Измерители экономической деятельности
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых гражданами страны с помощь принадлежащих им средств производства внутри и во вне страны в течении года.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ – стоимость конечной продукции, произведённой на территории страны за определённый период, не зависимо от того, в чей собственности находятся факторы производства.
ВВП НОМИНАЛЬНЫЙ – выражается в ценах на данный период времени
ВВП РЕАЛЬНЫЙ - выражается в ценах с учётом инфляции.
ПРИ ПОДСЧЕТЕ ВВП не учитываются: промежуточные товары и услуги, финансовые операции (покупка акций, облигаций, трансферты, стоимость товаров и услуг, произведенных за рубежом)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так ив расчёте на 1 жителя.
Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счёт расширенного использования ресурсов.
Интенсивный рост - увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства, повышения их эффективности.
ФАКТОРЫ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА
НТП; Повышение квалификации работников; Рациональное распределение ресурсов; Экономия на масштабе
Экономическое развитие - кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, структурные преобразования экономики в какой-либо отрасли. Не обязательно сопровождается экономическим ростом.
Экономический цикл – попеременное чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП (т. е. от одного кризиса к другому).
Причины циклического развития экономики
Внешние (экзогенные) | Внутренние (эндогенные) |
ü Войны и перестройка экономики на военные нужды, с максимальным поглощением ресурсов. ü Картельные соглашения стран экспортёров энергоресурсов. ü Крупные нововведения, оказывающие влияния на инвестиции, производство и потребление | ü Монетарная политика правительства. ü Изменения соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, вызванное появлением принципиально новым товаром или услугой. ü Значительное превышение совокупного предложения над совокупным спросом |
Фазы экономического цикла
Собственность – правовое обладание имуществом.
Частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц (личные вещи).
Государственная собственность - ФЕДЕРАЛЬНАЯ (все, что принадлежит РФ) и Собственность субъектов РФ (природные ресурсы, полезные ископаемые).
Муниципальная собственность – принадлежит городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям (школы, больницы, детские сады и др.)
3 права собственника: владение (обладание), пользование (извлечение полезных свойств), распоряжение (осуществление сделок).
Право собственности возникает:
- в результате изготовления вещи для себя;
- в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);
- в результате наследования или дарения;
- по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);
- по праву давности владения.
РЫНОК – совокупность всех отношений, а также фирм и организаций сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия необходимые для развития рыночного хозяйства
Ø Конкурентная среда (свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; законы, охраняющие право собственности)
Ø Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы; запасы ресурсов)
Ø Обеспечение подвижности ресурсов
Ø Функционирование инфраструктуры рынка
Виды рынков
Классификатор | Виды рынков |
По действующему законодательству | ü Легальный ü Нелегальный |
По предлагаемому товару или услугам | ü Потребительский ü Средств производства ü Рабочей силы ü Инвестиций ü Валютный ü Фондовый (ценных бумаг) ü Инноваций и научно-технических разработок ü Информационный |
Пространственный признак | ü Мировой ü Региональный ü Национальный ü Местный |
По типу конкуренции | ü Чистой конкуренции ü Несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия) |
Типы конкуренции:
1. Свободная (чистая, совершенная). Много покупателей и продавцов. Для продажи предоставлены сопоставимые товары и услуги, ни один из продавцов не знает о рынке больше остальных. Цены устанавливаются в результате уравнивания спроса и предложения.
2. Монополистическая конкуренция. Есть несколько продавцов. Предложения схожие, но не идентичные. Придание товару уникальных свойств.
3. Олигополия. Господство нескольких брендовых фирм, которые диктуют остальным цены. Вход на рынок затруднен для остальных.
4. Монополия. Один производитель, нет близких заменителей товара. Вход на рынок затруднен Монополист сам диктует цены.
5. Монопсония – один покупатель, много производителей. (Например, в СССР государство могло быть единственным покупателем оборонной техники).
Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права.
Вексель – письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки уплаты должником.
Акция (лат.aktio – распоряжение)- ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода дивиденда. У привилегированных акций ДИВИДЕНД фиксирован и право на все бонусы ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ!
Облигация (лат. obligato – обязательство) - ценная бумага, выражающая долговые обязательства, имеющая номинальную стоимость. Владелец получает ПРОЦЕНТ.
Фондовая биржа – организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, контролируемый государством.
Издержки – затраты производителя на использование и приобретение факторов производства.
Постоянные издержки – не зависят от объема выпускаемой продукции (коммунальные платежи, зарплата администрации и др.)
Переменные издержки – зависят от объема выпускаемой продукции (сдельная з/п, оплата электроэнергии и др.)
Виды бюджета:
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ – расходы соразмерны доходам государства
ПРОФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ - доходы превышают расходы государства
ДЕФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ - расходы превышают доходы государства
Государственный долг – сумма задолжности государства по выпушенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Денежно-кредитная политика (монетарная) – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита. Инструменты: операции на открытом рынке, политика учётной ставки, изменение нормы обязательных резервов.
Налоговая политика (фискальная) – система мероприятий государства в области налогообложения, которая строиться с учётом интересов государства и налогоплательщиков.
По способу взимания:
ü прямые налоги: НДФЛ (на доход физического лица), на собственность, на имущество.
ü косвенные налоги (надбавки к стоимости): акцизные сборы, НДС (налог на добавленную стоимость), пошлины.
По субъектам налогообложения:
ü с физических лиц
ü с юридический лиц
По поступлению в бюджет:
ü Федеральные (все косвенные, НДФЛ, НДЮЛ, на полезные ископаемые, на покупку валюты, выигрыш, водный налог)
ü Региональные (транспортный, лесной, на имущество предприятий)
ü Местные (земельный, курортный, игорный бизнес, на рекламу на содержание жилого фонда)
Три системы налогообложения:
1. Пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работника.
2. Прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход.
3. Регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход.
Принципы налогообложения: обязательность, легитимность, всеобщность, справедливость, удобство в системе налогообложения и т.п.)
Функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, социально-вопитательная,конкретно-учетная)
Банковская система – совокупность действующих в стране банков и других финансово – кредитных учреждений. Имеет двухуровневую систему.
Функции Центрального банка
Ø Является эмиссионным центром страны, так как единственный обладает правом выпуска денег.
Ø Является основным институтом при проведении денежно-кредитной политики
Ø Сосредотачивает, резервы коммерческих банков и контролирует их деятельность
Ø Кредитует коммерческие банки.
Ø Хранит золотой запас страны
Ø Содержание гос. аппарата
Коммерческие банки - финансово – кредитные учреждения, продающие свои услуги с целью получения прибыли
Пассивные операции банков – направлены на мобилизацию денежных ресурсов: прием депозитов, получение кредитов других банков, выпуск ценных бумаг.
Активные операции банков – направлены на размещение средств: кредитование, покупка и продажа валюты и ценных бумаг.
Другие финансово-кредитные институты:
Пенсионные фонды – создаваемые государством и частными компаниями предприятия для получения прибыли от используемых вкладов и пенсионных выплат, согласно договорам с вкладчиками
Инвестиционные фонды – предприятия собирающие финансы через продажу собственных ценных бумаг для торгов на фондовом рынке и получения прибыли.
Страховые компании – организации получающие прибыль в части не затраченных на выплаты страховых случаев страховых взносов.
Финансовые компании - организации получающие прибыль от кредитования потребительского рынка.
Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Виды инфляции
ПО ХАРАКТЕРУ ПРОТЕКАНИЯ
Открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги
Скрытая – возникает при неизменном уровне розничных цен и росте доходов населения
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПОВ РОСТА
Умеренная – цены растут постепенно на 5-15 % в год. Может иметь положительный эффект, мобилизировать действия на рынке.
Галопирующая – цены быстро и скачкообразно растут свыше 20% в год
Гиперинфляция - цены растут сверх быстро до 200 % в год
Причины инфляции:
Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растёт объём зар. платы, появляется избыточный спрос, или при излишней эмиссии денег, или при спаде национального производства.
Инфляция предложения (издержек) - рост цен связан с увеличением издержек на рабочую силу, сырьё, энергоносители и т. п.
Последствия инфляции: рост социальной напряженности, деньги теряют свои основные функции (средство обмена, накопления, платежа), процветает бартер, производитель не знает, какую цену устанавливать, потребитель – какая цена адекватная и т.п.
Борьба с инфляцией (антиинфляционная политика): проведение монетарной политики, экономия гос. бюджета, увеличение налогов, контроль уровня цен и др.
От инфляции проигрывают: кредиторы, люди с фиксированным доходом, банки, вкладчики. Выигрывают – государство, заемщики.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения рабочей силы
Рабочая сила – умственные и физические способности человека, его знания и навыки позволяющие выполнять определённые виды работ с необходимой производительностью и качеством.
Занятость – деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей и приносящая им трудовой доход
ФОРМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Повременная – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
Сдельная - вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий
Смешанная - вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени и от финансового состояния компании, итогов работы каждого.
Номинальная – оплата за труд в виде денежного эквивалента (50 руб.).
Реальная – это количество моральных и материальных благ, приобретаемое за плату номинальную. (1 кг. конфет)
Безработица – социально – экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу и становится резервом рынка труда
Основные виды безработицы:
СТРУКТУРНАЯ Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации, часто связана с введением новых технологий.
ФРИКЦИОННАЯ связана с поиском и ожиданием работы, временная безработица, поиск работы по специальности в связи с личными причинами.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ возникает в результате спада производства (экономического кризиса)
ОТРАСЛЕВАЯ связанна с спадом производства в конкретной отрасли экономики
СЕЗОННАЯ – связана со сменой времени года
ФОРМЫ Открытая. Скрытая. Текучая. Застойная
Государственные методы регулирования рынка:
Протекционизм – защита внутреннего рынка от иностранного конкурента
Фритредерство – открытость рынка для иностранных товаров.
Тарифные методы: таможенные союзы, налоги на импорт и экспорт.
Нетарифные методы: эмбарго (санкции), квоты (количественное ограничение товаров), стандартизация, лицензирование.
Измерители экономической деятельности
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых гражданами страны с помощь принадлежащих им средств производства внутри и во вне страны в течении года.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ – стоимость конечной продукции, произведённой на территории страны за определённый период, не зависимо от того, в чей собственности находятся факторы производства.
ВВП НОМИНАЛЬНЫЙ – выражается в ценах на данный период времени
ВВП РЕАЛЬНЫЙ - выражается в ценах с учётом инфляции.
ПРИ ПОДСЧЕТЕ ВВП не учитываются: промежуточные товары и услуги, финансовые операции (покупка акций, облигаций, трансферты, стоимость товаров и услуг, произведенных за рубежом)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так ив расчёте на 1 жителя.
Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счёт расширенного использования ресурсов.
Интенсивный рост - увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства, повышения их эффективности.
ФАКТОРЫ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА
НТП; Повышение квалификации работников; Рациональное распределение ресурсов; Экономия на масштабе
Экономическое развитие - кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, структурные преобразования экономики в какой-либо отрасли. Не обязательно сопровождается экономическим ростом.
Экономический цикл – попеременное чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП (т. е. от одного кризиса к другому).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.