Внешние (экзогенные) | Внутренние (эндогенные) |
ü Войны и перестройка экономики на военные нужды, с максимальным поглощением ресурсов. ü Картельные соглашения стран экспортёров энергоресурсов. ü Крупные нововведения, оказывающие влияния на инвестиции, производство и потребление | ü Монетарная политика правительства. ü Изменения соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, вызванное появлением принципиально новым товаром или услугой. ü Значительное превышение совокупного предложения над совокупным спросом |
Фазы экономического цикла
Собственность – правовое обладание имуществом.
Частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц (личные вещи).
Государственная собственность - ФЕДЕРАЛЬНАЯ (все, что принадлежит РФ) и Собственность субъектов РФ (природные ресурсы, полезные ископаемые).
Муниципальная собственность – принадлежит городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям (школы, больницы, детские сады и др.)
3 права собственника: владение (обладание), пользование (извлечение полезных свойств), распоряжение (осуществление сделок).
Право собственности возникает:
- в результате изготовления вещи для себя;
- в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);
- в результате наследования или дарения;
- по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);
- по праву давности владения.
РЫНОК – совокупность всех отношений, а также фирм и организаций сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия необходимые для развития рыночного хозяйства
Ø Конкурентная среда (свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; законы, охраняющие право собственности)
Ø Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы; запасы ресурсов)
Ø Обеспечение подвижности ресурсов
Ø Функционирование инфраструктуры рынка
Основные параметры, регулирующие рынок
Спрос – готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый промежуток времени.
Величина спроса – объем товаров и услуг, которые готов приобрести потребитель в определенное время по конкретной цене.
Закон спроса – спрос находится в обратной зависимости от цены товара. Чем меньше цена, тем больше спрос.
Предложение – готовность продавца продать товары и услуги по тем или иным ценам за определённый период времени.
Величина предложения - объем товаров и услуг, которые готов продать производитель в определенное время по конкретной цене.
Закон предложения – чем выше цена, тем больше предложение.
ФУНКЦИИ РЫНКА
Функция | Сущность |
Посредническая | Соединяет производителей и потребителей |
Ценообразования | Устанавливает равновесие цены |
Информационная | Предоставляет информацию об объёмах производства и потребления |
Регулирующая | «Переводит» капиталы из менее в более выгодные отрасли |
Санирующая | «Освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности. |
Виды рынков
Классификатор | Виды рынков |
По действующему законодательству | ü Легальный ü Нелегальный |
По предлагаемому товару или услугам | ü Потребительский ü Средств производства ü Рабочей силы ü Инвестиций ü Валютный ü Фондовый (ценных бумаг) ü Инноваций и научно-технических разработок ü Информационный |
Пространственный признак | ü Мировой ü Региональный ü Национальный ü Местный |
По типу конкуренции | ü Чистой конкуренции ü Несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия) |
Типы конкуренции:
1. Свободная (чистая, совершенная). Много покупателей и продавцов. Для продажи предоставлены сопоставимые товары и услуги, ни один из продавцов не знает о рынке больше остальных. Цены устанавливаются в результате уравнивания спроса и предложения.
2. Монополистическая конкуренция. Есть несколько продавцов. Предложения схожие, но не идентичные. Придание товару уникальных свойств.
3. Олигополия. Господство нескольких брендовых фирм, которые диктуют остальным цены. Вход на рынок затруднен для остальных.
4. Монополия. Один производитель, нет близких заменителей товара. Вход на рынок затруднен Монополист сам диктует цены.
5. Монопсония – один покупатель, много производителей. (Например, в СССР государство могло быть единственным покупателем оборонной техники).
Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права.
Вексель – письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки уплаты должником.
Акция (лат.aktio – распоряжение)- ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода дивиденда. У привилегированных акций ДИВИДЕНД фиксирован и право на все бонусы ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ!
Облигация (лат. obligato – обязательство) - ценная бумага, выражающая долговые обязательства, имеющая номинальную стоимость. Владелец получает ПРОЦЕНТ.
Фондовая биржа – организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, контролируемый государством.
Издержки – затраты производителя на использование и приобретение факторов производства.
Постоянные издержки – не зависят от объема выпускаемой продукции (коммунальные платежи, зарплата администрации и др.)
Переменные издержки – зависят от объема выпускаемой продукции (сдельная з/п, оплата электроэнергии и др.)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 178.