ЧЕРЕВКОВО и СИДОРОВА ЕДОМА в XVII веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XVII век в истории нашей Родины богат событиями. В 1601–1603 годах страну постигло страшное бедствие: неурожай и голод в центральных и северных уездах, чума. За эти годы только в Москве умерло около 127 тысяч человек. Тяжелым положением страны воспользовались поляки. С помощью самозванцев Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и семибоярщины поляки заняли Москву. Силами народных ополчений, особенно нижегородского под водительством Минина и Пожарского, они были изгнаны из Москвы и русских земель. Польско-литовские отряды занимались грабежами и убийствами. Такой отряд разорил Сольвычегодск. Другой отряд проходил через Черевково.

Голод, эпидемия и польско-литовская интервенция унесли в нашей стране около двух миллионов человеческих жизней (в середине XVI века население в России составляло 14,5 млн. человек, к 20-м годам XVII века стало 12,5 млн. человек). Повсюду сильно сократились запашки, пашни стали порастать лесом. Некому было обрабатывать землю. Тяжел был и налоговый гнет. Повышение правительством цены на соль вызвало удорожание и других продуктов. Многие крестьяне были вконец разорены. Начались волнения горожан и крестьян, в том числе в Устюге и Сольвычегодске. В 1670–1671 годах на огромной территории страны вспыхивает крестьянская война под предводительством Степана Разина.

В XVII веке возникает мануфактурная промышленность, первые железоделательные заводы. На них применяются водяные двигатели, сверлильные станки, воздуходувные меха. Большую роль начинает играть торговый капитал. Между производителями и потребителями появляется купец-купщик.

На Севере не было крепостного права. Северные крестьяне, наши прадеды, назывались государевыми черносошными крестьянами. Они имели участки тяглой («черной») земли. Свой участок они могли передавать по наследству, продавать и закладывать. За свой земельный участок, а также за сенные и промысловые угодья крестьянин был обязан платить государству прямые денежные налоги, поставлять хлебные запасы для Сибири, нести тяжелую ямскую повинность, служить по выборам в таможенных и кабацких головах, целовальниках. Очень тяжела была ратная (воинская) повинность. Поэтому в Смутное время (1600–1613), во время крестьянских войн крестьяне от тягот жизни уходили «в бега».

Погост Черевково

Черевково и Сидорова Едома в XVII веке были уже известными селениями. Черевково называлось погостом. На Двине и ее притоках у новгородцев было более 20 погостов и крупных селений. Погосты были объединяющими центрами для разбросанных вокруг деревень, служили местом совершения религиозных обрядов, местом для сходов и оформления сделок. По писцовым книгам погост – это место, где была церковь, церковь с селениями. По словарю Брокгауза и Ефрона, слово «погост» имеет несомненную связь со словом «гостить». В прежние времена гостями назывались купцы. Отсюда погост – место для торга. Погосты были с большим числом поселений (деревень), свыше 50, с малым числом деревень и даже без деревень. Черевковский погост был большим, он объединял до 190 деревень. Погост включал в себя дворы попа, дьячка, пономаря, проскудницы, дворы бобылей.

Кроме погостов, были по Двине и Вычегде городища. Так, по Вычегде было шесть городищ. Городище – это укрепленный пункт. Например, городище Еренск (позднее город Яренск): в начале XVII века в нем было «городового наряду в онбаре 4 пищали затинные без станков, да 8 рушниц в станках, да 3 рушницы без станков невелики. Да в онбаре зелья (пороху) полтретья пуда (2 с половиной пуда), да ядер затинных пищалей 1150, да 320 пулек свинцовых малых пищалей» («Записки Северо-Двинского общества изучения местного края». 1928. Вып. V).

Из писцовой книги 1626 года видно, что деревни нашей волости были расположены, как и теперь, по левому материковому берегу поймы Двины и за редкими исключениями сохранили свои названия. Начиналась волость с деревни Ситковской (на юге), тянулась берегом узкой полосой и заканчивалась деревней Фоминской (в Ляхове). Примерно посередине волости находился погост. Деревни волости назывались «государевыми деревнями». Их было 193, «да три починка, да два двора монастырских, два двора поповых, один двор дьяконов, один двор дьячков и четыреста тридцать пять дворов крестьянских, а людей в них 567 человек да четыре двора пустых». Деревни были маленькие. Из 182 деревень (писцовая книга имеет вырванные листы) в 67 деревнях было по 1 двору, в 68 – по 2 двора, в 29 – по 3 двора, в 11 – по 4 двора, в 4 – по 5 дворов, в 5 – по 6 дворов и в 1 деревне (Ляховской) было 9 дворов.

Писцовая книга учитывает только мужское население – взрослых и детей. Есть целые деревни, в которых крестьяне бездетны (не имеют детей мужского пола), таковы деревни северного конца Ляхова: Фоминская – 3 двора, Фоминская другая – 2 двора, Демьяновская – 4 двора, Алферовская – 2 двора, Беляевская – 2 двора, Ляховская – 9 дворов, Аверкиевская – 4 двора, Тимошинская – 5 дворов и некоторые деревни Черевкова и Холмова. Очевидно, хозяева дворов в этих деревнях – вновь прибывшие поселенцы. В итоговой записи этой писцовой книги читаем: «и с теми, которые прибыли после дозора 1620 года». Откуда прибыли, почему и сколько человек – в книге не сказано. Вновь прибывших, очевидно, распределили по деревням в административном порядке.

В волости, очевидно, на погосте, было еще 11 бобыльских оброчных двóрцев (уменьшительная форма слова двор), 8 оброчных двóрцев находилось на Становой слободке, «да один старой кабацкой». Кроме того, по деревням на купленных местах стояло 14 бобыльских двóрцев, было еще 3 бобыльских двóрца, «а ныне впусте», один из них «смыло водой». Бобыли – это обезземеленные крестьяне, потерявшие или забросившие землю. Жили они на чужой земле, за что платили «бобыльщину»; работали по найму или занимались ремеслами (кузнецы, столяры, плотники, сапожники, портные, коновалы и проч.). До тридцатых годов XVII века, не имея земли, они были свободны от государевой подати. А после замены поземельной подати подворной были обязаны наравне с пашенными крестьянами нести «тягло», т.е. платить государству подворный оброк.

Начинается писцовая книга 1626 года так:

«В Черевковской волости погост на истоке на Курье. А на погосте церковь Николая Чудотворца древяна верх о пяти верхах. Да у тоя же церкви три придела, придел святого пророка Илии, да придел святого мученика Флора и Лавра, да придел страстотерпца Христова Георгия, да теплая церковь архиепископов александрийских Офонасия и Кирилла.., да в приделе святого мученика Власия Севастьянского, а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение прихоцких волостных людей».

Никольская церковь в июне 1657 года сгорела от удара молнии.

«На погосте двор пономаря Бессонко Федоров Чупров, двор трапезник Федька Васильев, двор просвирницы Овдотьицы да на погосте же три кельи, в них живут нищие старицы, питаются о церкви божии да старице же Сундулее дано под келью местечко порозжее».

Затем в писцовой книге идет описание деревень волости. А дальше читаем: «на треть деревни Куфтеревской поставлен монастырь, а в нем церковь Живоначальныя Троицы да теплая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да в приделе усекновение честные главы святаго и славнаго пророка и предтечи крестителя господня Иоанна древяна клетции, а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение Сийского монастыря игумена Ионы, а на монастыре… черной поп Сийского монастыря Иона да старец инок Анокентий».

 Антониево-Сийский монастырь на Двине (ниже Емецка) возник в двадцатые годы XVI века.

Все черевковские церкви были деревянные, из них две холодные и две теплые. Кроме того, в 1632 году на погосте была построена деревянная часовня во имя иерея Петра Черевковского. В брошюре «Историческое сказание о жизни иерея Петра Черевковского» рассказывается, что, по преданию, в Черевково в 1613 году приходил отряд ляхов (поляков-литовцев), что они замучили священника Петра: привязали его к конскому хвосту и волочили по улице села. Факт захода в Черевково отряда поляков не подлежит сомнению. В наш край заходило три отряда поляков-литовцев; один шел по Сухоне, разорил Сольвычегодск, второй вышел на Двину через Вагу, третий вышел на Двину по реке Емце. Очевидно, в Черевкове был второй отряд. В «Памятной книжке Вологодской губернии на 1893–1894 гг.» говорится, что 22 сентября 1612 года поляки совершили набег на Вологду и разорили ее. В1612 году поляки напали на Сольвычегодск и разорили его, в том же году они напали на Устюг, Вагу и разорили Вельский

 



Дата: 2019-02-24, просмотров: 404.