстрирует положения о том, что проведение приватизации (малой и ваучерной) явилось положительным явлением, направленным на построение успешной рыночной экономики в Российской Федерации.

Вторая группа иллюстрирует мнение, что проведение приватизации (малой и ваучерной) явилось, главным образом, отрицательным явлением, поскольку, с одной стороны, не принесло значительных денежных средств в бюджет Российской Федерации, а, с другой стороны, привело к появлению финансово-промышленной олигархии.

Цель дискуссии: выявить основные особенности экономического развития и правового регулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности в Российской Федерации в 90-е годы XX века.

Побеждает группа, приведшая больше весомых аргументов в защиту своих взглядов.

Индивидуальное задание:

1. Тенденции современного развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

2. Современные источники правового регулирования предпринимательской деятельности.

Тематика рефератов (докладов):

1.Законодательное регулирование экономических реформ начала 1990-х годов в СССР.

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

Дисциплина «История предпринимательского права» обеспечена курсом лекций в виде слайд- презентаций, методическим рекомендациями по изучению курса, сборником тестовых заданий, учебными пособиями.

Для проведения аудиторных занятий по дисциплине материально-техническое обеспечение ОПОП ВПО (ОПОП ВО) по направлению Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») включает:

- компьютерные классы, оборудованные для проведения лекционных и практических занятий средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет

- лекционные аудитории, оборудованные проектором и экраном для демонстрации презентаций;

- ноутбук;

- раздаточный материал;

- для выполнения студентами самостоятельной учебной работы – читальный зал юридической литературы.

 

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

п/п

 

 

Наименование разделов и тем

 

Контактные часы

 

Самостоятельная работа

 

Формы текущего/

рубежного контроля

 

Аудиторные часы

Часы в электронной форме обучения

формы

часы

лекции

пр. занятия

всего

аудит.

интерактивные

формы часы лекции практ. занятия

Семестр 1

1 Природа и сущность предпринимательской деятельности 2 2 4   - - - Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 5 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, 2 Зарождение и развитие теории предпринимательства и предпринимательского права 2 2 4 Уч. в дискуссии 2 - - Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 5 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия. 3 Зарубежное и отечественное предпринимательство и предпринимательское право в условиях традиционализма 2 2 4 Уч. в дискуссии 2 - 2 Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 6 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия. 4 Российское предпринимательство и предпринимательское право в XVIII веке и первой половине XIX века   2 2 4 Уч. в дискуссии 2 - 2 Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 6 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия. 5 Российское предпринимательство и предпринимательское право в контексте национальной модернизации второй половины XIX века и начала XX века 2 2 4 Уч. в дискуссии 2 - - Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 6 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия. 6 Предпринимательство и предпринимательское право в советский период 1917-1990 гг. 2 2 4 Уч. в дискуссии 2 - - Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 6 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия. 7 Предпринимательство и предпринимательское право в современной России 2 2 4 Уч. в дискуссии 2 - - Лит-ра, инд.задание, подготовка к тестам, выполн. рефератов (докладов) 6 Контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия.

ИТОГО

14 14 28   12   4   40 зачет

Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:

№ п/п Сокращение Вид работы
1 Уч. в дискуссии Участие студента в групповой дискуссии
2 Лит-ра Работа с основной и рекомендуемой литературой
3 Контр. вопросы Ответы на контрольные вопросы на практическом занятии

V I. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

(Фонд оценочных средств хранится на кафедре гражданского права и процесса, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II)

6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. таблицу раздела II и п. 6.4 настоящего раздела)

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Тематика курсовых работ

Курсовая работа по дисциплине «История предпринимательского права» не предусмотрена.

 

Вопросы к зачету

1.Отличия предпринимательства от других видов человеческой деятельности.

2.«Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова.

3. Р. Кантильон и его взгляды на экономическое развитие.

4. Предпринимательство и предприниматель в трактовке А. Смита и Д. Рикардо.

5.«Русская правда» как источник правового регулирования торговой деятельности древней Руси.

6. Новгородская судная грамота как источник правового регулирования торговой деятельности.

7. Судебник 1497 г. как источник правового регулирования торговой деятельности.

8. Судебник Ивана IV как источник гражданского и торгового права.

9. Соборное уложение 1649 г. как источник гражданского и торгового права.

10. Смоленская торговая правда и другие международные торговые соглашения средневековой Руси.

11.Особенности развития Московской Руси как источника возрождения хозяйственной и торговой деятельности.

12.Законодательная деятельность Петра I по развитию экономики и торговли.

13.Казенное промышленное предпринимательство при Петре I.

14. Частное промышленное предпринимательство при Петре I.

15. Зарождение акционерного предпринимательства при Петре I («кумпанства»).

16.Теория меркантилизма и практика протекционизма в российском предпринимательстве при Петре I.

17. Меркантилизм: теория и практика применения в России.

18. Физиократия как экономическая доктрина.

19.  Развитие биржевой торговли в России.

20. Деятельность Екатерины II по отмене монопольных привилегий компаний и частных лиц.

21. Деятельность Российско - американской компании.

22.Городовое положение (Жалованная грамота городам) от 21.04.1785 г. и его значение для развития торговли в России.

23. Деятельность М.М. Сперанского в развитии российского гражданского и торгового законодательства.

24. Свод законов Российской империи как источник правового регулирования экономической деятельности.

25. Правовое регулирование торговой и предпринимательской деятельности в России в период реформ Александра II.

26.Особенности реформ Александра II в сфере развития местного самоуправления и их влияние на развитие предпринимательства в России.

27.Отмена крепостного права и ее влияние на экономическое развитие России («Манифест об отмене крепостного права» от 19.02. 1861 г.)

28.Создание Государственного банка и губернских казначейств их влияние на улучшение денежного обращения в России в 1860 -1890 – х г.г.

29.Влияние реформ С. Ю. Витте  на развитие предпринимательства.

30. Взгляды Г.Ф. Шершеневича на развитие торгового права России.

31.А.Ф. Федоров и его вклад в развитие российского торгового и предпринимательского права.

32. Реформы П. А. Столыпина и их влияние на развитие предпринимательства.

33. Правовая основа национализации промышленности после Октябрьского переворота 1917 г.

34.Правовая основа национализации банков после  Октябрьского переворота 1917 г.

35.Правовая основа национализации внешней и внутренней торговли после Октябрьского переворота 1917 г.

36. Политика «военного коммунизма» и её последствия для российского предпринимательства.

37.Централизация управления экономикой. Учреждение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) после Октябрьского переворота 1917 г.

38. Правовое регулирование торговой и предпринимательской деятельности в период новой экономической политики (НЭП).

39. Особенности финансовых реформ в период новой экономической политики (НЭП).

40. Концессионные соглашения в период новой экономической политики (НЭП).

41. Индивидуальная трудовая деятельность в СССР во второй половине XX в.

42. Деятельность М. С. Горбачёва по «перестройке» и возрождению предпринимательства (антиалкогольная реформа, денежная реформа 1991 г., создание кооперативов и совместных предприятий).

43. Закон СССР «О кооперации в СССР» 1988 г.

44. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 1987г.

45. Закон СССР « О собственности в СССР» 1990 г.

46. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г.

47. Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» 1991 г.

48. Радикальные экономические реформы начала 1990-х годов и предпринимательство. 49. Либерализация внешней торговли  в  начале 1990-х годов.

50. Способы приватизации государственных предприятий в Российской Федерации в 1990-х годах.

 

Тематика рефератов (докладов)

1. Понятие, виды и формы предпринимательской деятельности.

2. Деловая и хозяйственная жизнь в понимании мыслителей античного мира.

3. Предпринимательство во взглядах богословов эпохи средневековья на предпринимательскую деятельность.

4. Ричард Кантильон и его взгляды на предпринимательскую деятельность.

5. Меркантилизм и физиократия как системы организации предпринимательской деятельности.

6. «Русская правда» как источник правового регулирования торговой деятельности в раннесредневековой Руси.

7. Роль Ганзейского союза в развитии предпринимательства средневековой Европы.

8. Источники правового регулирования торговой деятельности на Руси (Новгородская судная грамота, Судебник 1497 г., Судебник Ивана IV, Соборное уложение 1649 г.)

9. Законодательная и административная деятельность Петра I в укреплении и развитии предпринимательской и коммерческой деятельности.

10. Российско-американская компания и ее роль в развитии российского предпринимательства.

11.  Особенности развития экономики и предпринимательства России во время правления Екатерины II.

12. Г.Ф. Шершеневич и его взгляды  на развитие торгового права России. 

13.  Финансовые  реформы Александра II и их влияние на развитие предпринимательства в России.

14. Монополистические объединения в Российской империи в XIX - начале XX в.в.

15.  А.Ф. Федоров и его вклад в развитие торгового и предпринимательского права России.

16. М.М. Сперанский и его вклад в развитие российского гражданского и торгового законодательства.

17. Реформы С. Ю. Витте и развитие финансово-промышленного предпринимательства.

18. Новая экономическая политика (НЭП) и развитие экономики РСФСР и СССР в 20-е годы XX в.

19. Теневая экономика в СССР в 50-80 г.г. XX в.

20. Законодательное регулирование  экономических реформ  начала 1990-х годов в СССР.

 

VI I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

-Положение об интерактивных формах обучения (http://www.rea.ru);

-Положение о самостоятельной работе обучающихся (http://kemerovo.rea.ru);

-Положение о курсовых работах обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, реализуемым в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова (http://kemerovo.rea.ru);

-Положение о многобалльной (100-балльной) шкале оценок знаний при промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, реализуемым в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова (http://kemerovo.rea.ru);

-Положение о научно-исследовательской работе студентов, аспирантов и молодых ученых в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова (http://kemerovo.rea.ru);

-Порядок организации образовательной деятельности в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекции. Уточнение терминов, толкований и понятий.  Обозначить материал, который вызывает трудности, найти в рекомендуемой литературе.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Индивидуальные задания Знакомство с литературой, составление конспекта выполнения индивидуального задания.
Выполнение тестовых заданий Средство, позволяющее оценить уровень знаний обучающегося путем выбора им одного из нескольких вариантов ответов на поставленный вопрос. Возможно использование тестовых вопросов, предусматривающих ввод обучающимся короткого и однозначного ответа на поставленный вопрос.
Реферат (доклад) Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы.
Групповая дискуссия Метод, позволяющий включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к различным категориям осуществляют выбор методов обучения в зависимости от особенностей восприятия учебной информации. Для обучающихся - инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяются словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстрационные, поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

Для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине созданы фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить степень освоения учебного материала. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Обучающийся-инвалид, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья выбирает форму контроля, подходящую для него, а именно: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования. При необходимости обучающемуся-инвалиду, обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

 

Посещаемость

В соответствии с утвержденным учебным планом по направлению 40.03.01 «Юриспруденция», профили: «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой» по дисциплине предусмотрено:

-1 семестр  – 7 (14 часов) лекционных, 7 (14часов) практических занятий. За посещение 1 занятия студент набирает 1,4  балла.

 

Текущий и рубежный контроль

 

Форма контроля Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением) Количество баллов, максимально

 Текущий и рубежный контроль

Тема 1. Природа и сущность предпринимательской деятельности Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты 2
Тема 2. Зарождение и развитие теории предпринимательства и предпринимательского права Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия 3
Тема 3. Зарубежное и отечественное предпринимательство и предпринимательское право в условиях традиционализма Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия 3
Тема 4. Российское предпринимательство и предпринимательское право в XVIII веке и первой половине XIX века Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия 3
Тема 5. Российское предпринимательство и предпринимательское право в контексте национальной модернизации второй половины XIX века и начала XX века Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия 3
Тема 6. Предпринимательство и предпринимательское право в советский период 1917-1990 гг. Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия 3
Тема 7. Предпринимательство и предпринимательское право в современной России Устный вопрос, контр. вопросы, тестовые задания, рефераты, дискуссия 3
Всего 20

 

Творческий рейтинг

Распределение баллов осуществляется по решению методической комиссии кафедры и результат распределения баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы:

в 1 семестре:

Наименование раздела/ темы дисциплины Вид работы Количество баллов
Тема 1. Природа и сущность предпринимательской деятельности   активная работа на аудиторных занятиях,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 2
Тема 2. Зарождение и развитие теории предпринимательства и предпринимательского права активная работа на аудиторных занятиях, активное участие в дискуссии,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 3
Тема 3. Зарубежное и отечественное предпринимательство и предпринимательское право в условиях традиционализма активная работа на аудиторных занятиях, активное участие в дискуссии,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 3
Тема 4. Российское предпринимательство и предпринимательское право в XVIII веке и первой половине XIX века активная работа на аудиторных занятиях, активное участие в дискуссии,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 3
Тема 5. Российское предпринимательство и предпринимательское право в контексте национальной модернизации второй половины XIX века и начала XX века активная работа на аудиторных занятиях, активное участие в дискуссии,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 3
Тема 6. Предпринимательство и предпринимательское право в советский период 1917-1990 гг. активная работа на аудиторных занятиях, активное участие в дискуссии,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 3
Тема 7. Предпринимательство и предпринимательское право в советский период 1917-1990 гг. активная работа на аудиторных занятиях, активное участие в дискуссии,  высокое качество выполненных работ текущего контроля; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях; выступление с докладом на заседании студенческо-научного клуба; публикация научной студенческой статьи 3
ИТОГО 20

 

Промежуточная аттестация

 

Зачет по результатам изучения учебной дисциплины «История предпринимательского права» во 2 семестре проводится в  устной форме. Зачет состоит из 2 теоретических вопросов.

Оценка по результатам зачета выставляется исходя из следующих критериев:

- полный правильный ответ на первый теоретический вопрос – 20 баллов;

-полный правильный ответ на второй теоретический вопрос – 20 баллов.

В случае частично правильного ответа на вопрос или решение задачи, студенту начисляется определяемое преподавателем количество баллов.

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией. Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом:

 

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине

Кемеровский институт (филиал)

 

 

Факультет Юридический

 

Кафедра Гражданского права и процесса

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2019-02-24, просмотров: 247.